Православных храмов

В результате трех разделов Речи Посполитой между Россией, Пруссией и Австрией согласно Петербургским конвенциям 1772, 1793 и 1795 гг. территория нынешней Беларуси вошла в состав Российской империи. Это существенно ускорило продвижение идей православия в белорусских землях. Строительство православных храмов имело большое общественное, духовное и эмоциональное значение. Влияние архитектуры и опыта возведения культовых зданий России становится неизбежным.

При построении храмов зачастую используются традиционные приемы древнерусской каменной архитектуры. Традиционная особенность русского зодчества, проявляющаяся в четком и выразительном силуэтном построении архитектурных композиций, является следствием воздействия многовекового опыта, которое проявляется в следующем: приспособлением к суровым природно-климатическим условиям; заимствованием у Византии сводчатой конструктивной системы и крестово-купольной композиции, переработанной и приспособленной к более северным широтам путем обязательной постановки куполов на высоких световых барабанах; строительством зданий на просторах равнинной страны, что требовало сооружения высоких ориентиров – своеобразных «маяков», видимых издалека и своими своеобразными силуэтами, обозначающими тот или иной населенный пункт или культовые здания; использованию силуэтного характера культовых зданий, способствующих их выделению среди массовой жилой застройки поселений.

Ярким примером использования этих традиций является Петропавловский собор в г. Гомеле, возведенный в 1808–1824 гг. Собор стоит на высоком мысе, образованном рекой Сож и ранее существовавшим притоком Гомеюк. Благодаря этому собор господствует над окружающим пространством поймы реки. В современных условиях главный его фасад обращен к центральной площади города и поэтому здание активно участвует в формировании ее архитектурно-планировочного решения. Силуэт собора и в настоящее время играет важную роль в архитектурной организации центральной части города, хорошо обозреваемой со стороны заречного Новобелицкого района.

Другим примером использования традиций культового строительства в современной жизни является восстановление Свято-Николаевской церкви в деревне Волотова вблизи г. Гомеля. Эта каменная церковь была возведена в 1801–1805 гг. по инициативе и на средства российского графа Н. П. Румянцева. Разрушенная в годы Великой Отечественной войны, она была реконструирована и возвращена к жизни по своему прямому назначению в 2006 году (рисунок 6.1).

Длительное время изуродованное войной здание являлось укором жителям города в пренебрежении к своей истории и духовной культуре. В настоящее время компактное и скромное по архитектуре здание церкви, стоящее на высоком берегу старого русла реки Сож, оживляет архитектурно-композиционные решения одного из микрорайонов города, замыкая перспективу вновь застраиваемой улицы имени Головацкого.

Говоря об использовании традиций в современном культовом строительстве, нельзя обойти вопрос об особенностях реконструкции и восстановления церковных зданий. Как сказал в свое время Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, «…современная храмовая архитектура призвана учитывать в своем развитии принцип гармоничного сочетания новых форм и стилей с уже устоявшимися в истории традициями зодчества».

Непраздным при восстановлении разрушенных церквей является вопрос об условиях и требованиях к их реновации. Старые церковные здания являются памятниками архитектуры своего времени. Вместе с тем, за период своего существования они неизбежно должны были претерпеть изменения в связи с социальными преобразованиями в обществе, периодом атеизма и др. В связи с этим неизбежно встает вопрос: облик данного здания какого исторического этапа следует принимать в качестве образца для восстановления?

Это, естественно, должно учитываться проектировщиками и строителями. Многие элементы старых зданий в современных условиях либо не изготавливаются, либо выполняются по новым технологиям и из новых материалов. Вполне логичным будет требование выполнять обновленные элементы по технологии и из материалов, максимально соответствующих его историческому прошлому. В современных условиях это значительно дороже и более трудоемко, чем конструкции и элементы, выпускаемые в настоящее время заводами строительной индустрии. В качестве простого примера можем ограничиться лишь различиями в рисунке, размерах и материале дверей и окон прежней и нынешней конструкции.

Современные строительные технологии, материалы и способы производства работ могут и должны использоваться при строительстве новых церквей. Ярким примером современного строительства небольшой церкви Святого апостола Иоанна Богослова в населенном пункте Березки вблизи Гомеля является представленная нами фотография (рисунок 6.2). Наружные кирпичные стены церкви, имеющей размеры в плане 8,6х14,2 м, возведены традиционным способом, а покрытие в виде купола со световым барабаном и венчающей главой, собранные на земле, будут затем установлены на стену подъемным краном.

В архитектуре церквей нашли отражение многолетний опыт зодчих и традиции народа. Большинство православных церквей – здания своеобразной, монументальной архитектуры – вносят в градостроительную структуру города элементы торжественности, красоты, удивления и благодарности зодчим за эти прекрасные постройки. В рациональной застройке городских микрорайонов и сельских населенных мест купола и сверкающие на солнце главы церквей без сомнения украшают и оживляют архитектурно-композиционное решение. Достаточно взглянуть на представленные нами фотографии церкви Иверской Иконы Божьей Матери по улице Быховской и комплекса Свято-Никольского православного мужского монастыря на перекрестке улицы Д. Бедного и Клубного переулка в городе Гомеле (рисунки 6.3, 6.4).

Ещё более велика роль церквей в сельских населенных местах, а в настоящее время показательных объектах – агрогородках. Рядом с такими зданиями, которые служат притягательными объектами для большинства селян, может формироваться второй общественный центр. Велика их роль как высотных доминант в формировании силуэта агрогородка.

Немаловажно, что культовые сооружения являются материальными центрами формирования духовности народа. И здесь уместно привести слова дважды Героя Социалистического Труда, бессменного на протяжении почти 50 лет председателя СПК «Советская Белоруссия» Каменецкого района Владимира Леонтьевича Бядули. На вопрос корреспондента газеты «Советская Белоруссия»: «Что Вам больше всего не достает сегодня?» он ответил: «Духовности. Именно поэтому мы всем миром взялись строить храм. Восемь лет он возводился, и ещё три года делали роспись. Колхоз затратил более 500 тысяч долларов. Благо экономика хозяйства позволила. Сейчас без преувеличения скажу: чудо-храм наконец вознесся над нашей центральной усадьбой. Что храм – чудо, признал даже сам Патриарх всея Беларуси Филарет, приезжавший на его открытие. Теперь у нас не храм, а подлинное произведение искусства. И люди, естественно, потянулись в него: венчания, проповеди, отпевания, прекрасные православные праздники собирают в храме сотни людей. Мне радостно видеть, как жизнь моих односельчан наполняется чудесным духовным смыслом».1)

Конечно, такие сооружения, как правило, являющие собой прекрасные образцы архитектурного творчества, должны гармонично вводиться в архитектурно-композиционное решение агрогородков.

И здесь уместно сказать о сформировавшихся традициях в размещении церквей в городах и сельских населенных местах. При выборе места для строительства новой церкви руководствуются следующими факторами: религиозными установками и традициями, функциональными удобствами территории для будущего храма, эстетическими соображениями. Только учет всех трех факторов дает возможность выбрать наиболее удачное место для церкви.

Религиозные традиции предписывают ставить храм на месте старого, разрушенного, так как такое место является освященным. Храмы ставят на могилах святых и праведников, в местах знаменательных событий и явлений религиозной и общественной жизни. Учет этого фактора обеспечит долгую жизнь и популярность храма. В качестве примера назовем упоминавшуюся выше Свято-Николаевскую церковь в деревне Волотова, а ныне районе города Гомеля с аналогичным названием. Посещают церковь и прихожане, и приезжие издалека.

К функциональным факторам, определяющим выбор места для храма, следует отнести наличие коротких безопасных подходов к церкви; удобство ориентации восток-запад; возможности размещения всего комплекса зданий, сопутствующих приходской церкви; возможности дальнейшего развития и т. д.

К эстетическим факторам относятся связь с природным окружением и городской либо сельской застройкой. Руководствуются, прежде всего, стремлением добиться наибольшей представительности и величественности храма, его доминантному характеру по отношению к окружающей среде.

Вместе с тем, при размещении православных церквей в структуре городов и сельских населенных пунктов возникают проблемы, требующие своего решения. Как известно, застройка городов и сел ведется по утвержденным генеральным планам, которые разрабатываются с учетом перспективы развития поселений на 20 лет. В реализуемых генеральных планах площадки строительства новых православных церквей, да и вообще культовых сооружений, не предусматривались, хотя культовые сооружения являются важными объектами общественного назначения, позволяющими значительно обогатить архитектурно-композиционное решение небольшого города, городского микрорайона или сельского населенного пункта.

Правомерно и то, что возводимые в настоящее время на пожертвования жителей и спонсоров церкви размещаются на площадках, свободных от застройки, и не могут являться градостроительными акцентами в связи со своим местоположением и небольшими размерами. К примеру, строящаяся церковь Святого преподобного Серафима Саровского в г. Гомеле размещается на периферии района индивидуальной застройки в 50 м от железнодорожного полотна.

Без сомнения, требуется внесение соответствующих корректив в планировочную документацию с целью определения соответствующих площадок для размещения культовых объектов. Столь же необходимой, в связи с этим, представляется совместная работа компетентных представителей государственных органов Республики Беларусь и Экзархата Белорусской православной церкви по выработке нормативных документов, касающихся правил размещения православных церквей и размеров отводимых под застройку площадок, учитывающих значимость храмов, количество прихожан и роль сооружений в градостроительной структуре.

Традиции в формировании архитектуры вновь возводимых церквей без труда прослеживаются во внешнем облике. Продольно-осевая или крестовая форма плана, закоморы и кокошники наружных стен, купола на световых барабанах – все эти элементы деревянной архитектуры можно выявить в упоминавшихся нами церквах, построенных в последние 10–15 лет. Однако время вносит свои коррективы в архитектурно-планировочное решение новых построек. Триединая форма плана, делящая храм на три части, – алтарь, средняя, основная часть и притвор – претерпела изменения за счет трансформации последнего элемента. Притвор, служивший в старом храме для пребывания «оглашенных, которые готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства крещения»1) в современных церквах потерял свое значение и выполняет функцию либо входного вестибюля, где размещена лестница, ведущая в подвальные помещения (церковь Иверской Иконы Божьей Матери), либо увеличенного тамбура (церковь Святого апостола Иоанна Богослова).

Значительно возросла в современных церквах площадь помещений вспомогательного назначения. Кроме традиционных для старых церквей – жертвенника, ризницы и др. – в современных значительное место занимают служебные и технические помещения, размещенные в цокольном или подвальном этаже и по общей площади сопоставимые с основной «рабочей» площадью. Как известно, современные церкви оснащаются системами отопления, водоснабжения и другой инженерной инфраструктурой, требующей соответствующих помещений для оборудования и персонала. Эти помещения, называемые служебными, как правило, и размещаются в подвальном этаже. Цокольный этаж предполагается для размещения малого храмового зала, крестильной, классов воскресных школ, мастерских по обучению детей прихожан ремеслам и т. д.

Одной из функций храмов является духовная и социальная поддержка больных людей. Вполне естественно, что так же, как и в современных общественных и жилых зданиях, размещаются специальные устройства, рассчитанные на людей с физическими недостатками, в большинстве современных церквей делаются подъезды-пандусы для колясочников, позволяющие им самостоятельно посещать храм.

Перечисленное нами позволяет показать влияние современных условий на проектирование и строительство зданий, основы формирования которых вырабатывались веками. Вместе с тем, в настоящее время после длительного периода забвения проблем культовой архитектуры возрождается интерес к ней и ведется новое строительство. Мы в начале пути. Вырабатываются новые подходы, диктуемые временем, как со стороны заказчиков, в роли которых выступают представители церкви, так и исполнителей – архитекторов, проектировщиков и строителей. Оптимальные решения позволят выработать время и компромисс в совместной работе всех участников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Возняк, В. Р. Архитектура современной православной приходской церкви (на примере Санкт-Петербурга): дис… канд. архит. 18.00.02. / В. Р. Возняк. – СПб., 1996. – 178 с.

2 Габрусь, Т. В. Мураваныя храмы. Сакральная архітэктура беларускага барока / Т. В. Габрусь. – Мінск: Урад-жай, 2001. – 287 с.

3 Закон Божий для детей и родителей. – Минск: ООО «Харвест», 2004. – 639 с.

4 Лакотка, А. І. Беларусы. Дойлідства / А. І. Лакотка. – Мінск: Тэхналогія, 1997. – 389 с.

5 Малков, И. Г. О памятниках архитектуры и возможностях их реставрации / И. Г. Малков, Е. М. Шишина // Вестник Брест. гос. техн. ун-та. Сер. Строительство и архитектура. – 2008. – № 1. – С. 19–22.

6 Малков, И. Г. Свято-Николаевская церковь в городе Гомеле: из истории создания и реконструкции / И. Г. Мал-ков, А. В. Свидунович // Вестник Бел. академии архит. – 2003. – № 2. – С. 21–24.

7 Малков, И. И. Особенности архитектурно-планировочного формирования селитебных территорий агрогородков (на примере Гомельской области): дис…. канд. архит. 18.00.02. / И. И. Малков. – Гомель, 2008. – 162 с.

8 СНиП 2.08.02.–89 Общественные здания и сооружения. – Введ. 1990-01-01. – М.: Госстрой СССР, 1989. – 40 с.

9 Ополовников, А. В. Русское деревянное зодчество. Культовое зодчество / А. В. Ополовников. – Минск: Искусство, 1986. – 312 с.

10 Пилявский, В. И. История русской архитектуры / В. И. Пилявский, А. А. Тиц, Ю. С. Ушаков. – М.: Архитектура, 2007. – 511 с.

11 Православие. Полная энциклопедия. – СПб.: ИГ «Весь», 2007. – 448 с.

12 Приходы и монастыри Белорусской православной церкви. – Минск: Свято-Петропавловский собор, 2001. – 240 с.

13 Сергачев, С. А. Белорусское народное зодчество / С. А. Сергачев. – Мінск: Ураджай, 1982. – 296 с.

14 Трусов, О. А. Памятники монументального зодчества Белоруссии ΧІ–ΧVІІІ вв. Архитектурно-археологический анализ / О. А. Трусов. – Минск: Наука и техника, 1988. – 160 с.

15 Чантурия, В. А. История архитектуры Белоруссии. Дооктябрьский период / В. А. Чантурия. – Минск: Выш. шк., 1969. – 263 с.

16 Якімовіч, Ю. А. Драўлянае дойлідства Беларускага Палесся: ΧVІІ–ΧІΧ ст. / Ю. А. Якімовіч. – Мінск.: Навука і тэхніка, 1978. – 152 с.


1) Дух понимания// Советская Белоруссия. – 2009. – 28 марта. – С. 1.

1) Морозов, В. Ф. Гомель классический. Эпоха. Меценаты. Архитектура / В. Ф. Морозов. – Минск: Изд-во «Четыре четверти», 1997. – С. 193.

1) Советская Белоруссия – 2006. – № 39 (22449). – 28 янв.

1) Закон Божий для детей и родителей. – Минск: ООО «Харвест», 2004 – С. 533.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: