Средства разнообразия форм

Форма воспитательной работы – ограниченная по месту и времени структура коллективного взаимодействия детей и взрослых, которая позволяет решить определенные воспитательные задачи.

Дело или мероприятие может включать одну или несколько форм.

Относительно количества участников можно говорить о формах отрядной работы и об общелагерных делах. Основной груз решения поставленных задач несут на себе, в первую очередь, отрядные дела, даже если они не обладают размахом, блеском общелагерных.

Задачи дружинных дел:

– представление детям образца деятельности,

– создание эмоционального настроя, торжественности, демонстрация ритуалов,

– они решают задачи, которые требуют совместных усилий,

– выводят деятельность отряда на новый уровень,

– могут помочь в сплочении отряда.

В 30-дневной смене достаточно 5–7 общих дел. Количество отрядных дел в разных сменах бывает разным. Как минимум – чтобы каждый ребенок смог попробовать себя в разработке и подготовке дела (4–5 дел – по количеству групп). Плюс дела, которые готовятся вожатыми, дела организационного периода, итогового, подготовка к общелагерным делам.

Чем определяется и какими средствами достигается разнообразие отрядных дел?

Определяется разнообразием интересов и потребностей детей, необходимостью постоянной смены деятельности для сохранения активности восприятия, для достижения больших результатов; множеством задач, которые предстоит решить педагогу в течение смены, чтобы обеспечить благополучие ребенка и достичь тех целей, которые поставлены программой конкретной смены, которые определены совместно с детьми.

Какими средствами создать разнообразие:

I. Включить самих ребят в процесс планирования, подготовки и проведения дел: это наполняет их деятельность в лагере конкретным содержанием, предполагает использование разных способов и приемов организации деятельности, в том числе групповых, индивидуальных, коллективных;

II. Разнообразить формы дел.

Чтобы представить это разнообразие, рассмотрим одну из классификаций, в основании которой – степень активности участников дела. Формы дел объединяются в три группы:

1. Формы-представления (статичные): есть ярко выраженный центр внимания (сцена, площадка, трибуна), есть зрители и выступающие. Форма строится на демонстрации, ритуале, беседе.

Примеры таких форм:

Линейка – ритуальное представление, предполагающее построение участников на какой-то площади, наличие ведущих, исполнителей ритуала, выступающих. Содержаниеформирование эмоционально-ценностного отношения и получение информации.

Спектакльпредполагает демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действа (вариантыустный журнал, агитбригада).

Концертдемонстрация для зрителей художественных номеров. Просмотр кино-, видео-, телефильма, спектакляпросмотр зрелища, подготовленного профессионалами.

Соревнованиеконкурсная программа на сцене или площадке.

Лекциямонолог, представляющий совокупность знаний по какому-либо вопросу.

Фронтальная беседаспециально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнений по какому-то вопросу.

Митинг – собрание для обсуждения каких-то значимых вопросов, предполагающее демонстрацию взглядов в устных монологических выступлениях.

Диспутспециально организованное представление, в ходе которого происходит столкновение мнений.

Дискуссия (в том числе совещание, планирование, сбор) – специально организованный обмен мнениями по какой-либо проблеме для достижения решения. Вариантыкруглый стол, форум, дебаты.

Торжественное собраниемитинг в зрительном зале.

2.Формы-путешествия: в основе – перемещение по определенному маршруту.

Примеры таких форм:

Игра-путешествие (маршрутная игра, игра по станциям, игра на преодоление этапов, игра-эстафета)целенаправленное движение по определенным правилам свободно или по заданному маршруту, при этом есть общий сбор в начале и в конце игры, на каждой площадке (станции) происходит отдельное действо).

Экскурсиядемонстрация участникам какой-то экспозиции в ходе передвижения.

Экспедицияпосещение чего-либо с познавательной целью.

Походдальняя прогулка, путешествие с привалами.

Парад (карнавальное шествие) – ритуальное передвижение.

3. Формы промежуточного характера. Особенности: одна площадка, но нет единого центра внимания, либо он перемещается в ходе дела, нет зрителей – все участники. Способы перемещения могут быть свободными, могут быть заданы.

Ярмарка (народное гуляние)развернутое на определенной площадке совместное развлечение, которое предполагает вовлечение участников в различные аттракционы («Арбат», «Разгуляй», «Город Мастеров»).

Представление в кругу – ритуальное развлечение вокруг какого-либо предмета, предполагающее перемещение по кругу.

Танцевальная программаспециально организованное на одной площадке развлечение с танцами.

Вечер общенияпрограмма общения на одной площадке (вечеринки, посиделки, салон, клуб, прием, гостиная).

Трудовая акциясубботник, трудовой десант.

Изготовление выставки (газеты, книги)деятельность по созданию экспонатов или информационного продукта для последующей демонстрации.

Ситуационно-ролевая играсоревнование в решении задач взаимодействия и имитации предметных действий участниковстрогие роли, правила, вымышленный сюжет.

III. Использовать комплексные формы, такие как тематический день. Он предполагает систему дел, связанных общей темой, логикой; содержательно прорабатываются все обычные организационные моменты дня; важно учесть сочетание различных видов деятельности в дне. Может быть использовано единое оформление, меняются только его элементы.

IV. Разнообразить содержание дел отряда:

– спорт;

– интеллект;

– искусство;

– прикладное творчество;

– досуговое творчество, развлечения;

– «отраслевые» дела (по экологии, экономике, праву, театральные, литературные и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: