Каменные православные церкви

Возведение первых каменных церквей на территории нынешней Беларуси началось с середины XI века. К этому времени относится строительство храма православной мудрости (Софии) в Полоцке (рисунок 5.1).

К числу первых каменных церквей на территории нынешнего Полесья следует отнести здание, возведенное в XII веке в Турове. По данным археологов это была трехнефовая шестиколонная базилика со стенами из плинфы. Как свидетельствует А. Трусов, туровская церковь являлась представителем киевской архитектурной школы, основной чертой которой была каменная кладка стен одинаковыми пластами без использования утопленных рядов.

В дальнейшем, на протяжении XI–XIII вв. установились и получили развитие следующие основные планировочные типы церквей: однонефовые, одно-, трехапсидные, трехнефовые и крестовые с тремя притворами, размещенными с западной, северной и южной сторон. Считается, что именно они положили начало двум основным композиционным типам православных церквей Беларуси: продольно-осевой и крестово-центричной.

Общий крепостной и замковый характер архитектуры XIV − первой половины XVII века распространился и на архитектуру культовых построек. Укрепленные храмы или, как их классифицируют А. И. Локотко, В. А. Чантурия, церкви оборонного типа получили распространение на землях Беларуси, в том числе и на территории современного Полесья. Приметной чертой архитектуры церквей оборонного типа являются аскетичный и суровый облик сооружений, оживляемый окнами, похожими на бойницы, дополняемый контрофорсами стен. Как правило, это прямоугольные в плане постройки с одной или тремя апсидами и четырьмя крепостными башнями, выступающими по углам. В качестве примера можно привести церковь в деревне Сынковичи (Зельвенского района), которая является древнейшей оборонной культовой постройкой в Беларуси (рисунок 5.2). Время её строительства – конец XV – начало XVI века. Архитектура и система оборонных устройств церкви повторяет традиции крепостного зодчества того времени. Массивные стены, башни и помещения над сводами с бойницами уподобляют её небольшому замку. В плане церковь – трехнефовая, четырехколонная базилика с тремя полуциркульными апсидами. Основу постройки составляет пространство нефов с толстыми стенами и четырьмя башнями. Неф и апсиды завершаются вальмовой крышей. Башни главного фасада граненые, с контрофорсами, а западного – круглые. Фронтон между башнями главного фасада и сами башни прорезаны узкими проемами окон-бойниц.

С конца XVI века начинается постепенное вытеснение из центральной части городов оборонных сооружений культовыми постройками и их комплексами. Примером такого типа является Петропавловская церковь в г. Ружаны (1675 г.). Петропавловская церковь вместе с монастырской постройкой занимает одну из сторон городской площади (рисунок 5.3). На главном фасаде церкви, выполненном в виде своеобразного щита, прикрывающего объём здания, собраны в единую и выразительную художественную композицию формы и детали архитектуры барокко.

После 1596 г., даты заключения Брестской унии, количество православных храмов начало резко сокращаться. С начала XVII века униатское духовенство при поддержке власти Великого княжества Литовского проводит жесткую политику вытеснения православной веры и перестройки православных храмов. Согласно имеющимся данным в 1621 г., спустя 25 лет, после заключения унии, перестали действовать 2169 православных церквей [2, с. 205]. Вместе с тем в качестве примера единичного строительства православных церквей можно назвать Петропавловскую церковь в г. Минске (1620–1630 гг.). В её архитектуре заметно влияние католического храмостроительства (рисунок 5.4). Основной объем церкви – трехнефовая, шестиколонная базилика без трансепта. Одна алтарная апсида более низкая, чем основной неф, отделена от него каменным фронтоном. Каменные граненые формы апсида являются интерпретацией ранее существовавшего деревянного храма.

Новым для православного храма того времени является наличие двух башен со стороны главного фасада. Четырехугольные башни фланкируют основной объём церкви. Подобное размещение башен и наличие в них окон-бойниц свидетельствует о первоначальном оборонительном характере церковной постройки.

Другим представителем православных храмов того времени является Николаевская церковь в Могилеве (рисунок 5.5). Дата окончания возведения её в камне, первоначально существовавшей в дереве, относится к 1669–1672 гг. Церковь представляет собой трехнефовую базилику с трансептом и тремя полуциркульными апсидами. В объемно-пространственной композиции постройки нашли отражения формы западноевропейской культовой архитектуры (равновысокие центральный неф и трансепт, образующие в плане латинский крест) и традиционные элементы православного древнерусского храмостроительства (трехапсидность). Центральный неф и трансепт накрыты взаимно перпендикулярными высокими двухскатными крышами, ограниченными одинаковыми фронтами по четырем торцам. Над средней частью возвышается большой световой барабан, увенчанный куполом.

Понятно, что на строительство культовых сооружений огромное влияние оказывали проблемы государственного устройства и социальных преобразований. По статистике, в середине XVIII века 80 % населения Великого княжества Литовского, куда входила Беларусь, были униатами, 15 % – католиками и только 5 % – православными [2, с. 274]. По строительству каменных культовых сооружений соотношение было иным (из общего числа существовавших построек): около 10 % было униатских храмов, православных – 5–7 %, костелов – около 30 %.

В более поздний период, с конца XVIII века, в архитектуре каменных культовых сооружений заметно влияние канонов классической архитектуры. Основой культовых и, в первую очередь, православных церквей является крестово-купольный объём. Элементы классических архитектурных ордеров становятся неотъемлемыми атрибутами пластического решения церквей. Наиболее ярким примером этого направления является Петропавловский собор в Гомеле, возведенный в первой четверти XIX века. Четко обозначенный крестово-центричный план выявляет объём квадратного нефа, завершаемый широким цилиндрическим барабаном с высоким куполом (рисунок 5.6). Пилястры стен и колонны портиков завершаются дорическими ордерами. Вместе с тем, как отмечает В. Ф. Морозов, «…облик собора не был характерен для православного храма, ибо мы не видим здесь ни традиционного пятиглавия, ни центрической компактной организации архитектурных масс и внутреннего пространства»1). По его мнению, это было время, когда лишь начинал формироваться классицистический тип православного храма (см. рисунок 5.6).

С начала XIX до XX вв. в городах, местечках и уездных центрах Беларуси возводятся каменные церкви, в большинстве случаев по «образцовым» проектам, которые должны были выражать православно-российские, традиционные церковные черты архитектуры культовых сооружений. Образцовые проекты церквей выполнялись Санкт-Петербургской комиссией проектов и смет. Им было присуще использование в трактовке помещения церкви кубовидного объёма и включения в облик постройки древнерусских и византийских элементов.

В архитектуре православных церквей Беларуси этого времени получили развитие идеи рационализма. Из церковной архитектуры исключаются сложные формы декора, скульптурные украшения, ограничивается применение портиков с фронтами, украшенными скульптурными рельефами. Основными элементами фасадных композиций становятся окна с полуциркульным завершением.

Весьма активно элементы рациональной архитектуры применены в проекте, разработанном в 1835 г. Комиссией проектов и смет для г. Речицы. Над средней частью здания продольно-осевой композиции возвышается купол на высоком барабане. Объём прихода завершается колокольней с постепенно убывающими ярусами. Фасады прорезаны окнами с полуциркульным завершением. Решение фасадов этой церкви приобрело популярность при разработке проектов церквей для полесско-украинского православного зодчества (рисунок 5.7).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: