В основе работы группы лежит принцип размещения типовых карточек на карте будущего:
1. Тренд
2. Формат
3. Технология
4. События
5. Нормативный акт
6. Угроза
Тренд:
· объективно наблюдаемый и измеряемый процесс, развивающийся в определенном направлении,
· идет в «большой системе» (относительно которой делается форсайт, например, страна, отрасль, регион)
· имеет измеряемый индикатор, изменяющийся в определенном направлении со временем.
Тренды делятся на 3 типа:
1) устойчивый,
2) неопределенный,
3) угасающий.
Примеры: «рост населения старше 65 лет», «увеличение доли малой энергетики», «миниатюризация устройств»
Тренды должны быть прямо связаны с темой форсайта. Набор трендов идентифицируется в первую очередь в результате работы с материалами предметной области и экспертами. Всё, что происходит в рамках карты, происходит на трендах, может порождать тренды и связано с ними.
Формат:
· рыночный или социальный «ответ на вызов»
· всегда строится на тренде (который является для него вызовом или возможностью)
· может запускать новый тренд
· «внутри» этого типа явлений есть свои тренды, но мы их не рассматриваем (всегда соотносим масштаб относительно «большой системы»)
Подтипы формата:
Формат – это социальный, институциональный ответ на вызов или возможность, по сути это воплощение каких-то социальных практик. Например, «сетевые дворцы пионеров» как формат на тренде «сетевая социальная самоорганизация». Под форматом здесь мы понимаем формат коммуникации (тип отношений между людьми), который всегда порождается субъектом. У формата нет конечной цели.
Специалист – профессионал, решающий конкретную отраслевую задачу, связанную с рынком, технологией / форматом / угрозой (напр. создание продукта). Например, «биотрансдуктор» как специалист по замещению небиотех-решений биотех-решениями. Целесообразно размещать на карте только новых специалистов, которых на данный момент не существует в отрасли.
Продукт – это рыночный ответ на вызов или возможность, которую создает тренд. Например, iPad как продукт на стыке трендов минитюаризации и мобильности (мобильность - единственное, что отделяло технологию 1988 года от воплощения в продукт).
Мегапроект – это управленческо-институциональный ответ на вызов или возможность, которую создает тренд. «Мега» – потому что заметен в масштабах той большой системы, относительно которой делают форсайт. Например, «Олимпиада 2014» – это мегапроект на тренде «повышение внешнеполитической значимости России».