Посвящение в мастера

Время: 2-4 часа.

Пока ребята делали коллажи всех лагерных дней, тренеры готовились к вечернему мероприятию. По традиции пионерских лагерей — это был огромный костер с импровизированными сосисочными шашлыками и «тропой посвящения», пройдя которую, ребята должны были для себя поставить точку работе в лагере.

Мероприятие «Посвящение в мастера» — это не просто несколько упражнений, а «инициация», знаменующая собой переход в иной статус через прохождение испытаний. Вообще сама по себе традиция инициации — посвящений — восходит корнями к древним ритуалам первобытных племен, а затем (в несколько измененном виде) она существовала на каждом из более поздних этапов существования человечества вплоть до наших дней. Ритуалы инициации всегда были окружены атмосферой загадочности и тайны. Лишь люди, хранящие эту традицию, — жрецы племени — могли знать их тайный смысл. Только при прохождении обряда инициации человек признавался соплеменниками перешедшим на следующий возрастной этап (как настоящий мужчина / настоящая женщина), в иной социальный статус. Таким образом, приобретая новый статус через испытания, человек считал это изменение важной ценностью для себя и племени, стремился в дальнейшем действовать согласно своему новому статусу.

В контексте нашей программы инициация «Посвящение в мастера» — также ритуал «перехода», так как участники, завершая работу в лагере, получив важные для себя навыки, знания, возвращаются в привычную жизнь уже другими. Эти изменения отражены в новом для них статусе — после прохождения инициации они уже сами становятся мастерами, а значит, могут применять полученные знания на практике. Еще одна функция инициации в том, что она является важным элементом завершения лагеря, необходимым штрихом к «жирной эмоциональной точке». Но, для того чтобы функции инициации были выполнены, ведущим лучше создать вокруг мероприятия особую атмосферу, фабулу загадочности, таинственности, волшебства и чуда.

Сразу после ужина мы попросили ребят собраться в зале. Начало вечера было несколько необычным: он начался с заполнения дневников и ответа на вопрос: «Чем для меня важен был этот день, что я взял / взяла для себя?». А также важно было, чтобы каждый участник подвел свой личный итог всей работе в лагере.

Подведение личного итога — 15-30 минут

Инструкция: «Разделитесь, пожалуйста, на группы по три человека. Теперь я попрошу каждого из вас подумать над вопросами: «Что во мне изменилось за время работы в лагере? Как на меня повлияла эта работа?» По очереди поделитесь с партнерами своими выводами и получите от них обратную связь: «Как они видели раше изменение? Как менялись ваши отношения во время тренинга?».

Это очень важное упражнение. Такая рефлексия с обратной связью помогает каждому участнику осознать, что эти дни не прошли

для него бесследно, увидеть свою позитивную динамику, еще раз увериться в том, что он обладает целым рядом качеств и особенностей. А еще один смысл этого упражнения в том, чтобы укрепить в участниках веру в то, что групповая работа может быть не только увлекательной, но и полезной.

«Тропа посвящения» — 30 минут

Для того чтобы погрузить ребят в таинственную атмосферу инициации «Посвящение в мастера», мы использовали простой, но эффективный прием «тропа доверия». «Тропа доверия» — это серия упражнений на командное взаимодействие, доверие друг другу. «Тропа доверия» также дает возможность прислушаться к себе, своим ощущениям. Здесь мы приводим ее облегченный вариант, больше направленный на командное взаимодействие и доверие, вы же можете ее дополнить другими упражнениями и «испытаниями».

Сначала мы рассказали ребятам о традиции посвящения в мастера: «Любой, кто попадает в Город мастеров и учится различным искусствам в мастерских Города, после завершения обучения посвящается в мастера. Для этого все посвящающиеся должны пройти «тропой доверия» и разжечь костер». Все участники выходят на улицу, оттуда по дороге, отмеченной свечами (мы использовали «плавающие» низкие свечи), они должны пройти, выполняя задания, до места, где разложен костер.

Упражнение на доверие «Слепой и поводырь»

Группа делится на пары. В каждой паре один из партнеров берет на себя роль ведомого, «слепого», а другой — ведущего, «поводыря». «Слепому» завязывают глаза. После этого в комнате (или на улице на пути движения) выстраиваются различные препятствия. Задача «поводыря» — провести своего партнера по самому сложному маршруту через всю комнату. Причем объявляется запрет на любые звуки, прежде всего на речевое общение. Пары могут стартовать как по одной, так и по несколько сразу, но разными маршрутами, которые могут пересекаться. После прохождения по маршруту участники меняются ролями, препятствия видоизменяются, и все повторяется снова.

Глава 2. День за днем в Городе мастер

Аень 7. «Я изучил науку расставанья...»

Упражнение «Паровозик доверия»

Все участники, закрыв глаза, становятся друг за другом в цепочку. Впереди стоящий участник с открытыми глазами ведет всех остальных к месту костра. Упражнение выполняется молча. При необходимости участников спрашивают о чувствах и мыслях, возникших в ходе выполнения упражнения.

Зажжение Костра мастеров

Участники подходят к костру, открывают глаза, передают от последнего участника до тренера зажженную свечу, осторожно, чтобы она не потухла. Тренер торжественно зажигает костер.

Ребята рассаживаются вокруг костра и по кругу обмениваются своими чувствами; отвечают на вопрос: «Что для меня было важным в лагере, что я возьму для себя на будущее?» У участников, которые хотят что-то сказать, чем-то поделиться, кого-то поблагодарить, есть шанс это сделать. После обмена чувствами всем предлагается пожарить шашлыки (у нас были приготовлены сосиски, кетчуп и хлеб), попеть под гитару или устроить небольшую дискотеку — «шабаш».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: