Содержание лекции

ЛЕКЦИЯ

Тема № 8 « ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

СИТУАЦИЯХ »

Специальность: «лечебное дело»

Обсуждена на заседании кафедры

«___» ___________ 2012 г.

Протокол № _____

Саранск – 2012 г.

ПЛАН ЛЕКЦИИ

МК Тема № 8 «ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

СИТУАЦИЯХ»

I Вступление – 10 мин.

1. Приветствие.

2. Получить сведения об отсутствующих.

3. Объявить тему лекции, обосновать необходимость её изучения.

II Основная часть – 70 мин.

Учебный вопрос № 1 Задачи, цели и определение санитарно-противоэпидемического обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.

Учебный вопрос № 2 Организация санитарно-гигиенических мероприятий в чрезвычайных ситуациях.

Учебный вопрос № 3 Организация противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях.

Учебный вопрос № 4 Задачи и организация сети наблюдения и лабораторного контроля.

III Заключение – 5 мин.

1. Подвести итог лекции, напомнить тему лекции, основные учебные вопросы;

2. Ответить на вопросы;

3. Дать указания по следующим видам занятий;

4. Закончить лекцию.

Содержание лекции

МК Тема № 8 «ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

СИТУАЦИЯХ»

Учебный вопрос № 1 ЗАДАЧИ, ЦЕЛИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

При авариях, катастрофах и стихийных бедствиях значительно осложняется санитарно-гигиеническая и эпидемиологическая обстановка в районе чрезвычайной ситуации (ЧС). Это обусловлено следующими причинами:

- разрушением жилых и общественных зданий;

- выходом из строя водопроводных, канализационных и очистных сооружений, коммунально-бытовых и промышленных предприятий;

- интенсивной миграцией различных контингентов людей;

- изменением восприимчивости людей к инфекциям;

- выходом из строя санитарно-эпидемиологических и лечебно-профилактических учреждений, оказавшихся в зоне катастрофы;

- наличием большого количества трупов людей и животных;

- массовым размножением грызунов, появлением эпизоотии среди них и активизацией природных очагов зоонозных инфекций.

Все вышеуказанные причины значительно ухудшают санитарно-гигиеническую обстановку и существенно обостряют эпидемиче­скую ситуацию по многим инфекционным заболеваниям.

По этой причине санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия — одна из составляющих частей общегосударственной системы медицины катастроф, важный раздел медицинского обеспечения населения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Санитарно-противоэпидемическое обеспечение в ЧС включает комплекс организационных, правовых, медицинских, гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и ликвидацию инфекционных заболеваний, сохранение здоровья населения и поддержание его трудоспособности.

В процессе ликвидации медико-санитарных последствий ЧС санитарно-эпидемиологическое обеспечение населения проводят по трём направлениям:

- санитарно-гигиенические мероприятия;

- противоэпидемические мероприятия;

- контроль окружающей среды.

Для определения конкретных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий необходимо учитывать особенности различных видов катастроф, стихийных бедствий и влияния всего комплекса факторов и последствий ЧС как на характер санитарно-эпидемической обстановки, так и на динамику эпидемического процесса при той или иной нозологической форме инфекционного заболевания.

Решение данных задач имеет большое значение и возложено на территориальные центры Госсанэпиднадзора и учреждения санитарно-эпидемиологической службы.

Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия являются одним из важнейших видов деятельности органов власти, здравоохранения и других служб, как в повседневной жизни, так и при возникновении ЧС мирного и военного времени. Они направлены на решение следующих целей:

- сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний;

- предупреждение возникновения инфекционных заболеваний среди населения;

- быстрейшая ликвидация инфекционных заболеваний в случае их появления.

Учебный вопрос № 2 ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Санитарно-гигиенические мероприятия — комплекс мер, проводимых в зоне ЧС с целью сохранения здоровья населения и участников ликвидации последствий ЧС. Основные из них:

- медицинский контроль состояния здоровья;

- санитарный надзор за условиями размещения;

- санитарный надзор за питанием и водоснабжением;

- санитарный надзор за банно-прачечным обслуживанием;

- контроль санитарного состояния территории.

Санитарно-эпидемиологическая служба организует и проводит следующие санитарно-гигиенические мероприятия в районе ЧС:

- организацию и проведение оценки санитарно-гигиенического состояния территории и определение вредных факторов, воздействующих на здоровье населения и окружающую среду;

- организацию и участие в санитарном надзоре за условиями размещения населения в районе ЧС, его питанием, водоснабжением, банно-прачечным обслуживанием;

- организацию санитарно-гигиенических мероприятий по защите персонала аварийных объектов, участников ликвидации последствий аварии, а также населения;

- организацию санитарного надзора на гигиенически значимых объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения в районе ЧС;

- медицинский контроль состояния здоровья личного состава формирований и учреждений, участвующего в ликвидации последствий ЧС, его обеспечения специальной одеждой и средствами защиты, правильного их использования;

- участие в контроле санитарного состояния территории, своевременной её очистки, обеззараживания и надзор за захоронением погибших и умерших людей и животных;

- организационно-разъяснительную работу по режиму и правилам поведения персонала аварийных объектов, участников ликвидации последствий аварии и населения в зоне ЧС.

В случае выхода из строя водопроводных сооружений и сетей определяют мероприятия по обеспечению населения доброкачественной водой. При невозможности восстановления централизованного снабжения водой решают вопрос об организации её подвоза в аварийную зону. Специалисты принимают участие в выборе водоисточника, дают разрешение на использование автотранспорта для подвоза воды, при необходимости организуют обеззараживание воды в автоцистернах, осуществляют выборочный контроль содержания остаточного хлора в питьевой воде и её качества.

При выходе из строя канализационных, очистных сооружений и сетей, поступлении сточных вод на земельные территории и в открытые водоёмы определяют экстренные мероприятия по проведению ремонтно-восстановительных работ и прекращению сброса неочищенных сточных вод, проводят ежедневный бактериологический контроль качества воды водоёма в контрольных точках.

На пищевых объектах организуют проведение мероприятий, исключающих возможность инфицирования продуктов питания. По согласованию со специалистами санитарно-эпидемиологических отрядов организуют временные пункты питания в аварийной зоне и проводят их благоустройство.

Особое внимание уделяют проведению среди населения мероприятий по профилактике острых кишечных заболеваний, передающихся водным и пищевым путём.

В местах временного расселения жителей и личного состава формирований проводят профилактические мероприятия по созданию надлежащих условий для проживания, питьевого режима, коммунально-бытового обслуживания.

Учебный вопрос № 3 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Противоэпидемические мероприятия в зоне действия и близлежащих районах должны быть направлены на нейтрализацию источников инфекции, разрыв путей и механизмов передачи возбудителей, повышение невосприимчивости жителей, снижение возможности развития тех или иных форм инфекционных заболеваний, ослабление действия на людей различных экстремальных факторов. В зависимости от климатогеографических условий, времени года, вида аварии, катастрофы или стихийного бедствия среди населения можно ожидать распространения вирусного гепатита, брюшного тифа, дизентерии и других острых кишечных инфекций, а также природно-очаговых заболеваний (чумы, сибирской язвы, туляремии, лептоспироза и др.). Не исключена возможность возникновения и других заболеваний, для профилактики которых необходимы особые мероприятия.

Противоэпидемические мероприятия — комплекс мер по предупреждению возникновения и распространения инфекционных заболеваний и быстрейшей ликвидации в случае их появления.

Противоэпидемические мероприятия делят на две группы:

- мероприятия по профилактике возникновения и распространения инфекционных заболеваний;

- мероприятия, направленные на ликвидацию эпидемических очагов среди населения в районе ЧС.

Основные противоэпидемические мероприятия таковы:

- санитарно-эпидемиологическая разведка предполагаемых районов рассредоточения и размещения эвакуируемых жителей в загородной зоне;

- эпидемиологическое наблюдение, включающее изучение санитарно-эпидемиологического состояния населённых пунктов;

- своевременное выявление инфекционных больных, их изоляция и госпитализация;

- учёт и санация носителей возбудителей болезней и лиц, страдающих хроническими формами инфекционных болезней;

- профилактика инфекционных заболеваний путём применения вакцин, сывороток, антибиотиков и различных химических препаратов;

- борьба с переносчиками трансмиссивных заболеваний и грызунами.

Наиболее сложная ситуация в плане медико-санитарных последствий ЧС возникает при появлении эпидемических очагов инфекционных заболеваний среди населения. Они характеризуются следующими особенностями:

- наличием инфекционных больных среди пострадавших и возможностью ускоренного распространения инфекции;

- активизацией механизмов передачи возбудителей инфекций в зонах ЧС;

- продолжительностью заражающего действия невыявленных источников и появлением длительно действующих очагов;

- сложностью индикации и диагностики инфекционных очагов;

- наличием минимального инкубационного периода в результате постоянного контакта с невыявленными источниками инфекции, снижение резистентности и большая инфицирующая доза возбудителей.

Для оценки степени эпидемической опасности инфекционных заболеваний в зонах ЧС предложена методика, учитывающая наиболее значимые факторы:

- патогенность инфекционного агента;

- летальность;

- контагиозность (выраженная контагиозным индексом);

- количество заболевших и количество предполагаемых санитарных потерь;

- количество контактных лиц и необходимость в их изоляции (обсервации);

- размеры зоны эпидемии (уровни: локальный, местный, территориальный, региональный, федеральный).

В ЧС эпидемический процесс имеет определённую специфику, и присущие ему закономерности развития могут нарушаться. Прежде всего, это касается источника возбудителя инфекции, его вида и места естественной жизнедеятельности (обитания, размножения и накопления) В зонах катастроф источник заражения зачастую установить трудно, так как меняются формы сохранения места жизнедеятельности возбудителя, расширяется ареал его обитания. По этой причине в зоне катастроф одновременно может возникнуть несколько эпидемических очагов разных нозологических форм.

Основные противоэпидемические мероприятия при возникновении эпидемического очага таковы:

- регистрация и оповещение;

- эпидемиологическое обследование и санитарно-эпидемиологическая разведка;

- выявление, изоляция и госпитализация заболевших;

- режимно-ограничительные мероприятия;

- общая и специальная экстренная профилактика;

- обеззараживание эпидемического очага (дезинфекция, дезинсекция, дератизация);

- выявление бактерионосителей и усиленное медицинское наблюдение за поражённым населением;

- санитарно-разъяснительная работа.

Регистрация и оповещение. Всех выявленных больных и подозрительных по заболеванию лиц берут на специальный учёт. О выявлении инфекционных больных немедленно должен быть оповещён главный врач центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора района (города). При получении данных о возникновении высококонтагиозных инфекций оповещают также население района катастрофы и прилегающих территорий с разъяснением правил поведения.

Эпидемиологическое обследование и санитарно-эпидемиологическая разведка. Каждый случай инфекционного заболевания должен быть подвергнут тщательному эпидемиологическому обследованию с целью выявления предполагаемого источника заражения и проведения основных мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекции. Эпидемиологическое обследование очага включает следующие разделы работы:

- анализ динамики и структуры заболеваемости по эпидемиологическим признакам;

- уточнение эпидемиологической обстановки среди оставшегося населения в зоне катастрофы, местах его размещения;

- опрос и обследование больных и здоровых;

- визуальное и лабораторное обследование внешней среды;

- определение объектов, экономически ухудшающих санитарно-гигиеническую и эпидемиологическую обстановку в очаге бедствия;

- опрос медицинских (ветеринарных) работников, представителей местного населения;

- обследование санитарного состояния населённых пунктов, источников воды, коммунальных и пищевых объектов и др.;

- отработка собранных материалов и установление причинно-следственных связей в соответствии с имеющимися данными о типе эпидемии при конкретной инфекции.

Санитарно-эпидемиологическая разведка — сбор и передача сведений о санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановке в зоне ЧС. В задачи санитарно-эпидемиологической разведки входят следующие:

- выявление наличия и локализации больных, характера вспышки и распространённости инфекционных заболеваний;

- установление наличия и активности природно-очаговых инфекций в зонах ЧС, эпизоотии среди диких и домашних животных;

- обследование санитарно-гигиенического состояния зоны ЧС, входящих в неё населённых пунктов и водоисточников, объектов экономики, коммнально- и санитарно-бытовых, лечебных и санитарно-эпидемиологических учреждений;

- оценка возможности использования для работы в эпидемических очагах сил и средств местных органов здравоохранения, сохранившихся в зонах ЧС.

В состав группы санитарно-эпидемиологической разведки входят врач-гигиенист, врач-эпидемиолог (или инфекционист), врач-бактериолог, лаборант, водитель.

Санитарно-эпидемическое состояние района. На основе полученных данных производят оценку состояния района. Оно может быть оценено как благополучное, неустойчивое, неблагополучное и чрезвычайное.

Благополучное состояние:

- отсутствие карантинных инфекций и групповых вспышек других инфекционных заболеваний;

- наличие единичных инфекционных заболеваний, не связанных друг с другом и появившихся на протяжении срока, превышающего инкубационный период данного заболевания;

- эпизоотическая обстановка не представляет опасности для людей;

- удовлетворительное санитарное состояние территории, объектов водоснабжения;

- коммунальная благоустроенность.

Неустойчивое состояние:

- рост уровня инфекционной заболеваемости или возникновение групповых заболеваний без тенденции к дальнейшему распространению;

- появление единичных инфекционных заболеваний, связанных между собой или имеющих общий источник заболевания вне данной территории при удовлетворительном санитарном состоянии территории и качественном проведении комплекса мероприятий по противоэпидемическому обеспечению.

Неблагополучное состояние:

- появление групповых случаев опасных инфекционных заболеваний в зоне ЧС или эпидемических очагов особо опасных инфекций на соседних территориях при наличии условий для их дальнейшего распространения;

- многочисленные заболевания неизвестной этиологии;

- возникновение единичных заболеваний особо опасными инфекциями.

Чрезвычайное состояние:

- резкое нарастание в короткий срок количества опасных инфекционных заболеваний среди пострадавшего населения;

- наличие повторных или групповых заболеваний особо опасными инфекциями;

- активизация в зоне ЧС природных очагов опасных инфекции с появлением заболеваний среди людей.

Выявление, изоляция и госпитализация заболевших. Коллектив, в котором обнаружен первый случай заболевания, должен стать oбъектом тщательного наблюдения. При ряде заболеваний (дизентерия, сыпной тиф, скарлатина и др.) необходимо организовать ежедневные обходы и опросы обслуживаемых контингентов, а в случае подозрения на инфекционное заболевание — изолировать и госпитализировать заболевших.

Своевременное раннее изъятие больного из коллектива служит кардинальной мерой, предотвращающей распространение инфекции.

Режимно-ограничительные мероприятия. В целях предупреждения заноса инфекционных заболеваний и их распространения при возникновении эпидемических очагов осуществляют комплекс режимных, ограничительных и медицинских мероприятий, которые в зависимости от эпидемиологических особенностей инфекции и эпидемиологической обстановки подразделяют на карантин и обсервацию. Организация и проведение этих мероприятий возложены на ответственных руководителей административных территорий и санитарно-противоэпидемическую комиссию.

Карантин — система временных организационных, режимно-ограничительных, административно-хозяйственных, правовых, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение выноса возбудителя опасного инфекционного заболевания за пределы эпидемического очага, обеспечение локализации очага и последующую их ликвидацию.

Карантин вводят при появлении среди населения больных особо опасными инфекциями, групповых заболеваний контагиозными инфекциями с их нарастанием в короткий срок. При установлении даже единичных случаев заболеваний чумой, лихорадками Ласса, Эбола, болезнью Марбург и некоторых других контагиозных заболеваний, а также массовых заболеваний сибирской язвой, жёлтой лихорадкой, туляремией, сапом, миелоидозом, сыпным тифом, бруцеллёзом, пситтакозом должен быть введён режим карантина.

Обсервация — режимно-ограничительные мероприятия, предусматривающие наряду с усилением медицинского и ветеринарного наблюдения и проведением противоэпидемических, лечебно-профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий ограничение перемещения и передвижения людей или сельскохозяйственных животных во всех сопредельных с зоной карантина административно территориальных образованиях, которые создают зону обсервации.

Обсервацию вводят в районах с неблагополучным или чрезвычайным санитарно-эпидемическим состоянием, т.е. при появлении групповых неконтагиозных заболеваний или единичных случаев контагиозных инфекций.

Обсервацию и карантин отменяют по истечении срока максимального инкубационного периода данного инфекционного заболевания с момента изоляции последнего больного, после проведения заключительной дезинфекции и санитарной обработки обслуживающего персонала и населения.

Экстренная профилактика — комплекс медицинских мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболеваний людей в случае их заражения возбудителями опасных инфекционных заболеваний. Её проводят немедленно после установления факта бактериального заражения или появления среди населения случаев опасных инфекционных заболеваний, а также массовых инфекционных заболеваний неизвестной этиологии.

В отличие от вакцинопрофилактики, экстренная профилактика обеспечивает быструю защиту заражённых.

Экстренную профилактику подразделяют на общую и специальную. До установления вида микроорганизма, вызвавшего инфекционное заболевание, проводят общую, а после установления вида микроба-возбудителя — специальную экстренную профилактику.

В качестве средств общей экстренной профилактики используют антибиотики и химиопрепараты широкого спектра действия, активные в отношении всех или большинства возбудителей инфекционных заболеваний (табл. 9.1). Продолжительность курса общей экстренной профилактики зависит от времени, необходимого для выявления, идентификации и определения чувствительности возбудителя к антибиотикам и составляет в среднем 2—5 сут.

В качестве средств специальной экстренной профилактики применяют антибактериальные препараты, оказывающие высокое этиотропное действие на возбудитель, выделенный от инфекционных больных в эпидемическом очаге, с учётом результатов определения его чувствительности к антибиотикам. Продолжительность курса специальной экстренной профилактики зависит от нозологической формы заболевания (срока инкубационного периода, исчисляемого со дня заражения) и свойств назначаемого противомикробного препарата.

Распоряжение о проведении экстренной медицинской профилактики отдают санитарно-противоэпидемические комиссии.

Одновременно с началом экстренной профилактики в очагах заражения рекомендуют проводить активную иммунизацию (вакцинацию или ревакцинацию) населения.

Обеззараживание очагов осуществляют силами государственной санитарно-эпидемиологической службы путём проведения текущей и заключительной дезинфекции.

Дезинфекция — уничтожение в окружающей среде возбудителей инфекционных болезней. Её можно проводить физическими, химическими и комбинированными способами. Дезинфекцию осуществляют дезинфекционные группы. Одна такая группа в составе дезинсектора, дезинфектора и двух санитаров в течение рабочего дня способна обработать 25 квартир площадью 60 м2 каждая.

Обеззараживание территории, зданий и санитарную обработку населения проводит коммунально-техническая служба.

Дезинсекция — уничтожение насекомых (переносчиков инфекционных болезней). Её проводят физическими и химическими способами. Основным считают химический способ — обработку объектов инсектицидами.

Дератизация — уничтожение грызунов (как источник возбудителей инфекционных болезней). Её проводят механическими и химическими способами.

Обеззараживание продовольствия осуществляет служба торговли и питания, а воды — служба водоснабжения. Контроль качества обеззараживания продовольствия и воды, а также их санитарную экспертизу осуществляет служба государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Таблица 9.1. Схема общей экстренной профилактики

Препарат Способ применения Разовая доза, г Кратность применения в сутки Средняя доза на курс профилактики, г Средняя продолжительность курса профилактики, сут
Доксициклин Внутрь 0,2   1,0  
Рифампицин Внутрь 0,6   3,0  
Тетрациклин Внутрь 0,5   7,5  

Чрезвычайно важное мероприятие — выявление бактерионосителей. Если при эпидемиологическом обследовании и лабораторном исследовании в эпидемиологических очагах выявлены носители (тифо-паратифозных инфекций, холеры, дифтерии и др.), то по отношению к ним проводят мероприятия, предохраняющие от заражения окружающих.

Кроме того, существуют мероприятия по усиленному медицинскому наблюдению за личным составом спасательных формирований.

Для проведения широкой и эффективной санитарно-разъяснительной работы следует использовать радио, телевидение, печать. Она должна быть направлена на строгое выполнение всем населением общих рекомендаций по правилам поведения, соблюдению санитарно-гигиенических правил и других мер личной защиты.

Для обеспечения быстрого реагирования и проведения неотложных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в районе ЧС на базе учреждений санитарно-эпидемиологической службы создают гигиенические и противоэпидемические бригады постоянной готовности и группы эпидемиологической разведки, из которых могут создаваться санитарно-эпидемиологические отряды. Профиль и состав бригад зависят от возможностей учреждения и характера основной деятельности.

Учебный вопрос № 4 ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ

Наблюдение и лабораторный контроль организуют и проводят, преследуя следующие цели:

- своевременное обнаружение и индикация радиоактивного, химического и биологического заражения питьевой воды, продовольствия, воздуха, почвы и объектов окружающей среды;

- принятие экстренных мер по защите населения, продуктов питания, воды и социально важных объектов от АОХВ и бактериологических средств.

Сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) — составная часть сил и средств наблюдения и контроля РСЧС. СНЛК имеет три уровня:

- федеральный;

- региональный;

- местный.

В перечень сил постоянной готовности госсанэпидслужбы России регионального и территориального уровня включены центры Госсанэпиднадзора на территориях субъектов Российской Федерации, противочумных институтов, Противочумный центр в Москве и 11 противочумных станций. Все указанные учреждения могут сформировать для работы в зоне ЧС более 70 санитарно-эпидемиологических отрядов и около 20 специализированных противоэпидемических бригад (СПЭБ) на базе противочумных учреждений.

Головные учреждения СНЛК (наиболее подготовленные к выполнению задач) — подразделения повышенной готовности со сроком приведения в готовность, составляющим 8 ч.

Основная задача Федерального центра Госсанэпиднадзора Минздрава России — участие в разработке и проведении мероприятий по обеспечению лабораторного контроля и экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на заражённость возбудителями инфекционных заболеваний, а также оказание методическом помощи учреждениям санитарно-эпидемиологического надзора в ЧС мирного и военного времени.

На республиканские, краевые, областные, портовые, городские, районные 1-й категории ЦГСЭН России и соответствующие им ЦСЭН на железнодорожном транспорте МПС России, центры санитарно-эпидемиологического надзора и медико-санитарные части Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России возложены следующие мероприятия:

проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах массового поражения силами создаваемых на базе ЦГСЭН (ЦСЭН) формирований (групп эпидемиологической разведки, санитарно-эпидемиологических отрядов и др.);

установление вида микробиологических средств боевых рецеп­тур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний в ЧС мирного времени в пробах, отобранных из объектов окружаю­щей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также в материалах, взятых от больных и трупов людей (специфи­ческая индикация);

идентификация выделенных штаммов микроорганизмов и токси­нов (только для республиканских, краевых и областных ЦГСЭН);

проведение санитарной экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, загрязнённых РВ, OB, АОХВ и заражён­ных БС, с выдачей заключения о пригодности их к использованию по назначению;

измерение мощности доз радиоактивного излучения на местно­сти в районе расположения учреждения;

определение удельной и объёмной активности радионуклидов в пробах продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на контролируемых объектах;

установление радионуклидного состава исследуемых проб (кроме районных ЦГСЭН);

•определение на контролируемых объектах загрязнённости про-довольствия, питьевой воды, пищевого сырья ОВ и АОХВ;

• руководство работой нижестоящих звеньев ЦГСЭН на под-ведомственной территории и оказание им методическом по-мощи.

Основные задачи городских, районных ЦГСЭН 2-й и 3-й категории Госсанэпиднадзора России и соответствующих им ЦСЭН на желез-подорожном, водном и воздушном транспорте следующие:

проведение санитарно-эпидемиологической разведки на обслу-живаемой территории;

установление наличия (на основе косвенных признаков) в объ-ектах окружающей среды микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных забо-леваний людей в ЧС мирного времени;

исследование проб, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на заражён-ность известными возбудителями;

• измерение мощности доз радиоактивного излучения на местно- сти в районе расположения учреждения;

установление наличия в объектах окружающей среды OB, АОХВ, проведение их предварительной идентификации;

отбор проб из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, загрязнённых РВ, ОВ, АОХВ и заражённых БС, доставка их в головные ЦГСЭН для лаборатор-ных исследований и проведения санитарной экспертизы.

Основная задача Противочумного центра Госсанэпиднадзора России — методическое руководство деятельностью противочумных станций по вопросам особо опасных природно-очаговых инфекци-онных заболеваний в ЧС мирного и военного времени.

Основные задачи противочумных станций и их отделений следую-щие:

• проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах бактериального заражения;

осуществление идентификации штаммов микроорганизмов бак-териальной группы, выделенных из различных проб в резулб-тате проведения специфической индикации;

при получении сомнительных результатов доставка в соответ-ствующий центр специфической индикации проб, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также материалов, взятых от больных и тру-пов;

измерение мощности доз радиоактивного излучения на местно-сти в районе расположения учреждения;

•установление наличия в окружающей среде ОВ и проведение индикации.

Учреждения гидрометеорологических станций, входящие в СНЛК, агрохимические лаборатории, объектовые лаборатории некоторых министерств и ведомств осуществляют следующие мероприятия:

определение уровня гамма-излучения на местности в районе своих площадок размещения;

количественный и качественный лабораторный контроль загряз-нённости АОХВ почвы, растений и продуктов растениеводства, открытых водоёмов;

проведение разведки в зонах химического и радиоактивного загрязнения на объектах сельского хозяйства;

• выявление характера эпидемического очага. В ведомственных лабораториях министерств, отвечающих за

пищевую, мясную и молочную промышленность, рыбное хозяй-ство, и других осуществляют наблюдение и лабораторный контроль загрязнённости опасными для людей и животных веществами госу-дарственных ресурсов зерна и продуктов его переработки, пищевого сырья, пищевых продуктов, государственных резервов продоволь­ственных товаров, изготовляемых, перерабатываемых и хранящихся на подведомственных предприятиях, складах и базах. Эти же лабора­тории гражданской обороны проводят радиационную, химическую, неспецифическую бактериологическую разведку в зонах заражения (загрязнения), индикацию ОВ, АОХВ, в том числе компонентов ракетного топлива, участвуют в подготовке специалистов производ­ственных (объектовых) лабораторий, включённых в СНЛК.

Готовность учреждений СНЛК к решению возложенных на них задач обеспечивают соответствующие министерства и ведомства Российской Федерации путём подготовки (обучения) специалистов в мирное время и оснащения отделов, лабораторий, станций и постов необходимым оборудованием, приборами и методиками. За подго-

товку (переподготовку) специалистов несут ответственность руково-

дители учреждений СНЛК.

Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприя-тия — одна из составных частей общегосударственной системы меди-цины катастроф, важный раздел медицинского обеспечения населе-ния и ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий,

Для определения конкретных санитарно-гигиенических и проти­воэпидемических мероприятий необходимо учитывать особенности различных видов катастроф, стихийных бедствий и влияние всего комплекса факторов и последствий ЧС как на характер санитарно-эпидемической обстановки, так и на динамику эпидемического про­цесса при той или иной нозологической форме инфекционного заболевания.

Контрольные вопросы

Определение и задачи санитарно-эпидемиологического обеспе­чения населения.

Основные положения санитарно-гигиенических мероприятий по сохранению здоровья населения и участников ликвидации последствий ЧС.

3. Основные противоэпидемические мероприятия в ЧС.

Особенности появления эпидемиологических очагов инфекцион­ных заболеваний среди населения

Цели санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий в эпидемическом очаге.

Факторы эпидемиологической опасности возникновения инфек­ционных заболеваний в зоне ЧС.

Последовательность эпидемиологического обследования бакте­риологического очага.

8. Санитарно-эпидемиологическая разведка эпидемического очага.

9. Определение санитарно-эпидемиологического состояния района
ЧС.

Карантин и обсервация. Определение и содержание мероприятий.

Экстренная профилактика инфекционных заболеваний.

Задачи и организация сети наблюдения и лабораторного контроля.

Тема 10

МЕДИЦИНСКОЕ СНАБЖЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ МЕДИКО-САНИТАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

СИТУАЦИЯХ

Задачи, цели и определение снабжения медицинским иму­ществом.

Характеристика и классификация медицинского имуще­ства.

Организация медицинского снабжения в чрезвычайных ситу­ациях.

10.1. ЗАДАЧИ, ЦЕЛИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СНАБЖЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМ ИМУЩЕСТВОМ

Одно из важнейших условий выполнения задач службы медицины катастроф — её достаточное обеспечение материально-техническими средствами, в том числе медицинским имуществом. Эту задачу реша­ют путём выполнения комплекса мероприятий по снабжению меди­цинским имуществом.

Медицинское снабжение — система научных знаний и практи­ческих мероприятий, направленных на своевременное и полное обеспечение потребностей формирований и учреждений службы медицины катастроф в медицинском имуществе во всех режимах функционирования.

Медицинское снабжение организуют в общей системе медико-санитарного обеспечения мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Оно должно соответствовать следую­щим основным принципам:

организация медицинского снабжения должна соответствовать задачам и структуре службы медицины катастроф;

организация медицинского снабжения службы медицины ката­строф должна соответствовать принятой в системе здравоохра­нения организации обеспечения лекарственными средствами и медицинской техникой;

запасы медицинского имущества, их эшелонирование и органи­зация должны обеспечивать высокую готовность службы меди­цины катастроф всех уровней и успешное выполнение задач в любых условиях обстановки.

Основные задачи медицинского снабжения формирований и учреж­дений службы медицины катастроф:

определение потребности в медицинском имуществе и технике, сво­евременное и полное обеспечение учреждений и формирований;

накопление запасов и резервов медицинского имущества и техни­ки, содержание их в постоянной готовности к выдаче и использо­ванию по предназначению;

заготовка и обновление медицинского имущества и техники;

организация технического обслуживания и ремонта медицинско­го имущества и техники;

разработка и пересмотр по мере необходимости номенклатуры медицинского имущества и техники, норм снабжения, описей комплектов (аптечек, сумок, наборов), а также руководящих документов по медицинскому снабжению;

организация и проведение контрольно-ревизионной работы, осуществление мероприятий по экономному и рациональному использованию медицинского имущества и техники;

ведение учёта и отчётности по медицинскому имуществу и тех­нике;

проведение научно-исследовательской работы по обобщению опыта и совершенствованию организации обеспечения меди­цинским имуществом и техникой учреждений и формирований службы медицины катастроф, а также населения в чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время;

планирование и проведение мероприятий по защите медицин­ского имущества и техники от неблагоприятных факторов внеш­ней среды и поражающих факторов современных видов оружия;

участие в разработке предложений по совершенствованию организационно-штатной структуры органов управления, под­разделений и учреждений медицинского снабжения

10.2. ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ИМУЩЕСТВА

Медицинское имущество — лекарственные, технические и другие материальные средства, предназначенные для оказания медицин­ской помощи и лечения поражённых и больных, а также решения других задач, стоящих перед службой медицины катастроф, граж­данским и военным здравоохранением в мирное и военное время. Состояние медицинского имущества должно отвечать требованиям нормативно-технической документации, на основании которой его производят.

К медицинскому имуществу относят следующее:

лекарственные средства, иммунобиологические препараты, пита­тельные среды, дезинфекционные и дезинсекционные средства, перевязочные средства и шовные материалы, расходные меди­цинские предметы, реактивы и химикалии, оптические стёкла и очковые оправы, бланки медицинского учёта и отчётности, а также запасные части и материалы для эксплуатации и ремонта медицинской техники;

медицинские инструменты, приборы и аппараты;

медицинская мебель и оборудование;

приборы, аппараты, инструменты и оборудование для аптек, лабораторий, специальных кабинетов, мастерских по ремонту и проверке медицинской техники;

подвижные медицинские установки, комплекты и наборы меди­цинского имущества;

санитарно-хозяйственные предметы медицинского предназначе­ния.

Для оснащения службы медицины катастроф предусмотрен пере­чень лекарственных средств, охватывающий около 60 фармаколо­гических групп. Максимально используют лекарственные средства в готовых для применения формах (как правило, заводского изго­товления и в индивидуальной дозировке), перевязочные средства, материалы для соединения тканей и некоторые другие предметы в стерильном виде. Номенклатура их по сравнению с той, что приме­няют в медицинских учреждениях при повседневной деятельности, существенно сокращена без ущерба для оказания полноценной меди­цинской помощи. Отобранное медицинское имущество включает устойчивые при длительном хранении и использовании в экстре­мальных ситуациях современные средства.

В его состав входят лекарственные средства основных фарма­кологических групп, как специфические, так и широкого спек­тра действия, а также эффективная, высокопроизводительная, как правило, портативная, переносная или подвижная медицинская техника, пригодная к эксплуатации в стационарных и полевых условиях. Номенклатура медицинского имущества и его количе­ство, необходимое для оснащения учреждений и формирований, создания запасов на случай ЧС различного характера, устанавлива­ется в результате нормирования. Его осуществляют в соответствии с прогнозируемым количеством и структурой санитарных потерь, характером поражений людей, видом и объёмом медицинской помо­щи, оказываемой поражённым в ЧС формированиями и учрежде­ниями службы медицины катастроф, их организационно-штатной структурой.

Кроме того, служба медицины катастроф для решения стоящих перед ней задач использует и другие виды имущества, в частности санитарно-хозяйственное, специальное и др.

К санитарно-хозяйственному имуществу относят бельё нательное и постельное, постельные принадлежности, госпитальную одежду и обувь, специальную одежду, кухонно-столовую посуду и инвентарь, оборудование кухонь-столовых, хозяйственную мебель и др.

К специальному имуществу, имеющему узкопрофильное целевое предназначение, относят средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, дозиметрическую аппаратуру, приборы радиаци­онной, химической и бактериологической разведки и источники питания к ним, технические средства связи и оповещения, электро­осветительные средства, съёмное оборудование для транспортных средств и др.

Для удобства планирования, определения потребности и обеспе­ченности, организации хранения, ведения учёта и списания состоя­щее на снабжении медицинское имущество классифицируют по виду, предназначению, порядку учёта и списания, качественному состоя­нию, опасным свойствам, а также некоторым другим признакам.

Классификация медицинского имущества

• По виду:

лекарственные средства;

иммунобиологические препараты;

перевязочные средства;

врачебно-медицинские предметы и техника и т.д.

• По предназначению:

используемое в мирное время;

используемое в военное время;

имущество текущего обеспечения;

имущество неприкосновенного запаса;

имущество специального назначения;

имущество общего назначения.

• По порядку учёта и списания:

инвентарное имущество;

расходное имущество.

• По качественному состоянию:

инвентарное имущество;

расходное имущество;

новое и годное к эксплуатации;

требующее ремонта;

подлежащее списанию;

годное;

негодное.

По предназначению медицинское имущество подразделяют на имущество текущего обеспечения и неприкосновенного запаса, а в военное время — на имущество специального и общего назначе­ния.

Медицинское имущество текущего обеспечения предназначено для удовлетворения повседневных нужд и выполнения медицин­ской службой

комплекса лечебно-диагностических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других мероприятий в обычных условиях.

Медицинское имущество неприкосновенного запаса предназначено для обеспечения развёртывания учреждений и формирований медицинской службы по штатам и табелям военного времени, а также для решения специальных задач в мирное время. Оно вклю­чает имущество как специального, так и общего назначения.

Медицинское имущество специального назначения включает сокращённую номенклатуру самых необходимых средств для оказания медицинской помощи и лечения раненых и больных в экстренных ситуациях мирного времени и в военное время.

Медицинское имущество общего назначения включает всю остальную находящуюся на снабжении номенклатуру.

К инвентарному медицинскому имуществу относят как предметы длительного пользования, изнашивающиеся постепенно, имеющие сроки эксплуатации и ремонта (медицинская мебель, оборудование, аппараты, приборы и другие изделия медицинского назначения), так и быстро амортизирующиеся (изделия из резины, медицинские инструменты и т.д.). По качественному состоянию инвентарное меди­цинское имущество подразделяют на пять категорий:

первая категория — новое имущество, не побывавшее в эксплуа­тации;

вторая категория — бывшее или находящееся в эксплуатации имущество, исправное и годное к использованию по прямому назначению, вышедшее из ремонта или требующее текущего ремонта (покраски, заточки, замены частей и т.п.);

третья категория — имущество, требующее среднего ремонта;

четвёртая категория — имущество, требующее капитального ремонта в специальных мастерских или на заводах; к этой кате­гории могут быть отнесены сложные по конструкции изделия медицинской техники, состоящие из нескольких агрегатов, бло­ков, узлов;

пятая категория — имущество, не годное к дальнейшему исполь­зованию, ремонт которого невозможен по техническому состоя­нию или нецелесообразен экономически, по этим причинам под­лежит списанию.

К расходному медицинскому имуществу относят предметы разо­вого пользования (лекарственные средства, иммунобиологические препараты, питательные среды, реактивы, химикалии, перевязочные средства, шовные материалы и т.д.), а также предметы, приходящие в негодность при кратковременном применении (перчатки хирурги­ческие и анатомические, иглы хирургические, боры зубоврачебные, пробирки и др.). Расходное медицинское оборудование категории не имеет: оно может быть только годным или негодным к применению. Расходное медицинское имущество после выдачи для использова­ния считают израсходованным и списывают с учёта на основании первичных учётных документов (рецептов, требований, накладных). Указанное имущество подлежит систематическому пополнению по мере его расходования.

Медицинское имущество, используемое службой медицины ката­строф, подразделяют на две группы по предназначению: имущество текущего снабжения и запасы. В каждую из них входят как лекар­ственные средства, так и медицинская техника.

• К первой группе относят предметы, используемые в повседневной лечебно-профилактической и научно-исследовательской деятель­ности, а также для учебных целей.

•Во вторую группу входят предметы, предназначенные для использования в ЧС. Запасы различают по видам: медицинское имущество резерва и неснижаемого запаса.

К резерву относят медицинское имущество для оснащения учреждений и формирования службы медицины катастроф, используемое по решению соответствующих органов управле­ния здравоохранения или руководителей центров медицины катастроф.

К неснижаемому запасу относят медицинское имущество для оснащения дополнительно развёртываемых и перепрофили­руемых коек лечебно-

профилактического учреждений и соз­даваемых ими медицинских формирований, предназначенное для использования в ЧС мирного и военного времени.

Расходование медицинского имущества резерва и неснижаемого запаса разрешено только для оказания медицинской помощи пора­жённым в ЧС, после чего объёмы запасов полностью восстанавли­вают.

В отдельную группу следует выделить комплекты медицинского имущества. Комплект — совокупность предметов медицинского имущества, упакованных в специальную тару, регламентированных по составу и количеству, предназначенных для оснащения функ­циональных подразделений учреждений и формирования службы медицины катастроф.

От предназначения комплекта зависит его содержание. В ком­плект могут входить лекарственные средства и медицинская техни­ка различных групп и другое имущество.

Комплекты медицинского имущества подразделяют на функцио­нальные и специального назначения.

•Функциональные комплекты предназначены для обеспечения работы соответствующего функционального подразделения учреждения, формирования или определённых специалистов. В состав входят как расходное, так и инвентарное имущество. • Комплекты специального назначения используют главным обра­зом для оперативного снабжения учреждений и формирова­ний медицинской службы. Комплекты специального назначе­ния подразделяют на комплекты перевязочных средств и шин, противочумной одежды и других видов медицинского иму­щества.

Хирургические инструменты в состав оснащения формирова­ний медицины катастроф входят в виде наборов. Набор — сово­купность предметов медицинского имущества, имеющих единое функциональное назначение (для выполнения определённого вида работ) и размещённых в соответствующем порядке в единой упа­ковке.

Могут быть наборы общехирургических и специализированных инструментов, например перевязочный, операционный, травмато­логический, стоматологический и др. Состав комплекта и набора определяется их описаниями.

Снабжение комплектами медицинского имущества имеет ряд преимуществ по сравнению со снабжением отдельными предметами. Благодаря комплектам реализуются основные требования, предъяв­ляемые к оснащению медицинских формирований службы медици­ны катастроф в ЧС:

оперативность в доставке медицинского имущества в очаги мас­совых санитарных потерь;

быстрота развёртывания и свёртывания функциональных под­разделений этапов медицинской эвакуации, а также удобство в работе благодаря заранее предусмотренному ассортименту раз­личных предметов;

содержание хирургических инструментов в виде наборов для выполнения определённых видов хирургических вмешательств облегчает и ускоряет подготовку к их выполнению (нейрохирур­гический, урологический, гинекологический и т.п.);

значительное сокращение работы по составлению заявок на медицинское имущество и т.п.

Кроме того, комплекты удобны для транспортировки и хранения в полевых условиях.

В комплекты закладывают лекарственные средства только с боль­шим запасом основного срока годности. Предметы медицинской техники, включая хирургические инструменты, перед вложением проверяют на комплектность и исправность, а при длительном хра­нении защищают от коррозии.

10.3. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО СНАБЖЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Обеспечение медицинским имуществом службы медицины ката­строф организуют органы медицинского снабжения центров медици­ны катастроф, подразделения медицинского снабжения учреждений и формирований. Общее управление осуществляет Всероссийский центр медицины катастроф «Защита», а также региональные, терри­ториальные и местные центры медицины катастроф.

Органы медицинского снабжения службы медицины катастроф и других служб функционируют в режиме повседневной деятель­ности, в режиме повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации.

В режиме повседневной деятельности выполняют следующие дей­ствия:

обобщение и анализ потребности в имуществе, его заготовка и распределение, нормирование;

накопление резервов медицинского имущества, содержание их в постоянной готовности, выполнение экстренных поставок иму­щества;

• учёт и контроль наличия качественного имущества; •усовершенствование, профессиональная выучка и тренировка

штатного состава, разработка рекомендаций и оказание методи­ческой помощи.

В режиме повышенной готовности в дополнение к вышеизложен­ным проводят следующие мероприятия:

уточнение укомплектованности резервов медицинского имуще­ства и определение потребности в нём;

установление наличия жизненно важных лекарственных средств в лечебно-профилактических и аптечных учреждениях на терри­тории прогнозируемой ЧС;

подготовку медицинского имущества к выдаче и доставку его в район ЧС.

В режиме чрезвычайной ситуации дополнительно к указанным про­водят следующие мероприятия:

уточнение потребности в медицинском имуществе для укомплек­тования;

изъятие медицинского имущества из резервов, его отпуск и дос­тавка;

обеспечение медицинским имуществом учреждений и формиро­ваний, участвующих в ликвидации последствий ЧС;

определение потребности и обеспеченности учреждений и фор­мирований служб, участвующих в ликвидации последствий ЧС;

оформление и представление в установленном порядке в органы исполнительной власти заявок на дополнительные ресурсы меди­цинского имущества;

взаимодействие органов медицинского и материально-техни­ческого снабжения службы медицины катастроф с органами управления фармацевтической деятельностью и управлениями снабжения медицинской техникой;

учёт медицинского имущества, подведение итогов работы по обе­спечению медицинским имуществом при ликвидации послед­ствий ЧС.

Заготовка медицинского имущества для нужд службы медицины катастроф осуществляется централизованно и децентрализованно. Централизованное приобретение медицинского имущества осущест­вляется через федеральные и муниципальные органы управления фармацевтической деятельностью, децентрализованное — на пред­приятиях и в организациях снабжения лекарственными средствами, медицинской техникой и другим медицинским имуществом раз­личных форм собственности. Заявки на приобретение медицинского имущества представляют по согласованным с поставщиками формам и срокам. Если в выделении каких-либо предметов медицинского имущества отказано, осуществляют поиск других поставщиков.

В плановом порядке медицинское имущество заготавливают из рас­чёта обеспечения фактической потребности на 1 год. Возникающую в течение этого периода дополнительную потребность обеспечи­вают путём разовых закупок. Отдельные лекарственные средства с ограниченными сроками годности могут быть приобретены по мере необходимости в розничной аптечной сети.

При планировании обеспечения медицинским имуществом учреждений и формирований службы медицины катастроф в чрез­вычайных ситуациях особое место уделяют использованию местных источников к его заготовке. Для этого органы медицинского снабже­ния должны знать экономико-географическую характеристику тер­ритории зоны своей ответственности и поддерживать тесную связь с органами исполнительной власти, производственными предпри­ятиями, организациями и учреждениями различных министерств и ведомств. Это необходимо, так как в чрезвычайных ситуациях можно будет получить дополнительные ресурсы отдельных видов медицинского имущества (спирт этиловый, кислород медицинский, вода очищенная и т.д.).

Заготовку медицинского имущества осуществляют за счёт средств, выделяемых из следующих структур:

• федерального бюджета ВЦМК «Защита» и региональных центров медицины катастроф;

из бюджетов субъектов РФ выделяют средства центрам медицины катастроф субъектов РФ;

из местных бюджетов выделяют средства территориальным и местным центрам медицины катастроф.

В режиме повседневной деятельности медицинское имущество заго­тавливают по фактической потребности в течение года. Поставку и контроль годности лекарственных и других средств с ограниченным сроком годности осуществляют ежеквартально с использованием их в пределах, установленных для них сроков годности.

В режиме повышенной готовности уточняют укомплектованность резервов медицинского имущества, прогнозируют потребность в медицинском имуществе и уточняют наличие жизненно важных лекарственных средств и других средств в лечебно-профилактических и лечебных учреждениях. В случае возможного выдвижения учреж­дений и формирований службы медицины катастроф в районы бед­ствия органы обеспечения медицинским имуществом устанавливают потребность в транспорте и доставке медицинского имущества для обеспечения их работы. Кроме того, органы обеспечения медицин­ским имуществом формируют перечень медицинского имущества, подлежащего вывозу, в зависимости от характера и масштаба бед­ствия, подготавливают имущество, необходимое для начала работ, и отправляют его первыми рейсами транспорта.

В режиме чрезвычайной ситуации подразделения медицинского снабжения изымают медицинское имущество из резервов в соот­ветствии с установленным порядком и правилами и отгружают его в район чрезвычайной обстановки. Обеспечение медицинским имуще­ством осуществляют в соответствии с величиной и структурой сани­тарных потерь, видом и объёмом медицинской помощи, оказываемой в зонах катастроф и стихийных бедствий.

По итогам работы составляют отчёт, в котором отражают следую­щее:

оценку установленной нормы медицинского имущества, номен­клатуру фактической потребности, предложения по усовершен­ствованию нормы;

имущество, привлечённое со стороны (перечень медицинско­го имущества из запасов местных лечебно-профилактических учреждений), организацию и объём изготовления лекарственных средств;

•расход медицинского имущества в денежном эквиваленте, т.е. закупку лекарственных и других средств;

• расход медицинского имущества, переданного местным органам здравоохранения, и т.д.

Такой отчёт необходим для обоснованных выводов по своевремен­ности и полноте снабжения медицинским имуществом.

Медицинское имущество, необходимое для оказания медицин­ской помощи пострадавшим и обеспечения учреждений и формиро­ваний службы в чрезвычайных ситуациях, накапливается в резервах. Резерв медицинского имущества службы медицины катастроф МЗ РФ предназначается и создаётся для гарантированного обеспечения мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий чрез­вычайных ситуаций.

Различают следующие виды резервов:

государственный (резерв Правительства РФ);

федеральный (резерв федеральных органов исполнительной вла­сти);

территориальный (резерв субъектов РФ);

местный (резерв органов местного самоуправления);

объектовый (резерв предприятий, учреждений и др.).

Резерв медицинского имущества службы медицины катастроф Минздравсоцразвития РФ расходуют только при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций на тер­ритории России или для оказания гуманитарной помощи странам, терпящим бедствие. Расходовать лекарственные и другие меди­цинские средства, использовать медицинскую технику из резерва службы медицины катастроф для обеспечения повседневной дея­тельности запрещено.

Использование резерва медицинского имущества для оказания медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях осуществляют по решению органов управления здравоохранением или директора Центра медицины катастроф по принадлежности резерва, а для оказания помощи зарубежным странам — по решению Правительства РФ. Восполнение изъятого из резерва медицинско­го имущества осуществляют в течение периода, не превышающего 2 мес.

Для обеспечения постоянной готовности медицинского имущества резерва к применению по предназначению лекарственные средства, изделия медицинского назначения и прочее в процессе хранения подвергают периодическому обновлению, а медицинскую технику, кроме того, - техническому обслуживанию и ремонту, средства измерений — периодической поверке.

Под обновлением понимают замену медицинского имущества, сроки хранения которого в резерве истекают, на медицинское имуще­ство с большим запасом срока годности или свежих сроков заготовки, а также устаревших образцов медицинской техники на аналогичные более современные модели для предотвращения нанесения материаль­ного ущерба и поддержания резервов в готовности к использованию по предназначению. Обновлению подлежит также медицинское имуще­ство, входящее в состав комплектов (сумок, аптечек, наборов).

Периодичность обновления лекарственных средств и изделий медицинского назначения, имеющих срок годности, зависит от сро­ков годности и соответствующих им сроков хранения в резерве. Обновление проводят в плановом порядке ранее истечения срока год­ности с учётом возможности использования имущества для текущего снабжения или реализации.

Номенклатуру медицинского имущества, используемого службой медициной катастроф, периодически пересматривают. В установлен­ном порядке вместо устаревших в неё включают современные лекар­ственные средства и изделия медицинского назначения, разрешённые к применению в медицине и хорошо зарекомендовавшие себя при оказании медицинской помощи и лечении поражённых и больных.

Таким образом, решение вопросов обеспечения учреждений и фор­мирований службы медицины катастроф необходимыми медикамен­тами, перевязочными средствами, медицинской техникой, оборудова­нием и другим медицинским имуществом позволит более эффективно осуществлять меры по ликвидации медико-санитарных последствий аварий и катастроф техногенного и природного происхождения.

Контрольные вопросы

Определение и задачи снабжения медицинским имуществом.

Классификация медицинского имущества.

Характеристика основных категорий медицинского имуще­ства.

Классификация медицинского имущества по предназначе­нию.

Организация медицинского снабжения формирований и учреж­дений ВСМК в чрезвычайных ситуациях.

Организация заготовки и хранения медицинского имущества.

Тема 11

МЕДИЦИНСКАЯ СЛУЖБА ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

СИТУАЦИЯХ

11.1. Участие военной медицины в ликвидации последствий чрез­вычайных ситуаций.

11.2. Задачи военной медицины в общегосударственной системе
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

11.3. Организационная структура медицинских подразделений и
формирований службы медицины катастроф Вооружённых сил РФ
и принципы их использования.

11.1. УЧАСТИЕ ВОЕННОЙ МЕДИЦИНЫ В ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

В последнее десятилетие XX века отмечено значительное уве­личение количества транспортных, технологических и природ­ных катастроф, оказывающих отрицательное влияние на здоровье и жизнедеятельность населения. Крупномасштабные катастрофы могут сопровождаться значительным количеством пострадавших, нуждающихся в оказании экстренной медицинской помощи. За последние два десятилетия стихийные бедствия унесли жизни более 3 млн человек, стоимость ущерба превысила 100 миллиардов дол­ларов.

Для ликвидации медицинских последствий таких катастроф необхо­димо привлечение значительного количества медицинских работни­ков, врачей различных специальностей, умеющих работать в экстре­мальных условиях. В соответствии с организационной структурой, предназначением и уровнем профессиональной готовности наиболее подготовленной для этой цели является военно-медицинская служба вооружённых сил.

Участие военной медицины в ликвидации последствий чрезвы­чайных ситуаций мирного времени становится закономерной и важной частью общегосударственной деятельности по оказанию медицинской помощи пострадавшему населению.

Выполняя задачи по медицинскому обеспечению личного состава войск в мирное время и в период боевых действий, военные медики при необходимости всегда принимали активное участие в оказании медицинской помощи гражданскому населению. Особенно мас­штабная и действенная помощь военной медицины гражданскому населению оказывалась в период стихийных бедствий и в военное время. Так, в годы Гражданской войны, когда по всей стране сви­репствовали

эпидемии сыпного и возвратного тифа (переболели около 35 млн человек), руководители здравоохранения широко использовали военно-медицинскую службу в борьбе с эпидемия­ми среди всего населения. По данным З.П. Соловьёва, из 10 ООО военных врачей, принимавших участие в ликвидации эпидемии, переболели сыпным тифом около 4000 и умерли более 800 человек. За годы Великой Отечественной войны, по неполным данным, военно-медицинской службой обследовано около 45 000 освобож­денных населённых пунктов, выявлено 49 612 очагов сыпного тифа, обследованы около 140 000 больных из числа гражданских лиц, 52 900 из них госпитализированы в армейские и войсковые госпита­ли. Военно-

медицинская служба оказала помощь местным органам здравоохранения в открытии многих сотен больниц и противоэпи­демических учреждений.

Ведущую роль военная медицина выполняла в период ликвидации последствий крупных катастроф, когда местные учреждения и орга­низации здравоохранения из-за нанесённого ущерба не могл


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: