Медико-тактическая характеристика пожаров

Пожар — неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для здоровья и жизни людей.

Условно пожары делятся на три зоны:

– зона отдельных пожаров (возгорание на отдельных участках территории или производственных сооружениях);

– зона массовых и сплошных пожаров (если пожары охватывают не более 25 % зданий, это массовые пожары, если больше, то сплошные пожары);

– зона затухающих пожаров и тления в завалах.

Условия для проведения тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ наиболее благоприятные в зоне отдельных пожаров и наихудшие в зоне массовых и сплошных пожаров.

В зоне затухающих пожаров, как правило, уже спасать некого, однако, спасатели, работающие в зоне, подвергаются действию токсичных продуктов сгорания.

Самой опасной разновидностью сплошного пожара является огненный шторм. Он характеризуется тем, что в результате горения большого количества горючих материалов возникают мощные восходящие потоки воздуха, а по направлению к очагу пожара устремляются воздушные массы с ураганной скоростью. При огненном смерче пожар распространяется с огромной скоростью, сгорает (разрушается) более 90 % зданий.

Пожары также подразделяются на лесные (низовые и верховые), торфяные, степные, пожары в населенных пунктах, газовые, газонефтяные и нефтепродуктов.

Основные поражающие факторы пожаров:

– термический фактор — инфракрасное излучение, вдыхание перегретого воздуха, действия ядовитых веществ, образующихся в результате горения и др.;

– механический фактор — травмы за счет обрушения конструкций, воздействие ударной волны и др.

Химический фактор существенно влияет на пожары на химически опасных объектах.

Основными причинами, определяющими число пораженных при пожарах, являются масштабы пожара, характер и плотность застройки в населенных пунктах, огнестойкость зданий и сооружений, метеорологические условия (скорость ветра, осадки и др.), время суток и плотность населения в зоне действия поражающих факторов.

Прогнозирование обстановки объектами здравоохранения проводится в случаях, когда они могут оказаться в зонах воздействия поражающих факторов в результате аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах (ПВОО) или сами представляют опасность.

Учитываются следующие исходные данные:

– наличие, размещение и характеристика ПВОО;

– степень (категория) их опасности;

– характер застройки по месту расположения больницы и ПВОО;

– плотность застройки, этажность зданий, ширина улиц;

– наличие водоемов;

– наличие транспортных коммуникаций, по которым перевозятся пожаро- и взрывоопасные вещества;

– метеорологические условия, время года и суток.

Организация экстренной медицинской помощи. К принципам оказания медицинской помощи пораженным на месте любой катастрофы относятся:

– использование современных технологий ведения спасательных работ и передачи информации о ЧС, максимально быстрое проведение поисковых работ и вынос пострадавших спасателями;

– точная и своевременная информация о характере ЧС, количестве пострадавших и возможности в оказании медицинской помощи;

– оказание экстренной медицинской помощи на месте ЧС (нужно стремиться к стандарту «золотого часа»), стабилизация состояния перед эвакуацией в пункте сбора пораженных, немедленная эвакуация в специализированные лечебные учреждения;

– заблаговременное оповещение организаций здравоохранения, осуществляющих прием пострадавших, о количестве пострадавших, тяжести их состояния и виде поражения.

Первая помощь на месте ЧС оказывается самими пострадавшими, свидетелями происшествия, жителями близлежащих районов, личным составом аварийно-спасательных служб и др. По мере прибытия медицинских формирований в зону ЧС или на ее границу оказывается экстренная медицинская помощь. Медицинские формирования взаимодействуют с подразделениями МЧС, МВД и др. Руководитель спасательных работ и ответственный за медико-санитарное обеспечение (первая прибывшая к очагу ЧС бригада СНМП) оценивают обстановку, определяют место пункта сбора пораженных, организуют встречу прибывающих медицинских ресурсов и ставят им конкретные задачи. Определяется направление эвакуации различных групп пораженных, лечебное учреждение, количество и
состояние пострадавших. Информация доводится до персонала, непосредственно осуществляющего эвакуационные мероприятия.

Оказание медицинской помощи при пожарах сводится:

– к необходимости оказания помощи большому числу ожоговых пораженных, а также отравленным угарным газом и дымом;

– тщательному розыску пострадавших на задымленной территории и внутри горящих помещений (розыск осуществляют в целях безопасности парами: один разыскивает, второй страхует его с помощью веревки, находясь в менее опасном месте);

– работе спасателей в изолирующих противогазах или в противогазах с использованием дополнительного патрона, поглощающего угарный газ в условиях сильного задымления и скопления угарного газа;

– первой медицинской помощи, которая должна быть оказана в максимально короткие сроки и приближена к месту пожара.

При большом количестве пострадавших лечебные учреждения должны быть усилены ожоговыми бригадами.

Противопожарная защита на объекте здравоохранения. В лечебных отделениях на видном месте должна быть вывешена схема эвакуации больных и медицинского персонала в случае пожара. В дополнение к плану эвакуации при пожаре разрабатывается инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех работников.

В инструкции предусматриваются два варианта действий: в дневное и ночное время. В лечебных отделениях оповещается только персонал. Ответственным за оповещение является дежурная медсестра (старшая смены).

Чрезвычайные ситуации на транспорте. Медико-тактическая
характеристика автомобильных, железнодорожных
и авиационных катастроф

Транспортный травматизм стал серьезной социальной и медицинской проблемой для большинства стран. Так, в мире ежегодно только в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) с автомобильным транспортом гибнет около 300 тыс. человек и почти 8 млн получают травмы, огромный материальный ущерб. В мире на долю транспортных ЧС среди техногенных приходится около 65,7 % (23,3 % — авиационные катастрофы, 18 % — автомобильные, 15,1 % — водные, 9,4 % — железнодорожные). На 1 млрд пассажиро-километров на железнодорожный транспорт приходится 2 погибших, воздушный — 6, автомобильный — 20 человек.

На основании статистических данных установлено, что на 1 млн чел/ч при передвижении на мотоциклах происходит 9 несчастных случаев; самолетах — 1; частном транспорте — 0,6; железной дороге — 0,05; автобусах — 0,03.

В странах СНГ среди транспортных ЧС на первом месте ДТП с автомобильным и общественным транспортом (около 94–96 %), на 2–3 месте — с авиационным (около 1,5–2 %) и железнодорожным (около 1–1,5 %).

Существует специфика в соотношении погибших и раненых, а также структуры степени тяжести состояния пораженных при транспортных катастрофах в зависимости от вида транспорта (табл. 2, 3).

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: