Глава 3. Глава 3. Уроки продолжаются в городе

Глава 3. Уроки продолжаются в городе. Сопровождение после лагеря

УРОКИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ В ГОРОДЕ. СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОСЛЕ ЛАГЕРЯ

(Из дневника участника): «То, что происходило после возвращения в Москву, еще раз помогло мне понять важную вещь: люди могут быть разными. Вернувшись из лагеря, мы стали другими. Нехорошо, что была возможность говорить о своих чувствах, что было продолжение познания».

Одним из важнейших принципов работы с подростками, направленной на социальную адаптацию, является комплексность и системность в работе. Поэтому любое выездное или невыездное социально-психологическое мероприятие не должно заканчиваться просто «эмоциональной точкой» прощания после трех- или десятидневной работы. Обязательно должно быть продолжение.

Почему это важно? Подростки, приезжая с выезда или уходя из длительной программы, попадают со своими новыми знаниями, умениями, чувствами в условия, которые не изменились за этот небольшой период. Очень часто после возвращения с выезда ребята сталкиваются с ситуацией непонимания со стороны своего окружения, семьи, друзей. Окружающие не всегда готовы принять те изменения, которые произошли в поведении участника лагеря, в его взглядах на жизнь. Это может стать реальной проблемой, волнующей подростка, которую ему важно обсудить с людьми, готовыми понять, подумать вместе над возможностями решения данной проблемы. Поэтому, чтобы облегчить вхождение подростка с произошедшими с ним изменениями в «старый» мир, необходимо организовать его сопровождение. Сопровождение может включать:

□ досуговые встречи, когда собираются участники выезда и обмениваются впечатлениями, просматривают сделанные фотографии, говорят о том, что произошло с ними после лагеря — «группы встреч»;

□ социально-психологические тренинги, которые направлены на развитие или закрепление уже сформированных навыков;

□ тематические встречи, как возможность узнать новое, обсудить интересные фильмы, пообщаться с интересными людьми;

□ встречи для родителей подростков, которые участвовали в программе, что очень важно для понимания ими тех изменений, которые закономерно происходят с их детьми;

□ индивидуальная и семейная психологическая консультативная помощь.

Это далеко не исчерпывающий список того, что может включать в себя работа после тренинга. Все зависит от возможностей тренеров и организаторов программы. Главное здесь — не переборщить и помнить, что участие в «дополнительной» программе для участников является добровольным.

Единственным, на наш взгляд, обязательным элементом в сопровождении является итоговая встреча всех участников программы, посвященная подведению итогов и поддержке дальнейшей интеграции подростков в свою привычную жизнь с поддержанием позитивных изменений, возникших благодаря участию в выезде. Ее лучше делать примерно через неделю после возвращения. К этому моменту эмоции ребят станут менее интенсивными, произойдет осознание итогов участия в выезде, кроме того, возможно, сложатся ситуации, когда они смогут воспользоваться навыками, полученными в Городе мастеров. Встреча также даст возможность оценить, насколько ребята смогли после выезда вернуться к своей обычной жизни, обсудить какие-то волнующие их вопросы.

Если у специалистов, проводящих лагерь-тренинг, нет возможности организовать какую-либо дальнейшую работу с подростками, то этой однократной итоговой встречей можно ограничиться. Однако важно помнить, что подростки, возможно, будут приходить и искать поддержку. Учитывая данное обстоятельство, было бы полезно продумать некую систему поддержки, особенно психологической, которую по силам оказать в случае индивидуального обраще-

 

152 Глава 3. Уроки продолжаются в городе. Сопровождение после лагеря

ния кого-то из участников лагеря. Так, хорошим вариантом стало бы определение организацией одного специалиста, функцией которого стало бы взаимодействие с участниками лагеря и оказание им в случае необходимости психологической помощи.

Еще один вариант—организовать дальнейшее взаимодействие всех участников лагеря через включение их в социально-полезную досуго-вую и развивающую социально-психологическую работу. По длительности это сопровождение может проходить в течение 2-3 месяцев. Именно этот вариант и был выбран нами для программы «Искусство жить...». Такой вариант дает возможность поддержать позитивные изменения в участниках по завершении лагеря и продолжить развитие у них жизненнонеобходимых навыков. Также продолжительная работа с детьми после лагеря позволила значительно смягчить возвращение участников в привычную среду, обеспечить необходимую на этом этапе психологическую и социальную поддержку.

Ниже мы предлагаем вниманию читателя описание некоторых мероприятий, которые были проведены нами в рамках сопровождения подростков после лагеря. Это лишь «штрихи», причем далеко не идеальные, к тому, какая может быть организована работа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: