Соотношение погибших и раненых при транспортных катастрофах

Катастрофы Среднее число пострадавших Соотношение погибших и раненых
Авиационные 10–100 10: 1
Автомобильные До 10 1: 5
На морском транспорте 10–100
Железнодорожные 10–100 1: 10

Таблица 3

Структура травматизма при транспортных катастрофах, %

Степень тяжести состояния Автомобильные катастрофы Железнодорожные катастрофы Авиационные катастрофы
Крайне тяжелая До 40 Около 10 До 50–60
Тяжелая Около 20–25 Около 20
Средняя тяжесть Около 30 Около 20–25
Легкая Около 35–40 Около 40 Около 20–25

Медико-тактическая характеристика ДТП с автомобильным транспортом. В Республике Беларусь в результате ДТП за год погибают около 1600 человек, в том числе около 60 детей.

Основными видами ДТП является наезд на пешеходов, столкновение и опрокидывание транспортных средств. ДТП со смертельным исходом чаще возникают при наездах на пешеходов (а также на велосипедистов и мотоциклистов) почти в семь раз чаще, чем при столкновении транспортных средств.

Основные причины ДТП: нарушения водителями ПДД, употребление спиртных напитков за рулем, техническая неисправность транспортных средств, нарушение ПДД и личная неосторожность пешеходов.

ДТП характеризуются априорными и апостериорными показателями. Априорные показатели — ожидаемый коэффициент аварийности при определенной интенсивности движения на данном отрезке автодороги до начала ее эксплуатации. Апостериорные показатели — статистика происшествий на данном отрезке автодороги после определенного срока их действия.

Статистически установлены определенные закономерности в количестве ДТП в зависимости от месяца года, начала и конца каждого месяца, дня недели и времени суток, метеоусловий. Так, наибольшее число ДТП происходит в летние и осенние месяцы, чаще во второй половине дня, с 15–16 ч до 20–21 ч. Ночью количество ДТП ниже, чем днем и вечером, однако, больше доля смертельных исходов.

Количество ДТП возрастает по мере увеличения автомобильного парка (прил. 1).

Ограничение скорости движения транспорта в населенных пунктах, на определенных участках дороги и в определенное время, благоустройство дорог, внедрение пассивных и активных методов защиты на транспорте, ужесточение требований к безопасности движения, периодические техосмотры автомобилей существенно снижают вероятность травмирования и гибели людей на транспорте.

Основные поражающие факторы в ДТП механический и термический.

Погибшие в ДТП почти все имели ушибы, ссадины, кровоподтеки и переломы различных локализаций (87 %), разрывы внутренних органов и раны (более 42 %).

У выживших после ДТП ушибы, ссадины и кровоподтеки различных локализаций имеют место до 57 %, переломы различной локализации — у половины. Частота остальных тяжелых поражений значительно ниже, чем в группе погибших лиц.

Повреждения отдельных анатомо-функциональных областей у всех пострадавших в ДТП отмечаются со следующей частотой: голова — 91,5 %, шея — 2,5 %, грудная клетка — 41,5 %, живот — 20,6 %, таз — 26,6 %, верхние конечности — 22,4 %, нижние конечности — 56,9 %.

Таким образом, большинство повреждений, полученных при ДТП, — сочетанные черепно-мозговые травмы.

Летальность от ДТП в городах достаточно высока и колеблется от 11,8 до 38,7 %. Летальность в ДТП во многом зависит от развитости национальных систем здравоохранения.

Организация оказания неотложной медицинской помощи при ДТП. Для обеспечения оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП в необходимом объеме проводится закрепление лечебных учреждений за участками автодорог республиканского и областного значения. Для закрепления определяются лечебные учреждения, в которых имеются соответствующие врачи-специалисты (травматологи или хирурги, подготовленные по травматологии, анестезиологии, реаниматологии, рентгенологии с учетом особенностей детского возраста), анестезиолого-реанимационное отделение, а также возможность для полноценного обследования и лечения пострадавших. Медицинская помощь пострадавшим детям при отсутствии детских хирургических (травматологических) отделений оказывается в соответствующих отделениях для взрослых.

Больницы, в которых может быть оказана помощь пострадавшим при ДТП в необходимом объеме, должны быть расположены не более чем в 25–50 км друг от друга по направлению автодорог. На дорогах устанавливаются дорожные знаки «Больница», «Пункт первой медицинской помощи» с указателем направления движения и расстоянием в километрах. Вопросы обозначения лечебных учреждений дорожными знаками должны быть согласованы с ГАИ.

Больницы, выделенные для оказания помощи пострадавшим, должны быть соответствующим образом подготовлены, с этой целью:

– врачи указанной больницы и, прежде всего врачи-хирурги и травматологи, должны пройти дополнительную подготовку по вопросам реанимации, лечению ожогов, оказанию помощи больным при повреждении костей черепа и позвоночника, в том числе с повреждением головного и спинного мозга;

– больница должна быть оснащена дополнительным оборудованием для проведения реанимационных мероприятий, а также оказания хирургической, травматологической и нейротравматологической помощи;

– в больнице должно быть обеспечено круглосуточное дежурство рентген-лаборантов, клинических лаборантов, врачей-анестезиологов (или медсестер).

Медицинское обеспечение безопасности дорожного движениязаключается в обязательном медицинском освидетельствовании водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров; оказании медицинской помощи пострадавшим в ДТП, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел, а также населения приемам оказания медицинской помощи лицам, пострадавшим в ДТП.

Система организации оказания неотложной медицинской помощи пострадавшим при ДТП предусматривает комплекс мероприятий, осуществляемых последовательно:

– оказание медицинской помощи на месте происшествия;

– в пути следования в лечебное учреждение;

– в лечебном учреждении.

Для оказания медицинской помощи на месте происшествия приказом МЗ утверждены состав автомобильной аптечки первой помощи и Правила оказания само- и взаимопомощи пострадавшим при ДТП. Помощь оказывается самими пострадавшими, сотрудниками ГАИ, аварийно-спасатель-ными командами, окружающими.

Оказание медицинской помощи в пути следования в лечебное учреждение производится бригадами скорой (неотложной) помощи.

Пострадавших, как правило, доставляют в ближайшие больницы. При выборе больницы (медицинского центра), преимущество отдается наиболее подготовленным (оснащенным) для оказания экстренной медицинской помощи.

Железнодорожные катастрофы. Несмотря на то, что среди транспортных ЧС железнодорожные катастрофы (ЖДК) относительно более редкие, им уделяется значительное внимание. Это обусловлено увеличением скорости поездов, случаев террористических актов на железной дороге, большим количеством пассажиров, возможностью поражения населения при перевозке токсичных, пожаро-, взрывоопасных веществ. На долю железных дорог СНГ приходится более 50 % мирового грузооборота и 25 % пассажирских перевозок.

Среди железнодорожных аварий и катастроф выделяют:

1) по подвижному составу:

– с пассажирскими поездами;

– грузовыми поездами;

– пассажирскими и грузовыми поездами;

– столкновение с другими транспортными средствами и людьми;

2) по месту возникновения аварии:

– на перегоне;

– в пределах железнодорожной станции;

– на пересечении с другими магистралями;

3) по последствиям:

– разрушение;

– пожар;

– выброс радиоактивных веществ;

– выброс токсичных веществ;

– катастрофы с гибелью людей.

ЖДК в основном проявляются в виде столкновения подвижного состава и схода с рельсов.

Основной причиной является человеческий фактор (до 70 %), т. е. ошибочные действия или пренебрежение обязанностями членов локомотивных бригад, диспетчеров и др.

В структуре железнодорожного травматизма преобладают множественные механические травмы (до 90 %), закрытые черепно-мозговые (до 50 %), множественные и сочетанные и случаи травм с синдромом длительного сдавления (около 60 %).

Медико-тактическая характеристика ЖДК может быть различной в зависимости от особенностей участников, места, вида поражающего фактора и др.

Особенности ЖДК с пассажирскими поездами. Всего в составе пассажирского или электропоезда может находиться до 1200 человек, из них 20–25 % детей. Разнообразна картина поражений из-за большого количества возможных комбинаций поражающих факторов.

Виды поражений: механические травмы, термические ожоги, острые отравления и химические ожоги, комбинированные и сочетанные поражения.

Структура поражений: легкая степень — 35–40 %; средняя и тяжелая — 20–25 %; крайне тяжелая — 20 %; терминальное состояние — 20 %.

При столкновении пассажирского поезда преобладают преимущественно множественные и комбинированные травмы (более 60 %), а также травмы с синдромом длительного сдавления при невозможности быстрого высвобождения пораженных из-под деформированных конструкций локомотивов и вагонов, закрытые черепно-мозговые травмы (до 50 %), травмы верхних и нижних конечностей (до 30 %), поверхностные тупые и рвано-ушибленные раны мягких тканей различной локализации (до 20 %).

Сход с рельсов пассажирских поездов вызывает поверхностные повреждения мягких тканей (до 60 %) и черепно-мозговые травмы (до 30 %). При возгорании подвижного состава это может привести к резкому увеличению числа пострадавших с термическими (до 40 %) и комбинированными (до 60 %) поражениями.

Особенности ЖДК со столкновением поезда с автомобилем, повозкой с лошадью, отдельными людьми, животными. Число пораженных обычно ограничено (максимум при наезде на автобус — до 30–50 человек). Виды поражений: преимущественно механическая травма, возможно ожоги.

Поражения чаще крайне тяжелые, сопровождающие обширными размозжениями тканей, ампутациями конечностей и их частей, с загрязнением раны, тяжелой черепно-мозговой травмой, травмами внутренних органов.

Особенности ЖДК с грузовыми поездами. Обычно небольшое количество пораженных (за исключением катастроф в густонаселенном районе), травмы чаще тяжелые. Есть опасность возникновения заражения людей и местности токсическими, радиоактивными и прочими опасными веществами, перевозимыми в составах. В начале ликвидации последствий аварии сведений о загрязнении может не быть. Разнообразна картина поражений из-за большого количества возможных комбинаций поражающих факторов.

Особенности ЖДК при разрушении (сход, крушение, столкновение). Преобладает механическая травма. При авариях с грузовым составом есть опасность возникновения заражения людей и местности токсическими, радиоактивными и прочими веществами, перевозимыми в составах.
В начале ликвидации последствий аварии сведений о загрязнении может не быть! Разнообразна картина поражений из-за большого количества возможных комбинаций поражающих факторов.

Особенности ЖДК с пожаром. Необходимо использовать специальные средства и методы для спасения пострадавших. Пострадавшие с отравлениями продуктами горения, комбинированными поражениями. Возможно наличие скрытого периода у пораженных продуктами горения, а также большое количество пострадавших с реактивными психическими расстройствами.

Особенности ЖДК со взрывами. Преимущественно скальпированные, резаные и рвано-ушибленные раны мягких тканей, закрытые черепно-моз-говые травмы и ранения глаз. В большинстве случаев до 20 % общего числа пораженных нуждаются в оказании экстренной медицинской помощи.

Особенности ЖДК на перегоне. Может быть затруднен подъезд к месту аварии, возможны плохие условия для развертывания сортировочного пункта и эвакуации пострадавших. Нужны вынужденная эвакуация пострадавших в ближайшие (часто непрофильные) учреждения и укрытие пострадавших от неблагоприятных условий внешней среды.

Особенности ЖДК в пределах железнодорожной станции. Возможны высокая плотность населения вблизи станции, наличие на станции большого количества вагонов с различными грузами. Большие группы людей могут находиться в поездах (в здании вокзала, на платформах), что способствует увеличению количества пораженных. Как правило, поблизости от станции есть учреждения здравоохранения, а также дороги, удобные для эвакуации, для оказания неотложной медицинской помощи пораженным.

Особенности ЖДК на пересечении с другими магистралями. Здесь благоприятные условия для скорейшего развертывания медицинских формирований и эвакуации (подъездные пути). Необходима вынужденная эвакуация пострадавших в ближайшие (часто непрофильные) учреждения и укрытие пострадавших от неблагоприятных условий внешней среды.

Особенности оказания медицинской помощи при ЖДК. В связи с большой опасностью ЖДК на крупных железнодорожных станциях существуют собственные медицинские силы и средства (медпункты, отделенческие, узловые или линейные организации здравоохранения). Медицинский персонал проходит специальную подготовку по вопросам лечебно-эвакуа-ционного обеспечения пострадавших при крушениях и авариях.

В связи с возможной удаленностью места ЖДК от населенных пунктов и большого количества пораженных, заранее создаются передвижные медицинские бригады постоянной готовности на базе ЛПУ железных дорог, специальные вагоны (вагон-поликлиника, вагон-амбулатория, вагон-аптека, вагон-перевязочная, вагон-санпропускник и др.).

Из-за возможного ухудшения санитарно-гигиенической и эпидемической обстановки в районе ЖДК необходимо привлекать санитарно-гигиенические (санитарно-противоэпидемические) бригады, отряды.

В очаге поражения работа аварийно-спасательных и медицинских формирований может осложниться угрозой химического и радиоактивного заражения местности, воспламенения пожаро-, взрывоопасных веществ.

Оказание медицинской помощи на месте ЖДК производится личным составом аварийно-спасательных и медицинских формирований, пассажирами и местными жителями.

При возникновении большого количества пораженных в зоне ЧС может быть развернут мобильный медицинский комплекс (МЗ и МЧС), медицинский отряд специального назначения (МО).

Медицинская эвакуация, как правило, производится в ближайшие организации здравоохранения. Данные организации усиливаются врачебно-сестринскими бригадами, бригадами специализированной медицинской помощи.

При ЖДК имеются определенные трудности в проведении судебно-медицинского расследования: необходимость идентификации большого количества неизвестных и др.

Авиационные катастрофы. Авиационные катастрофы представляют особую опасность, что обусловлено не столько увеличением количества пассажиров, сколько опасностью падения воздушного судна на населенные пункты, производственно-опасные объекты. Также есть угроза террористических актов.

Авиационная катастрофа — разрушение воздушного судна, повлекшее гибель одного и более лиц, находившихся на его борту, а также, если смерть указанных лиц явилась результатом авиационного происшествия и последовала в течение десяти суток с момента этого происшествия.

Основные виды поражений: механические травмы и термические ожоги, реже — кислородное голодание и декомпрессионные расстройства при разгерметизации кабины и салона самолета.

Количество травмированных составляет до 80–90 % от числа находящихся на воздушном судне. Среди пострадавших лица с механической травмой могут составлять 90 %, в т. ч. в состоянии шока — 10 %, черепно-мозговой травмой — 40 %, сочетанными травмами и ожогами — 10–20 %. Половина пострадавших может иметь тяжелую и крайне тяжелую степень травмы. Среди полученных травм около 40 % нуждаются в наложении повязок на раны, 50–60 % — введении обезболивающих средств, 35 % — иммобилизации переломов, 60–80 % — эвакуации на носилках.

Угроза (наличие) пожара или взрыва, специфика эвакуации (с помощью специальных трапов, через специальные люки, двери), паника среди пассажиров, трудность в применении носилок для выноса раненых из воздушного судна существенно осложняют эвакуацию, т. к. требуется ее проведение в кратчайшие сроки.

Общей проблемой при авиакатастрофах является поиск места аварии и затруднение подъезда транспорта к нему, поэтому поисково-спасатель-ные команды, бригады скорой помощи должны иметь карту района или области с дислокацией объектов здравоохранения, список должностных лиц с номерами телефонов мобильной связи, знать порядок докладов и др.

Одной из особенностей оказания помощи в авиационных катастрофах является то, что организация аварийно-спасательных работ осуществляется не только авиационными поисково-спасательными организациями (командами), но и исполнительными и распорядительными органами, организациями, на территории которых воздушное судно потерпело бедствие.

По месту возникновения различают аварии (катастрофы) в пределах или вблизи аэродрома, при взлете, посадке, на земле, во время полета.

Особенностиавиакатастроф в пределах или вблизи аэродрома. Возможно большое количество пораженных. Место катастрофы находится в пределах действия специально созданных наземных поисково-спасатель-ных команд, медицинского поста аэродрома, пожарных команд.

Особенности авиакатастроф при взлете воздушного судна. На борту самолета большое количество горючего (большая вероятность пожара, взрыва). Это увеличивает возможное количество пораженных с ожогами, отравлениями продуктами горения, комбинированными поражениями. Больше возможности для своевременного проведения аварийно-спасатель-ных мероприятий (наличие на аэродроме пожарной машины, медицинского поста, дежурного тягача).

Особенности авиакатастроф при посадке воздушного судна. Меньше вероятность возникновения пожара, взрыва, среди травм пострадавших, как правило, преобладают тяжелые механические, комбинированные, ожоги. Больше возможности для своевременного проведения аварийно-спасательных мероприятий (наличие на аэродроме пожарной машины, медицинского поста, дежурного тягача).

Особенности авиакатастрофы на земле. Профиль, тяжесть и количество пораженных зависят от происшествия, степени загруженности пассажирских салонов.

Особенности авиакатастрофы во время полета воздушного судна. Преобладание безвозвратных потерь (до 100 %). При падении воздушного судна на жилые постройки и промышленные объекты особенности такие же, как при взрывах и пожарах, внезапном обрушении сооружений.

Особенности авиакатастроф с пожаром. Одной из основных причин поражения людей внутри салонов при пожарах является отравление продуктами горения. Через 2–3 мин после распространения огня двуокись углерода в салонах достигает смертельной концентрации. Температура воздуха резко нарастает. В этих условиях помочь пассажирам эвакуироваться могут только быстрые и согласованные действия спасателей. Наличие в салонах большого количества плотного дыма и токсичных веществ значительно затрудняет положение как пострадавших, так и самих спасателей.

Особенности оказания медицинской помощи при авиакатастрофах. В связи с большой опасностью авиакатастроф в аэропортах создаются собственные медицинские силы и средства (медпункты, медицинские посты). Кроме того, создаются поисково-спасательные команды, наземные поисково-спасательные команды, в составе которых медработник с медицинским имуществом.

Летно-подъемный состав проходит подготовку по выживанию при вынужденной посадке и оказанию медицинской помощи. В гражданской авиации оказание медицинской помощи возложено на бортпроводников, для чего они проходят специальный курс обучения.

Для оказания медицинской помощи используются бортовые аптечки и аптечки бортовых и носимых аварийных запасов. Одной из особенностей является то, что для проведения аварийно-спасательных работ на взлетно-посадочные полосы машины выезжают только с разрешения руководителя полетов.

С лицами, планируемыми для проведения аварийно-спасательных работ при авиакатастрофах, необходимо проводить специальные занятия. Указываются люки, через которые можно извлекать пострадавших, особенности открытия защитного фонаря, извлечения из катапультных кресел, использования надувных трапов, матерчатых желобов и другие специфические сведения.

Для оказания медицинской помощи в районе крупных аэродромах создается целая система оказания медицинской помощи. Так, при возникновении ЧС в РУП «Национальный аэропорт Минск» управление по здравоохранению Миноблисполкома через центр экстренной медицинской помощи направляет необходимое количество бригад скорой медицинской помощи Городской станции скорой медицинской помощи, уточняет количество свободных коек в ближайших больницах, развертывает (перепрофилирует) 50 коек в Минской областной клинической больнице и через военно-медицинское управление 50 коек в 432-м главном военно-медицин-ском центре Вооруженных Сил.

При планировании коек и профиля специализированных бригад необходимо помнить, что в катастрофе на взлете доминирует комбустиологический профиль, при посадке — травматологический и хирургический.

Медработники в зоне авиакатастрофы могут оказывать медицинскую помощь только живым, они не имеют право без разрешения комиссии по расследованию авиационного события перемещать трупы или их фрагменты.

Также существует специфика в проведении судебно-медицинского расследования: трудности в идентификации (разброс фрагментов тел на большой площади, сильное термическое воздействие и др.), исследование специальных вопросов (положение пилота, наличие гипоксии, функциональное состояние пилота, использование средств защиты в момент катастрофы и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: