Работа с текстом. Гражданское и патриотическое воспитание подростков

Гражданское и патриотическое воспитание подростков

Гражданственность – это качество личности, характеризующее ее отношения с обществом, государством, выражающееся в осознании и реализации человеком своих прав и обязанностей по отношению к себе как личности, к своей семье, окружающим людям, Отечеству, планете Земля [47, с. 34 – 37]. Гражданско-патриотическое воспитание ориентировано на формирование чувства любви и уважения к своей Родине.

Патриотизм – понятие историческое, его содержание формировалось в течение многих эпох. Слово "патриотизм" восходит к латинскому " pater "– отец. Для кровнородственной общины, как первой формы человеческой общности, установление связей между поколениями было одним из важнейших способов самоидентификации. В своей первичной форме патриотизм – это уважение веры, обычаев, установлений предков, а также – способ самоопределения индивида. В вопросе «кто ты?», подразумевалось «кто твой отец?», «какого ты рода?». Историческая эволюция содержания патриотизма происходит под влиянием идеи нации и идеи государства. В патриотическом воспитании целями-ценностями являются понятия «Родина», «Отечество».

Рассмотрение вопросов патриотического и гражданского воспитания имеет в педагогике давнюю историю, уходящую корнями в античные времена. Древнегреческие философы Платон и Аристотель рассматривали гражданское воспитание как процесс формирования уважения к государству и законопослушания. Ж.Ж.Руссо понимал гражданское воспитание как свободное развитие личности, её самовыражение. К.Д.Ушинский, сформулировав идею народности, отстаивал необходимость развития национального самосознания и воспитания гражданина и патриота. Исследование проблем патриотического и гражданского воспитания связывают, прежде всего, с именами представителей революционно-демократического движения: А.Н.Радищева, А.И.Герцена, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова.

Социально-экономические преобразования во всем мире, в том числе и в нашей стране, вынуждают всех людей самоопределяться в новой ситуации, искать смысл жизни, жизненные основания. Для молодого поколения это сделать очень сложно, им необходима помощь. Поэтому в решении этой проблемы особая роль принадлежит образованию.

Образование должно решать основную цель – формирование личности с устойчивой жизненной и гражданской позицией.

Позиция личности – явление сложное, включающее знания, чувства, отношения личности, формирующееся и проявляющееся в деятельности. Позиция формируется в результате рефлексии гражданских действий и поступков (как своих, так и чужих). Воспитанник должен иметь знания о политических, правовых и моральных нормах общества, об истории и культуре своего государства, об общечеловеческих ценностях как основе существования Человечества. Важна активность личности, активное отстаивание своих гражданских взглядов и убеждений на основе осознания и принятия ценностей данного общества. Эмоциональный компонент человека включает переживания действий и поступков, их эмоциональную оценку: гордость, одобрение или неприятие.

Формирование гражданской позиции начинается с рождения ребенка и большое значение на ее становление оказывает семья. Именно здесь ребенок постигает первые уроки гражданственности, отношения к своей стране, ее народу. Далее процесс продолжается в школе и в учреждениях профессионального образования, в которых идет сознательное усвоение истории, политических, правовых и нравственных норм, действующих в обществе, принятие их как основы своих действий, формирование гражданского мировоззрения. Все это выражается в формирующемся гражданском поведении человека.

Подлинный гражданин не только хороший человек и законопослушный член общества, но и самостоятельная личность, имеющая адекватное представление о целостной картине мира, осознающая свое особое предназначение в нем. Патриотизм, собственно, в том и состоит, что человек признает интересы своей социально-духовной общности выше узко личных.

Если рассматривать воспитание как процесс формирования чувств, взглядов, убеждений, мировоззрения, то, безусловно, результатом гражданского воспитания должно стать сформированное гражданское сознание. В его основе лежат знания об обществе и государстве; о гражданских правах и обязанностях, обуславливающих свободу личности; о политике и общественных нормах, законах и символах государства, на территории которого проживает гражданин; понимание того, что гражданство – это устойчивая правовая связь человека и государства, порождающая взаимные права, обязанности, ответственность человека и государства. Строительство правового государства возможно на основе сформированного гражданского сознания и самосознания большинства членов общества.

Каждое действие и деятельность человека в целом, в частности педагога, это прежде всего воздействие, изменение действительности. При этом, деятельность человека – это не только воздействие, изменение мира и порождение тех или иных объектов, но и общественный акт (С.Л.Рубинштейн). Поэтому деятельность – это не внешнее делание, а позиция по отношению к людям, к обществу. Необходимо проводить воспитанника через систему конкретных действий, «вложения душевных сил», «создания радости для других», говоря словами В.А.Сухомлинского. Одним из механизмов воспитания любви считается проявление заботы о близких людях, природе, уголке малой Родины.

Патриотизм – это сложное чувство, которое не возникает само по себе, а специально воспитывается. К обязательным личностным качествам отнесем моральную ответственность, самодисциплину, уважение достоинства каждого человека, духовность, вежливость, уважение к закону, критическое мышление, способность и желание идти на переговоры и стремление компромиссно решать возникающие конфликты.

Важно, чтобы патриотические чувства формировались через приобщение учащихся к народной культуре. Наиболее значимые для воспитания обучающихся имеют «личностные смыслы», которые заложены в фольклоре – сокровищнице народной мудрости. Каждый народ имеет специфичные фольклорные средства, традиции, обряды, манеру исполнения. Для всех народов можно проследить общие темы и мотивы: поклонение Солнцу – как символу жизни, осмысление проблем жизни и смерти, радости и горя, воспитание в труде, культурно-исторические связи – всё, что имеет общечеловеческое значение и ценность.

Гражданское и патриотические воспитание ориентировано на формирование чувства любви и уважения к своей Родине, чувства гордости за достижения Беларуси; приумножение авторитета страны через собственные достижения в обучении, труде, спорте, общественной жизни. Национальное и интернациональное воспитание учащихся способствует осознанию ими белорусской государственности и особенностей становления белорусской науки и производства, ознакомлению с традициями, идеями и культурой белорусов, приобщению к их национальному наследию.

У белорусского народа ярко проявляются такие качества как толерантность, терпимость, дисциплинированность, коллективизм, взаимопомощь и сердечность. Целями данного направления идейно-воспитательной работы являются формирование национального самосознания, воспитания чувства языка и культуры, отвержение идеи национализма.

Интернациональность – это уважение интересов других наций, терпимое отношение к другой позиции и другому мнению, умение вести диалог и отстаивать собственные интересы, вера в общечеловеческий разум и возможность мирного урегулирования конфликтов.

В целом необходимо заметить, что именно в подростковом возрасте впервые происходит осмысление себя как члена общества, своей роли в нем – и именно подобные особенности делают воспитанников чувствительными к формированию чувства патриотизма, любви к Родине и ее народу.

Широко применяются на практике такие методы патриотического и гражданского воспитания как убеждение, беседа, дискуссия, диалог, встречи со знатными людьми, экскурсии и др.

Эстетическое воспитание

Эстетическое воспитание – одно из направлений содержания воспитания подрастающего поколения. Оно заключается в развитии у учащихся эстетического восприятия окружающего мира и способностей создавать прекрасное. Оно основывается на эмоциях, чувствах и природном, естественном стремлении человека к красоте. Основная цель эстетического воспитания заключается в формировании у учащихся эстетического отношения к своей жизнедеятельности, к объектам действительности, к труду.

Содержание эстетического воспитания включает знания основных понятий эстетики, развитие эстетических чувств и эмоций, совершенствование эстетического восприятия, развитие воображения учащихся; эстетическое просвещение; формирование механизмов эстетического самовоспитания, самообразования и самообучения; индивидуальное эстетическое воспитание, направленное на развитие художественных задатков, способностей и склонностей учащихся.

Эстетика – это наука о прекрасном, изучающая основные законы развития и функционирования эстетического в природе, обществе, в материальном или духовном производстве, в быту, в общении людей, а также о формах эстетического сознания, таких как чувства, восприятие, потребности, вкусы, оценки, идеалы, категории. Эстетика изучает искусство, как высшую форму проявления эстетического в обществе.

Эстетические отношения – это связь субъекта с объектами, обладающими эстетическими качествами, способствующая проявлению эстетических, то есть прекрасных качеств окружающей среды. Эстетическое восприятие – специфическое отражение подростком произведений искусства, объектов природы, социальной жизни, труда, культуры, имеющих эстетическую ценность. Эстетическое чувство – чувство наслаждения, которое испытывает человек при восприятии прекрасного в действительности и в произведениях искусства. Это высшие человеческие чувства. Эстетический вкус – субъективная способность оценивать эстетические качества действительности. Эстетический идеал – это чувственное представление или понятие о должном как прекрасном, материализуемое в искусстве и в практике.

Эстетическое воспитание, по сути, и есть формирование эстетических отношений, восприятия, чувства, вкуса и идеала. Внеучебная деятельность учащихся может быть направлена на эстетическое воспитание. Так, в учреждениях профессионального образования может проводиться работа по дизайну, в том числе промышленному, технической эстетике, изучаться закономерности развития производственной среды.

Возможна организация художественного воспитания как составной части эстетического. Художественное воспитание – это воспитание средствами искусства способностей создавать художественные ценности, в том числе и в сфере своей профессии. Воспитанию способствует художественное творчество.

Воспитание эстетического вкуса начинается с атмосферы, в которой проходит учебный процесс. И в этом важную роль играет оформление учебных помещений. Например, В.С.Кукушин [20, с. 100] указывает, что преподавателю необходимо обращать особое внимание на следующие вопросы эстетики интерьера учебного кабинета:

– цветовой и световой климат кабинета;

– рациональное размещение оборудования и приборов;

– оптимальное количество наглядных пособий;

– эргономическое и эстетическое обоснование расположения и конструкции рабочих мест учащихся и педагога;

– эстетика технических средств обучения;

– популяризация идей науки о красоте.

Экологическое воспитание

Цель экологического воспитания – воспитание у молодежи бережного отношения к природе, раскрытие красот белорусской природы, убеждение в необходимости охраны природной среды.

В Большом энциклопедическом словаре [5, с. 957] указывается, что экология (греч. oikos – дом, местообитания, убежище; logos – наука) – термин, введенный в научный оборот Геккелем (1866 год), определявшем экологию как науку об экономии природы, образе жизни и внешних жизненных отношений организмов друг с другом. В дальнейшем в исследованиях уделялось внимание изучению реакции живых организмов на различные факторы окружающей среды, экстремальным значениям этих факторов, смене растительного покрова в отдельных регионах.

Ч.Элтон (1930 год) определил экологию как науку об естественной истории, которая изучает широкий круг вопросов, начиная от проблем патогенеза клеток и органов, соотношения эволюции и адаптации, включая проблемы социологии (теория народонаселения).

К настоящему времени разработаны представления об экологии как о науке, изучающей закономерности взаимодействия живых организмов с окружающей средой.

В рамках экологического образования, как указывает В.С.Кукушин [20, с. 110], выпускник учреждения образования должен знать:

– экологические противоречия глобального масштаба, затрагивающие основы существования цивилизации;

– причины обострения современных экологических проблем и различные пути их решения;

– возможности в создании гармонии во взаимоотношениях между обществом и природой;

– гуманистические идеалы в сохранении здоровья людей и нашей планеты;

– особенности освоения космического пространства в целях мирной цивилизации;

– современные ресурсосберегающие и безотходные технологии.

Экологическое воспитание должно стать одним из приоритетных направлений профессионального воспитания в учреждениях образования. Реализация целей экологического воспитания в процессе изучения гуманитарных, общеобразовательных, общетехнических и специальных предметов, а также во внеурочной деятельности обеспечит формирование у учащихся экологического сознания и мышления, правильного отношения к природной среде, знаний о возможностях человеческого творчества.

При этом необходимо применять эффективные методы и формы воспитания, например: организация дискуссий и круглых столов; проведение олимпиад и конкурсов; выпуск информационных бюллетеней и стенгазет; написание учащимися эссе, сочинений, рефератов, докладов; разработка творческих проектов.

Физическое воспитание

Физическое воспитание обусловлено биологической природой человека. Общеизвестно, что от физического состояния обучающихся во многом зависит успешность его учебной и производственной деятельности. Достижение физического развития учащегося есть основная цель физического воспитания в учреждении профессионального образования.

Содержание физического воспитания учащихся включает следующее: совершенствование организма подростка, сохранение и укрепление его здоровья; просвещение учащихся в вопросах физической культуры и личной гигиены; формирование механизма физического самовоспитания, самообразования, самообучения, стимулирование самовоспитания воли, выносливости, настойчивости, самодисциплины; разностороннее развитие конкретных спортивных умений и мастерства. Усвоение этого содержания должно способствовать развитию у учащихся профессионально значимых физических качеств, повышению работоспособности, устойчивости нервной системы, хорошего самочувствия. Реализация программы физического воспитания должна способствовать включению физкультуры и спорта в образ жизни каждого подростка и юноши.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: