Типы культовых сооружений и их краткая характеристика

Культовые сооружения играли и играют заметную роль в формировании планировочной структуры населенных пунктов. Культовое зодчество Беларуси, в целом, представлено следующими типами зданий и сооружений: каплицы, колокольни, церкви (православные, униатские, старообрядческие), костелы, мечети, синагоги, мемориальные памятники.

Ниже рассматриваются лишь постройки православной веры.

Каплицы. Согласно православному словарю это отдельные постройки с крестом на крыше, в которых могут совершаться отдельные виды служб. В XVIII−XIX вв. каплицы возводились на кладбищах, возле населенных пунктов, на площадях как для совершения религиозных мероприятий, так и в ознаменование каких-нибудь важных событий.

Каплицы строили двух видов: открытые столбовые и с закрытым внутренним пространством. Самые простые из открытых каплиц состоят из одного или нескольких столбов, на которых покоится пирамидальная крыша. Под крышей – икона или резная фигурка святого. Такие упрощенного вида каплицы размещались на перекрестках дорог либо у въезда в населенный пункт.

К более сложному виду сооружений можно отнести каменные каплицы в виде четырехугольной башни высотой до 3−3,5 м под четырехскатной крышей. В стороне, обращенной к улице, устраивалась ниша с арочным завершением, на плоскости которой размещался крест.

Другой вид – квадратная в плане со стороной около 2 м каменная или деревянная каплица в виде навеса, завершенного четырехскатной крышей. Под навесом размещался крест или столбовой алтарь. Такие каплицы возводились в центрах сел или на перекрестках больших дорог.

Более усложненный и основательный тип – деревянная каплица, состоящая из одного сруба с небольшим крыльцом со стороны входа. Это наиболее распространенный тип кладбищенских каплиц. В дальнейшем к ней пристраивался еще один сруб, и она превращалась в церковь с притвором и основным помещением, где устраивался небольшой иконостас.

На больших городских кладбищах до наших дней дошли каплицы – мемориалы. Как правило, это каменные постройки квадратной в плане формы с двускатной кровлей. Вход каплицы акцентируется колонным портиком.

Колокольни. Отдельно стоящие колокольни обычно возводились перед главным входом в церковь, в углу ограды или над воротами. По конструктивному решению они были двух типов – открытые столбовые и башенные. Основа первых – врытые в землю столбы с облегченной пирамидальной крышей. Наибольшее распространение имели колокольни башенного типа, как правило, квадратной в плане формы. Как отмечает С. А. Сергачев, определяющим в композиционном построении колоколен Беларуси являлась их ярусность. По объемному построению можно назвать одно-, двух-, трех- или четырехъярусные. Конструктивно это были каркасные, рубленые или смешанные сооружения. В последних – нижний ярус рубленный, а верхние – каркасные. Всем этим деревянным колокольням, возводившимся в Беларуси, по свидетельству А. И. Локотко, С. А. Сергачева, Ю. А. Якимовича, присущи стройность пропорций и выразительный силуэт. Размеры плана верхних ярусов меньше, чем нижних. Подобное соотношение обеспечивало устойчивость и прочность этих сооружений. Верхний ярус, где устанавливались колокола и требовалось максимальное его раскрытие, выполнялся из легких, прочных, обычно каркасных конструкций (рисунок 3.1).

Следует отметить, что как отдельно стоящие сооружения колокольни в Беларуси существовали только в деревянном зодчестве. Как отмечается, каменные и деревянно-каменные колокольни в XVIII − начале XX века встречались редко, в отличие от России и Украины, где каменные колокольни были широко распространены. В Беларуси каменные колокольни стали частью основного культового сооружения, возвышаясь над верхними ярусами притворной части церкви.

Мемориальные памятники. Распространение православной веры коренным образом изменило взгляды на сущность жизни и смерти, непосредственно отразилось на обряде похорон. В христианскую культуру похорон многое пришло из традиций предыдущих столетий. Известный с дохристианских времен надмогильный камень или обелиск дополняется крестом и становится памятником. В Белорусском Полесье на сельских кладбищах наиболее распространенными являлись деревянные памятники – кресты. В городах и больших населенных пунктах были распространены кованые и литые чугунные кресты. В XVIII−XIX вв. в архитектуре этих кладбищенских памятников можно выявить желание внести элементы украшения и символики. В конце XIX – начале XX века на городских кладбищах возводятся памятники из красного, черного, серого гранита или мрамора, дополняемые скульптурными формами, медальонами и памятными досками из чугуна или бронзы.

Кладбища размещались с учетом особенностей ландшафта. В населенных пунктах, полесской низменности они находятся, обычно, на залесенных песчаных возвышенностях. Участки кладбищ как часть селитебной территории имели и имеют определенное эмоционально-символическое значение. В традиционном понимании наших предков и современников кладбища – это места памяти и встречи с ушедшими из жизни. Кладбища имеют конкретную межу, в качестве которой служит деревянная или металлическая ограда как элемент черты между реальной действительностью и неизведанностью после смерти.

Органичным завершением пространства кладбищ являлись кладбищенские каплицы или церкви, служа своеобразным символом связи между реальной и загробной жизнью. В качестве образа памяти об ушедших является дошедшая до нашего времени традиция высаживать на кладбищах деревья.

Церкви. Распространение христианства на восточнославянские земли обусловило появление в городах и крупных поселениях Древней Руси деревянных и каменных храмов. Появление этих сооружений имело огромное общественное, духовное и эмоциональное значение. Особенно велико было значение каменных храмов, учитывая, что вся жилая общественная застройка городов велась из дерева. Такие храмы, основными из которых являлись Софийские соборы, становятся центрами городов, вертикальными доминантами их силуэта, символами значимости для всех близлежащих поселений, отражением политической и экономической значимости княжеств. Первый храм христианской мудрости (София) на землях Беларуси был возведен в середине XI века в Полоцке. В XII веке культовые сооружения возводятся на территории, окружающей полоцкий детинец. По свидетельству археологов, в те же годы каменные храмы возводятся и в других городах и княжествах в границах нынешней Беларуси. В южных районах, на территории современного Белорусского Полесья каменное культовое строительство XII века может быть представлено выявленной в середине XX века церковью в Турове. По свидетельству О. А. Трусова, церковь следует отнести к киевской архитектурной школе. Её основные отличия: стены ровнопластовой каменной кладки без утопленных рядов и введения декоративных элементов, в качестве которых использовались разноцветные валуны. На протяжении XI−XIII вв. укоренились и получили дальнейшее развитие основные планировочные типы церквей: однонефовые, одно-, трехапсидные, трехнефовые и крестовые, с тремя притворами у западной, северной и южной сторон основного объёма здания. Именно они явились первоосновой формирования двух направлений архитектурно-художественной композиции храмов Беларуси: линейно-осевой и крестово-центрической.

В начальной стадии культового строительства обозначалась прямая связь композиционного построения каменных и деревянных церквей. Предполагают, что сначала возводились деревянные церкви в качестве временных сооружений на площадках, где затем вырастали каменные постройки.

Храм разделяется на три основные части: притвор, средняя часть храма и алтарь. Алтарь следует обращать на восток. Путь верующего с запада на восток, от притвора к алтарю символизирует движение от тьмы к свету, от зла к Христу.

Непреложным элементом православных церквей со времен Византии является купол. Купол дает чувство безопасности, выражает заступничество, направляемое Божией Милостью, а сферичность его линий – единение всех христиан в Церкви. Форма купола бывает разной в зависимости от местных традиций и времени постройки, начиная от полусферы (характерной для византийских, греческих и сербских церквей), древнерусского «шлема» и, наконец, луковичной главы.

В последующих разделах освещены вопросы строительства деревянных и каменных церквей на территории нынешней Беларуси и, в частности, в Белорусском Полесье.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: