Работа с текстом. Гуманистическое воспитание является одной из прогрессивных тенденций мирового образовательного процесса и предполагает гармоничное развитие личности и

Гуманистическое воспитание является одной из прогрессивных тенденций мирового образовательного процесса и предполагает гармоничное развитие личности и гуманный характер отношений между участниками воспитательного процесса.

Гуманизация – это очеловечевание воспитательных отношений, признание ценности воспитанника как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту, развитие и проявление его способностей и индивидуальности.

В воспитательном процессе человек мыслится как субьект своей жизнедеятельности и поэтому должны быть обеспечены процессы, протекающие в личности (самопознание, самовыражение, самоутверждение, самоопределение, самореализация, саморегуляция).

Осуществляя воспитание, люди вступают между собой в определенные отношения, которые принято называть воспитательными. При этом важен вопрос о принципах, на которых строятся эти отношения.

Принцип – это основное, исходное положение какой-либо теории, учения, внутреннее убеждение человека, взгляд на вещи [21, с. 396].

Педагогические принципы воспитания определенным образом соподчинены, представляют иерархическую систему, причем каждый из них предполагает другие и реализуется только при условии осуществления всех остальных принципов. Основываясь на результатах исследований В.С.Безруковой, В.С.Кукушина, В.А.Сластенина, С.А.Смирнова и других авторов по выделению педагогических принципов, мы пришли к выводу, что принципы воспитания можно разделить на следующие три группы:

– Метапринципы воспитания – это концентрированное, инструментальное выражение тех положений, которые имеют всеобщее значение и действуют в любых педагогических ситуациях и при любых условиях воспитания. Метапринципы обусловлены основной закономерностью воспитания – ориентацией на развитие личности.

– Частные принципы воспитания – это принципы, которые позволят учесть особенности воспитательного процесса в конкретной воспитывающей среде.

– Частные принципы профессионального воспитания – это принципы, которые обеспечат наиболее эффективное профессиональное становление и развитие обучаемых, формирование у них профессионально важных качеств личности.

Их краткая характеристика.

Метапринципы воспитания

Принцип гуманизации предполагает социальную защиту растущего человека. Его сущность состоит в том, что отношения всех участников воспитательного процесса строятся на приоритете общечеловеческих ценностей над технократическими, производственными, экономическими, административными.

Принцип гуманизации – один из старейших педагогических принципов, возрожденный в отечественной педагогике в конце 80-х годов. Принцип гуманизации направлен на воспитание свободного и ответственного человека, развитие у него самостоятельности, установление искренних и доброжелательных отношений между педагогами и воспитанниками.

Правила осуществления принципа гуманизации следующие: создавать условия для успешной деятельности каждому воспитаннику с учетом его индивидуальных способностей и возможностей; признавать гражданские права и свободы воспитанника; знать положительные качества воспитанника и опираться на них в ходе воспитательного процесса; постоянно осуществлять гуманистическое просвещение учащихся; создавать творческий микроклимат и ситуацию успеха.

Принцип непрерывного общего и профессионального развития личности обеспечиваетвозможность каждому человеку овладеть не только базовыми профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой.

Принцип природосообразности воспитания – исходное положение, требующее, чтобы ведущим звеном любого воспитательного взаимодействия выступал обучаемый с его конкретными особенностями и уровнем развития. Наиболее четко этот принцип сформулировал чешский педагог Ян Амос Коменский (1592 – 1670 гг.). В его трудах обосновывалось требование выбирать естественный путь развития человека. Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827 гг.), швейцарский педагог-демократ, особое внимание уделил разработке этого принципа, полагая вести образование детей непременно сообразно психическим законам их развития. Из русских педагогов следует выделить К.Д.Ушинского, сторонника антропологического направления в педагогике, С.Т.Шацкого, В.А.Сухомлинского.

Значительный вклад в разработку принципа природосообразности сделал Л.С.Выготский. Характеризуя связь обучения с психическим развитием человека, он ввел понятие «зона ближайшего развития». Эта зона определяется содержанием тех задач, которые обучающийся еще не может самостоятельно решать, а только с помощью взрослого. То, что сначала делается под руководством педагога или родителей, потом подросток делает сам. Отсюда возникла идея о возможностях воспитанника, о развитии тех процессов, которые еще только начинают складываться.

В 90-х годах происходит дальнейшее объяснение принципа природосообразности: физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие учащегося становится главным и определяющим фактором воспитательных отношений.

Правила осуществления принципа природосообразности следующие: создавать условия для здорового образа жизни; учитывать возможности каждого учащегося; следовать логике: от простого – к сложному, от незнания – к знанию, от понятного – к непонятному; использовать наглядность при обучении и воспитании.

Принцип природосообразности может рассматриваться и как экологическая защита человека от возможного разрушительного влияния педагогического процесса, его насильственного давления. По исследованиям валеологов, здоровье человека определяется совокупностью следующих составляющих: 15 % – наследственность; 50 % – образ жизни; 25 % – окружающая среда; 10 % – медицина. Так как здоровье человека на 50 % зависит от образа жизни, педагогика может и должна играть главную роль в воспитании здорового поколения.

Принцип целостности воспитательного процесса означает достижение единства всех входящих в него компонентов.

Правила осуществления этого принципа следующие: учитывать связи между всеми компонентами воспитательного процесса, а также факторы, влияющие на эффективность воспитания; подчинять воспитательные отношения целям развития каждого воспитанника; использовать результаты научных исследований по педагогике, физиологии, психологии, социологии и других наук, а также наиболее результативный педагогический опыт.

Принцип демократизации заключается в предоставлении участникам воспитательного процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения. Этот принцип был сформулирован еще в ранней буржуазной педагогике. Реализация принципа демократизации способствует расширению возможностей педагогов, родителей, общественных организаций оказывать влияние на содержание и методы воспитания.

Правила осуществления принципа демократизации следующие: создавать личностно-ориентированный педагогический процесс; организовывать воспитательный процесс с учетом национальных особенностей обучающихся; обеспечивать открытость воспитательного процесса для общественного контроля и влияния; создавать нормативное правовое обеспечение деятельности педагогов и воспитанников; организовывать самоуправление воспитанников; обеспечивать взаимное уважение и такт в процессе воспитательного взаимодействия.

Принцип культуросообразности предполагает максимальное использование в воспитательном процессе культуры той среды, в которой находится конкретное учреждение образования. Принцип культуросообразности своим появлением обязан немецкой педагогике XIX века.

Правила осуществления этого принципа следующие: понимать воспитательный процесс как составную часть культуры общества, как культурно-историческую ценность; максимально учитывать особенности народной, семейной, конфессиональной, духовной культуры общества; обеспечивать единство национального, интернационального, межнационального начал в воспитании; формировать у учащихся установки на сохранение культурных ценностей и создание новых.

Частные принципы воспитания

Принцип воспитания личности в коллективе предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации воспитательного процесса. В коллективе и с его помощью воспитываются и развиваются чувства ответственности, коллективизма, товарищеская взаимопомощь и другие, социально значимые, качества личности. В коллективе усваиваются правила общения, поведения, формируются организаторские умения. Коллектив не поглощает, а раскрепощает личность, открывает простор для ее всестороннего и гармонического развития.

Принцип связи воспитания с жизнью требует систематического ознакомления воспитанников с текущими событиями, широкого привлечения местного краеведческого материала. Воспитанники должны активно включаться в общественно полезную деятельность, а педагоги должны сделать все для того, чтобы этот процесс стал интересным.

Принцип эстетизации детской жизни (по Б.Т.Лихачеву) указывает на необходимость формирования у воспитанников эстетического отношения к действительности, развитие художественно-эстетического вкуса. Педагогу важно показать красоту умственного труда, деловых отношений, познания, взаимопомощи, совместной деятельности.

Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников указывает на необходимость развития самоуправления. Педагогическое управление направлено на то, чтобы обеспечить эффективность всех видов деятельности воспитанников. На определенном возрастном этапе учащийся начинает проявлять себя как субъект деятельности, поэтому необходимо развивать самоуправление. При этом педагогам необходимо делать акцент на доверие и отказаться от чрезмерной регламентации, ненужной опеки и администрирования.

Принцип уважения к личности воспитанника в сочетании с разумной требовательностью к нему указывает на то, что целесобразной требовательность должна быть реалистичной и одинаковой по отношению ко всем воспитанникам. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности: как можно больше требований к человеку, но вместе с тем больше уважения к нему (А.С.Макаренко). Разумная требовательность себя оправдывает, ее воспитательный потенциал возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспитательного процесса, задачами развития личности. При этом у педагога требовательность к воспитанникам органично соединяется с требовательностью к себе.

Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности требует к нравственности и само совершествонии предполагает, что к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться (А.С.Макаренко). В педагогической практике приходится иметь дело с учащимися, находящимися на разных уровнях воспитанности. Среди них, как правило, есть такие, которые не достаточно хорошо учатся, ленятся, пренебрежительно относятся к интересам коллектива, общественным обязанностям. Однако замечено, что у каждого человека есть стремление к нравственному самосовершенствованию. Это стремление можно поддерживать, если педагог вовремя заметит и поощрит даже малейшие желания воспитанника стать лучше.

Принцип согласованности требований учреждения образования, семьи и общественности должна быть разработана система требования к учащимся указывает на необходимость разработки системы педагогических требований, закрепление и совершенствование ранее предъявлявшихся требований, настойчивость воспитателей по отношению к воспитанникам в их выполнении.

Принцип перспективы на метить цели лачности роста и соотнести их с целями качества и общества предполагает создание ситуаций успешной перспективы, так как необходимо помочь каждому воспитаннику наметить цели личностного роста и соотнести их с перспективами развития коллектива, общества.

Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий пря мое это воздействие на отдельных учащихся пралельное на личность учащегося через колектив указывает на то, что необходимо воздействовать не на отдельную личность, а на коллектив в целом. При этом воспитанник превращается из объекта в субъект воспитания. Педагогика, по утверждению А.С.Макаренко, есть педагогика не прямого, а параллельного действия. В коллективе формируется общественное мнение. Авторитет общественного мнения будет влиятельнее в том случае, если коллектив сплочен и организован.

Принцип создания положительного творческого микроклимата педагог создает для эфективной и продуктивной работы указывает на то, что в воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником. Недопустимо акцентировать внимание учащихся на их промахах и недостатках. Спокойная обстановка, где каждый занят своим делом, где высокая организация труда и сам труд в радость, а отдых веселый и радостный, где чувствуется слаженность действий, заботливое отношение друг к другу – все это оказывает положительное воздействие на учащихся.

Принцип воспитания через творчество на учебном занятии организовывать и формировать учебную и творческую деятельность указывает на то, что формирование каких-либо качеств личности возможно только через творческую деятельность. Под творческими способностями понимают способность построения своего образа мира, своего мироощущения (в слове, в изображении, в музыке, в действии) и самого себя в этом мире. Для реализации этого принципа необходимо использовать следующие правила: служить примером для подражания; поощрять сомнения, разрешать делать ошибки; поощрять разумный поиск; поощрять умение находить и формулировать проблемы; поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности; стимулировать дальнейшее развитие воспитанника.

Частные принципы профессионального воспитания

Принцип профессиональной целесообразности это отбирать методы формы средства воспитания в соответствии с цель подготовки специалистов способствует достижению целей профессионального образования. Правила осуществления принципа следующие: осуществлять отбор содержания, методов, форм и средств профессионального обучения и воспитания на основе учета целей, задач и особенностей подготовки специалистов по конкретной специальности; формировать профессионально значимые качества у обучающихся, которые обеспечат продуктивное решение целей и задач будущей профессиональной деятельности; использовать профессиональную подготовку в целях общего развития подрастающего человека.

Принцип политехнизма знания из одной проф деятельности переносить в другую обеспечивает подготовку компетентных, эрудированных специалистов в различных областях экономики. Политехнизация профессиональной подготовки объясняется наличием в различных технических науках инвариантной основы. Правила реализации принципа политехнизма следующие: раскрывать место и роль изучаемого материала в различных областях профессиональной деятельности человека; формировать у обучающихся умений сравнивать, сопоставлять, определять общее, особенное и единичное в технических объектах и технологиях производства; развивать умения переноса знаний из одной профессиональной области в другую.

Принцип связи воспитательного процесса с производственной практикой треует думать заниматься воспитательным процесе и впроцессе в основывается на том, труд создает материальную основу для развития социально и профессионально значимых качеств личности. Участие в коллективном труде на производстве обеспечивает накопление профессионального опыта и формирование трудовых нравственных качеств личности.

Итак, качество воспитательного процесса будет зависеть от того, насколько полно реализуются педагогические принципы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: