Планирование работы осуществляется на основе результатов мониторинга качества воспитательного процесса.
Мониторинг в образовании – постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположения [11, с. 86].
Первый этап при разработке плана воспитательной работы – анализ результатов мониторинга уровня воспитанности учащихся и эффективности организации воспитательной работы за прошедший учебный год. Результаты изучения уровня воспитанности учащихся, их задатков, интересов, способностей, станут основой планируемого содержания воспитательной работы в коллективе, в первую очередь ее воспитательных целей, задач.
Объектами мониторинга качества воспитательного процесса являются:
– уровень воспитанности учащихся;
– уровень общественной активности учащихся;
– качество работы кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, преподавателей, воспитателей общежития;
– степень участия родителей учащихся, общественности в процессе воспитания;
– качество общеучилищных, групповых мероприятий;
– качество воспитательных и информационных часов;
– уровень здоровья и физической подготовки учащихся;
– уровень организации работы по предупреждению противоправного поведения учащихся;
– качество организации питания учащихся;
– качество работы клубов, кружков, секций;
– организация внеурочной воспитательной работы в библиотеке, взаимодействие с педагогами;
– ведение необходимой документации.
При проведении мониторинга качества воспитательного процесса в учреждении профессионального образования важно определение критериев оценки воспитанности будущих специалистов. Критерии должны выражаться в конкретных показателях.
Интерес представляет система критериев и показателей оценки уровня воспитанности будущих специалистов, представленная в учебном пособии «Общая и профессиональная педагогика для студентов педагогических вузов под редакцией В.Д.Симоненко [24, с. 296 – 298].
1 Гражданско-правовая воспитанность:
– философско-мировоззренческая подготовка;
– политическая культура, воспитанность в духе мира и ненасилия;
– гражданская зрелость, национальное самосознание;
– патриотизм, толерантность, культура межнационального общения;
– правовая культура, отрицательное отношение к противоправным поступкам;
– активное участие в общественно-политической жизни.
2 Социально-экономическая воспитанность:
– сформированность активной жизненной позиции;
– адаптированность к жизни в условиях рыночной экономики;
– экономическая культура (экономические знания, современное экономическое мышление, навыки экономического поведения);
– потребительская культура;
– заинтересованное отношение к своему профессиональному учебному заведению, желание участвовать в органах студенческого самоуправления.
3 Сформированность духовно-нравственной культуры:
– гуманность, доброта, терпимость, сострадательность;
– духовное богатство личности обучающегося;
– готовность к сотрудничеству и взаимопомощи;
– сформированность духовно-нравственного идеала;
– экологическая культура;
– готовность к семейной жизни, сформированность представлений о семье как основной ячейке общества, ее роли, функциях и способах планирования.
4 Художественно-эстетическая воспитанность:
– сформированность художественно-эстетических чувств;
– художественно-эстетическая образованность;
– художественно-эстетический вкус;
– сформированность художественно-эстетического идеала;
– активное участие в художественно-эстетической деятельности.
5 Сформированность физической культуры и здорового образа жизни:
– физическая образованность;
– валеологическая культура;
– потребность в физическом развитии и занятиях физкультурой и спортом;
– развитость основных двигательных качеств;
– ориентация на здоровый образ жизни;
– активное участие в занятиях по физкультуре, туризму и спорту.
6 Сформированность учебно-профессиональной культуры:
– профессиональная направленность;
– профессиональное самосознание;
– сформированность профессиональной этики и профессионально важных личностных качеств;
– потребность в постоянном профессиональном росте;
– учебная культура, индивидуальный стиль учебной деятельности;
– компьютерная грамотность, информационная культура;
– трудолюбие, положительное отношение к различным видам труда;
– творческое отношение к труду как жизненной и социальной ценности.
Выявление исходного уровня воспитанности учащихся как будущих специалистов обеспечит выбор эффективных методов, методик, форм и средств воспитательной работы.
Для определения уровня воспитанности личности будущего специалиста используются такие методы, как педагогическое наблюдение, беседа, опрос, тестирование, анкетирование, социометрия, создание проблемных ситуаций поведения, анализ поступков обучающихся, квалиметрия и другие.
Их краткая характеристика.
Педагогическое наблюдение — это непосредственное восприятие деятельности и поведения личности в ее целостности и динамическом развитии. Различают следующие виды наблюдения: непосредственное и опосредованное, открытое и скрытое, непрерывное и дискретное, монографическое и узкое. Наблюдение проводится с конкретной целью по определенной программе и критериям оценки воспитанности личности. Результаты наблюдения (педагогические факты, явления, процессы) фиксируются в дневниках, картах наблюдения и других документах.
Беседы с обучающимися, педагогами, родителями помогают выяснить степень информированности воспитанников о нравственных нормах, причины их поступков, характер отношения к тем или иным фактам и событиям, уточнить взгляды, намерения и т. п. Беседы могут проводиться по заранее подготовленным вопросам или в свободной форме. Результаты беседы затем анализируются и обобщаются.
Психолого-педагогические опросники, тесты, анкеты в настоящее время находят широкое применение в изучении эффективности учебно-воспитательного процесса. Эти методы позволяют выявить степень сформированности тех или иных способностей, черт характера, психологических свойств, общих и профессиональных качеств личности обучающегося.
Метод анализа заключается в изучении причин (предпосылок) возникновения тех или иных качеств личности. С этой целью изучаются анкетные данные учащихся, проводятся беседы с их родителями, учителями, друзьями. Сведения, полученные с помощью анализа, позволяют выявить скрытые качества личности, которые могут проявиться позднее.
Метод обобщения независимых характеристик состоит в сборе и анализе характеристик учащегося, полученных от его близких и знакомых с ним людей. Характеристики могут быть устными или письменными. Сопоставление полученных данных позволит сделать выводы об индивидуальных особенностях личности.
Социометрия позволяет получить сведения о межличностных отношениях учащихся, в которых проявляются те или иные качества их личности.
Изучение продуктов деятельности заключается в анализе результатов учебной, трудовой, научной, художественной, общественной деятельности учащегося. Характер различных аспектов деятельности (производительность, качество, оригинальность и т. д.) позволяет делать выводы об индивидуальных особенностях личности.
Создание проблемных ситуаций поведения помогает учащемуся проявить те или иные стороны своей индивидуальности. Например, могут быть созданы ситуации самооценки, самокритики, проявления отношения к другим людям, разрешения конфликтов, выбора наиболее приемлемого варианта действий, влияния среды, принятия ответственности, риска, критики и др. Этот метод требует большого мастерства педагога.
Метод квалиметрии — количественная оценка качественных показателей. Так, если оценить каждый показатель воспитанности в баллах, то можно определить уровни гражданско-правовой, социально-экономической, духовно-нравственной, художественно-эстетической воспитанности обучающихся.