Принимая решение о начале изучения боевого искусства, следует представить себе суровость жизни воина. Бой — безусловно, не игра, и боевыми искусствами занимаются не для развлечений. Однако в наше время такая позиция становится немодной, и ее придерживаются меньшинство.
К несчастью, постоянно нарастающая тенденция на Западе, да и в Японии тоже, стремится свести боевые искусства всего лишь к соревнованиям и развлечениям. Витрины полны хромированных безделушек, зазывающих в школы боевых искусств; звучат овации чемпионам, которые движутся по аренам спортивных залов, размахивая тупыми мечами в тщетных попытках подражания боевым искусствам; даже маленькие дети сейчас гордо шествуют по улицам, повязав на себя черные пояса — знаки отличия мастеров боевых искусств.
Зародившиеся в начале нашего тысячелетия боевые искусства Японии преследовали только одну цель — быть в состоянии защитить свою семью и близких тогда, когда им никто другой не смог бы помочь. Боевые традиции развивались не для развлечения. Их создатели не уподоблялись современным домовладельцам, устанавливающим электронные инфракрасные системы безопасности ради развлечения. Целью была прагматичная самозащита на деле. Цена слабости в подготовке и тренированности часто была самой высокой.
Ниндзюцу, или на более высоком уровне — нинпо, никогда не развивалось в четко определенных направлениях, не отдавало предпочтения каким-либо особым техникам. Развитие искусства было продуктом печальной необходимости трудного времени. Если кому-то хотелось, чтобы будущее его семьи было безопасным, то ему приходилось изучать способы войны и объединяться в отряды вместе со своими соседями, разделявшими те же взгляды. Значит, исходной целью изучения боевых искусств было обеспечение счастья для семьи, а не возбуждающее участие в насилии для развлечения.
В своих пяти указаниях для воинов-ниндзя 32-й великий мастер Тогакурэ Рю Синрюкэн Масамицу Тода, который приурочил их к наступлению Нового, 1891 года, указывает на целенаправленность образа жизни воина. Его внуку, в дальнейшем унаследовавшему титул великого мастера ниндзя, в то время было всего два года.