- Ранняя история восточных славян.
- Возникновение Древнерусского государства. Норманисты и антинорманисты.
- Социальная структура и политический строй Древнерусского государства.
- Киевское государство в X-XI вв.
- Крещение Руси и его значение.
- Культура Киевской Руси.
- Феодальная раздробленность и ее причины. Варианты развития русских земель и княжеств.
- Русь и Орда: проблема взаимовлияния.
- Возникновение Москвы и причины ее возвышения.
- Куликовская битва и ее историческое значение.
- Образование Московского государства.
- Иван III: внутренняя и внешняя политика.
- Внутренняя и внешняя политика Ивана IY. Альтернативы политического развития России.
- Испытание государственности в период Смуты. Значение и последствия Смуты. Борьба русского народа против польских и шведских интервентов в начале XVII века.
- Основные тенденции социально-экономического и политического развития России при первых Романовых.
- Государство и церковь в XYII веке. Церковная реформа и раскол в Русской церкви.
- Внешняя политика России в конце XVII – первой четверти XVIII вв. Северная война. Рождение Российской империи.
- Политика глубоких преобразований Петра I: предпосылки, цели, методы, результаты и последствия.
- Альтернативы исторического развития послепетровской России: дворцовые перевороты.
- Просвещенный абсолютизм Екатерины II: внутренняя и внешняя политика.
- Внутренняя политика Александра I: замыслы реформ и их результаты.
- Отечественная война 1812 года и общество.
- Общественная мысль России в первой четверти XIX века.
- Декабристы.
- Кризис крепостничества в первой половине XIX века.
- Внутренняя и внешняя политика Николая I - «апогей самодержавия».
- Общественная мысль России в николаевскую эпоху.
- Причины, ход проведения, результаты и историческое значение Великих реформ в России.
- Народничество: основные идеи, события, люди и их роль в развитии общественной мысли в России.
- Россия в 1880 –1890-м годах. Сущность и последствия контрреформ.
- Развитие капиталистических отношений в пореформенной России.
- Социал-демократия и рабочее движение в России.
- Россия в начале ХХ века: экономика, политика и общественные отношения.
- Столыпинская модернизация России и ее последствия.
- Формирование политических партий в России: генезис, классификация, программы, лидеры, тактика.
- Первая русская революция 1905-1907 гг.: причины, характер, этапы и значение.
- Третьеиюньская политическая система и ее особенности. Первый опыт российского парламентаризма.
- Участие России в Первой мировой войне и обострение общенационального кризиса.
- Февральская революция и падение самодержавия.
- Двоевластие: сущность и возможности альтернативного развития страны.
- Октябрьская революция 1917 года: причины, ход, результаты и оценка.
- Гражданская война и интервенция: причины, основные этапы, уроки и последствия.
- «Военный коммунизм», его экономико-политическое содержание и последствия.
- Политическая и экономическая сущность НЭПа. Альтернативы НЭПа и внутриполитическая борьба.
- Образование СССР. Конституция 1924 года.
- Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия (политика «большого скачка»).
- Становление административно-командной системы в 1920-30-е годы.
- Внешняя политика СССР в условиях нарастания фашистской агрессии и назревания Второй мировой войны.
- Основные этапы Великой Отечественной войны.
- Итоги и уроки Второй мировой и Великой Отечественной войн. Цена победы.
- СССР в 1945-1953 гг.: внутренняя и внешняя политика.
- СССР в 1953-1964 гг.: «Оттепель» во внутренней и внешней политике и ее итоги.
- СССР в середине 1960-1980-х годов: нарастание кризисных явлений в стране.
- СССР в период перестроечных процессов: трудности и противоречия перестройки, основные этапы и итоги.
- Августовские события 1991 года.
- Распад СССР и его геополитические и исторические последствия.
- Современная Россия: трудности и противоречия социально-экономического и политического развития.
- Состояние современной экономики России (1992 – 2011).
- Россия и ее роль в современном мире. Новые черты во внешней политике на рубеже XX – XXI вв.
- Национальные отношения в современной России.
[1] Описывается процедура оценки учебных достижений (каким образом, и в какой форме в рамках дисциплины будет осуществляться процедура оценки при всех видах контроля)
|
|
|
|