Упражнение «Линия жизни» — 2 часа 30 минут

Каждый участник получает чистый лист формата АЗ, в распоряжении группы имеются карандаши, ручки и фломастеры. Некоторым участникам, как показывает наш опыт, может потребоваться линейка, так что лучше ее тоже заранее приготовить.

Инструкция: «Перед вами — чистый лист бумаги. Мы предлагаем вам изобразить на этом листе траекторию вашей жизни. Жизнь каждого человека начинается с момента его появления на свет.

Сейчас поставьте на вашем листе точку, которая будет символизировать этот момент. Затем от этой точки проведите линию, которая и будет вашей «линией жизни». Отмечайте на ней каждые пять лет, начиная с нуля. Обозначьте, где вы находитесь сейчас, и попробуйте заглянуть в будущее. А теперь посмотрите на свои жизненные цели и попробуйте распределить их на «линии жизни» в соответствии с тем, когда хотелось бы достичь той или иной цели. Подумайте над тем, каким образом вы будете достигать этих целей, что можно сделать для этого уже сейчас? Какие препятствия могут вам встретиться, что может помешать в достижении ваших целей? Какие ресурсы у вас есть, что может помочь в достижении целей? Что можно взять из настоящего, прошлого и будущего для достижения целей? Чего сейчас вам не хватает для достижения целей, что нужно привлечь / получить как ресурс?»

Рисование «линии жизни» — это увлекательный процесс, в нем есть что-то магическое. Ведь подросток заглядывает по обе стороны от своего сегодняшнего бытия, размышляет о начале и конце, видит, как ограничены время и пространство жизни. Во время этого упражнения в помещении воцарилась необычная тишина, все работали молча и сосредоточенно. Хотя инструкция не очень четкая, никто не отказался от работы и не высказал категорического непонимания. В процессе рисования «линии жизни» тренер должен ходить между участниками, отвечая на их вопросы, задавая собственные, чтобы стимулировать углубление процесса. Важно периодически напоминать участникам о времени, чтобы они понимали границы этого упражнения и не пускались в чересчур глубокий самоанализ.

Хотя в нашей группе подростки были очень разными по своим интеллектуальным и духовным устремлениям, работа над своей «линией жизни» захватила всех. В результате «линии жизни» получились очень разными: у кого-то линия заканчивалась стрелкой, а у кого-то уходила за пределы листа — в бесконечность, кто-то нарисовал ее прямой, как стрела, а кто-то — с множеством изгибов и даже петель. Но главное содержание этого процесса осталось внутри, в анализе своих желаний и возможностей. Частично это содержание было проявлено и отрефлексировано на следующем этапе работы. Примерно через 20—30 минут, когда все участники закончили работать над своими рисунками, им предлагается объединиться в

  Жизненные цели на разных возрастных этапах Средства достижения целей Препятствия на пути к целям Ресурсы, необходимые для достижения целей
1 группа 2 года - ходить и говорить; 7 лет - писать и читать; 10-11 лет - осознание себя; 15 лет - самоопределение; 17 лет - окончание школы и продолжение обучения; любовь, семейное благополучие, здоровье - всю жизнь; успешная работа (успешная профессиональная карьера), финансовое благополучие - лет с 14 (как развитие) и до конца жизни Старание; целеустремленность; желание («я хочу»); социальная поддержка; умение быть самим собой; контроль над собой Финансовое неблагополучие; непонимание со стороны; взяточничество; замкнутость; неуверенность в себе; отрицательные черты характера; недоверие самому себе Уверенность в себе; любовь; поддержка друзей; заинтересованность; умение принимать решение; вера в себя, в успех; харизма (завоевание расположения); центр «Двери»
2 группа Хорошее образование; семья, дети; удачная карьера, осуществление всех мечтаний; любовь; всегда следовать своим путем; быть здоровым; помочь людям; друзья; быть счастливым; сила воли; научиться не прощать Трудиться в поте лица; быть целеустремленным; искренность; вера в себя; доверие; любовь близких людей; деньги; быть верным себе Непонимание; лень; личные качества; комплексы; незапланированная смерть; потеря веры в себя; отсутствие поддержи; обман; судьба Друзья; семья; благополучие; книги; поддержка окружающих; центр «Двери»
  Самосовершенствование - с 7 лет; работа + карьера - с 14 лет; высшее образование -17-30 лет; Высыпаться; следить за здоровьем; внимание; Лень; страх; характер; безответственность; угнетенность; усталость; Упорство, настойчивость, терпение, «упертость»; друзья; связи; люди; родители; поддержка;

Игра-драматизация «Линия жизни» — 60-120 минут.

Инструкция: «Представьте себя в возрасте пяти лет — вы упали и больно ударились. А теперь вы дожили до 50 и принимаете поздравления с юбилеем. Теперь вам 10 лет, и вы играете в футбол во дворе среди луж. А теперь вам столько, сколько сейчас, и вы говорите: «Я готов к работе!».

После разминки проводится несколько расстановок-драматизаций. Идея — из участников выстраивается «линия жизни» протагониста, где участники играют роли различных людей, достижений, препятствий, ресурсов. И подросток, выступающий в роли протагониста, в процессе драматизации двигается и взаимодействует с различными фигурами на своей «линии жизни». Каждое действие завершается общим обменом чувствами, которые возникали у участников во время драматизации, и обязательной деролизацией.

Количество разыгранных случаев определяется готовностью участников предъявлять свой материал и количеством имеющегося в распоряжении группы времени. Конечно, если удастся поработать в качестве протагониста с каждым участником, это замечательно. Но если нет — не стоит огорчаться. Преимущество групповой работы в том и заключается, что участники имеют возможность прорабатывать личный материал опосредованно, через истории других людей. В процессе этого этапа мы работали на открытом воздухе и хотим отметить, что это мешало участникам сосредоточиться на работе. Все же в работе с подростками, для фокусирования групповой энергии, нужно четко ограниченное пространство — иначе внимание распыляется, «народ» начинает «выпадать», и это существенно снижает возможный эффект.

После короткого перерыва участники собрались в рабочей аудитории для итогового анализа. Каждого участника по кругу просили подвести личный итог работы с «линией жизни». В качестве завершения мы предложили участникам медитативное упражнение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: