Психологические особенности младшего школьного возраста (6—11 лет)

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Ведущая деятельностьучеба.

§ перестройка познавательных процессов — формирование произвольности, продуктивности и устойчивости — развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической памяти);

развитие мышления (переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому и рассуждающему мышлению на уровне конкретных понятий;

• развитие саморегуляции поведения, воли;

• усвоение умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний;

• овладение навыками домашнего труда;

•расширение сферы общения, появление новых авторитетов (учитель), формирование отношений в учебном коллективе;

• развивающие игры занимают второе место после учебы;

формирование самооценки на основе оценивания учителями и достигнутых результатов в учении, часто снижение самооценки;

• формируются уверенность в себе, компетентность либо, в случае затруднений в учебе, критичности учителей и родителей, формируются неверие в свои силы, чувство неполноценности, фрустрированность, потеря интереса к учению, «школьные неврозы».

Новообразования:

— формирование словесно-логического мышления на основе конкретных понятий;

— формируется способность выполнять действия в уме — умственный план действий.

произвольность поведения, развивается умение управлять своим поведением, состоянием;

§ рефлексия, развивается способность ребенка осознавать, что он делает, зачем и правильно ли делает;

§ развиваются способности целенаправленного восприятия, осмысленного произвольного запоминания.

При любом обучении дети, заканчивающие начальную школу, существенно отличаются от поступивших в первый класс.

Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ней, осваивая новые способы анализа (синтеза), обобщения, классификации. В условиях целенаправленного развивающего обучения, по В.В. Давыдову, это формирование осуществляется быстрее и эффективнее за счет системности и обобщенности освоения знаний. Примечательно, что фактором развития личности младшго школьника является не столько сама учебная деятельность, сколько отношение взрослых к успеваемости, дисциплине и прилежанию ребенка.

Требования учебной деятельности неизбежно ведут учеников к формированию произвольности как характеристики всех их психических процессов. Произвольность формируется в результате, того, что ребенок ежедневно делает то, что требует его позиция ученика: слушает объяснения, решает задачи и т. д. Постепенно он научается делать то, что надо, а не то, что ему хотелось бы. Таким образом, учащиеся научаются управлять своим поведением (в той или иной степени).

Второе важное новообразованиерефлексия. Учитель требует от ребенка не только решения задачи, но и обоснования его правильности. Это постепенно формирует способность у ребенка осознавать, отдавать себе отчет в том, что он делает, что сделал. Больше того — оценить, а правильно ли он сделал и почему он считает, что правильно. Таким образом, ученик постепенно научается смотреть на себя как бы глазами другого человека — со стороны — и оценивать свою деятельность. Умение человека осознавать то, что он делает, и аргументировать, обосновывать свою деятельность и называется рефлексией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: