Решение. Надо обратить внимание на следующее:
Ø резкие перепады в настроении ребенка (волнообразность настроения);
Ø нарушение сна (в течение дня сонливость, вялость, заторможенность, вечером выглядит бодрым, энергичным, готовым делать что угодно, но не ложиться спать);
Ø аппетит и манеру поведения за столом во время еды (ребенок может не есть весь день, а после прогулки — очень много).
Наркоманы отдают предпочтение супермодной одежде — кожаным курткам с заклепками, массивным ремням, разрисованным знакам и т. д. Если ребенок болен наркоманией, надо идти к специалисту. Сам он не выберется. Он уже зависит не от себя, а от наркотиков. В перспективе может стать преступником.
Ситуация. Родители не хотят, чтобы их дети приобщались к наркотикам.
Как научить подростка контролировать свое поведение, чтобы предотвратить употребление им наркотиков?
Решение. Научите подростка контролировать ситуации, благоприятствующие употреблению наркотиков. Сделайте это с помощью ролевых игр. Наглядно покажите ситуации, связанные с предложением наркотиков.
1. ПРЯМОЙ ОТКАЗ.
«Я не принимаю яд».
«Мне не нравится вкус».
«Я берегу мозги для умственных занятий».
2. ОТКАЗ С ИЗВИНЕНИЕМ.
«У меня аллергия».
«Я поддерживаю спортивную форму».
3. ОТКАЗ С ЮМОРОМ.
«Извините, я такой сорт не употребляю».
«Я лучше посмотрю, как вы будете валять дурака».
4. ОТКАЗ С ОБИДОЙ.
«Не могу поверить, что вы это употребляете».
5. ОТКАЗ С АЛЬТЕРНАТИВОЙ.
«Давайте лучше что-нибудь поедим».
«Нет, я лучше сыграю в шахматы».
Если этот способ не срабатывает, то лучше уйти, извинившись.
Ситуация. У Миши (13 лет) с определенного момента родители стали вызывать раздражение и неприязнь, а порой даже ненависть. Упреки родителей в его «бесчувственности» оказались бездейственными.