Чтение подростков на рубеже веков

Читательские интересы подростков

(по результатам исследования страниц в социальной сети ВКонтакте)

Гипотетическое исследование

Обществознание

«Думать при всяком деянии о цели оного»

(Л.Н. Толстой-русский писатель)

Работу выполнила:

Ученица 10а класса Захарова Анна

Учитель: Кашурникова Татьяна Михайловна

Санкт-Петербург


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования:

Изучение сообществ подростков, юношей и девушек в Интернете помогает услышать их «голоса», узнать интересы, лучше понять развивающиеся субкультуры этих сообществ, их специфику. Очень популярными среди подростков являются «on-line социальные сети». Именно в сетях отражаются реальные интересы современных подростков, идет активный обмен информацией, так как там они не подвластны контролю со стороны взрослых. Представлены ли в социальных сетях их читательские интересы? На этот вопрос мы и хотели получить ответ в результате нашего исследования.

Цель исследования: изучить читательские интересы подростков в социальной сети «Вконтакте».

Гипотеза:

1. социальная сеть «Вконтакте» самая популярная среди подростков;

2. большинство подростков не любят читать книги, и их круг чтения ограничен развлекательными литературными жанрами.

Задачи:

1. выделить основные проблемы чтения детей и подростков в современном информационном обществе по результатам социологических исследований;

2. выяснить популярность социальной сети «Вконтакте» среди подростков;

3. выявить читательские интересы подростков по результатам анализа их страниц на сайте «Вконтакте».

В ходе нашего исследования мы познакомились с публикациями специалистов в области детского в специальных сборниках, посвященных проблемам чтению детей и подростков. Проведено анкетирование среди учащихся 9-11 классов и проанализирована информация о любимых книгах подростков на их страницах на сайте «Вконтакте».

ЧТЕНИЕ ПОДРОСТКОВ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

(по материалам всероссийского социологического исследования)

Социологическая информация о детском чтении, которой мы сегодня располагаем, носит, узкопрофессиональный (преимущественно библиотечный) характер, поскольку собирается в основном детскими библиотеками и в самих библиотеках. Проект «Чтение школьников и культурные ресурсы семьи», осуществлённый Аналитическим центром Юрия Левады (Левада-Центр) и Некоммерческим фондом «Пушкинская библиотека» при финансовой поддержке Федерального агентства «Роспечать» (декабрь 2006), стал первым общероссийским репрезентативным исследованием, основанным на выборке городского детского населения.[ 1]

Объектом исследования стали три группы респондентов, которые вошли в выборку: это дети младшего школьного возраста, находящиеся на начальной стадии приобщения к книжной культуре (1-4 классы); школьники среднего возраста (5-9 классы), родители, под воздействием которых происходит (или не происходит) конструирование образа читающего ребёнка.

Подростковый возраст признаётся самым ответственным в процессе социализации. Именно в этот период происходит выход ребёнка в жизненный мир и активное усвоение им социальных и культурных образцов, что в последующем – в потенциале – должно обеспечить для общества его культурное воспроизводство. Однако роль подростка в культуре двойственна. С одной стороны, он традиционно выступает объектом воспитания, воздействия и как можно более строгого контроля, призванного принять эстафету от старшего поколения. С другой стороны – современный подросток опережает во многих отношениях мир взрослых, являясь носителем новых культурных моделей, языка, моды, коммуникативных средств и технологий. Можно сказать, что современная культура повседневности складывается во многих отношениях под влиянием подростковой культуры.

Исследование показало, что подростковая стадия чтения отличается неустойчивостью и проявляющимися именно в этом возрасте изменениями. С точки зрения читательского развития, это также переходный этап – от младших (с их – в подавляющем большинстве – интересом к книге, особенно к читаемой им вслух литературе), к старшим, для которых чтение перестает быть признаваемой и принимаемой групповой ценностью. Эта «переходность» имеет сегодня достаточно выраженный регрессивный характер.

Во-первых, в этом возрасте снижается интенсивность чтения. Так, если среди младших школьников доля тех, кто не прочитал ни одной книги за три предшествующих опросу месяца, составила 3%, то среди учащихся средних классов этот показатель возрос до 10% и продолжал увеличиваться в старших возрастных группах.

Во-вторых, изменяется, что весьма существенно, отношение к книге: всё более формируется отношение к чтению как к скучному и никому не нужному занятию.

В-третьих, более чем в два раза увеличивается доля тех, кто не имеет дома своих книг. У тех подростков, которые ответили на этот вопрос положительно (76%). Это в большинстве случаев очень небольшие собрания: у 32% опрошенных - до 30 книг, у 31% - до 100, более 100 книг имеют дома только 11% подростков.

Накопленный исследователями и педагогами материал о читательских предпочтениях подростков достаточно обширен, и узловые точки – любимые жанры, темы, типы литературы обозначены в ряде публикаций. Это детективы, комиксы, фэнтези, книги о путешествиях и других странах, о ребятах–сверстниках, о войне, о любви, о природе и животных…. Отмечается также возрастающий интерес к периодике, в основном к глянцевым и гламурным молодёжным журналам. 5 Полученная в исследовании картина принятых подростками и, значит, «сработавших» книг отражает многие проблемы современной системы социализации.

«Взаимоотношения подростка с современным миром носят во многом опосредованный характер. Эту группу можно назвать социально неполноценной и зависимой. Эта группа «подключается» к современному миру через сложившуюся систему социальных и культурных институтов, которые призваны передавать им – в рамках нашей темы через книгу - принятые в обществе ценности. Именно от деятельности этих структур зависит накопление подростками того гражданского и культурного капитала, который определит в дальнейшем их роль в современном мире».[2]

Данные показывают, что роль этих институтов и их композиция меняются с возрастом. Существенно понижается авторитет взрослых, особенно родителей, учителей и библиотекаря, и, соответственно, усиливается ориентация на «своих», на сверстников.

Обрыв диалога с родителями и диссонанс со старшими нарастают по мере взросления ребёнка. Если на нехватку взаимопонимания с родителями указали лишь 19% школьников 5-х классов, то к 9-му классу их стало уже больше трети (36%). Растёт и показатель конфликтов в семье, в том числе из-за расхождения во вкусах. Семья теряет свою роль в формировании образцов и идеалов, отставая от детей в освоении новых форм культуры.

Также падает роль очень важного института поддержания читательской культуры как библиотека. По мере взросления процент детей, записанных в библиотеку, уменьшается: среди младших школьников - это 66% (независимо от типа библиотеки), среди учащихся средних классов – это уже 59% (школьная библиотека), а городской библиотекой, что является свидетельством более развитых читательских интересов, пользуются 43% подростков.

«При всех сложностях нынешнего этапа развития читательской деятельности подростков отметим его положительные стороны: это уверенное использование новых информационных технологий, поливариантность информационного поведения, независимость читателей в формировании круга чтения, эмансипированность от накопленных старшим поколением шаблонов и стандартов. Однако в целом есть основания характеризовать подростковое чтение как критическое, требующее серьёзной коррекции со стороны взрослых. Необходимо понять, что чтение – занятие общечеловеческое, поднимающее на вершины духовных достижений».[1]

Снижение основных показателей включённости подростка в современный мир через книгу и чтение связано с изменением досуговых ориентаций (переход к аудиовизуальным и электронным формам культуры); падением авторитета и роли основных институтов воспитания читательской культуры – семьи, школы, библиотек; переориентация на сверстников. Возможно, именно в общении со сверстниками подростки формируют свои читательские интересы. Очень активно современные подростки общаются в социальных сетях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: