История возникновения игры как способа решения затруднений в утилитарной деятельности, передачи информации о реальной деятельности для обучения, средства для состязания, развлечения и эстетического совершенствования человека рассмотрена в ряде работ.
Д.Б. Эльконин в книге «Психология игры» предполагает, что возможны два варианта возникновения и становления игровой деятельности. На заре человечества, когда охота занимала одно из центральных мест в жизни первобытнообщинного общества, после неудачной охоты могла возникнуть ситуация, требующая имитации действий охотников во время ловли дичи. Если неудача в охоте могла быть вызвана несогласованностью коллективных действий охотников, то возникала необходимость отработки этих действий. Кроме того, молодые юноши также должны были пройти через предварительную репетицию правильных действий охотников.
Кто-то из бывалых охотников мог изображать хитрое и умное животное со всеми его повадками, а остальные — процесс организации охоты за ним. При этом воссоздавались элементы реальной действительности, а это — признак игры.
Возможен и другой вариант. Охотники возвращаются с богатой добычей. Их радостно встречают соплеменники. Охотники рассказывают о том, как происходила охота, воспроизводя весь её ход, кто и что делал во время охоты и как себя проявил. При таком «пересказе»- воспроизведении происходит своеобразное отвлечение от чисто оперативно-технической стороны процесса и наглядно проявляется общая схема действий, система отношений между участниками охоты.
В обоих случаях, по мнению автора, происходит выделение из целостной реальной и жизненно важной трудовой деятельности той её части, которая может быть названа ориентировочной, в отличие от исполнительской, непосредственно связанной с получением материального результата. Эта часть становится предметом воспроизведения, а затем освящается, приобретая характер магических обрядов.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что первые игровые формы возникли ещё в слаборазвитых общинных формациях. Они могли выступать как средство обучения, коллективного образования, передачи информации. При этом они наделялись высшим магическим смыслом для обеспечения защитной функции перед силами природы. Так возникли ритуальные игры.
Важную роль в понимании функции ритуальных игр сыграли исследования К. Леви - Стросс, В. Тернер и др. Сущность ритуальных игр состоит, по мнению авторов, в противопоставлении организованных действий стихиям и неудачам. Тернер, в частности, рассматривает структуру ритуала с четырёх точек зрения: символической, ценностной, телической и ролевой. В первом случае ритуал выступает как собрание символов, во втором — как передача информации о важнейших ценностях и их иерархии, в третьем — как система целей и средств, в четвёртом — как продукт взаимодействия различных социальных статусов и положений. Таким образом, ритуальные игры и обряды несли в себе, по мнению исследователей, функцию особого средства преодоления критических ситуаций за счёт придания им иного статуса, характеризующегося возникновением иной точки зрения на саму кризисную ситуацию.
Выделяют следующие признаки ритуальной игровой формы:
— имитация реальной трудовой деятельности;
— осуществление совместной деятельности по поиску выхода из кризисной ситуации;
— — разыгрывание ролей;
— — наличие магического смысла.
С развитием общества, со сменой формаций (от первобытнообщинной — к рабовладельческой и феодальной) ритуалы и обряды перестают играть важную роль в жизни общества. Магический смысл игры утрачивается. В играх появляются две основные разновидности: игры — театрализованные представления и спортивные игры. Игра рассматривается как феномен культуры. Деятельность человека в игре характеризуется обретением свободы и возможностью воспроизведения реальной жизни с помощью масок и марионеток за счёт утрированных действий, диктуемых определённой социальной ролью с жёсткими законами иерархии. Интерпретировать человеческую жизнь и деятельность, воссоздать критические ситуации с помощью масок, вызвать у зрителей и участников переживание, рефлексивное переосмысление — такова функция игр-представлений.
Игра становится важнейшей частью досуга народа. Русская народная культура чрезвычайно богата играми, такими как петушиные бои, скоморохи, гусляры, медвежья травля, лошадиные бега, состязания на кнутах, игровые хороводы, кулачные бои, кукольный Петрушка и многие другие. В них проявляется ловкость, смекалка, юмор участников. Они — средство самовыражения народа в утехах и развлечениях.
Можно констатировать, что с появлением развлекательной функции игра в жизни взрослого человека потеряла первоначальный смысл и на некоторое время утратила свою профессиональную значимость и ведущую роль в жизни взрослых людей.
Долгое время единственной развёрнутой формой существования игры была — детская игра. Однако в настоящее время игра вновь приобрела значительный вес и довольно высокий статус в подготовке и переподготовке взрослого населения, в решении инновационных проблем в жизни общества
Литература
1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М: Народное образование, 1998, 253с.
2. Газман О.С. В школу-с игрой. М, 1991.
3 Коваленко В.Г. Игры на уроках математики. 94с.
4. Суслова О.Ф. Дидактические игры на уроках математики в 5-6 классах. Барнаул, 1993, 27с.
5. Оконь В. Введение в общую дидактику.М. Высшая школа, 1990.
6. Пидкасистый П. И. Технология игры в обучении. М. Просвещение.1992
7. Выготский Л.C.Воображение и творчество в детском возрасте. М. Просвещение.1991.
8. Занько С.Ф. Игра и ученье. М. 1992.
9. Эльконин Д.Б. Психология игры. М..1979.
10. Завгородняя О.Д. Нестандартность: ее пути, обретения и ловушки. М.1987.
11. Каплан С.Д. Я делаю уроки. Минск.1998.
12. Бабанский.Ю.К. Методические основы оптимизации учебно – воспитательного процесса.1982.
13. Дроздовский В.П., Данильченко Н.И. Преодолеть пропасть. М. Просвещение. 1989.
14. Народное образование. № 8. 2000.
15 Обзор статей по теме в журнале ”Учитель”.№,.№ 4,6.
16. Обзор статей по теме в журнале “Преподавание истории в школе.” 1991-1992.
17. Первое сентября. Математика.№,№. 10,43,45.2000,№,№.8,41.1999.