Личностное развитие

Младший школьный возраст сензитивен для:

- формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных интересов и потребностей;

- развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;

- раскрытия индивидуальных способностей и особенностей;

- становление адекватной самооценки развития критичности по отношению к себе и окружающим;

- освоение социальных норм, нравственное развитие,

- развитие навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.

В школьном возрасте число факторов, влияющих на самооценку, заметно расширяется. У детей в возрасте от 9 до 12 лет продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка. Она складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Высокая оценка обычно бывает у детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью.

Однако к 12-13 годам у ребенка складывается новое представление о самом себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер. Самооценка теперь выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному Я.

Младший школьный возраст – завершение развития самосознания.

На данном этапе важен уровень достижений, осуществляемых каждым ребенком. Важно, чтобы ребенок чувствовал радость познания, похвалу за старание, успехи. В этот период необходимо развивать потенциал ребенка.

В младшем школьном возрасте ребенок начинает осознавать свою индивидуальность приобретает новые мотивы вы учебной деятельности, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Перестройка потребностно - мотивационной сферы качественно меняет содержание притязаний на признания.

Младший школьник уже имеет весь комплекс чувств: совесть, гордость, стыд, должен, обязан и т.д.

Стремление к самоутверждению стимулирует ребенка к нормативному поведению, и тому, чтобы взрослые подтвердили его достоинство. Это притязание на признание побуждает ребенка к усидчивости, целеустремленности, развивает навыки самоконтроля и самооценки.

Младший школьник овладевает своим поведением, этическим нормам. Начинает владеть эмоциями. Свой гнев проявляют не столько в моторной форме, сколько в словесной. Появляются новые оттенки в выражении чувств – ирония, насмешка, сомнение.

Особую роль в этом возрасте играет формирование высших чувств: эстетических и социальных. Под влиянием внешних воздействий, увиденного примера или собственного действия у детей формируются моральные чувства: чувство товарищества, ответственности за класс, сочувствие горю окружающих, негодование при справедливости.

Важную роль в развитии моральных чувств играет коллектив.

Предпочтения в выборе товарищей определяется в наибольшей степени успехами или неудачами сверстников в учебе. При этом они ориентируются на мнение учителя. Появляются первые признаки взаимоотношений по интересам, что является основанием для формирования неформальных групп.

Становление личности младшего школьника происходит под влиянием взрослых, сверстников, новых видов деятельности, общения, включения в систему коллективов.

Характер является прижизненным образованием. Это означает, что он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни.

Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими его людьми. В свойственных для него поступках и формах поведения ребенок, прежде всего, подражает своим близким. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.

Сензитивным периодом для становления характера можно считать возраст от двух – трех до девяти – десяти лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействия со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать не него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения.[1]

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества – эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования этих черт характера, уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется тем, как мать общается с ребенком.[2]

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде – трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, - складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное подкрепление).

В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, а также учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками и учителями не подтверждает как правильные те формы поведения, которые обычно сопровождаются выраженными внутренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка характера не всегда приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место частичное изменение черт характера и компромисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа.[3]

Отклонения, проявляющиеся в младшем школьном возрасте

По исследованиям среди неуспевающих учащихся есть школьники с педагогической запущенностью и трудновоспитуемостью. Трудновоспитуемость указывает на затруднения в воспитании, формировании личности ребенка. Трудновоспитуемый ребенок – это, прежде всего тот, кто оказывает активное сопротивление воспитанию, выражает неуважение, недоверие к педагогу, провоцирует конфликтные ситуации.

При отсутствии полноценной и своевременной коррекционной педагогической работы возникает состояние педагогической запущенности.

Педагогически запущенный – это такой ребенок, уровень невоспитуемости которого выражается в несформированности важных социальных качеств личности, актуальных для соответствующего возраста. Для педагогически запущенных детей характерно хроническое отставание по ряду предметов, негативное отношение к учебе, пропуски уроков, конфликты с одноклассниками и др.

С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома.

Страхи ребенка отражают восприятие окружающего мира, рамки которого теперь расширяются. Необъяснимые и вымышленные страхи прошлых лет сменяются другими, более осознанными: уроки, уколы, природные явления, отношения между сверстниками. Страх может принимать форму тревоги или беспокойства.

Время от времени у детей школьного возраста появляется нежелание идти в школу. Симптомы (головная боль, колики в желудке, рвота, головокружение) широко известны. Это не симуляция, и в таких случаях важно как можно быстрее выяснить причину. Это может быть страх перед неудачей, боязнь критики со стороны учителей, боязнь быть отвергнутым родителями или сверстниками. В таких случаях помогает дружески-настойчивая заинтересованность родителей в посещении ребенком школы.

Под эмоциональном неблагополучием понимается отрицательное самочувствие ребенка в результате постоянного переживания отрицательных эмоций. Оно вызывается многими причинами. Главным выступает неудовлетворенность ребенка общением с людьми, прежде всего с родителями и со сверстниками. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие телесных эмоциональных контактов с родителями приводит к формированию у ребенка тревожно-пессимистических личностных ожиданий. Их характеризует неуверенность ребенка, чувство незащищенности, иногда страх в связи с прогнозируемыми отрицательным отношением взрослого.

Дидактогения – это негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны педагога, проявляется в повышенном уровне тревожности, страхе перед учителем.

Новообразования младшего школьного возраста

- формирование произвольности;

- формирование словесно-логического мышления, внутреннего плана действий, рефлексии (личностной и интеллектуальной)

- регуляция поведения произвольная,

- утрата непосредственности,

- формирование учебной мотивации,

- новый тип отношений с окружающими,

- позиция «учащегося»,

- самооценка,

- самоконтроль


[1] Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592с.ил. – (Серия «Учебник нового века»)

[2] Некрасова Е.А. Краткий справочник по психотерапии / Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 192с.

[3] Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб.для студ.вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 456с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: