История игры и ритуальная игра

История возникновения игры как способа решения затрудне­ний в утилитарной деятельности, передачи информации о реальной деятельности для обучения, сред­ства для состязания, развлечения и эстетического совершенствова­ния человека рассмотрена в ряде работ.

Д.Б. Эльконин в книге «Пси­хология игры» предполагает, что возможны два варианта воз­никновения и становления игро­вой деятельности. На заре чело­вечества, когда охота занимала одно из центральных мест в жизни первобытнообщинного общества, после неудачной охо­ты могла возникнуть ситуация, требующая имитации действий охотников во время ловли дичи. Если неудача в охоте могла быть вызвана несогласованнос­тью коллективных действий охотников, то возникала необ­ходимость отработки этих дей­ствий. Кроме того, молодые юноши также должны были пройти через предварительную репетицию правильных дейст­вий охотников.

Кто-то из бывалых охотников мог изображать хитрое и умное животное со всеми его повадка­ми, а остальные — процесс орга­низации охоты за ним. При этом воссоздавались элементы реаль­ной действительности, а это — признак игры.

Возможен и другой вариант. Охотники возвращаются с бога­той добычей. Их радостно встре­чают соплеменники. Охотники рассказывают о том, как происхо­дила охота, воспроизводя весь её ход, кто и что делал во время охо­ты и как себя проявил. При таком «пересказе»- воспроизведении происходит своеобразное отвле­чение от чисто оперативно-техни­ческой стороны процесса и на­глядно проявляется общая схема действий, система отношений между участниками охоты.

В обоих случаях, по мнению ав­тора, происходит выделение из целостной реальной и жизненно важной трудовой деятельности той её части, которая может быть названа ориентировочной, в отли­чие от исполнительской, непо­средственно связанной с получе­нием материального результата. Эта часть становится предметом воспроизведения, а затем освя­щается, приобретая характер ма­гических обрядов.

Таким образом, можно с уве­ренностью сказать, что первые игровые формы возникли ещё в слаборазвитых общинных форма­циях. Они могли выступать как средство обучения, коллективного образования, передачи информации. При этом они наделялись высшим магическим смыслом для обеспечения защитной функции перед силами природы. Так воз­никли ритуальные игры.

Важную роль в понимании функции ритуальных игр сыграли исследования К. Леви - Стросс, В. Тернер и др. Сущность риту­альных игр состоит, по мнению авторов, в противопоставлении организованных действий стихи­ям и неудачам. Тернер, в частнос­ти, рассматривает структуру ри­туала с четырёх точек зрения: символической, ценностной, телической и ролевой. В первом случае ритуал выступает как со­брание символов, во втором — как передача информации о важ­нейших ценностях и их иерархии, в третьем — как система целей и средств, в четвёртом — как про­дукт взаимодействия различных социальных статусов и положе­ний. Таким образом, ритуальные игры и обряды несли в себе, по мнению исследователей, функ­цию особого средства преодоле­ния критических ситуаций за счёт придания им иного статуса, характеризующегося возникно­вением иной точки зрения на са­му кризисную ситуацию.

Выделяют следующие призна­ки ритуальной игровой формы:

имитация реальной трудо­вой деятельности;

— осуществление совместной деятельности по поиску выхо­да из кризисной ситуации;

— — разыгрывание ролей;

— — наличие магического смысла.

С развитием общества, со сме­ной формаций (от первобытнооб­щинной — к рабовладельческой и феодальной) ритуалы и обряды перестают играть важную роль в жизни общества. Магический смысл игры утрачивается. В иг­рах появляются две основные разновидности: игры — театрали­зованные представления и спор­тивные игры. Игра рассматрива­ется как феномен культуры. Дея­тельность человека в игре харак­теризуется обретением свободы и возможностью воспроизведения реальной жизни с помощью ма­сок и марионеток за счёт утриро­ванных действий, диктуемых оп­ределённой социальной ролью с жёсткими законами иерархии. Интерпретировать человеческую жизнь и деятельность, воссоздать критические ситуации с помо­щью масок, вызвать у зрителей и участников переживание, ре­флексивное переосмысление — такова функция игр-представле­ний.

Игра становится важнейшей частью досуга народа. Русская народная культура чрезвычайно богата играми, такими как пету­шиные бои, скоморохи, гусляры, медвежья травля, лошадиные бе­га, состязания на кнутах, игровые хороводы, кулачные бои, куколь­ный Петрушка и многие другие. В них проявляется ловкость, сме­калка, юмор участников. Они — средство самовыражения народа в утехах и развлечениях.

Можно констатировать, что с появлением развлекательной функции игра в жизни взрослого человека потеряла первоначаль­ный смысл и на некоторое время утратила свою профессиональ­ную значимость и ведущую роль в жизни взрослых людей.

Долгое время единственной развёрнутой формой существова­ния игры была — детская игра. Однако в настоящее время игра вновь приобрела значительный вес и довольно высокий статус в подготовке и переподготовке взрослого населения, в решении инновационных проблем в жизни общества

Литература

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М: Народное образование, 1998, 253с.

2. Газман О.С. В школу-с игрой. М, 1991.

3 Коваленко В.Г. Игры на уроках математики. 94с.

4. Суслова О.Ф. Дидактические игры на уроках математики в 5-6 классах. Барнаул, 1993, 27с.

5. Оконь В. Введение в общую дидактику.М. Высшая школа, 1990.

6. Пидкасистый П. И. Технология игры в обучении. М. Просвещение.1992

7. Выготский Л.C.Воображение и творчество в детском возрасте. М. Просвещение.1991.

8. Занько С.Ф. Игра и ученье. М. 1992.

9. Эльконин Д.Б. Психология игры. М..1979.

10. Завгородняя О.Д. Нестандартность: ее пути, обретения и ловушки. М.1987.

11. Каплан С.Д. Я делаю уроки. Минск.1998.

12. Бабанский.Ю.К. Методические основы оптимизации учебно – воспитательного процесса.1982.

13. Дроздовский В.П., Данильченко Н.И. Преодолеть пропасть. М. Просвещение. 1989.

14. Народное образование. № 8. 2000.

15 Обзор статей по теме в журнале ”Учитель”.№,.№ 4,6.

16. Обзор статей по теме в журнале “Преподавание истории в школе.” 1991-1992.

17. Первое сентября. Математика.№,№. 10,43,45.2000,№,№.8,41.1999.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: