Изучение учащихся

Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от понимания внутреннего мира детей, их интересов и склонностей, переживаний, мотивов поведения, ценностных ориентаций. Помочь ребенку в развитии его личности воспитатель сможет лишь тогда, когда он хорошо изучит и поймет его индивидуальные особенности. Изучение учащихся – это обязанность учителя и особенно классного руководителя. Он изучает школьников не только на уроке, но и в процессе воспитания во внеурочное время, при посещении семьи ученика, во время различных экскурсий и походов. Зная особенности учащихся, их интересы и склонности, уровень развития самостоятельности и организованности, классному руководителю легче составить целенаправленный и действенный план воспитательной работы. При изучении школьников важно соблюдать преемственность в работе учителей и классных руководителей. Необходимо знакомить с результатами изучения учащихся всех учителей класса. Вместе с тем следует учитывать все, что они узнали о каждом школьнике. Это поможет осуществить единство требований к учащимся в процессе воспитания.

Изучать учащихся необходимо для того, чтобы обеспечить индивидуальный подход в процессе воспитания и обучения. Каждый ребенок – своеобразная, неповторимая личность с присущими только ему особенностями характера, типа нервной деятельности, особенностей мышления, памяти, внимания. Одни – смелые и решительные, другие – застенчивые и стеснительные. Одни отличаются организованностью и настойчивостью, другие не обладают этими качествами. Одни заботливы и внимательны к окружающим, другие могут быть равнодушны и даже жестоки. Каждый школьник развивается как особая индивидуальность. Индивидуально-личностный подход к учащимся в процессе воспитания состоит в том, чтобы держать в поле своего внимания каждого ученика, знать его особенности, опираться на его положительные качества и развивать их, оказывать ему повседневную помощь в трудных случаях и поощрять за хорошие поступки.

Классный руководитель обычно ставит и осуществляет единые воспитательные задачи по отношению ко всем ученикам класса. Например, он стремится развивать творческие способности ребят, их самостоятельность, организованность и ответственность, но пути и средства решения этих задач могут быть различны в зависимости от индивидуальных особенностей ребят. К одним ученикам можно применить метод требования в виде просьбы, к другим – в виде прямого требования; в отношениях с неуверенными учениками целесообразнее использовать требование–доверие, к сильным – требование–мнимое недоверие; к одним – прямые методы воздействия, к другим – косвенные, методику параллельного педагогического действия.

Изучение учащихся достигает своей цели и дает нужные результаты при условии, если оно отвечает ряду требований, которые определяются, с одной стороны, основными психолого-педагогическими принципами, а с другой – конкретными условиями учебно-воспитательного процесса.

1. Целенаправленность изучения учащихся. Изучение личности школьников и их коллективов важно не само по себе. Оно всегда должно быть направлено на решение определенной педагогической цели. Это поможет избежать хаотичных, непродуманных действий. С учетом конкретной учебной или воспитательной задачи должны подбираться содержание и методы психолого-педагогического изучения и воспитания учащихся.

2. Систематичность и планомерность изучения. Исследование процесса развития каждого ученика должно осуществляться на протяжении всех лет его обучения. В школьном возрасте в психике и поведении детей происходит множество различных изменений. О каждом из них учитель должен узнавать достаточно оперативно. Нарушение этого требования приводит к тому, что сложившееся у педагога при первой встрече мнение об ученике сохраняется на многие годы, несмотря на значительные изменения в его убеждениях и поведении. Итак, изучать ребенка нужно в развитии, систематически и последовательно, опираясь на четкий план работы.

3. Целостное изучение личности школьника. Оно означает стремление понять своеобразие личности каждого воспитанника в целом, отмечая его отдельные черты, проникать в единство его внутреннего психологического состояния, внешнего поведения и условий деятельности в конкретный момент его жизни. В ходе реализации этого требования важно опираться на всесторонний характер изучения личности: не только на уроках, но и во внеучебной деятельности в школе, во внешкольных воспитательных учреждениях, в домашних условиях, в свободном общении со сверстниками.

4. Опора на принцип педагогического оптимизма. Суть его лучше всего сформулирована в известном высказывании С.Л.Рубинштейна: «Добиться успехов в борьбе с дурными и слабыми сторонами человека можно вернее всего, нащупав его сильные стороны – те силы в нем, которые при надлежащем их направлении могут быть обращены на благую цель. За озорными выходками нередко стоят избыточные силы, которым не сумели вовремя дать надлежащее применение. На знании одних недостатков и слабостей ничего не построить. Потому воспитание, которое видит только их одних, их лишь подчеркивает – бесперспективное дело. Кто хочет исправить недостатки человека, должен искать его достоинства, хотя бы потенциальные, те свойства его, которые могут быть обращены в достоинства при надлежащем направлении заключенных в нем сил. На них надо опираться в борьбе с недостатками человека. Вступая в борьбу с недостатками человека, надо искать себе союзника в нем самом» [12; 23]. При таком подходе к изучению личности ребенка он выступает не только как объект, но и как субъект учебно-воспитательного процесса.

5. Изучение учащихся в естественных условиях жизниидеятельности. Лишь в исключительных случаях можно использовать лабораторные методы психодиагностики. Все основные используемые в школе методики должны быть одновременно и учебно-воспитательными средствами или методами. Как отмечал С.Л.Рубинштейн, «изучать детей, воспитывая и обучая их, чтобы воспитывать и обучать, изучая их, - таков путь, единственно полноценной педагогической работы и наиболее плодотворный путь познания психологии детей». [12; 195]. Изучение учащихся в естественных условиях, в ходе воспитательной работы и повседневного поведения, помогает обеспечить большую объективность в оценке школьника.

6. Изучение индивидуальных особенностей должно осущест­влятьсяс учетом возрастных особенностей, в частности, экспериментальные задания должны предъявляться в доступной для учащихся каждой возрастной группы форме. Несоответствие некоторых поступков воспитанников с их возрастом может привести к принципиально неверному толкованию личности школьника, совершившего эти поступки.

7. Оценка результатов изучения того или иного ученика производится не путем сравнения этих результатов с какими-либо нормами или средними величинами, а главным образом, путем сопоставления их с результатами предыдущих диагностических проверок того же ученика с целью выявления характера и величины его продвижения в развитии. Оцениваются усилия самого ученика в учебной деятельности и самовоспитании. Различие темпераментов, физического здоровья, предрасположение к тем или иным областям человеческих знаний, отличия социальной микросреды, в которой живут разные дети, накладывают отпечаток на их поведение, школьные успехи, структуру личности, темп индивидуального развития. Следовательно, сравнение школьников с какими-то общими нормами и с товарищами по классу, не может привести к объективной и справедливой оценке его личности, не может дать представление о постоянных, стержневых характеристиках растущего человека.

8. Диагностика учащихся должна выявлять не только наличный и актуальный уровень развития той или иной индивидуальной особенности, а проводиться с учетом возможной «зоны ближайшего развития », перспектив развития школьника, которых он может достичь при сотрудничестве со взрослыми.[1] Наличие прогностических умений у педагога – одно из современных требований к учителю-мастеру.

9. Изучение учащихся разнообразными методами и приемами. Чем разнообразнее методы изучения, тем объективнее их результаты. Одним из основных методов изучения личности школьника, как это будет показано ниже, является наблюдение за его деятельностью и поведением. Одновременно используется метод беседы с учащимися, с учителями, работающими в данном классе, с родителями учащихся. Применяются и такие методы, как анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент и др. Методика изучения учащихся должна быть действенной. Не следует ограничиваться констатацией тех или иных проявлений личности. Важно на основе изучения ученика наметить пути преодоления отрицательных качеств и закрепления положительных черт в его характере и поведении.

Для обеспечения всестороннего изучения учащихся необходимо иметь программу. Мы предлагаем примерные программы изучения учащихся и ученического коллектива.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: