Работа с текстом. Планирование работы осуществляется на основе результатов мониторинга качества воспитательного процесса

Планирование работы осуществляется на основе результатов мониторинга качества воспитательного процесса.

Мониторинг в образовании – постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположения [11, с. 86].

Первый этап при разработке плана воспитательной работы – анализ результатов мониторинга уровня воспитанности учащихся и эффективности организации воспитательной работы за прошедший учебный год. Результаты изучения уровня воспитанности учащихся, их задатков, интересов, способностей, станут основой планируемого содержания воспитательной работы в коллективе, в первую очередь ее воспитательных целей, задач.

Объектами мониторинга качества воспитательного процесса являются:

– уровень воспитанности учащихся;

– уровень общественной активности учащихся;

– качество работы кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, преподавателей, воспитателей общежития;

– степень участия родителей учащихся, общественности в процессе воспитания;

– качество общеучилищных, групповых мероприятий;

– качество воспитательных и информационных часов;

– уровень здоровья и физической подготовки учащихся;

– уровень организации работы по предупреждению противоправного поведения учащихся;

– качество организации питания учащихся;

– качество работы клубов, кружков, секций;

– организация внеурочной воспитательной работы в библиотеке, взаимодействие с педагогами;

– ведение необходимой документации.

При проведении мониторинга качества воспитательного процесса в учреждении профессионального образования важно определение критериев оценки воспитанности будущих специалистов. Критерии должны выражаться в конкретных показателях.

Интерес представляет система критериев и показателей оценки уровня воспитанности будущих специалистов, представленная в учебном пособии «Общая и профессиональная педагогика для студентов педагогических вузов под редакцией В.Д.Симоненко [24, с. 296 – 298].

1 Гражданско-правовая воспитанность:

– философско-мировоззренческая подготовка;

– политическая культура, воспитанность в духе мира и ненасилия;

– гражданская зрелость, национальное самосознание;

– патриотизм, толерантность, культура межнационального общения;

– правовая культура, отрицательное отношение к противоправным поступкам;

– активное участие в общественно-политической жизни.

2 Социально-экономическая воспитанность:

– сформированность активной жизненной позиции;

– адаптированность к жизни в условиях рыночной экономики;

– экономическая культура (экономические знания, современное экономическое мышление, навыки экономического поведения);

– потребительская культура;

– заинтересованное отношение к своему профессиональному учебному заведению, желание участвовать в органах студенческого самоуправления.

3 Сформированность духовно-нравственной культуры:

– гуманность, доброта, терпимость, сострадательность;

– духовное богатство личности обучающегося;

– готовность к сотрудничеству и взаимопомощи;

– сформированность духовно-нравственного идеала;

– экологическая культура;

– готовность к семейной жизни, сформированность представлений о семье как основной ячейке общества, ее роли, функциях и способах планирования.

4 Художественно-эстетическая воспитанность:

– сформированность художественно-эстетических чувств;

– художественно-эстетическая образованность;

– художественно-эстетический вкус;

– сформированность художественно-эстетического идеала;

– активное участие в художественно-эстетической деятельности.

5 Сформированность физической культуры и здорового образа жизни:

– физическая образованность;

– валеологическая культура;

– потребность в физическом развитии и занятиях физкультурой и спортом;

– развитость основных двигательных качеств;

– ориентация на здоровый образ жизни;

– активное участие в занятиях по физкультуре, туризму и спорту.

6 Сформированность учебно-профессиональной культуры:

– профессиональная направленность;

– профессиональное самосознание;

– сформированность профессиональной этики и профессионально важных личностных качеств;

– потребность в постоянном профессиональном росте;

– учебная культура, индивидуальный стиль учебной деятельности;

– компьютерная грамотность, информационная культура;

– трудолюбие, положительное отношение к различным видам труда;

– творческое отношение к труду как жизненной и социальной ценности.

Выявление исходного уровня воспитанности учащихся как будущих специалистов обеспечит выбор эффективных методов, методик, форм и средств воспитательной работы.

Для определения уровня воспитанности личности будущего специалиста используются такие методы, как педагогическое наблюдение, беседа, опрос, тестирование, анкетирование, социометрия, создание проблемных ситуаций поведения, анализ поступков обучающихся, квалиметрия и другие.

Их краткая характеристика.

Педагогическое наблюдение — это непосредственное восприятие деятельности и поведения личности в ее целостности и динамическом развитии. Различают следующие виды наблюдения: непосредственное и опосредованное, открытое и скрытое, непрерывное и дискретное, монографическое и узкое. Наблюдение проводится с конкретной целью по определенной программе и критериям оценки воспитанности личности. Результаты наблюдения (педагогические факты, явления, процессы) фиксируются в дневниках, картах наблюдения и других документах.

Беседы с обучающимися, педагогами, родителями помогают выяснить степень информированности воспитанников о нравственных нормах, причины их поступков, характер отношения к тем или иным фактам и событиям, уточнить взгляды, намерения и т. п. Беседы могут проводиться по заранее подготовленным вопросам или в свободной форме. Результаты беседы затем анализируются и обобщаются.

Психолого-педагогические опросники, тесты, анкеты в настоящее время находят широкое применение в изучении эффективности учебно-воспитательного процесса. Эти методы позволяют выявить степень сформированности тех или иных способностей, черт характера, психологических свойств, общих и профессиональных качеств личности обучающегося.

Метод анализа заключается в изучении причин (предпосылок) возникновения тех или иных качеств личности. С этой целью изучаются анкетные данные учащихся, проводятся беседы с их родителями, учителями, друзьями. Сведения, полученные с помощью анализа, позволяют выявить скрытые качества личности, которые могут проявиться позднее.

Метод обобщения независимых характеристик состоит в сборе и анализе характеристик учащегося, полученных от его близких и знакомых с ним людей. Характеристики могут быть устными или письменными. Сопоставление полученных данных позволит сделать выводы об индивидуальных особенностях личности.

Социометрия позволяет получить сведения о межличностных отношениях учащихся, в которых проявляются те или иные качества их личности.

Изучение продуктов деятельности заключается в анализе результатов учебной, трудовой, научной, художественной, общественной деятельности учащегося. Характер различных аспектов деятельности (производительность, качество, оригинальность и т. д.) позволяет делать выводы об индивидуальных особенностях личности.

Создание проблемных ситуаций поведения помогает учащемуся проявить те или иные стороны своей индивидуальности. Например, могут быть созданы ситуации самооценки, самокритики, проявления отношения к другим людям, разрешения конфликтов, выбора наиболее приемлемого варианта действий, влияния среды, принятия ответственности, риска, критики и др. Этот метод требует большого мастерства педагога.

Метод квалиметрии — количественная оценка качественных показателей. Так, если оценить каждый показатель воспитанности в баллах, то можно определить уровни гражданско-правовой, социально-экономической, духовно-нравственной, художественно-эстетической воспитанности обучающихся.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: