Технология «Карта будущего»

В основе работы группы лежит принцип размещения типовых карточек на карте будущего:

1. Тренд

2. Формат

3. Технология

4. События

5. Нормативный акт

6. Угроза

Тренд:

· объективно наблюдаемый и измеряемый процесс, развивающийся в определенном направлении,

· идет в «большой системе» (относительно которой делается форсайт, например, страна, отрасль, регион)

· имеет измеряемый индикатор, изменяющийся в определенном направлении со временем.

Тренды делятся на 3 типа:

1) устойчивый,

2) неопределенный,

3) угасающий.

Примеры: «рост населения старше 65 лет», «увеличение доли малой энергетики», «миниатюризация устройств»

Тренды должны быть прямо связаны с темой форсайта. Набор трендов идентифицируется в первую очередь в результате работы с материалами предметной области и экспертами. Всё, что происходит в рамках карты, происходит на трендах, может порождать тренды и связано с ними.

Формат:

· рыночный или социальный «ответ на вызов»

· всегда строится на тренде (который является для него вызовом или возможностью)

· может запускать новый тренд

· «внутри» этого типа явлений есть свои тренды, но мы их не рассматриваем (всегда соотносим масштаб относительно «большой системы»)

Подтипы формата:

Формат – это социальный, институциональный ответ на вызов или возможность, по сути это воплощение каких-то социальных практик. Например, «сетевые дворцы пионеров» как формат на тренде «сетевая социальная самоорганизация». Под форматом здесь мы понимаем формат коммуникации (тип отношений между людьми), который всегда порождается субъектом. У формата нет конечной цели.

Специалист – профессионал, решающий конкретную отраслевую задачу, связанную с рынком, технологией / форматом / угрозой (напр. создание продукта). Например, «биотрансдуктор» как специалист по замещению небиотех-решений биотех-решениями. Целесообразно размещать на карте только новых специалистов, которых на данный момент не существует в отрасли.

Продукт – это рыночный ответ на вызов или возможность, которую создает тренд. Например, iPad как продукт на стыке трендов минитюаризации и мобильности (мобильность - единственное, что отделяло технологию 1988 года от воплощения в продукт).

Мегапроект – это управленческо-институциональный ответ на вызов или возможность, которую создает тренд. «Мега» – потому что заметен в масштабах той большой системы, относительно которой делают форсайт. Например, «Олимпиада 2014» – это мегапроект на тренде «повышение внешнеполитической значимости России».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: