Анализ стихотворения

Урок литературы в 5 классе

«В поэтической мастерской

Ф.И. Тютчева»

(обучение анализу стихотворения «Есть в осени первоначальной…»).

Учитель Савинова С.М.,

Учитель II кв. кат.

Тема урока: «В поэтической мастерской Ф.И. Тютчева». (Обучение анализу стихотворения «Есть в осени первоначальной…»)

Цель урока:

-познакомить учащихся с историей создания стихотворения «Есть в осени первоначальной», дать представление об анализе стихотворения как виде устного и письменного высказывания;

- развивать память, речь, эмоции, воображение учащихся;

-воспитывать интерес к предмету в ходе освоения темы; личность учащегося, развивающего разные виды своей компетентности (языковой и лингвистической).

Оборудование: интерактивная доска, проектор, портрет писателя Ф.И. Тютчева и его дочери, опорные слова (речевые клише), раздаточный материал (таблица и схема)

План урока

1. Вводно-мотивационный этап (цели, задачи, план урока)

2. Поэтическая разминка

3. Объяснение новой темы

а) чтение стихотворения;

б) работа по плану над анализом стихотворения;

4. Сам. Работа (создание устного высказывания)

5. Дом. задание

6. Подведение итогов урока.

1. Орг. момент.

Мы продолжаем знакомство с поэтом Ф.И. Тютчевым и его творчеством. На прошлых уроках мы познакомились с биографией поэта, работали над выразительным чтением и ИВС, читали его стихи о природе, слушали романсы.

2. Цели и задачи урока.

Сегодня заглянем в поэтическую мастерскую Тютчева. Здесь мы найдем прямое выражение чувств и переживаний автора, увидим многозначный поэтический образ осени в стихотворении «Есть в осени первоначальной…».

Вы попробуете себя в словесном рисовании, умении выделять в тексте стихотворения изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественной структуре стихотворения.

Познакомитесь с приемами целостного анализа текста лирического произведения, продолжите развивать свой эстетический вкус.

А итогом работы на уроке станет создание устного текста для письменного анализа стихотворения «Есть в осени первоначальной».

3. Ход урока.

1) Но сначала поэтическая разминка: Работаем в парах. Задание: составьте синквейн к слову ОСЕНЬ

Пример Осень

Золотая, поздняя

Очаровывает, дышит, исчезает

Прекрасная, но грустная пора

Увядание.

Проверим (дети читают свои работы)

Вы знаете, что Фёдор Иванович Тютчев почти двадцать лет провёл за границей, работая в русской дипломатической миссии. Когда он вернулся в Россию, то поселился в Петербурге, изредка приезжая в своё родное село Овстуг. Такие поездки помогали Тютчеву по-новому ощутить радость и красоту русской природы. Предлагаю окунуться в одну из таких поездок. (Презентация)

2) История создания стихотворения «Есть в осени первоначальной…» (Сценка)

22 августа 1857 года… Лето уходило…

Коляска мягко, неспешно катилась уж третий день. Лето. Дышится легко, думается, и думы тихие, светлые, как эти предосенние солнечные дни… Милый, родной Овстуг, с его четырьмя липами и жиденькой рощицей, остался позади. Скоро и Москва. А вокруг поля, поля, золотые и коричневые. А над ними – огромное, неоглядно бездонное голубое небо. И всюду тишина, тоже широкая, как поля и небо. Поэт, откинувшись на кожаную подушку, держал в руках маленькую записную книжку и время от времени что-то вписывал туда. Его спутница - дочь Мария – чуть улыбается, она ни о чем не спрашивала: она догадывалась, что отец сочиняет стихи. Не следовало ему мешать.

- Да, получилось, - наконец, довольный, сказал отец. – Хочешь послушать?

Он, по обыкновению закрыв глаза и сдерживая волнение, тихо прочитал:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Отец передал Марии листок бумаги и сказал:

- Вот ещё запиши, сейчас пришло в голову:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле.

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

Было удивительно: казалось, стихи сотканы из этого легкого, пропитанного неярким солнцем, воздуха! Мария была счастлива. Этот день, это поэтическое путешествие она запомнила надолго.

Теперь мы знаем историю создания стихотворения «Есть в осени первоначальной...».

Давайте прочитаем стихотворение.

Анализ стихотворения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: