ЛЕКЦИЯ
Тема № 8 « ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЯХ »
Специальность: «лечебное дело»
Обсуждена на заседании кафедры
«___» ___________ 2012 г.
Протокол № _____
Саранск – 2012 г.
ПЛАН ЛЕКЦИИ
МК Тема № 8 «ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЯХ»
I Вступление – 10 мин.
1. Приветствие.
2. Получить сведения об отсутствующих.
3. Объявить тему лекции, обосновать необходимость её изучения.
II Основная часть – 70 мин.
Учебный вопрос № 1 Задачи, цели и определение санитарно-противоэпидемического обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.
Учебный вопрос № 2 Организация санитарно-гигиенических мероприятий в чрезвычайных ситуациях.
Учебный вопрос № 3 Организация противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях.
Учебный вопрос № 4 Задачи и организация сети наблюдения и лабораторного контроля.
III Заключение – 5 мин.
1. Подвести итог лекции, напомнить тему лекции, основные учебные вопросы;
|
|
2. Ответить на вопросы;
3. Дать указания по следующим видам занятий;
4. Закончить лекцию.
Содержание лекции
МК Тема № 8 «ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЯХ»
Учебный вопрос № 1 ЗАДАЧИ, ЦЕЛИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
При авариях, катастрофах и стихийных бедствиях значительно осложняется санитарно-гигиеническая и эпидемиологическая обстановка в районе чрезвычайной ситуации (ЧС). Это обусловлено следующими причинами:
- разрушением жилых и общественных зданий;
- выходом из строя водопроводных, канализационных и очистных сооружений, коммунально-бытовых и промышленных предприятий;
- интенсивной миграцией различных контингентов людей;
- изменением восприимчивости людей к инфекциям;
- выходом из строя санитарно-эпидемиологических и лечебно-профилактических учреждений, оказавшихся в зоне катастрофы;
- наличием большого количества трупов людей и животных;
- массовым размножением грызунов, появлением эпизоотии среди них и активизацией природных очагов зоонозных инфекций.
Все вышеуказанные причины значительно ухудшают санитарно-гигиеническую обстановку и существенно обостряют эпидемическую ситуацию по многим инфекционным заболеваниям.
По этой причине санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия — одна из составляющих частей общегосударственной системы медицины катастроф, важный раздел медицинского обеспечения населения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
|
|
Санитарно-противоэпидемическое обеспечение в ЧС включает комплекс организационных, правовых, медицинских, гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и ликвидацию инфекционных заболеваний, сохранение здоровья населения и поддержание его трудоспособности.
В процессе ликвидации медико-санитарных последствий ЧС санитарно-эпидемиологическое обеспечение населения проводят по трём направлениям:
- санитарно-гигиенические мероприятия;
- противоэпидемические мероприятия;
- контроль окружающей среды.
Для определения конкретных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий необходимо учитывать особенности различных видов катастроф, стихийных бедствий и влияния всего комплекса факторов и последствий ЧС как на характер санитарно-эпидемической обстановки, так и на динамику эпидемического процесса при той или иной нозологической форме инфекционного заболевания.
Решение данных задач имеет большое значение и возложено на территориальные центры Госсанэпиднадзора и учреждения санитарно-эпидемиологической службы.
Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия являются одним из важнейших видов деятельности органов власти, здравоохранения и других служб, как в повседневной жизни, так и при возникновении ЧС мирного и военного времени. Они направлены на решение следующих целей:
- сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний;
- предупреждение возникновения инфекционных заболеваний среди населения;
- быстрейшая ликвидация инфекционных заболеваний в случае их появления.
Учебный вопрос № 2 ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Санитарно-гигиенические мероприятия — комплекс мер, проводимых в зоне ЧС с целью сохранения здоровья населения и участников ликвидации последствий ЧС. Основные из них:
- медицинский контроль состояния здоровья;
- санитарный надзор за условиями размещения;
- санитарный надзор за питанием и водоснабжением;
- санитарный надзор за банно-прачечным обслуживанием;
- контроль санитарного состояния территории.
Санитарно-эпидемиологическая служба организует и проводит следующие санитарно-гигиенические мероприятия в районе ЧС:
- организацию и проведение оценки санитарно-гигиенического состояния территории и определение вредных факторов, воздействующих на здоровье населения и окружающую среду;
- организацию и участие в санитарном надзоре за условиями размещения населения в районе ЧС, его питанием, водоснабжением, банно-прачечным обслуживанием;
- организацию санитарно-гигиенических мероприятий по защите персонала аварийных объектов, участников ликвидации последствий аварии, а также населения;
- организацию санитарного надзора на гигиенически значимых объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения в районе ЧС;
- медицинский контроль состояния здоровья личного состава формирований и учреждений, участвующего в ликвидации последствий ЧС, его обеспечения специальной одеждой и средствами защиты, правильного их использования;
- участие в контроле санитарного состояния территории, своевременной её очистки, обеззараживания и надзор за захоронением погибших и умерших людей и животных;
- организационно-разъяснительную работу по режиму и правилам поведения персонала аварийных объектов, участников ликвидации последствий аварии и населения в зоне ЧС.
В случае выхода из строя водопроводных сооружений и сетей определяют мероприятия по обеспечению населения доброкачественной водой. При невозможности восстановления централизованного снабжения водой решают вопрос об организации её подвоза в аварийную зону. Специалисты принимают участие в выборе водоисточника, дают разрешение на использование автотранспорта для подвоза воды, при необходимости организуют обеззараживание воды в автоцистернах, осуществляют выборочный контроль содержания остаточного хлора в питьевой воде и её качества.
|
|
При выходе из строя канализационных, очистных сооружений и сетей, поступлении сточных вод на земельные территории и в открытые водоёмы определяют экстренные мероприятия по проведению ремонтно-восстановительных работ и прекращению сброса неочищенных сточных вод, проводят ежедневный бактериологический контроль качества воды водоёма в контрольных точках.
На пищевых объектах организуют проведение мероприятий, исключающих возможность инфицирования продуктов питания. По согласованию со специалистами санитарно-эпидемиологических отрядов организуют временные пункты питания в аварийной зоне и проводят их благоустройство.
Особое внимание уделяют проведению среди населения мероприятий по профилактике острых кишечных заболеваний, передающихся водным и пищевым путём.
В местах временного расселения жителей и личного состава формирований проводят профилактические мероприятия по созданию надлежащих условий для проживания, питьевого режима, коммунально-бытового обслуживания.
Учебный вопрос № 3 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Противоэпидемические мероприятия в зоне действия и близлежащих районах должны быть направлены на нейтрализацию источников инфекции, разрыв путей и механизмов передачи возбудителей, повышение невосприимчивости жителей, снижение возможности развития тех или иных форм инфекционных заболеваний, ослабление действия на людей различных экстремальных факторов. В зависимости от климатогеографических условий, времени года, вида аварии, катастрофы или стихийного бедствия среди населения можно ожидать распространения вирусного гепатита, брюшного тифа, дизентерии и других острых кишечных инфекций, а также природно-очаговых заболеваний (чумы, сибирской язвы, туляремии, лептоспироза и др.). Не исключена возможность возникновения и других заболеваний, для профилактики которых необходимы особые мероприятия.
|
|
Противоэпидемические мероприятия — комплекс мер по предупреждению возникновения и распространения инфекционных заболеваний и быстрейшей ликвидации в случае их появления.
Противоэпидемические мероприятия делят на две группы:
- мероприятия по профилактике возникновения и распространения инфекционных заболеваний;
- мероприятия, направленные на ликвидацию эпидемических очагов среди населения в районе ЧС.
Основные противоэпидемические мероприятия таковы:
- санитарно-эпидемиологическая разведка предполагаемых районов рассредоточения и размещения эвакуируемых жителей в загородной зоне;
- эпидемиологическое наблюдение, включающее изучение санитарно-эпидемиологического состояния населённых пунктов;
- своевременное выявление инфекционных больных, их изоляция и госпитализация;
- учёт и санация носителей возбудителей болезней и лиц, страдающих хроническими формами инфекционных болезней;
- профилактика инфекционных заболеваний путём применения вакцин, сывороток, антибиотиков и различных химических препаратов;
- борьба с переносчиками трансмиссивных заболеваний и грызунами.
Наиболее сложная ситуация в плане медико-санитарных последствий ЧС возникает при появлении эпидемических очагов инфекционных заболеваний среди населения. Они характеризуются следующими особенностями:
- наличием инфекционных больных среди пострадавших и возможностью ускоренного распространения инфекции;
- активизацией механизмов передачи возбудителей инфекций в зонах ЧС;
- продолжительностью заражающего действия невыявленных источников и появлением длительно действующих очагов;
- сложностью индикации и диагностики инфекционных очагов;
- наличием минимального инкубационного периода в результате постоянного контакта с невыявленными источниками инфекции, снижение резистентности и большая инфицирующая доза возбудителей.
Для оценки степени эпидемической опасности инфекционных заболеваний в зонах ЧС предложена методика, учитывающая наиболее значимые факторы:
- патогенность инфекционного агента;
- летальность;
- контагиозность (выраженная контагиозным индексом);
- количество заболевших и количество предполагаемых санитарных потерь;
- количество контактных лиц и необходимость в их изоляции (обсервации);
- размеры зоны эпидемии (уровни: локальный, местный, территориальный, региональный, федеральный).
В ЧС эпидемический процесс имеет определённую специфику, и присущие ему закономерности развития могут нарушаться. Прежде всего, это касается источника возбудителя инфекции, его вида и места естественной жизнедеятельности (обитания, размножения и накопления) В зонах катастроф источник заражения зачастую установить трудно, так как меняются формы сохранения места жизнедеятельности возбудителя, расширяется ареал его обитания. По этой причине в зоне катастроф одновременно может возникнуть несколько эпидемических очагов разных нозологических форм.
Основные противоэпидемические мероприятия при возникновении эпидемического очага таковы:
- регистрация и оповещение;
- эпидемиологическое обследование и санитарно-эпидемиологическая разведка;
- выявление, изоляция и госпитализация заболевших;
- режимно-ограничительные мероприятия;
- общая и специальная экстренная профилактика;
- обеззараживание эпидемического очага (дезинфекция, дезинсекция, дератизация);
- выявление бактерионосителей и усиленное медицинское наблюдение за поражённым населением;
- санитарно-разъяснительная работа.
Регистрация и оповещение. Всех выявленных больных и подозрительных по заболеванию лиц берут на специальный учёт. О выявлении инфекционных больных немедленно должен быть оповещён главный врач центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора района (города). При получении данных о возникновении высококонтагиозных инфекций оповещают также население района катастрофы и прилегающих территорий с разъяснением правил поведения.
Эпидемиологическое обследование и санитарно-эпидемиологическая разведка. Каждый случай инфекционного заболевания должен быть подвергнут тщательному эпидемиологическому обследованию с целью выявления предполагаемого источника заражения и проведения основных мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекции. Эпидемиологическое обследование очага включает следующие разделы работы:
- анализ динамики и структуры заболеваемости по эпидемиологическим признакам;
- уточнение эпидемиологической обстановки среди оставшегося населения в зоне катастрофы, местах его размещения;
- опрос и обследование больных и здоровых;
- визуальное и лабораторное обследование внешней среды;
- определение объектов, экономически ухудшающих санитарно-гигиеническую и эпидемиологическую обстановку в очаге бедствия;
- опрос медицинских (ветеринарных) работников, представителей местного населения;
- обследование санитарного состояния населённых пунктов, источников воды, коммунальных и пищевых объектов и др.;
- отработка собранных материалов и установление причинно-следственных связей в соответствии с имеющимися данными о типе эпидемии при конкретной инфекции.
Санитарно-эпидемиологическая разведка — сбор и передача сведений о санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановке в зоне ЧС. В задачи санитарно-эпидемиологической разведки входят следующие:
- выявление наличия и локализации больных, характера вспышки и распространённости инфекционных заболеваний;
- установление наличия и активности природно-очаговых инфекций в зонах ЧС, эпизоотии среди диких и домашних животных;
- обследование санитарно-гигиенического состояния зоны ЧС, входящих в неё населённых пунктов и водоисточников, объектов экономики, коммнально- и санитарно-бытовых, лечебных и санитарно-эпидемиологических учреждений;
- оценка возможности использования для работы в эпидемических очагах сил и средств местных органов здравоохранения, сохранившихся в зонах ЧС.
В состав группы санитарно-эпидемиологической разведки входят врач-гигиенист, врач-эпидемиолог (или инфекционист), врач-бактериолог, лаборант, водитель.
Санитарно-эпидемическое состояние района. На основе полученных данных производят оценку состояния района. Оно может быть оценено как благополучное, неустойчивое, неблагополучное и чрезвычайное.
Благополучное состояние:
- отсутствие карантинных инфекций и групповых вспышек других инфекционных заболеваний;
- наличие единичных инфекционных заболеваний, не связанных друг с другом и появившихся на протяжении срока, превышающего инкубационный период данного заболевания;
- эпизоотическая обстановка не представляет опасности для людей;
- удовлетворительное санитарное состояние территории, объектов водоснабжения;
- коммунальная благоустроенность.
Неустойчивое состояние:
- рост уровня инфекционной заболеваемости или возникновение групповых заболеваний без тенденции к дальнейшему распространению;
- появление единичных инфекционных заболеваний, связанных между собой или имеющих общий источник заболевания вне данной территории при удовлетворительном санитарном состоянии территории и качественном проведении комплекса мероприятий по противоэпидемическому обеспечению.
Неблагополучное состояние:
- появление групповых случаев опасных инфекционных заболеваний в зоне ЧС или эпидемических очагов особо опасных инфекций на соседних территориях при наличии условий для их дальнейшего распространения;
- многочисленные заболевания неизвестной этиологии;
- возникновение единичных заболеваний особо опасными инфекциями.
Чрезвычайное состояние:
- резкое нарастание в короткий срок количества опасных инфекционных заболеваний среди пострадавшего населения;
- наличие повторных или групповых заболеваний особо опасными инфекциями;
- активизация в зоне ЧС природных очагов опасных инфекции с появлением заболеваний среди людей.
Выявление, изоляция и госпитализация заболевших. Коллектив, в котором обнаружен первый случай заболевания, должен стать oбъектом тщательного наблюдения. При ряде заболеваний (дизентерия, сыпной тиф, скарлатина и др.) необходимо организовать ежедневные обходы и опросы обслуживаемых контингентов, а в случае подозрения на инфекционное заболевание — изолировать и госпитализировать заболевших.
Своевременное раннее изъятие больного из коллектива служит кардинальной мерой, предотвращающей распространение инфекции.
Режимно-ограничительные мероприятия. В целях предупреждения заноса инфекционных заболеваний и их распространения при возникновении эпидемических очагов осуществляют комплекс режимных, ограничительных и медицинских мероприятий, которые в зависимости от эпидемиологических особенностей инфекции и эпидемиологической обстановки подразделяют на карантин и обсервацию. Организация и проведение этих мероприятий возложены на ответственных руководителей административных территорий и санитарно-противоэпидемическую комиссию.
Карантин — система временных организационных, режимно-ограничительных, административно-хозяйственных, правовых, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение выноса возбудителя опасного инфекционного заболевания за пределы эпидемического очага, обеспечение локализации очага и последующую их ликвидацию.
Карантин вводят при появлении среди населения больных особо опасными инфекциями, групповых заболеваний контагиозными инфекциями с их нарастанием в короткий срок. При установлении даже единичных случаев заболеваний чумой, лихорадками Ласса, Эбола, болезнью Марбург и некоторых других контагиозных заболеваний, а также массовых заболеваний сибирской язвой, жёлтой лихорадкой, туляремией, сапом, миелоидозом, сыпным тифом, бруцеллёзом, пситтакозом должен быть введён режим карантина.
Обсервация — режимно-ограничительные мероприятия, предусматривающие наряду с усилением медицинского и ветеринарного наблюдения и проведением противоэпидемических, лечебно-профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий ограничение перемещения и передвижения людей или сельскохозяйственных животных во всех сопредельных с зоной карантина административно территориальных образованиях, которые создают зону обсервации.
Обсервацию вводят в районах с неблагополучным или чрезвычайным санитарно-эпидемическим состоянием, т.е. при появлении групповых неконтагиозных заболеваний или единичных случаев контагиозных инфекций.
Обсервацию и карантин отменяют по истечении срока максимального инкубационного периода данного инфекционного заболевания с момента изоляции последнего больного, после проведения заключительной дезинфекции и санитарной обработки обслуживающего персонала и населения.
Экстренная профилактика — комплекс медицинских мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболеваний людей в случае их заражения возбудителями опасных инфекционных заболеваний. Её проводят немедленно после установления факта бактериального заражения или появления среди населения случаев опасных инфекционных заболеваний, а также массовых инфекционных заболеваний неизвестной этиологии.
В отличие от вакцинопрофилактики, экстренная профилактика обеспечивает быструю защиту заражённых.
Экстренную профилактику подразделяют на общую и специальную. До установления вида микроорганизма, вызвавшего инфекционное заболевание, проводят общую, а после установления вида микроба-возбудителя — специальную экстренную профилактику.
В качестве средств общей экстренной профилактики используют антибиотики и химиопрепараты широкого спектра действия, активные в отношении всех или большинства возбудителей инфекционных заболеваний (табл. 9.1). Продолжительность курса общей экстренной профилактики зависит от времени, необходимого для выявления, идентификации и определения чувствительности возбудителя к антибиотикам и составляет в среднем 2—5 сут.
В качестве средств специальной экстренной профилактики применяют антибактериальные препараты, оказывающие высокое этиотропное действие на возбудитель, выделенный от инфекционных больных в эпидемическом очаге, с учётом результатов определения его чувствительности к антибиотикам. Продолжительность курса специальной экстренной профилактики зависит от нозологической формы заболевания (срока инкубационного периода, исчисляемого со дня заражения) и свойств назначаемого противомикробного препарата.
Распоряжение о проведении экстренной медицинской профилактики отдают санитарно-противоэпидемические комиссии.
Одновременно с началом экстренной профилактики в очагах заражения рекомендуют проводить активную иммунизацию (вакцинацию или ревакцинацию) населения.
Обеззараживание очагов осуществляют силами государственной санитарно-эпидемиологической службы путём проведения текущей и заключительной дезинфекции.
Дезинфекция — уничтожение в окружающей среде возбудителей инфекционных болезней. Её можно проводить физическими, химическими и комбинированными способами. Дезинфекцию осуществляют дезинфекционные группы. Одна такая группа в составе дезинсектора, дезинфектора и двух санитаров в течение рабочего дня способна обработать 25 квартир площадью 60 м2 каждая.
Обеззараживание территории, зданий и санитарную обработку населения проводит коммунально-техническая служба.
Дезинсекция — уничтожение насекомых (переносчиков инфекционных болезней). Её проводят физическими и химическими способами. Основным считают химический способ — обработку объектов инсектицидами.
Дератизация — уничтожение грызунов (как источник возбудителей инфекционных болезней). Её проводят механическими и химическими способами.
Обеззараживание продовольствия осуществляет служба торговли и питания, а воды — служба водоснабжения. Контроль качества обеззараживания продовольствия и воды, а также их санитарную экспертизу осуществляет служба государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Таблица 9.1. Схема общей экстренной профилактики
Препарат | Способ применения | Разовая доза, г | Кратность применения в сутки | Средняя доза на курс профилактики, г | Средняя продолжительность курса профилактики, сут |
Доксициклин | Внутрь | 0,2 | 1,0 | ||
Рифампицин | Внутрь | 0,6 | 3,0 | ||
Тетрациклин | Внутрь | 0,5 | 7,5 |
Чрезвычайно важное мероприятие — выявление бактерионосителей. Если при эпидемиологическом обследовании и лабораторном исследовании в эпидемиологических очагах выявлены носители (тифо-паратифозных инфекций, холеры, дифтерии и др.), то по отношению к ним проводят мероприятия, предохраняющие от заражения окружающих.
Кроме того, существуют мероприятия по усиленному медицинскому наблюдению за личным составом спасательных формирований.
Для проведения широкой и эффективной санитарно-разъяснительной работы следует использовать радио, телевидение, печать. Она должна быть направлена на строгое выполнение всем населением общих рекомендаций по правилам поведения, соблюдению санитарно-гигиенических правил и других мер личной защиты.
Для обеспечения быстрого реагирования и проведения неотложных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в районе ЧС на базе учреждений санитарно-эпидемиологической службы создают гигиенические и противоэпидемические бригады постоянной готовности и группы эпидемиологической разведки, из которых могут создаваться санитарно-эпидемиологические отряды. Профиль и состав бригад зависят от возможностей учреждения и характера основной деятельности.
Учебный вопрос № 4 ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ
Наблюдение и лабораторный контроль организуют и проводят, преследуя следующие цели:
- своевременное обнаружение и индикация радиоактивного, химического и биологического заражения питьевой воды, продовольствия, воздуха, почвы и объектов окружающей среды;
- принятие экстренных мер по защите населения, продуктов питания, воды и социально важных объектов от АОХВ и бактериологических средств.
Сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) — составная часть сил и средств наблюдения и контроля РСЧС. СНЛК имеет три уровня:
- федеральный;
- региональный;
- местный.
В перечень сил постоянной готовности госсанэпидслужбы России регионального и территориального уровня включены центры Госсанэпиднадзора на территориях субъектов Российской Федерации, противочумных институтов, Противочумный центр в Москве и 11 противочумных станций. Все указанные учреждения могут сформировать для работы в зоне ЧС более 70 санитарно-эпидемиологических отрядов и около 20 специализированных противоэпидемических бригад (СПЭБ) на базе противочумных учреждений.
Головные учреждения СНЛК (наиболее подготовленные к выполнению задач) — подразделения повышенной готовности со сроком приведения в готовность, составляющим 8 ч.
Основная задача Федерального центра Госсанэпиднадзора Минздрава России — участие в разработке и проведении мероприятий по обеспечению лабораторного контроля и экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на заражённость возбудителями инфекционных заболеваний, а также оказание методическом помощи учреждениям санитарно-эпидемиологического надзора в ЧС мирного и военного времени.
На республиканские, краевые, областные, портовые, городские, районные 1-й категории ЦГСЭН России и соответствующие им ЦСЭН на железнодорожном транспорте МПС России, центры санитарно-эпидемиологического надзора и медико-санитарные части Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России возложены следующие мероприятия:
проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах массового поражения силами создаваемых на базе ЦГСЭН (ЦСЭН) формирований (групп эпидемиологической разведки, санитарно-эпидемиологических отрядов и др.);
установление вида микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний в ЧС мирного времени в пробах, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также в материалах, взятых от больных и трупов людей (специфическая индикация);
идентификация выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов (только для республиканских, краевых и областных ЦГСЭН);
проведение санитарной экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, загрязнённых РВ, OB, АОХВ и заражённых БС, с выдачей заключения о пригодности их к использованию по назначению;
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
определение удельной и объёмной активности радионуклидов в пробах продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на контролируемых объектах;
установление радионуклидного состава исследуемых проб (кроме районных ЦГСЭН);
•определение на контролируемых объектах загрязнённости про-довольствия, питьевой воды, пищевого сырья ОВ и АОХВ;
• руководство работой нижестоящих звеньев ЦГСЭН на под-ведомственной территории и оказание им методическом по-мощи.
Основные задачи городских, районных ЦГСЭН 2-й и 3-й категории Госсанэпиднадзора России и соответствующих им ЦСЭН на желез-подорожном, водном и воздушном транспорте следующие:
проведение санитарно-эпидемиологической разведки на обслу-живаемой территории;
установление наличия (на основе косвенных признаков) в объ-ектах окружающей среды микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных забо-леваний людей в ЧС мирного времени;
исследование проб, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на заражён-ность известными возбудителями;
• измерение мощности доз радиоактивного излучения на местно- сти в районе расположения учреждения;
установление наличия в объектах окружающей среды OB, АОХВ, проведение их предварительной идентификации;
отбор проб из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, загрязнённых РВ, ОВ, АОХВ и заражённых БС, доставка их в головные ЦГСЭН для лаборатор-ных исследований и проведения санитарной экспертизы.
Основная задача Противочумного центра Госсанэпиднадзора России — методическое руководство деятельностью противочумных станций по вопросам особо опасных природно-очаговых инфекци-онных заболеваний в ЧС мирного и военного времени.
Основные задачи противочумных станций и их отделений следую-щие:
• проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах бактериального заражения;
осуществление идентификации штаммов микроорганизмов бак-териальной группы, выделенных из различных проб в резулб-тате проведения специфической индикации;
при получении сомнительных результатов доставка в соответ-ствующий центр специфической индикации проб, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также материалов, взятых от больных и тру-пов;
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местно-сти в районе расположения учреждения;
•установление наличия в окружающей среде ОВ и проведение индикации.
Учреждения гидрометеорологических станций, входящие в СНЛК, агрохимические лаборатории, объектовые лаборатории некоторых министерств и ведомств осуществляют следующие мероприятия:
определение уровня гамма-излучения на местности в районе своих площадок размещения;
количественный и качественный лабораторный контроль загряз-нённости АОХВ почвы, растений и продуктов растениеводства, открытых водоёмов;
проведение разведки в зонах химического и радиоактивного загрязнения на объектах сельского хозяйства;
• выявление характера эпидемического очага. В ведомственных лабораториях министерств, отвечающих за
пищевую, мясную и молочную промышленность, рыбное хозяй-ство, и других осуществляют наблюдение и лабораторный контроль загрязнённости опасными для людей и животных веществами госу-дарственных ресурсов зерна и продуктов его переработки, пищевого сырья, пищевых продуктов, государственных резервов продовольственных товаров, изготовляемых, перерабатываемых и хранящихся на подведомственных предприятиях, складах и базах. Эти же лаборатории гражданской обороны проводят радиационную, химическую, неспецифическую бактериологическую разведку в зонах заражения (загрязнения), индикацию ОВ, АОХВ, в том числе компонентов ракетного топлива, участвуют в подготовке специалистов производственных (объектовых) лабораторий, включённых в СНЛК.
Готовность учреждений СНЛК к решению возложенных на них задач обеспечивают соответствующие министерства и ведомства Российской Федерации путём подготовки (обучения) специалистов в мирное время и оснащения отделов, лабораторий, станций и постов необходимым оборудованием, приборами и методиками. За подго-
товку (переподготовку) специалистов несут ответственность руково-
дители учреждений СНЛК.
Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприя-тия — одна из составных частей общегосударственной системы меди-цины катастроф, важный раздел медицинского обеспечения населе-ния и ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий,
Для определения конкретных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий необходимо учитывать особенности различных видов катастроф, стихийных бедствий и влияние всего комплекса факторов и последствий ЧС как на характер санитарно-эпидемической обстановки, так и на динамику эпидемического процесса при той или иной нозологической форме инфекционного заболевания.
Контрольные вопросы
Определение и задачи санитарно-эпидемиологического обеспечения населения.
Основные положения санитарно-гигиенических мероприятий по сохранению здоровья населения и участников ликвидации последствий ЧС.
3. Основные противоэпидемические мероприятия в ЧС.
Особенности появления эпидемиологических очагов инфекционных заболеваний среди населения
Цели санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий в эпидемическом очаге.
Факторы эпидемиологической опасности возникновения инфекционных заболеваний в зоне ЧС.
Последовательность эпидемиологического обследования бактериологического очага.
8. Санитарно-эпидемиологическая разведка эпидемического очага.
9. Определение санитарно-эпидемиологического состояния района
ЧС.
Карантин и обсервация. Определение и содержание мероприятий.
Экстренная профилактика инфекционных заболеваний.
Задачи и организация сети наблюдения и лабораторного контроля.
Тема 10
МЕДИЦИНСКОЕ СНАБЖЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ МЕДИКО-САНИТАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЯХ
Задачи, цели и определение снабжения медицинским имуществом.
Характеристика и классификация медицинского имущества.
Организация медицинского снабжения в чрезвычайных ситуациях.
10.1. ЗАДАЧИ, ЦЕЛИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СНАБЖЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМ ИМУЩЕСТВОМ
Одно из важнейших условий выполнения задач службы медицины катастроф — её достаточное обеспечение материально-техническими средствами, в том числе медицинским имуществом. Эту задачу решают путём выполнения комплекса мероприятий по снабжению медицинским имуществом.
Медицинское снабжение — система научных знаний и практических мероприятий, направленных на своевременное и полное обеспечение потребностей формирований и учреждений службы медицины катастроф в медицинском имуществе во всех режимах функционирования.
Медицинское снабжение организуют в общей системе медико-санитарного обеспечения мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Оно должно соответствовать следующим основным принципам:
организация медицинского снабжения должна соответствовать задачам и структуре службы медицины катастроф;
организация медицинского снабжения службы медицины катастроф должна соответствовать принятой в системе здравоохранения организации обеспечения лекарственными средствами и медицинской техникой;
запасы медицинского имущества, их эшелонирование и организация должны обеспечивать высокую готовность службы медицины катастроф всех уровней и успешное выполнение задач в любых условиях обстановки.
Основные задачи медицинского снабжения формирований и учреждений службы медицины катастроф:
определение потребности в медицинском имуществе и технике, своевременное и полное обеспечение учреждений и формирований;
накопление запасов и резервов медицинского имущества и техники, содержание их в постоянной готовности к выдаче и использованию по предназначению;
заготовка и обновление медицинского имущества и техники;
организация технического обслуживания и ремонта медицинского имущества и техники;
разработка и пересмотр по мере необходимости номенклатуры медицинского имущества и техники, норм снабжения, описей комплектов (аптечек, сумок, наборов), а также руководящих документов по медицинскому снабжению;
организация и проведение контрольно-ревизионной работы, осуществление мероприятий по экономному и рациональному использованию медицинского имущества и техники;
ведение учёта и отчётности по медицинскому имуществу и технике;
проведение научно-исследовательской работы по обобщению опыта и совершенствованию организации обеспечения медицинским имуществом и техникой учреждений и формирований службы медицины катастроф, а также населения в чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время;
планирование и проведение мероприятий по защите медицинского имущества и техники от неблагоприятных факторов внешней среды и поражающих факторов современных видов оружия;
участие в разработке предложений по совершенствованию организационно-штатной структуры органов управления, подразделений и учреждений медицинского снабжения
10.2. ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ИМУЩЕСТВА
Медицинское имущество — лекарственные, технические и другие материальные средства, предназначенные для оказания медицинской помощи и лечения поражённых и больных, а также решения других задач, стоящих перед службой медицины катастроф, гражданским и военным здравоохранением в мирное и военное время. Состояние медицинского имущества должно отвечать требованиям нормативно-технической документации, на основании которой его производят.
К медицинскому имуществу относят следующее:
лекарственные средства, иммунобиологические препараты, питательные среды, дезинфекционные и дезинсекционные средства, перевязочные средства и шовные материалы, расходные медицинские предметы, реактивы и химикалии, оптические стёкла и очковые оправы, бланки медицинского учёта и отчётности, а также запасные части и материалы для эксплуатации и ремонта медицинской техники;
медицинские инструменты, приборы и аппараты;
медицинская мебель и оборудование;
приборы, аппараты, инструменты и оборудование для аптек, лабораторий, специальных кабинетов, мастерских по ремонту и проверке медицинской техники;
подвижные медицинские установки, комплекты и наборы медицинского имущества;
санитарно-хозяйственные предметы медицинского предназначения.
Для оснащения службы медицины катастроф предусмотрен перечень лекарственных средств, охватывающий около 60 фармакологических групп. Максимально используют лекарственные средства в готовых для применения формах (как правило, заводского изготовления и в индивидуальной дозировке), перевязочные средства, материалы для соединения тканей и некоторые другие предметы в стерильном виде. Номенклатура их по сравнению с той, что применяют в медицинских учреждениях при повседневной деятельности, существенно сокращена без ущерба для оказания полноценной медицинской помощи. Отобранное медицинское имущество включает устойчивые при длительном хранении и использовании в экстремальных ситуациях современные средства.
В его состав входят лекарственные средства основных фармакологических групп, как специфические, так и широкого спектра действия, а также эффективная, высокопроизводительная, как правило, портативная, переносная или подвижная медицинская техника, пригодная к эксплуатации в стационарных и полевых условиях. Номенклатура медицинского имущества и его количество, необходимое для оснащения учреждений и формирований, создания запасов на случай ЧС различного характера, устанавливается в результате нормирования. Его осуществляют в соответствии с прогнозируемым количеством и структурой санитарных потерь, характером поражений людей, видом и объёмом медицинской помощи, оказываемой поражённым в ЧС формированиями и учреждениями службы медицины катастроф, их организационно-штатной структурой.
Кроме того, служба медицины катастроф для решения стоящих перед ней задач использует и другие виды имущества, в частности санитарно-хозяйственное, специальное и др.
К санитарно-хозяйственному имуществу относят бельё нательное и постельное, постельные принадлежности, госпитальную одежду и обувь, специальную одежду, кухонно-столовую посуду и инвентарь, оборудование кухонь-столовых, хозяйственную мебель и др.
К специальному имуществу, имеющему узкопрофильное целевое предназначение, относят средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, дозиметрическую аппаратуру, приборы радиационной, химической и бактериологической разведки и источники питания к ним, технические средства связи и оповещения, электроосветительные средства, съёмное оборудование для транспортных средств и др.
Для удобства планирования, определения потребности и обеспеченности, организации хранения, ведения учёта и списания состоящее на снабжении медицинское имущество классифицируют по виду, предназначению, порядку учёта и списания, качественному состоянию, опасным свойствам, а также некоторым другим признакам.
Классификация медицинского имущества
• По виду:
лекарственные средства;
иммунобиологические препараты;
перевязочные средства;
врачебно-медицинские предметы и техника и т.д.
• По предназначению:
используемое в мирное время;
используемое в военное время;
имущество текущего обеспечения;
имущество неприкосновенного запаса;
имущество специального назначения;
имущество общего назначения.
• По порядку учёта и списания:
инвентарное имущество;
расходное имущество.
• По качественному состоянию:
инвентарное имущество;
расходное имущество;
новое и годное к эксплуатации;
требующее ремонта;
подлежащее списанию;
годное;
негодное.
По предназначению медицинское имущество подразделяют на имущество текущего обеспечения и неприкосновенного запаса, а в военное время — на имущество специального и общего назначения.
Медицинское имущество текущего обеспечения предназначено для удовлетворения повседневных нужд и выполнения медицинской службой
комплекса лечебно-диагностических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других мероприятий в обычных условиях.
Медицинское имущество неприкосновенного запаса предназначено для обеспечения развёртывания учреждений и формирований медицинской службы по штатам и табелям военного времени, а также для решения специальных задач в мирное время. Оно включает имущество как специального, так и общего назначения.
Медицинское имущество специального назначения включает сокращённую номенклатуру самых необходимых средств для оказания медицинской помощи и лечения раненых и больных в экстренных ситуациях мирного времени и в военное время.
Медицинское имущество общего назначения включает всю остальную находящуюся на снабжении номенклатуру.
К инвентарному медицинскому имуществу относят как предметы длительного пользования, изнашивающиеся постепенно, имеющие сроки эксплуатации и ремонта (медицинская мебель, оборудование, аппараты, приборы и другие изделия медицинского назначения), так и быстро амортизирующиеся (изделия из резины, медицинские инструменты и т.д.). По качественному состоянию инвентарное медицинское имущество подразделяют на пять категорий:
первая категория — новое имущество, не побывавшее в эксплуатации;
вторая категория — бывшее или находящееся в эксплуатации имущество, исправное и годное к использованию по прямому назначению, вышедшее из ремонта или требующее текущего ремонта (покраски, заточки, замены частей и т.п.);
третья категория — имущество, требующее среднего ремонта;
четвёртая категория — имущество, требующее капитального ремонта в специальных мастерских или на заводах; к этой категории могут быть отнесены сложные по конструкции изделия медицинской техники, состоящие из нескольких агрегатов, блоков, узлов;
пятая категория — имущество, не годное к дальнейшему использованию, ремонт которого невозможен по техническому состоянию или нецелесообразен экономически, по этим причинам подлежит списанию.
К расходному медицинскому имуществу относят предметы разового пользования (лекарственные средства, иммунобиологические препараты, питательные среды, реактивы, химикалии, перевязочные средства, шовные материалы и т.д.), а также предметы, приходящие в негодность при кратковременном применении (перчатки хирургические и анатомические, иглы хирургические, боры зубоврачебные, пробирки и др.). Расходное медицинское оборудование категории не имеет: оно может быть только годным или негодным к применению. Расходное медицинское имущество после выдачи для использования считают израсходованным и списывают с учёта на основании первичных учётных документов (рецептов, требований, накладных). Указанное имущество подлежит систематическому пополнению по мере его расходования.
Медицинское имущество, используемое службой медицины катастроф, подразделяют на две группы по предназначению: имущество текущего снабжения и запасы. В каждую из них входят как лекарственные средства, так и медицинская техника.
• К первой группе относят предметы, используемые в повседневной лечебно-профилактической и научно-исследовательской деятельности, а также для учебных целей.
•Во вторую группу входят предметы, предназначенные для использования в ЧС. Запасы различают по видам: медицинское имущество резерва и неснижаемого запаса.
К резерву относят медицинское имущество для оснащения учреждений и формирования службы медицины катастроф, используемое по решению соответствующих органов управления здравоохранения или руководителей центров медицины катастроф.
К неснижаемому запасу относят медицинское имущество для оснащения дополнительно развёртываемых и перепрофилируемых коек лечебно-
профилактического учреждений и создаваемых ими медицинских формирований, предназначенное для использования в ЧС мирного и военного времени.
Расходование медицинского имущества резерва и неснижаемого запаса разрешено только для оказания медицинской помощи поражённым в ЧС, после чего объёмы запасов полностью восстанавливают.
В отдельную группу следует выделить комплекты медицинского имущества. Комплект — совокупность предметов медицинского имущества, упакованных в специальную тару, регламентированных по составу и количеству, предназначенных для оснащения функциональных подразделений учреждений и формирования службы медицины катастроф.
От предназначения комплекта зависит его содержание. В комплект могут входить лекарственные средства и медицинская техника различных групп и другое имущество.
Комплекты медицинского имущества подразделяют на функциональные и специального назначения.
•Функциональные комплекты предназначены для обеспечения работы соответствующего функционального подразделения учреждения, формирования или определённых специалистов. В состав входят как расходное, так и инвентарное имущество. • Комплекты специального назначения используют главным образом для оперативного снабжения учреждений и формирований медицинской службы. Комплекты специального назначения подразделяют на комплекты перевязочных средств и шин, противочумной одежды и других видов медицинского имущества.
Хирургические инструменты в состав оснащения формирований медицины катастроф входят в виде наборов. Набор — совокупность предметов медицинского имущества, имеющих единое функциональное назначение (для выполнения определённого вида работ) и размещённых в соответствующем порядке в единой упаковке.
Могут быть наборы общехирургических и специализированных инструментов, например перевязочный, операционный, травматологический, стоматологический и др. Состав комплекта и набора определяется их описаниями.
Снабжение комплектами медицинского имущества имеет ряд преимуществ по сравнению со снабжением отдельными предметами. Благодаря комплектам реализуются основные требования, предъявляемые к оснащению медицинских формирований службы медицины катастроф в ЧС:
оперативность в доставке медицинского имущества в очаги массовых санитарных потерь;
быстрота развёртывания и свёртывания функциональных подразделений этапов медицинской эвакуации, а также удобство в работе благодаря заранее предусмотренному ассортименту различных предметов;
содержание хирургических инструментов в виде наборов для выполнения определённых видов хирургических вмешательств облегчает и ускоряет подготовку к их выполнению (нейрохирургический, урологический, гинекологический и т.п.);
значительное сокращение работы по составлению заявок на медицинское имущество и т.п.
Кроме того, комплекты удобны для транспортировки и хранения в полевых условиях.
В комплекты закладывают лекарственные средства только с большим запасом основного срока годности. Предметы медицинской техники, включая хирургические инструменты, перед вложением проверяют на комплектность и исправность, а при длительном хранении защищают от коррозии.
10.3. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО СНАБЖЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Обеспечение медицинским имуществом службы медицины катастроф организуют органы медицинского снабжения центров медицины катастроф, подразделения медицинского снабжения учреждений и формирований. Общее управление осуществляет Всероссийский центр медицины катастроф «Защита», а также региональные, территориальные и местные центры медицины катастроф.
Органы медицинского снабжения службы медицины катастроф и других служб функционируют в режиме повседневной деятельности, в режиме повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации.
В режиме повседневной деятельности выполняют следующие действия:
обобщение и анализ потребности в имуществе, его заготовка и распределение, нормирование;
накопление резервов медицинского имущества, содержание их в постоянной готовности, выполнение экстренных поставок имущества;
• учёт и контроль наличия качественного имущества; •усовершенствование, профессиональная выучка и тренировка
штатного состава, разработка рекомендаций и оказание методической помощи.
В режиме повышенной готовности в дополнение к вышеизложенным проводят следующие мероприятия:
уточнение укомплектованности резервов медицинского имущества и определение потребности в нём;
установление наличия жизненно важных лекарственных средств в лечебно-профилактических и аптечных учреждениях на территории прогнозируемой ЧС;
подготовку медицинского имущества к выдаче и доставку его в район ЧС.
В режиме чрезвычайной ситуации дополнительно к указанным проводят следующие мероприятия:
уточнение потребности в медицинском имуществе для укомплектования;
изъятие медицинского имущества из резервов, его отпуск и доставка;
обеспечение медицинским имуществом учреждений и формирований, участвующих в ликвидации последствий ЧС;
определение потребности и обеспеченности учреждений и формирований служб, участвующих в ликвидации последствий ЧС;
оформление и представление в установленном порядке в органы исполнительной власти заявок на дополнительные ресурсы медицинского имущества;
взаимодействие органов медицинского и материально-технического снабжения службы медицины катастроф с органами управления фармацевтической деятельностью и управлениями снабжения медицинской техникой;
учёт медицинского имущества, подведение итогов работы по обеспечению медицинским имуществом при ликвидации последствий ЧС.
Заготовка медицинского имущества для нужд службы медицины катастроф осуществляется централизованно и децентрализованно. Централизованное приобретение медицинского имущества осуществляется через федеральные и муниципальные органы управления фармацевтической деятельностью, децентрализованное — на предприятиях и в организациях снабжения лекарственными средствами, медицинской техникой и другим медицинским имуществом различных форм собственности. Заявки на приобретение медицинского имущества представляют по согласованным с поставщиками формам и срокам. Если в выделении каких-либо предметов медицинского имущества отказано, осуществляют поиск других поставщиков.
В плановом порядке медицинское имущество заготавливают из расчёта обеспечения фактической потребности на 1 год. Возникающую в течение этого периода дополнительную потребность обеспечивают путём разовых закупок. Отдельные лекарственные средства с ограниченными сроками годности могут быть приобретены по мере необходимости в розничной аптечной сети.
При планировании обеспечения медицинским имуществом учреждений и формирований службы медицины катастроф в чрезвычайных ситуациях особое место уделяют использованию местных источников к его заготовке. Для этого органы медицинского снабжения должны знать экономико-географическую характеристику территории зоны своей ответственности и поддерживать тесную связь с органами исполнительной власти, производственными предприятиями, организациями и учреждениями различных министерств и ведомств. Это необходимо, так как в чрезвычайных ситуациях можно будет получить дополнительные ресурсы отдельных видов медицинского имущества (спирт этиловый, кислород медицинский, вода очищенная и т.д.).
Заготовку медицинского имущества осуществляют за счёт средств, выделяемых из следующих структур:
• федерального бюджета ВЦМК «Защита» и региональных центров медицины катастроф;
из бюджетов субъектов РФ выделяют средства центрам медицины катастроф субъектов РФ;
из местных бюджетов выделяют средства территориальным и местным центрам медицины катастроф.
В режиме повседневной деятельности медицинское имущество заготавливают по фактической потребности в течение года. Поставку и контроль годности лекарственных и других средств с ограниченным сроком годности осуществляют ежеквартально с использованием их в пределах, установленных для них сроков годности.
В режиме повышенной готовности уточняют укомплектованность резервов медицинского имущества, прогнозируют потребность в медицинском имуществе и уточняют наличие жизненно важных лекарственных средств и других средств в лечебно-профилактических и лечебных учреждениях. В случае возможного выдвижения учреждений и формирований службы медицины катастроф в районы бедствия органы обеспечения медицинским имуществом устанавливают потребность в транспорте и доставке медицинского имущества для обеспечения их работы. Кроме того, органы обеспечения медицинским имуществом формируют перечень медицинского имущества, подлежащего вывозу, в зависимости от характера и масштаба бедствия, подготавливают имущество, необходимое для начала работ, и отправляют его первыми рейсами транспорта.
В режиме чрезвычайной ситуации подразделения медицинского снабжения изымают медицинское имущество из резервов в соответствии с установленным порядком и правилами и отгружают его в район чрезвычайной обстановки. Обеспечение медицинским имуществом осуществляют в соответствии с величиной и структурой санитарных потерь, видом и объёмом медицинской помощи, оказываемой в зонах катастроф и стихийных бедствий.
По итогам работы составляют отчёт, в котором отражают следующее:
оценку установленной нормы медицинского имущества, номенклатуру фактической потребности, предложения по усовершенствованию нормы;
имущество, привлечённое со стороны (перечень медицинского имущества из запасов местных лечебно-профилактических учреждений), организацию и объём изготовления лекарственных средств;
•расход медицинского имущества в денежном эквиваленте, т.е. закупку лекарственных и других средств;
• расход медицинского имущества, переданного местным органам здравоохранения, и т.д.
Такой отчёт необходим для обоснованных выводов по своевременности и полноте снабжения медицинским имуществом.
Медицинское имущество, необходимое для оказания медицинской помощи пострадавшим и обеспечения учреждений и формирований службы в чрезвычайных ситуациях, накапливается в резервах. Резерв медицинского имущества службы медицины катастроф МЗ РФ предназначается и создаётся для гарантированного обеспечения мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
Различают следующие виды резервов:
государственный (резерв Правительства РФ);
федеральный (резерв федеральных органов исполнительной власти);
территориальный (резерв субъектов РФ);
местный (резерв органов местного самоуправления);
объектовый (резерв предприятий, учреждений и др.).
Резерв медицинского имущества службы медицины катастроф Минздравсоцразвития РФ расходуют только при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций на территории России или для оказания гуманитарной помощи странам, терпящим бедствие. Расходовать лекарственные и другие медицинские средства, использовать медицинскую технику из резерва службы медицины катастроф для обеспечения повседневной деятельности запрещено.
Использование резерва медицинского имущества для оказания медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях осуществляют по решению органов управления здравоохранением или директора Центра медицины катастроф по принадлежности резерва, а для оказания помощи зарубежным странам — по решению Правительства РФ. Восполнение изъятого из резерва медицинского имущества осуществляют в течение периода, не превышающего 2 мес.
Для обеспечения постоянной готовности медицинского имущества резерва к применению по предназначению лекарственные средства, изделия медицинского назначения и прочее в процессе хранения подвергают периодическому обновлению, а медицинскую технику, кроме того, - техническому обслуживанию и ремонту, средства измерений — периодической поверке.
Под обновлением понимают замену медицинского имущества, сроки хранения которого в резерве истекают, на медицинское имущество с большим запасом срока годности или свежих сроков заготовки, а также устаревших образцов медицинской техники на аналогичные более современные модели для предотвращения нанесения материального ущерба и поддержания резервов в готовности к использованию по предназначению. Обновлению подлежит также медицинское имущество, входящее в состав комплектов (сумок, аптечек, наборов).
Периодичность обновления лекарственных средств и изделий медицинского назначения, имеющих срок годности, зависит от сроков годности и соответствующих им сроков хранения в резерве. Обновление проводят в плановом порядке ранее истечения срока годности с учётом возможности использования имущества для текущего снабжения или реализации.
Номенклатуру медицинского имущества, используемого службой медициной катастроф, периодически пересматривают. В установленном порядке вместо устаревших в неё включают современные лекарственные средства и изделия медицинского назначения, разрешённые к применению в медицине и хорошо зарекомендовавшие себя при оказании медицинской помощи и лечении поражённых и больных.
Таким образом, решение вопросов обеспечения учреждений и формирований службы медицины катастроф необходимыми медикаментами, перевязочными средствами, медицинской техникой, оборудованием и другим медицинским имуществом позволит более эффективно осуществлять меры по ликвидации медико-санитарных последствий аварий и катастроф техногенного и природного происхождения.
Контрольные вопросы
Определение и задачи снабжения медицинским имуществом.
Классификация медицинского имущества.
Характеристика основных категорий медицинского имущества.
Классификация медицинского имущества по предназначению.
Организация медицинского снабжения формирований и учреждений ВСМК в чрезвычайных ситуациях.
Организация заготовки и хранения медицинского имущества.
Тема 11
МЕДИЦИНСКАЯ СЛУЖБА ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЯХ
11.1. Участие военной медицины в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
11.2. Задачи военной медицины в общегосударственной системе
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
11.3. Организационная структура медицинских подразделений и
формирований службы медицины катастроф Вооружённых сил РФ
и принципы их использования.
11.1. УЧАСТИЕ ВОЕННОЙ МЕДИЦИНЫ В ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
В последнее десятилетие XX века отмечено значительное увеличение количества транспортных, технологических и природных катастроф, оказывающих отрицательное влияние на здоровье и жизнедеятельность населения. Крупномасштабные катастрофы могут сопровождаться значительным количеством пострадавших, нуждающихся в оказании экстренной медицинской помощи. За последние два десятилетия стихийные бедствия унесли жизни более 3 млн человек, стоимость ущерба превысила 100 миллиардов долларов.
Для ликвидации медицинских последствий таких катастроф необходимо привлечение значительного количества медицинских работников, врачей различных специальностей, умеющих работать в экстремальных условиях. В соответствии с организационной структурой, предназначением и уровнем профессиональной готовности наиболее подготовленной для этой цели является военно-медицинская служба вооружённых сил.
Участие военной медицины в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени становится закономерной и важной частью общегосударственной деятельности по оказанию медицинской помощи пострадавшему населению.
Выполняя задачи по медицинскому обеспечению личного состава войск в мирное время и в период боевых действий, военные медики при необходимости всегда принимали активное участие в оказании медицинской помощи гражданскому населению. Особенно масштабная и действенная помощь военной медицины гражданскому населению оказывалась в период стихийных бедствий и в военное время. Так, в годы Гражданской войны, когда по всей стране свирепствовали
эпидемии сыпного и возвратного тифа (переболели около 35 млн человек), руководители здравоохранения широко использовали военно-медицинскую службу в борьбе с эпидемиями среди всего населения. По данным З.П. Соловьёва, из 10 ООО военных врачей, принимавших участие в ликвидации эпидемии, переболели сыпным тифом около 4000 и умерли более 800 человек. За годы Великой Отечественной войны, по неполным данным, военно-медицинской службой обследовано около 45 000 освобожденных населённых пунктов, выявлено 49 612 очагов сыпного тифа, обследованы около 140 000 больных из числа гражданских лиц, 52 900 из них госпитализированы в армейские и войсковые госпитали. Военно-
медицинская служба оказала помощь местным органам здравоохранения в открытии многих сотен больниц и противоэпидемических учреждений.
Ведущую роль военная медицина выполняла в период ликвидации последствий крупных катастроф, когда местные учреждения и организации здравоохранения из-за нанесённого ущерба не могл