Форма воспитательной работы – ограниченная по месту и времени структура коллективного взаимодействия детей и взрослых, которая позволяет решить определенные воспитательные задачи.
Дело или мероприятие может включать одну или несколько форм.
Относительно количества участников можно говорить о формах отрядной работы и об общелагерных делах. Основной груз решения поставленных задач несут на себе, в первую очередь, отрядные дела, даже если они не обладают размахом, блеском общелагерных.
Задачи дружинных дел:
– представление детям образца деятельности,
– создание эмоционального настроя, торжественности, демонстрация ритуалов,
– они решают задачи, которые требуют совместных усилий,
– выводят деятельность отряда на новый уровень,
– могут помочь в сплочении отряда.
В 30-дневной смене достаточно 5–7 общих дел. Количество отрядных дел в разных сменах бывает разным. Как минимум – чтобы каждый ребенок смог попробовать себя в разработке и подготовке дела (4–5 дел – по количеству групп). Плюс дела, которые готовятся вожатыми, дела организационного периода, итогового, подготовка к общелагерным делам.
Чем определяется и какими средствами достигается разнообразие отрядных дел?
Определяется разнообразием интересов и потребностей детей, необходимостью постоянной смены деятельности для сохранения активности восприятия, для достижения больших результатов; множеством задач, которые предстоит решить педагогу в течение смены, чтобы обеспечить благополучие ребенка и достичь тех целей, которые поставлены программой конкретной смены, которые определены совместно с детьми.
Какими средствами создать разнообразие:
I. Включить самих ребят в процесс планирования, подготовки и проведения дел: это наполняет их деятельность в лагере конкретным содержанием, предполагает использование разных способов и приемов организации деятельности, в том числе групповых, индивидуальных, коллективных;
II. Разнообразить формы дел.
Чтобы представить это разнообразие, рассмотрим одну из классификаций, в основании которой – степень активности участников дела. Формы дел объединяются в три группы:
1. Формы-представления (статичные): есть ярко выраженный центр внимания (сцена, площадка, трибуна), есть зрители и выступающие. Форма строится на демонстрации, ритуале, беседе.
Примеры таких форм:
Линейка – ритуальное представление, предполагающее построение участников на какой-то площади, наличие ведущих, исполнителей ритуала, выступающих. Содержание – формирование эмоционально-ценностного отношения и получение информации.
Спектакль – предполагает демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действа (варианты – устный журнал, агитбригада).
Концерт – демонстрация для зрителей художественных номеров. Просмотр кино-, видео-, телефильма, спектакля – просмотр зрелища, подготовленного профессионалами.
Соревнование – конкурсная программа на сцене или площадке.
Лекция – монолог, представляющий совокупность знаний по какому-либо вопросу.
Фронтальная беседа – специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнений по какому-то вопросу.
Митинг – собрание для обсуждения каких-то значимых вопросов, предполагающее демонстрацию взглядов в устных монологических выступлениях.
Диспут – специально организованное представление, в ходе которого происходит столкновение мнений.
Дискуссия (в том числе совещание, планирование, сбор) – специально организованный обмен мнениями по какой-либо проблеме для достижения решения. Варианты – круглый стол, форум, дебаты.
Торжественное собрание – митинг в зрительном зале.
2.Формы-путешествия: в основе – перемещение по определенному маршруту.
Примеры таких форм:
Игра-путешествие (маршрутная игра, игра по станциям, игра на преодоление этапов, игра-эстафета) – целенаправленное движение по определенным правилам свободно или по заданному маршруту, при этом есть общий сбор в начале и в конце игры, на каждой площадке (станции) происходит отдельное действо).
Экскурсия – демонстрация участникам какой-то экспозиции в ходе передвижения.
Экспедиция – посещение чего-либо с познавательной целью.
Поход – дальняя прогулка, путешествие с привалами.
Парад (карнавальное шествие) – ритуальное передвижение.
3. Формы промежуточного характера. Особенности: одна площадка, но нет единого центра внимания, либо он перемещается в ходе дела, нет зрителей – все участники. Способы перемещения могут быть свободными, могут быть заданы.
Ярмарка (народное гуляние) – развернутое на определенной площадке совместное развлечение, которое предполагает вовлечение участников в различные аттракционы («Арбат», «Разгуляй», «Город Мастеров»).
Представление в кругу – ритуальное развлечение вокруг какого-либо предмета, предполагающее перемещение по кругу.
Танцевальная программа – специально организованное на одной площадке развлечение с танцами.
Вечер общения – программа общения на одной площадке (вечеринки, посиделки, салон, клуб, прием, гостиная).
Трудовая акция – субботник, трудовой десант.
Изготовление выставки (газеты, книги) – деятельность по созданию экспонатов или информационного продукта для последующей демонстрации.
Ситуационно-ролевая игра – соревнование в решении задач взаимодействия и имитации предметных действий участников – строгие роли, правила, вымышленный сюжет.
III. Использовать комплексные формы, такие как тематический день. Он предполагает систему дел, связанных общей темой, логикой; содержательно прорабатываются все обычные организационные моменты дня; важно учесть сочетание различных видов деятельности в дне. Может быть использовано единое оформление, меняются только его элементы.
IV. Разнообразить содержание дел отряда:
– спорт;
– интеллект;
– искусство;
– прикладное творчество;
– досуговое творчество, развлечения;
– «отраслевые» дела (по экологии, экономике, праву, театральные, литературные и др.).