Методика предупреждения преступлений является важной составной частью методологии криминалистики и включается в общее понятие методики борьбы с отдельными видами преступлений, к которым относятся и компьютерные преступления.
Между тем многие работники органов внутренних дел и, прежде всего следственных аппаратов, непосредственно осуществляющих борьбу с преступностью, слабо подготовлены профессионально для осуществления достаточно трудоемких и сложных мероприятий по предупреждению компьютерных преступлений.
Это в значительной степени обусловлено тем, что в настоящее время не существует сколько-нибудь конкретных и полных по содержанию методологических разработок по организации и тактике предупреждения преступлений рассматриваемой категории. Надо принять во внимание и специфичность и новизну компьютерных преступлений, выраженных, в частности, в повышенной трудности их выявления, раскрытия и расследования.
На основе данных, полученных в ходе анализа отечественной и зарубежной специальной литературы и публикаций в периодической печати по вопросам теории и практики борьбы с компьютерной преступностью, можно выделить три основные группы мер предупреждения компьютерных преступлений:
1) правовые;
2) организационно-технические;
3) криминалистические.1
Рассмотрим их более подробно.
К правовым мерам предупреждения компьютерных преступлений в первую очередь относятся нормы законодательства, устанавливающие уголовную ответственность за указанные выше противоправные деяния.
История развития законодательства зарубежных стран в этом направлении показывает, что впервые подобный шаг был предпринят законодательными собраниями американских штатов Флорида и Аризона уже в 1978 году. Принятый закон назывался “Computer crime act of 1978” и был первым в мире специальным законом, устанавливающим уголовную ответственность за компьютерные преступления. Затем практически во всех штатах США (в 45 штатах) были приняты аналогичные специальные законодательства.
Эти правовые акты стали фундаментом для дальнейшего развития законодательства в целях осуществления мер предупреждения компьютерных преступлений.
Отечественное законодательство движется в этом направлении очень робкими шагами.
Первым из них по праву можно считать издание 22 октября 1992 года двух Указов Президента РФ “О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных” и “О правовой охране топологий интегральных микросхем”, регламентирующих порядок установления и правовую защиту авторских прав на программные средства компьютерной техники и топологии интегральных микросхем с 1 января 1994 года.
Вторым прогрессивным шагом является принятие Государственной Думой и Федеральным Собранием сразу двух законов: 20 января - “О связи” и 25 января 1995 г. “Об информации, информатизации и защите информации”. Данные нормативные акты дают юридическое определение основных компонентов информационной технологии как объектов правовой охраны; устанавливают и закрепляют права и обязанности собственника на эти объекты; определяют правовой режим функционирования средств информационных технологий; определяют категории доступа определенных субъектов к конкретным видам информации; устанавливают категории секретности данных и информации.
Решающим законодательным шагом можно считать принятие в июне 1996 года Уголовного Кодекса Российской Федерации и выделяющего информацию в качестве объекта уголовно-правовой охраны.
Этим актом отечественное уголовное законодательство приводится в соответствие с общепринятыми международными правовыми нормами развитых в этом отношении зарубежных стран.
Между тем общеизвестно, что одними правовыми мерами не всегда удается достичь желаемого результата в деле предупреждения преступлений.
Тогда следующим этапом становится применение мер организационно-технического характера для защиты СКТ от противоправных посягательств на них.
По методам применения тех или иных организационно-технических мер предупреждения компьютерных преступлений специалистами отдельно выделяются три их основные группы:
1) организационные;
2) технические;
3) комплексные.
Организационные меры защиты СКТ включают в себя совокупность организационных мероприятий: по подбору, проверке и инструктажу персонала; разработке плана восстановления информационных объектов после входа их из строя; организации программно-технического обслуживания СКТ; возложению дисциплинарной ответственности на лиц по обеспечению безопасности конкретных СКТ; осуществлению режима секретности при функционировании компьютерных систем; обеспечению режима физической охраны объектов; материально-техническому обеспечению и т.д.
Организационные меры являются важным и одним из эффективных средств защиты информации, одновременно являясь фундаментом, на котором строится в дальнейшем вся система защиты.
Анализ материалов отечественных уголовных дел позволяет сделать вывод о том, что основными причинами и условиями, способствующими совершению компьютерных преступлений в большинстве случаев стали:
1) неконтролируемый доступ сотрудников к клавиатуре компьютера, используемого как автономно, так и в качестве рабочей станции автоматизированной сети для дистанционной передачи данных первичных бухгалтерских документов в процессе осуществления финансовых операций;
2) бесконтрольность за действиями обслуживающего персонала, что позволяет преступнику свободно использовать ЭВМ в качестве орудия совершения преступления;
3) низкий уровень программного обеспечения, которое не имеет контрольной защиты, обеспечивающей проверку соответствия и правильности вводимой информации;
4) несовершенство парольной системы защиты от несанкционированного доступа к рабочей станции и ее программному обеспечению, которая не обеспечивает достоверную идентификацию пользователя по индивидуальным биометрическим параметрам;
5) отсутствие должностного лица, отвечающего за режим секретности и конфиденциальности коммерческой информации;
6) отсутствие категорийности допуска сотрудников к документации строгой финансовой отчетности;
7) отсутствие договоров (контрактов) с сотрудниками на предмет неразглашения коммерческой и служебной тайны, персональных данных и иной конфиденциальной информации.
Для эффективной безопасности от компьютерных преступлений всего лишь необходимо:
1) просмотреть всю документацию в учреждении, организации;
2) ознакомиться с функциями и степенью ответственности каждого сотрудника;
3) определить возможные каналы утечки информации;
4) ликвидировать обнаруженные слабые звенья в защите.
Зарубежный опыт показывает, что наиболее эффективной мерой в этом направлении является введение в штатное расписание организации должности специалиста по компьютерной безопасности (администратора по защите информации) либо создание специальных служб как частных, так и централизованных, исходя из конкретной ситуации. Наличие такого отдела (службы) в организации снижает вероятность совершения компьютерных преступлений вдвое.
Кроме этого, в обязательном порядке должны быть реализованы следующие организационные мероприятия:
1) для всех лиц, имеющих право доступа к СКТ, должны быть определены категории допуска;
2) определена административная ответственность для лиц за сохранность и санкционированность доступа к имеющимся информационным ресурсам;
3) налажен периодический системный контроль за качеством защиты информации посредством проведения регламентных работ как самим лицом, ответственным за безопасность, так и с привлечением специалистов;
4) проведена классификация информации в соответствии с ее важностью;
5) организована физическая защита СКТ (физическая охрана).
Помимо организационно-управленческих мер, существенную общепрофилактическую роль в борьбе с компьютерными преступлениями могут играть также меры технического характера. Условно их можно подразделить на три основные группы в зависимости от характера и специфики охраняемого объекта, а именно: аппаратные, программные и комплексные.
Аппаратные методы предназначены для защиты аппаратных средств и средств связи компьютерной техники от нежелательных физических воздействий на них сторонних сил, а также для закрытия возможных нежелательных каналов утечки конфиденциальной информации и данных, образующихся за счет побочных электромагнитных излучений и наводок, виброакустических сигналов, и т.п.
Практическая реализация данных методов обычно осуществляется с помощью применения различных технических устройств специального назначения. К ним, в частности, относятся:
1) источники бесперебойного питания, предохраняющие от скачкообразных перепадов напряжения;
2) устройства экранирования аппаратуры, линий проводной связи и помещений, в которых находятся СКТ;
3) устройства комплексной защиты телефонии;
4) устройства, обеспечивающие только санкционированный физический доступ пользователя на охраняемые объекты СКТ (шифрозамки, устройства идентификации личности и т.п.);
5) устройства идентификации и фиксации терминалов и пользователей при попытках несанкционированного доступа к компьютерной сети;
6) средства охранно-пожарной сигнализации;
7) средства защиты портов компьютерной техники (наиболее эффективны для защиты компьютерных сетей от несанкционированного доступа) и т.д.
Программные методы защиты предназначаются для непосредственной защиты информации по трем направлениям: а) аппаратуры; б) программного обеспечения; в) данных и управляющих команд.
Для защиты информации при ее передаче обычно используют различные методы шифрования данных перед их вводом в канал связи или на физический носитель с последующей расшифровкой. Как показывает практика, методы шифрования позволяют достаточно надежно скрыть смысл сообщения.
Все программы защиты, осуществляющие управление доступом к машинной информации, функционируют по принципу ответа на вопросы: кто может выполнять, какие операции и над какими данными.
Доступ может быть определен как:
общий (безусловно предоставляемый каждому пользователю);
отказ (безусловный отказ, например разрешение на удаление порции информации);
зависимый от события (управляемый событием);
зависимый от содержания данных;
зависимый от состояния (динамического состояния компьютерной системы);
частотно-зависимый (например, доступ разрешен пользователю только один или определенное число раз);
по имени или другим признаком пользователя;
зависимый от полномочий;
по разрешению (например, по паролю);
по процедуре.
Также к эффективным мерам противодействия попыткам несанкционированного доступа относятся средства регистрации. Для этих целей наиболее перспективными являются новые операционные системы специального назначения, широко применяемые в зарубежных странах и получившие название мониторинга (автоматического наблюдения за возможной компьютерной угрозой).
Мониторинг осуществляется самой операционной системой (ОС), причем в ее обязанности входит контроль за процессами ввода-вывода, обработки и уничтожения машинной информации. ОС фиксирует время несанкционированного доступа и программных средств, к которым был осуществлен доступ. Кроме этого, она производит немедленное оповещение службы компьютерной безопасности о посягательстве на безопасность компьютерной системы с одновременной выдачей на печать необходимых данных (листинга).
В последнее время в США и ряде европейских стран для защиты компьютерных систем действуют также специальные подпрограммы, вызывающие самоуничтожение основной программы при попытке несанкционированного просмотра содержимого файла с секретной информацией по аналогии действия “логической бомбы”.
При рассмотрении вопросов, касающихся программной защиты информационных ресурсов особо надо подчеркнуть проблему защиты их от компьютерных вирусов.
Здесь необходимо активно использовать специальные программные антивирусные средства защиты (как зарубежного, так и отечественного производства). Антивирусные программы своевременно обнаруживают, распознают вирус в информационных ресурсах, а также “лечат” их.
Однако, наряду с использованием антивирусных программ, для уменьшения опасности вирусных посягательств на СКТ необходимо предпринять комплексные организационно-технические меры.
1. Информировать всех сотрудников учреждения, организации, использующих СКТ, об опасности и возможном ущербе в случае совершения вирусного посягательства.
2. Запретить сотрудникам приносить на рабочее место программные средства (ПС) “со стороны” для работы с ними на СКТ учреждения, организации по месту работы сотрудника.
3. Запретить сотрудникам использовать, хранить на носителях и в памяти ЭВМ компьютерные игры.
4. Предостеречь сотрудников организации от использования ПС и носителей машинной информации, имеющих происхождение из учебных заведений различного уровня и профиля.
5. Все файлы, которые поступают из внешней компьютерной сети должны обязательно тестироваться.
6. Создать архив копий ПС, используемых в непосредственной работе организации.
7. Регулярно просматривать хранимые в компьютерной системе ПС, создавать новые их архивные копии; где это возможно, использовать защиту типа “только чтение” для предупреждения несанкционированных манипуляций с ценными данными.
8. Периодически проводить ревизионную проверку контрольных сумм файлов, путем их сличения с эталоном.
9. Использовать для нужд электронной почты отдельный стендовый компьютер или ввести специальный отчет.
10. Установить системы защиты информации на особо важных ЭВМ. Заактивировать на них специальные комплексные антивирусные ПС.
11. Постоянно контролировать исполнение установленных правил обеспечения безопасности СКТ и применять меры дисциплинарного воздействия к лицам, сознательно или неоднократно нарушавшим их и т.д.