Понятие «Трудный ребенок», «Трудный подросток»

ТЕМА: СОЦИАЛЬНО-ЗАПУЩЕННЫЕ ПОДРОСТКИ

Выполнили: Дудина Наталья,

Горшкова Надежда.

группа МК-31

Кто такой подросток?

Подро́сток — юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте (от 12—14 до 15—17 лет). Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от региона проживания и культурных особенностей, а также пола.

Особенности подросткового возраста.

В этом возрасте развитие организма и психики проходит очень сложный этап: в организме происходит глубокая биологическая перестройка, увеличивается несоответствие между физическим и психическим развитием, острее проявляются противоречия психической деятельности ребенка – стремление к самостоятельности сталкивается с необходимостью учитывать мнение других, система отношений с окружающим миром перестраивается - на передний план выдвигается личность самого подростка.

Умственное развитие претерпевает качественные изменения. Именно в это время интенсивней всего складываются убеждения, формируется характер. Если раньше учебные мотивы в основном определялись отношением к учителю, то с подросткового возраста все большее значение приобретает процесс осмысления жизни – зачем он учится, как это пригодится в жизни. Подростку свойственны сомнения, неуверенность в собственных силах. В этом возрасте формируются интересы и склонности.

Внимание подростков характеризуется противоречивостью – формируется произвольное внимание, но из-за обилия впечатления, импульсивности, смены настроений подросток может отвлекаться от главного.

В эмоциональной сфере подростка рано начинает формироваться чувство взрослости. Интерес к своему внутреннему "Я", открытие себя, определение своих сил и способностей, формирование целей жизни, профессиональной направленности, сравнение себя с другими, самопознание действительности. Изменяются личные взаимоотношения подростка.

Таким образом, в подростковом возрасте в силу сложности, противоречивости возрастных особенностей могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход психического развития и создают объективные предпосылки для появления трудновоспитуемости.

Понятие «Трудный ребенок», «Трудный подросток».

Впервые понятие «трудные дети» появилось в довоенное время и практически сразу получило широкое распространение. Однако возникло оно не в науке, а в обыденной жизни. На какое-то время такое определение исчезло, а в 50-х-60-х годах вновь появилось. В настоящее время этот термин существует с научном словаре педагогики и психологии. Но и сегодня среди учёных идёт дискуссия о целесообразности его использования. Удачен ли этот термин? Некоторые учёные считают его оскорбительным, особенно в общении с самим ребёнком или его родителями. Поэтому современная педагогика слова «трудные дети», «трудный ребёнок» старается использовать как можно реже, заменяя их словами «дети группы риска», «педагогически запушенные дети», «социально запущенные дети» или «дети нестандартного поведения», а то и вовсе запрещает.

Если брать во внимание тот факт, что каждый человек на определённом этапе своего развития вынужден преодолевать внутренние возрастные кризисы, то всех детей можно называть трудными в какой-то момент. Поэтому такой термин применяют лишь к тем детям, проблемы которых никогда не прекращаются и не зависят от возраста.

Такой термин можно встретить и в зарубежной психологии, только там он заменяется названием «учащиеся с проблемами».

Однако, как бы ни называли учёные такую категорию детей, она продолжает существовать в нашем обществе, более того, приносить нашему обществу проблемы, и, к сожалению, не становится малочисленнее из года в год. Тот факт, что «трудные дети» существуют, признают без исключения все, но кроме его признания нужно также отдавать себе отчёт в том, что мы должны жить с такими детьми рядом, воспитывать их, готовить для будущей жизни в обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: