Аффективная сфера младшего школьника

Эмоциональная готовность ребенка к школьному обучению – эмоциональная зрелость –в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций ребенка и его возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту у ребенка происходит постепенная потеря непосредственности в социальных отношениях. Новая социальная ситуация, в которую попадает ребенок с приходом в школу, вводит его в строго нормированный мир отношений и требует орга­низованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие ис­полнительских действий, связанных с обретением навыков учебной дея­тельности.

В школе происходит стандартизация условий жизни ребенка, в результа­те выявляется множество отклонений в его поведении: гипервозбудимость, гипердинамия, выраженная заторможенность. Эти отклонения ложатся в основу детских страхов, снижают волевую активность ребенка, вызывают у него угнетенные состояния и т. д.

С поступлением в школу увели­чивается количество требований, ожиданий, акцент делается на том, что ученик «должен», а не на том, что он «хочет». С другой стороны, первоклассни­ку приятно быть и чувствовать себя взрослее, ответственнее, видеть, что окружающие воспринимают его как школьника. Естественно, такое по­ложение вызывает амбивалентные переживания у ребенка: это и стремление оправдать ожидания, и страх оказаться плохим учеником. Эти противоречия могут порождать фрустрацию.

Неудовлетворенные притязания вызывают отрицательные аффек­тивные переживания тогда, когда возникает расхождение между эти­ми притязаниями и такими способ­ностями ребенка, которые в состоя­нии обеспечить их удовлетворение. Например, повышенная обидчивость ребенка как одна из форм его аффективного поведениявозникает в результате того, что ученик неадекватно оценивает ситуацию: он считает, что несправедливы окружаю­щие — учитель, поставивший низкую оценку, родители, наказавшие его «ни за что», одноклассники, подшучивающие над ним, и т. д.

Нельзя не учитывать, что порой эмоциональный стресс у детей провоци­руют педагоги, сами того не желая и не осознавая. Они требуют от своих учеников такого поведения и уровня успеваемости, которые для некоторых детей являются непосильными.

В школьном возрасте у детей обычно наблюдается значительное снижение эмоциональной возбудимости. Благодаря этому дети 9-11 лет часто кажутся довольно уравновешенными в сво­ем поведении и в этом отношении порой более похожими на взрослых, чем даже подростки, выглядящие часто более возбудимыми.

Успехи ребенка в освоении норм жизни в новых условиях формируют у него потребность в признании не только в прежних формах отношений, но и в учебной деятельности. Характер адаптации к условиям жизни в млад­шем школьном возрасте и отношение к ребенку со стороны семьи определя­ют состояние и развитие у него чувства личности.

Ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональ­ной зависимости от учителя. Так называемый эмоциональный голод — по­требность в положительных эмоциях значимого взрослого — во многом определяет поведение ребенка. Приобретая новые знания, слушая сказки и истории, кото­рые читает учитель, созерцая явления природы, рассматривая иллюстра­ции в книжках и ориентируясь при этом на эмоциональное отношение учителя к тому, что разбирается на уроке, ребенок усваивает не только информацию, но и ее оценку взрослым. Он учится эмоционально-ценност­ному отношению к окружающему миру.

В системе межличностных отношений ребенка с другими людьми — со взрослыми и сверстниками — у него возникает и развивается сложная гам­ма чувств, которые характеризуют его как уже социализированного чело­века.

Это прежде всего самолюбие, выражающее стремление ребенка не толь­ко к самоутверждению, но и к соперничеству с другими людьми.

Чувство ответственности, которое представляет собой способность ре­бенка понимать ситуацию и соответствовать существующим в социальном пространстве нормативам. Наиболее интенсивно это чувство развивается у ребенка в условиях учебной деятельности.

Кроме того, позитивными качествами социального развития ребенка яв­ляется его расположение к другим людям (взрослым и детям), которое при непосредственном общении выражается во внутреннем чувстве доверия к ним и проявляется в развивающейся у ребенка способности к сопережива­нию. Сопереживание «успешного» ребенка «неуспешному» создает особую атмосферу солидарности между детьми: все участники этой ситуации стано­вятся внимательнее друг к другу, доброжелательнее.

Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у него складывается система личных отношений в классе. Ее основу состав­ляют непосредственные эмоциональные отношения со сверстниками и учи­телем, которые превалируют над всеми другими. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстни­ков и умение заводить друзей представляет собой один из важнейших эта­пов развития ребенка данного возраста.

Развитие общения ребенка со сверстниками способствует форми­рованию у него новой стадии эмо­ционального развития, которая ха­рактеризуется появлением у ребен­ка способности к эмоциональной децентрации.

Эмоциональная децентрация (от лат. de — отрицательная приставка + centrum — центр круга) — способность отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, способность к восприятию эмоций, эмоци­онального состояния другого человека.

Одной из наиболее распространенных и серьезных педагогических про­блем в психологии является проблема эмоциональной неустойчивости, не­уравновешенности учащихся младших классов.

Психологи выделяют три наиболее выражен­ные группы так называемых «трудных» детей, имеющих проблемы в эмо­циональной сфере:

1. Агрессивные дети. В жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, поэтому, относя ребенка к данной группе, стоит обра­тить внимание прежде всего на степень проявления агрессивной реакции у ребенка, длительность ее действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение учащегося.

2. Эмоционально-расторможенные дети. Относящиеся к этому типу дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то в резуль­тате своего экспрессивного поведения заводят весь класс; если они страда­ют — их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.

3. Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети. Они стесняются громко и явно выражать свои эмоции, тихо переживают свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: