Работа с текстом. Воспитательная деятельность учреждения образования как целостная система должна не только осуществляться по отработанному механизму

Воспитательная деятельность учреждения образования как целостная система должна не только осуществляться по отработанному механизму, но и развиваться. Для того, чтобы рассчитать траекторию развития, которая предсказывает состояние системы (системы воспитательной работы) в определенные моменты времени, необходимо построение плана. Таким образом, план – есть заданное развитие. Эффективность системы воспитательной работы определяется качеством планирования.

Планирование различают стратегическое, тактическое и оперативное. Стратегическое планирование заключается в определении главных целей, а тактическое – в определении промежуточных целей. Стратегическое планирование позволяет изменить характеристики управляемой системы. Известно, что любой план имеет жесткую структуру, что часто вводит его в противоречие с конкретной ситуацией, природа которой носит в значительной степени вероятностный характер. Возникающие при этом проблемы, сможет решить оперативное планирование.

При разработке плана воспитательной работы необходимо учитывать понятие о текущем моменте.

уровень

конкретизации

прошлое будущее

настоящее

Рисунок 1 – К понятию о текущем моменте

Текущий момент – множество событий, воспринимаемых нами в максимальной конкретности их проявления. Текущий момент – это точка, разделяющая прошлое и будущее. Количество информации о текущем моменте велико. Уровень конкретности быстро снижается как в сторону ретроспекции, так и в сторону перспекции. Но при этом необходимо учитывать, что будущее – это не повторение прошлого, а новая ступень его развития. Будущее определяется эволюционными процессами, действием законов диалектики, сменой старых форм новыми [10].

Итак, план является следствием перспективной разработки, что отличает его от ретроспективного анализа. Вместе с тем, между ними есть много общего – все перспективные построения основываются на ретроспективном анализе и являются экстраполяцией прошлого в будущее.

План – это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы.

План воспитательной работы — это система мер, направленных на достижение воспитательной цели, это прогноз, предвидение воспитательного взаимодействия с учащимися, родителями, педагогическим коллективом, социумом.

План обеспечивает:

– упорядоченность, организованность, системность в проведении воспитательной работы;

– логику, последовательность, преемственность в содержании, методах, средствах и формах работы;

– органическое единство и взаимосвязь с учебным процессом, наиболее полную реализацию его воспитательных возможностей;

– согласованность, скоординированность усилий всех субъектов воспитательного процесса;

– оптимизацию воспитательного процесса, его прогностичность;

– развитие воспитательной деятельности учреждения профессионального образования.

Планирование определяется содержанием нормативных документов, регламентирующих цели и содержание воспитательной работы, общими целями и задачами воспитания учащихся, уровнем их обученности и воспитанности, влиянием семьи, окружения, коллектива, подготовленности педагогов, воспитателей.

План воспитательной работы должен соответствовать следующим требованиям:

1. Соответствие плана нормативным правовым документам. Содержание плана должно соответствовать положениям основных нормативных документов, определяющих содержательное наполнение современной системы воспитания в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования.

2. Целостность плана. Планирование воспитательной работы необходимо осуществлять по всем приоритетным направлениям.

3. Актуальность плана. План должен отражать все важные события в жизни государства и общества.

4. Целенаправленность плана. Целенаправленность плана предусматривает педагогическую обоснованность всех проводимых мероприятий, их соответствие поставленным целям и задачам.

5. Перспективность плана. План должен предусматривать общую направленность на развитие воспитательной системы учреждения образования.

6. Конкретность плана. План должен включать конкретные мероприятия, указание ответственных лиц, сроки выполнения. Общие формулировки (например, оказание помощи активу, повышение качества трудовой деятельности, беседа об успеваемости и дисциплине и т.д.) являются серьезным недостатком плана.

7. Реальность плана. План должен быть построен на оптимальном отборе и равномерном распределении мероприятий, необходимых и достаточных для решения воспитательных целей и задач. Следует иметь в виду, что при обилии мероприятий снижается возможность качественной их подготовки.

8. Преемственность плана. План должен обеспечивать стабильность в проведении традиционных видов деятельности («последний звонок», «конкурс профессионального мастерства», «встреча выпускников» и др.) и включение новых методов и форм воспитательной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: