Заключение. Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных моти­вов

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных моти­вов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

Мотивационная сфера – ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родителя, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя – не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план. И хотя в какой-то мере абстрактное для учащегося начальной школы понятие «хорошо работать» или далекая перспектива получить образование в вузе непосредственно побуждать его к учебе не могут, тем не менее социальные мотивы важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с первого класса, они достаточно полно представлены в их мотивационных схемах.

Для более полного изучения мотивации учащихся начальной школы стоит провести исследование мотивации учения у детей с разной успеваемостью в первом, втором и третьем классах, изучить отношение к школе учащихся разных классов.

В заключение хочется отметить, искусство воспитания все-таки заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мо­тивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовре­мя придать более высокое значение успешному результату дея­тельности, чтобы этим обеспечить переход к более высокому типу внутренних мотивов, управляющих жизнью личности.


Список используемой литературы

1. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. – М.: Наука, 1984

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Просвещение, 1982

3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Педагогика, 1972.

4. Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979.

5. Бариляк И.А. Особенности мотивации учебной деятельности детей школьного возраста, обучающихся в новых социально-экономических условиях, СПб, 2007.

6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М:, 2001.

7. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.

8. Вилюнас В. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. М.: Академический Проект: Альма Мастер, 2005.

9. Гани С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте. Автореферат диссертации кандидата психологических наук. М., 2009.

10. Емельянова Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. СПб: Речь, 2008.

11. Ермолин А.В. Структура мотива и ее представленность в сознании человека. Киров: ВГПУ, 2000.

12. Занюк С.С. Психология мотивации: теория и практика мотивирования. Киев: Эльга-Н: Ника-Центр, 2001.

13. Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. Киев.: Высшая школа, 2007.

14. Катаев В.И. Изучение и формирование мотивационной сферы личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Орехово-Зуево: Орехово-Зуев. пед. ин-т, 1992.

15. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1999.

16. Кулагина И.Ю. Личность школьника. М.: Творческий центр, 1999.

17. Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. Новосибирск, 2002.

18. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1979г.

19. Мельникова Н.В. Мотивация детского поведения. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Шадринск: Исеть, 2003.

20. Психическое развитие младших школьников. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1990.

21. Развитие интеллектуальных способностей у детей М.: Изд-во: Новая школа, 2006.

22. Развитие личности ребёнка от 7-11 лет / Научн. ред. Л.А. Головей. - Екатеринбург: У - Фактория, 2006.

23. Савченко Н.В. Развитие мотивации учения в начальной школе. СПб.: Лада, 2008.

24. Семиченко В.А. Проблемы мотивации поведения и деятельности человека. Модульный курс психологии. Модуль «Направленность». К.: Миллениум, 2004.

25. Смирнова Е.О. Психология ребёнка. - М.: Школа- пресс, 1997.

26. Чаркова М.Н. Мотивация как фактор когнитивного развития личности. Абакан: Изд-во ХБИ, 2001.


[1] Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972. С. 513

[2] Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. С. 249

[3] Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. С. 213-214

[4] Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1979г. С. 5.

[5] Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1979. С. 97

[6] Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.,1971.С. 29


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: