Человек экономический и человек психологический

В области исследования мотивации человеческого поведения в психологии сложилось несколько направлений. Одним из самых известных и влиятельных является гуманистическая психология, главным представителем которой является Абрахам Маслоу. По мнению ученого, человек в своих действиях руководствуется стремлением удовлетворить потребности, которые образуют иерархию от низших к высшим: физиологические; в безопасности; в любви, привязанности и принадлежности; в уважении; в самореализации.

Исследуя особенности высших потребностей, Маслоу пришёл к выводу о том, что «удовлетворение высших потребностей и стремление к нему ведёт к более выраженному, устойчивому и подлинному индивидуализму» (Абрахам Маслоу. Мотивация и личность // Питер, Спб.: 2009. С. 111). Этот индивидуализм направлен не только на самого индивида, он обращен и на общество. Человек, обладающий чувством собственного достоинства, как показывает практика, обращен к миру с любовью, то есть проявление индивидуализма в данной ситуации не носит негативного характера в отношении социума, а наоборот, является причиной доброго отношения людей, достигнувших самоактуализации, к миру. Именно поэтому исследователь располагает потребность в самоактуализации на вершину иерархии потребностей, удовлетворение которой и является свидетельством максимального уровня развития личности.

Психология при анализе поведения человека акцентирует внимание на внутренние психологические, субъективные факторы. Психологический подход в значительной степени исследует сам процесс принятия решения, изучает внутренние причины, повлиявшие на предпочтения индивида.

Учет психологических факторов в обосновании экономической модели поведения человека обнаруживается, как уже было сказано ранее, в теории ограниченной рациональности. Но более ярко это проявилось в таком направлении исследований, как поведенческая экономика (behavioral economics), делающей акцент не на рациональности решения, а на рациональности процедуры его принятия.

Исследования данного рода широко используют эмпирические методы: массовые опросы, описание отдельных случаев принятия решений, но, при этом, опираются на некоторую обобщенную модель принятия решений, и остаются в рамках экономики, хотя и заимствуют социологические и психологические подходы. Как справедливо замечает С.А. Михеева, ярким свидетельством признания важности психологических исследований для экономической науки явилось присуждение Нобелевской премии по экономике (2002г.) психологу Д. Канеману (С.А. Михеева. Рациональность и экономическое поведение: междисциплинарный подход. Материалы IV международной научной интернет-конференции «Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности». http://sites.google.com/site/konfep/Home/1-sekcia/miheeva). В официальном заключении Нобелевского комитета сказано, что премия присуждена Д. Канеману за «интегрированное воздействие психологии на экономическую науку, в особенности в том, что касается человеческих суждений и принятия решений в условиях неопределенности».

Идейные основы поведенческой экономики были разработаны Д. Канеманом в соавторстве с А. Тверски. Их совместная статья «Теория ожиданий: Принятие решений в рискованных ситуациях» появилась в 1979 году в журнале Econometrica. Авторы в серии экспериментов продемонстрировали, что живые люди отнюдь не склонны поступать в соответствии с предписаниями неоклассической экономики и часто демонстрируют склонность к абсолютно нерациональному поведению. Социологами и психологами были проведены значительные исследования того, как люди в действительности принимают решения. Оказалось, что экономическая модель рационального выбора дает неточный прогноз. Причиной является когнитивные и мотивационные факторы, которые определяют поведение, далекое от предполагаемых экономически рациональных моделей. Из этого не следует, что человеческое поведение непредсказуемо, систематически иррационально, случайно и не подчиняется правилам, неизвестным для учёных. Наоборот, отраженные в исследованиях социологов и психологов факторы могут быть описаны и даже смоделированы. Факторы, влияющие на выбор решения, играют значительную и основополагающую роль во многих сферах, как в рамках экономики, так и социальных наук.

В качестве общего положения исследований в области поведенческой экономики можно выделить следующее: «человек экономический» не совершенен, каким его считает классическая экономика, но вполне способен к самосовершенствованию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: