История вашего несовершенства

«Если ситуация была неблагоприятной, она повторится».

Дополнение Грелба

Импринтирование и жизнь человека. Так какие такие «скелеты в шкафу» цепко держат вас за одежду, не давая идти вперед к совершенству? Вообще-то имя им легион, хотя легион этот в современной психологии «обзывается» одним словом: психотравматический опыт. В сути своей это действительно опыт — вашей собственной прошлой жизни, а точнее всех ну очень крупных неприятностей, каковые в ней случились.

Дело в том, что согласно воззрениям современной психологии, формирование человека в период от 0 до 7 лет в достаточно большой степени происходит в виде импринтирования — мгновенного восприятия или как бы «впечатывания» в мозг соответствующих реакций в так называемые моменты импринтной уязвимости. Данное импринтирование в общем-то имеет (так сказать, в основе) весьма позитивный (хотя иногда и довольно болезненный) характер, так как позволяет жестко и быстро запечатлевать в психике ребенка экологичные и адаптивно-адекватные способы поведения (так, ему достаточно только один раз сунуть палец или руку в огонь, чтобы навсегда преисполниться глубокого уважения к огненной стихии). К сожалению, импринтирование всегда и везде осуществлялось, осуществляется и будет осуществляться методом проб и ошибок. В связи с чем наряду с экологичными импринтами, действительно позволяющими избежать явных, а не надуманных опасностей, и дети (больше), и взрослые (меньше), в моменты импринтной уязвимости, сплошь и рядом, приобретают импринты неэкологичные (так, человеку оказывается достаточно одного только случая «утонутия», для того чтобы буквально до конца своих дней приобрести устойчивую водобоязнь, мешающую ему наслаждаться и даже просто пользоваться плаванием и нырянием). В подобных случаях мы, как правило, имеем дело с импринтирующими и/или психотравмирующими событиями и происшествиями, которые закрепляют в нас некоторые неэкологичные способы поведения (и просто автоматические реакции), отнюдь не помогающие жить эффективно и счастливо. И формируют в нашей психике некие «записи-программы», которые в сходных (с исходной ситуацией «фиксации» программы) условиях и обстоятельствах рестимулируются, и начинают мешать нам жить, заставляя действовать глупо и неэкологично. При этом в случае, если импринтирующее происшествие оказалось действительно психотравмирующим, оно, как правило, амнезируется, и уходит глубоко в бессознательное, откуда, жестко и непреклонно, зачастую совершенно вопреки сознанию человека, начинает управлять его поведением и действиями — как вы уже поняли, далеко не самым лучшим образом. Например, когда-то очень давно вы пережили сильно травмировавшую вас ситуацию общения с некой авторитетной и авторитарной фигурой (каким-нибудь дворовым «авторитетом»). По прошествии лет все это, казалось бы,, стерлось на памяти. И вы даже помыслить себе не можете, что ваши нынешние неудачи в деловом общении с авторитарными людьми корнями уходят в это происшествие...

А теперь вернемся к совершенству. И крепко-крепко уясним, что ежели вы, например, желаете в рамках этого совершенства приобрести с использованием ранее описанных мною методов абсолютную и незыблемую уверенность в себе, но в глубинах вашей памяти (точнее, бессознательного) сидит достаточно крупная и хорошо заимпринтированная неуверенность, не стоит, пожалуй, надеяться на то, что эта самая «абсолютность» и «незыблемость» веры в самого себя, будет вами достигнута. Увы: вашу уверенность в себе безусловно «тормознет» ваш же импринт неуверенности— в полном соответствии с известной поговоркой «рад бы в рай, да грехи не пускают». Зато могу гарантировать, что если вы, с использованием нижеприлагаемых психотехнологий, творчески переработаете ситуацию или ситуации, в которой(ых) вы были заимпринтированы, никаких препятствий на пути к совершенству вам больше не встретится (точнее, если и встретятся, то уже не эти).

Сущность импринтных психотравм. Еще немного теории. Как вы, наверное, уже поняли, в этом разделе речь пойдет в основном об избавлении от психотравматического опыта, мешающего нам двигаться вперед. А в качестве такового может выступать любая неприятность, которая не просто произошла в вашей жизни, но еще и «застряла» в бессознательном — как непрожеванные, непроглоченные и/или непереваренные куски пищи застревают в нашем теле.

Такая «пищевая» аналогия (автор — Ф. Перлз) является здесь совершенно уместной. Дело в том, что все, что происходит или случается в нашей жизни, мы (наш мозг) должны «разжевать», «проглотить» и «переварить». Но целый ряд жизненных событий и обстоятельств (причем не только детства, но и взрослой жизни — типа аварий, разводов, потерь и т. п.; просто в детстве психотравмирующих ситуаций бывает куда как больше...) оказываются столь значимыми и/или интенсивными, что наш мозг попросту не справляется с его переработкой. И тогда это «непережеванное», «непро-глоченное» и «непереваренное» событие/происшествие (воспоминание о нем) — то, что и называется «психотравмой» — вытесняется в бессознательное. Которое, в свою очередь, принимает свои меры безопасности, как бы блокируя эту психотравму, пряча ее от нас. У человека возникает частичная или полная амнезия на происшествие. И внешне все кажется весьма благополучным — за исключением некоего избыточно острого, а зачастую просто глупого реагирования на определенные, связанные с психотравмой, или похожие на нее события и обстоятельства.

А знаете почему вы так реагируете? Да потому, что поскольку вы не смогли то, что случилось, вот так сразу пережевать, проглотить и переварить, ваш собственный мозг, как бы для того, чтобы обработать и переработать данный инцидент позже, сделал полную копию этого происшествия. И она — эта самая копия в бессознательном — начинает жить своей самостоятельной жизнью, продолжая настаивать на проработке инцидента (а зачастую даже превращаясь в Самостоятельную Единицу Сознания — см. далее). Для чего и «выдает» его в сознание — но маленькими «порциями», с которыми человек может справиться. При этом, дабы он все-таки совершили необходимую переработку, его мозг воспроизводит детали (компоненты) происшествия так, как если бы оно происходило здесь и сейчас. И человек считает их своими нынешними реакциями и даже пытается как-то рационально объяснить («не люблю Иванова не потому, что он — точная копия избившего меня дяди, а оттого, что он плохой работник и дрянной человек»). Т. е. непроработанное происшествие становится автоматической программой, которое выполняется в отрыве от контекста: истинных и реальных событий, условий и обстоятельств.

Комплексы и СКО. И последнее по теории психотравматического опыта — но очень важное. Обнаружилось, что сходные непроработанные происшествия образуют в нашей психике некие последовательности — т. е. сходные инциденты группируются или, точнее, как бы нанизываются друг на друга, образуя то, что К. Юнг назвал комплексом, а С. Гроф — системой конденси-рованного опыта (СКО). Схематично это можно пред- ставить так:

"

Согласно этим (и многим неупомянутым) концепциям, определенные типы происшествий как бы связыва-ются друг с другом, а сопутствующие ям проблемы и переживания возникают снова и снова — по-видимому, как бессознательные усилия проработать изначальный травматический инцидент.

Например, предположим, что ко мне явился клиент, от которого недавно ушла четвертая жена. Ясно, что это не случайно, и, постепенно раскручивая его СКО, я ищу базовое происшествие, которое обусловило такое своеобразное реагирование данного человека — то, что на рисунке как бы зачернено (вы, надеюсь» понимаете, что если четыре различных женщины бросили одного и того же мужчину, виноваты в этом не они, а он -- точнее, что-то в его эмоциональном и поведенческом реагировании, что психоаналитик назвал бы «комплексом бросаемого мужа»). Оказывается, что в основе всего лежит то, что мать пациента оставила его бабушке сразу после рождения, а сама упорхнула делать карьеру, отчего клиент (а тогда — маленький испуганный ребенок) бессознательно сформировал четкую программную установку (ограничивающее убеждение): «Я тот, кого бросают женщины'»'. Самое интересное заключается в том, что цепочка СКО начала буквально разваливаться сразу после того, как мы проработали центральное, базовое происшествие — уход матери. Так что во всех случаях работы с непроработаиными инцидентами именно на этот изначальный случай и следует обращать основное внимание. Но иллюстрации ради приведем вам пример СКО данного клиента.

Уход четвертой жены (48 лет)

Уход третьей жены (41 год)

Уход второй жены (34 года)

Уход первой жены (29 лет)

Уход любимой девушки (23 года)

Уход любимой девочки (13 лет)

Второй «уход» мамы1 (3 года)

Первый и основной уход мамы (3 месяца)

Обобщенная Линия Жизни. А теперь покончим с теорией (конечно же, на время, а так что с нее взять — пущай живет) и перейдем к практике — сиречь, работе с вашим иногда печальным прошлым. С чего начнем? Да с создания необходимого и достаточного условия применения всех последующих психотехнологий, а именно построения Обобщенной Линии Жизни (разумеется, вашей).

Для начала я прошу вам подобрать подходящее для работы помещение. А им может быть все что угодно, включая комнату в вашей квартире, если в ней будут соблюдены два условия: полное одиночество (то есть вас никто не будет отвлекать и беспокоить) и свободное (по прямой) пространство размером не менее 3—4 метров (чуть позднее вы поймете, почему). Теперь встаньте как бы сбоку этого самого свободного пространства и представьте, что на полу (или на земле, если работаете «на природе») проходит воображаемая Линия Вашей Жизни. Определитесь, где относительно вас будет находиться прошлое (слева или справа), а где — будущее (справа или слева), после чего где-то поблизости от центра вашей линии определите точку настоящего и поместите на нее так называемый маркер (в качестве оного годится все что угодно, хотя я обычно работаю с листками для заметок). Теперь, глядя в свое прошлое, также определите на нем его начало, а точнее, момент вашего рождения, после чего отметьте ее подобным уже использованному или иным маркером. После всего этого обратите свой взор в будущее, представьте, что оно для вас бесконечно (не стоит программировать себя на раннюю смерть и уж тем более определять точную ее дату — а ведь это возможно при некоторых других вариантах работы с данной психотехнологией; точнее, с системой психотехнологий, с коей (коими) вы более глубоко познакомитесь далее), а значит, как бы даже выходит за пределы того помещения, в котором вы сейчас находитесь.

1 Мать клиента отдала его бабушке, т. е. «ушла».

Внесение ресурсов в собственное прошлое. Сделали? Что ж, прекрасно, потому что теперь вы получили чрезвычайно мощный инструмент для вашего экстенсивного самосовершенствования: так называемую Обобщенную Линию Жизни (ОЛЖ). О том, какие такие чудеса на ней можно совершать, вы узнаете далее, а пока попробуйте, особо не напрягаясь сделать первую — но в то же время, весьма важную — процедуру, позволяю-щую ввести в прошлое то, чего вам в нем не доставало. Скажите, а и в самом деле, если вы обратитесь к своему прошлому — и с точки зрения совершенства, и просто так — то чего вам более всего в нем не хватало? Спокойствия? Уверенности? Счастья? Определитесь-ка с этим — четко и непредвзято! А теперь, определившись, попробуйте ответить на следующий вопрос. Ежели вам, например, не хватало спокойствия, то какого цвета было бы это спокойствие, если бы оно имело цвет? Что, синего? А если бы вы выбирали между порошком и аэрозолем, то чем было бы это синее спокойствие? Порошком? Что ж, теперь вы уже полностью созрели для того, чтобы приступить к первой из процедур по редактированию вашей личной истории — психотехнологии ресурсирования прошлого. За счет того самого ресурса, которого вам, в этом самом прошлом так не хватало, в данном случае спокойствия, и который (ресурс) ваше мудрое бессознательное и представило вам в виде синего порошка (напоминаю, что в отличие от нашего сознания бессознательные структуры и образования оперируют не словами и знаками, но образами и символами, где, как вы уже отчасти знаете, очень-очень важное значение имеет цвет). Для того, чтобы это самое ресурсирование осуществилось, теперь, когда вы уже имеете образ ресурса, воссоздайте, пожалуйста, свою Обобщенную Линию Жизни, и встав сбоку этой линии, представьте, что рядом с вами находится большой аэродром. На котором прямо сейчас стоит грузовой самолет, заправляемый двадцатью (тридцатью, сорока — на сколько хватит фантазии) тоннами (тоннами, а не тонами!) синего порошка спокойствия. Заправка заканчивается, и вы с любопытством, но пока отстраненно наблюдаете, как экипаж самолета занимает свои места, а сам он выруливает на взлетно-посадочную полосу, взлетает и направляется к самому началу вашей ОЛЖ — моменту вашего же рождения. Грузовые люки самолета открываются, и из него, на вашу Обобщенную Линию Жизни начинает сыпаться синий порошок спокойствия, который как бы пропитывает вашу ОЛЖ, начиная с момента вашего появления на свет. Самолет медленно, не торопясь, летит все дальше и дальше — из прошлого в настоящее — а синий порошок спокойствия густо и плотно засыпает, весь прошлый отрезок вашей Обобщенной Линии. Жизни. В некоторых ее местах он (самолет) даже как бы зависает или начинает делать круги» просыпая или высыпая усиленную порцию спокойствия в те места, где его особенно не хватало, а вы просто с любопытством, но внимательно следите за этим процессом, при необходимости осуществляя дозаправку. И когда в конце-концов этот ваш самолет долетит до настоящего, вы позволяете ему засыпать синим порошком спокойствия также и ваше будущее: вплоть до самого необозримого пока конца вашей Обобщенной Линии Жизни и даже дальше — за ее пределы. А потом самолет возвращается и приземляется неподалеку от момента вашего рождения, и вы понимаете, что настал ваш час принять в себя внесенное в ваше прошлое спокойствие. И вы идете (сбоку) в начало ОЛЖ, вступаете на линию в момент своего рождения, и как бы окутываетесь этим синим спокойствием, которое одновременно как бы впитывается в вас через кожу и даже просто вдыхается.

А после очень медленно двигаетесь по Обобщенной Линии Жизни из прошлого в настоящее, предоставив вашему бессознательному уникальную возможность пересмотра всего того, что было в вашей же прошлой жизни через призму или фильтр этого самого синего спокойствия. А когда в конце концов вы приходите в настоящее, то позволяете себе остановиться там и посмотреть в будущее, опять-таки наполненное и даже переполненное «спокойной синью». И, представив, что над всей вашей линией будущего как бы натянут ажурный мостик, пройдитесь по нему над вашим будущим, ощущая, как спокойствие пропитывает грядущее и одновременно впитывается в вас...

Алгоритм выполнения этой техники ресурсирования прошлого (основанной на так называемой «метафоре Антонова») таков (По: Путеводитель по НЛП. Толковый словарь терминов. Сост. В. Морозов. С изменениями).

1. Любым образом изобразите на полу линию вашей жизни, отметив маркерами ее начало (рождение), настоящий момент и будущее (учтите, что его нужно не маркировать, но просто представлять как данность).

2. Определите необходимый для настоящего и будущего, но отсутствовавший ё вашем прошлом ресурс (спокойствие, уверенность в себе и т. п.) и попросите ваше бессознательное отобразить его цветом, а также репрезентировать в виде порошка или аэрозоли.

Вообразите себя пилотом грузового самолета, наполненного этим ресурсом, вне линии прошлого «прилетите» в момент вашего рождения, представьте себе, что вы «летя» над линией вашего прошлого в настоящее, разбрасываете по ней этот ресурс, обращая особое внимание на те ситуации, где он был совершенно необходим.

4. «Посадите» самолет прямо перед началом того момента, когда вы начали сбрасывать ресурсы, выйдите из него, вступите на линию прошлого и пройдите по ней до настоящего, ощущая, как этот ресурс меняет вас и вашу жизнь.

5. Повторите шаги 2—4 для других необходимых ресурсов.

Примечание: по данной психотехнологии можно работать как со всей линией прошлой жизни, так и с отдельными ее отрезками.

Ресурсирование родительской линии жизни. А сейчас я хочу вам рассказать, как можно резко и существенно усилить психотехнологию ресурсирования прошлого — вот только пока не ждите от меня по этому поводу никаких теоретических комментариев, а просто попробуйте. Опять-таки постройте или воссоздайте свою Обобщенную Линию Жизни. Подойдя к самому ее началу, добавьте отрезок между вашим зачатием и рождением — те самые девять месяцев, которые по стойкому, а главное, подкрепленному многочисленными эмпирическими свидетельствами мнению адептов трансперсональной психологии представляют собой отдельную — вторую. —вашу жизнь (третья — это промежуток между смертью и зачатием, и вы можете как верить в это, так и нет1). А теперь от точки вашего зачатия отложите еще две. Обобщенных Линии Жизни —.вашей матери и вашего отца. Точно так же, как только что, добавьте к ним отрезки между их зачатием и рождением, после чего от точек зачатия воссоздайте еще по две линии — родителей папы и мамы (ваших дедушек и бабушек). Теперь определите необходимый лично вам. ресурс, опредметъте его (т. е. позвольте Вашему мудрому бессознательному показать его цвет и консистенцию), а дальше заправьте этим ресурсом самолет и отправьте его в момент рождения вашего дедушки или бабушки (неважно, по какой линии — отцовской или материнской; определите это сами по принципу «Кому в первую очередь мне хотелось бы предоставить этот ресурс?»).

1 Мудрый анекдот. Лежат два близнеца в утробе матери. И один из них, прервав затянувшееся молчание, заявляет: «Знаете, коллега, после длительных размышлений я пришел к выводу, что роды — это еще не конец». — «Что вы!» — в негодовании восклицает другой. — «Это абсолютно антинаучная точка зрения — ведь никто еще не возвращался обратно!»

Далее густо засыпьте ОЛЖ ваших предков данным ресурсом, после чего чисто физически встаньте в её начало (естественно, чьей-то одной линии), закройте глаза и спросите себя: ощущаю ли я теперь жизнь моей бабушки или моего дедушки наполненной этим ресурсом? Если нет, дайте самолету еще раз (а если нужно, то не один) пролететь над ней. Если же да, пройдите по ли- нии из прошлого — момент рождения этих ваших предков — до момента зачатия вашего папы или мамы, после чего аналогичным образом отработайте вторую Обобщенную Линию жизни. Теперь, вступив в момент зачатия одного из ваших родителей, ощутите, как две встретившиеся ОЛЖ удваивают этот ресурс, который к тому же сразу после зачатия начинает множиться и усиливаться за счет деления клеток зародыша, в конце концов и приведшего к появлению вашего папы или мамы. По подобной же схеме вы вносите ресурс в жизни предков второго вашего родителя, после чего можете уже внести его в жизни вашей мамы или папы. К моменту вашего рождения он уже увосьмеряется (2x2x2), и этот восьмикратный ресурс вы по все той же схеме вносите уже и в вашу жизнь — из прошлого в настоящее, а далее в будущее, в котором, очень может быть, вы увидите дальнейшее умножение этого ресурса в жизни ваших детей, внуков и правнуков...

Ниже я привожу несколько более сложный (без использования самолета из метафоры Антонова), но зато и более полный вариант данной психотехнологии — технику ресурсирования родительской жизни. Разработана она мною на основании модели реимпринтирова-ния родительской линии жизни, описанной в материалах Мастерского курса М. Аткинсон (ИГИСП).

1. Материализуйте вашу Обобщенную Линию Жизни на полу. Расположите всю ее на полу. В какой стороне лежит ваше прошлое, в какой — будущее? А где находится настоящее?

2. Трансформируйте Обобщенные Линии Жизни родителей.

а. Давайте найдем на вашей линии времени точку, обозначающую момент вашего зачатия. Встаньте на свою ОЛЖ в этой точке и повернитесь лицом к вашему прошлому за ней.

б. Увидьте Обобщенные Линии Жизни родителей. Позади вас, с каждой стороны, вы можете увидеть линии жизни вашего отца и вашей матери, идущие вперед по направлению к точке, обозначающей момент вашего зачатия. С какой стороны линия матери, с какойотца? Мы собираемся новые ресурсы в жизнь обоих ваших родителей. Кто первый мог бы получить эти ресурсы?

в. Включите ресурс в Обобщенные Линии Жизни родителей. Посмотрите вдоль линии жизни вашего отца (матери) назад до времени его (ее) зачатия. Увидьте своих бабушку и дедушку. Остановитесь перед моментом зачатия вашего отца (матери). Теперь позвольте ресурсам проникнуть в ваших дедушку и бабушку, пока они действительно их не почувствуют. Теперь увидьте своего отца (мать), зачинаемого для этого мира, вбирающего ресурсы от ее (его) родителей, потому что мы впитываем в себя то, что нас окружает. Позвольте Обобщенной Линии Жизни развернуться, ощутите, как ваш отец (мать) развиваются, рождаются, превращаются во взрослого с этими ресурсами. Позвольте ОЛЖ развернуться до вашего зачатия.

Приделайте этот шаг для другого родителя.

д. Проверка. Чувствуют ли оба родителя эти ресурсы? Если нет, повторите шаг 2 до тех пор, пока ответ не будет положительным. ■

3. Трансформируйте вашу собственную временную Обобщенную Линию прошлого. Теперь вы можете вступить в момент вашего зачатия родителями, для которых эти ресурсы полностью доступны, так что вы можете их ощутить, как это произошло в этих условиях. Когда вы будете готовы, шагните вперед, чувствуя, что это как искупаться в ресурсах, будучи одной клеточкой. Что ресурсы окружают вас в ваших родителях, и вы можете отметить, каково это впитывать эти состояния через оболочку.

И когда из одной вы делитесь на две клетки, конечно, ресурсы увеличиваются вдвое. И когда эти две клетки в свою очередь делятся на новые две, данные ресурсы увеличиваются еще раз вдвое, и так продолжая развиваться, ресурсы умножаются во времени. Дайте вашему бессознательному, продвигаясь вперед сквозь время, двигаться к вашему настоящему, изменять вас так, как будто эти ресурсы уже были в вашем опыте.

И вы можете заметить, что иногда это происходит легко, когда вы двигаетесь медленно, а иногда быстрые движения помогают вам завершить трансформацию и сделать ее более полной.

4. Изменения вашей настоящей и будущей Обобщенной Линии Жизни. Теперь, когда вы достигли настоящего, заметьте, как многое продолжает меняться в то время,пока вы движетесь по тому же направлению в будущее.

5. Повторяйте шаги 3 и 4, наращивая каждый раз фундамент происходящих изменений, пока ответ не достигает максимума. Варьируйте скорость от нескольких секунд до нескольких минут.

Укоренение: привнесение ресурсов в «реальное» прошлое на Обобщенной Линии Жизни. Вам нужно сделать еще одно для того, что закрепить это состояние. Давайте начнем с места перед моментом вашего зачатия еще раз. Теперь вы чувствуете ресурсы полно и совершенно, пронеся ее через свое бытие. И когда вы будете готовы, вы можете пойти вперед, ощущая, какресурсы изменяют вашу ОЛЖ в сравнении с тем, какой она была раньше. Если вы думаете, что при выполнении этого задания могут возникнуть трудности, сделайте это быстро, разрешая вашему бессознательному делать трансформацию до того, как вы можете заметить, что происходит. Повторяйте это до максимальной реакции.

Обратите внимание: Весь этот процесс начинается с получения ресурсов извне (от идеальных родителей) и заканчивается приобретением их внутри.

НЛП-ребесинг. И еще об одном — тоже очень важном. Первой и исходной психотравмой в данной жизни любого человека выступает травма рождения (в данной потому, что некоторые — и весьма существенные — психотравмы мы умудряемся получить прямо в утробе матери и даже еще раньше). Да и вправду — какой такой идиот возвестил, что ребенок, появляясь на свет, кричит от радости? Нет, на самом деле он вопит от ужаса, ибо все обстоятельства его рождения психотравматичны. Только что — совсем недавно — у младенца было ощущение полного — океанического — слияния с миром, а вот уже это слияние грубейшим образом прервано да еще и закреплено торжественным актом перерезания пуповины. Буквально несколько минут назад он купался в блаженном тепле (температура в матке достигает 37—38° по Цельсию), и тут ни с того ни с сего его выпихнули в отнюдь не комфортные 18° (что бы вы ощутили, если бы вам, мокренькому, дали пережить перепад температуры в 20° в сторону ее понижения — это как бы голым, мокрым да на мороз!). Совсем недавно мир младенца был темным и тихим — и внезапно он стал ослепительным и шумным, режущим глаза и уши. Так вот, многие из нас до конца своих дней живут с этой самой травмой рождения, так и не переживая ее до уровня «пережевывания», «проглатывания» и «переваривания». Вам же, скорее всего, повезет, ибо сейчас я опишу психотехнологию, позволяющую как бы смягчить этот Великий Переход. Ту, которой я сам дал несколько вольное название техника НЛП — ребесинг.

Вольное потому, что в современной практической пси- хологии существует как самостоятельное направление этот самый ребесинг созданный Л. Орром: удивительное, но весьма эффективное сочетание водных процедур (в утробе матери вы плавали именно в воде), дыхания (душа и дух — это все производные данного важнейшего с точки зрения поддержания жизнедеятельности процесса) и уже известных вам аффирмаций — позитивных утверждений, создающих убеждение в собственных силах и праве на жизнь. Однако психотерапия в рамках ребесинга — дело довольно-таки долгое, и потому я предлагаю вам прямо сейчас — в полном смысле термина «ребесинг» — родиться заново и пережить свою прошедшую жизнь с других — куда более позитивных — позиций.

Итак, пройдите (пока сбоку или вне Обобщенной Линии Жизни) в момент своего рождения и встаньте на этой точке, повернувшись спиной к настоящему. Представьте, что вы стоите перед дверью, и за ней в данный конкретный момент совершается великий акт вашего рождения. Может быть даже, вы слышите сейчас стоны своей матери, которые затем прерывает и перекрывает ваш первый крик — как мы уже знаем, далеко не торжествующий. Затем дверь отворяется, и акушерка — в белом халате и в таком же чепце — выносит вам вас, только что родившегося: маленький красный комочек, преисполненный ужаса перед предстоящей ему жизнью. И вы берете самого себя на руки и начинаете нежно баюкать этого младенца, повторяя столь необходимые и ему, и вам, но не сказанные вовремя фразы: «Я люблю тебя», «Ты желанен миру и мне». «Я никогда не покину тебя». «У тебя все будет хорошо».

Повторяйте эти и аналогичные им фразы (те, которые подскажет вам ваше бессознательное) до тех пор, пока — внимание, это ключевой момент! — малыш на ваших руках не начнет сначала неуверенно, а потом уже искренне и с радостью улыбаться: вам и миру. И только после того, как это произойдет, приступайте ко второй фазе данной психотехнологии. Объясните младенцу, что вы пришли из его будущего, в котором он/вы сложились и состоялись, но хотите помочь и ему, и себе сделать это будущее более светлым и приятным. И сейчас, как ангел-хранитель, вы предоставите себе и ему уникальную возможность: заново прожить эту жизнь, но уже как бы даже под охраной в вашем лице. И вы берете ребенка за руку и начинаете вместе с ним медленно продвигаться из прошлого в настоящее, разъясняя и заново понимая смысл всего того, что когда-то произошло с вами, а также оберегая его — себя от всех бед и напастей, выпавших на вашу жизнь. Идя с вами по Обобщенной Линии Жизни, ваше Внутреннее Дитя взрослеет и мудреет, а когда вы вместе с ним пройдете в настоящее, оно сольется с вами, а сами вы вольетесь в себя, расчистив прошлое и подарив своему Ребенку — а, по сути, себе — чувство уверенности и безопасности, которой ох как не хватало и не хватает вам во всей вашей жизни...

Делается эта техника НЛП-ребесинга так.

1. Используя пространство, находящееся вне вашей обобщенной Линии Жизни, пройдите в самое ее начало и встаньте на эту линию в точке, немного отстоящей от момента вашего рождения.

Представьте, что вы присутствуете при собственном рождении. Как только вы появитесь насеет, обратите все ваши чувства к новорожденному младенцу, возьмите его на руки, заключите в объятия и просто приласкайте, одновременно нежно глядя себе только что рожденному в глаза. Когда вы заметите, что ваше новорожденное «я» возвращает вам этот взгляд или просто видит вас; обратитесь к этому своему Внутреннему Ребенку и скажите, что вы любите и понимаете его, и что поможете ему вырасти и стать взрослым. Убедите ваше Дитя, что он(о) пришло в безопасный мир, в котором вы обеспечите ему необходимую защиту и помощь. Заверьте вашего Внутреннего ребенка, что он никогда не будет чувствовать себя одиноким или обиженным, что он может становиться кем захочет и быть каким захочет; что ему не понадобится больше бороться за победу и терпеть по- ражения, потому что вы, его взрослое сознание, помо-жете своему Дитя пройти через любые испытания. Объясните вашему Внутреннему ребенку, что ему не понадобится чувство одиночества или страха, потому что вы вознаградите его таким вниманием, что он/вы. будет расти в атмосфере любви и безопасности. Убедите свое Дитя, что ему не нужно будет прибегать к отчаянным попыткам обратить на себя внимание (которые закрепляются в виде невротических и психо- соматических симптомов), потому что вы будете слушать и слышать его. И слушаться везде, где это действительно надо.

3. Взяв свое Дитя мысленно за руку, проведите его по своей жизни (из прошлого в настоящее). Оберегая своего Внутреннего Ребенка от всех бывших в ней на-пастей. И снабжая сове Дитя любыми необходимыми, но не обнаружившимися там и тогда ресурсами, которые, однако, есть у вас здесь и теперьто есть в полном смысле этого слова став родителем самому себе.

Слияние конфликтующих идентичностей. Ну а нынче настало время проработать оставшиеся в вашем прошлом проблемы. Именно оставшиеся, ибо ресурси-рование прошлого и НЛП-ребесинг уже почистили ваше прошлое. Ну а с тем, что все еще присутствует (и мешает) в вашем прошлом «там и тогда», мы сейчас разберемся.

Начнем с такой крайне важной, хотя и слегка экзотической вещи, как психотехнология слияния конфликтующих идеитичностей. Лучше всего ее как бы увидеть, и поэтому задам базовый фрейм (рамку) этого процесса. Воссоздайте на полу или просто на земле вашу Обобщенную Линию Жизни. Встаньте сбоку ее сразу за настоящим (по направлению к будущему) и представьте себя, получившего и обретшего желаемый результат (какой-то аспект совершенства). Положите маркер на том месте ОЛЖ, где вам все это представилось, после чего «наглядности ради» можете даже мысленно пощупать этого себя, безусловно, любимого. Теперь ассоциируйтесь с этим собой (т. е. попросту встаньте на соответствующее место Обобщенной Линии Жизни) и почувствуйте, каково это быть таким — совершенным. Продолжая стоять на месте обретения идеала, подумайте о том, как, благодаря этому вот совершенству, довольно скоро изменится вся ваша жизнь — разумеется, в положительную сторону. Положите маркер на ту точку ОЛЖ, которая, по вашему мнению, соответствует моменту вхождения всего этого в вашу жизнь, после чего встаньте на эту точку и зримо и воочию помечтайте об этой самой новой — прекрасной, ибо базирующейся на совершенстве — жизни.

Сойдите с Обобщенной Линии Жизни, вернитесь в настоящее и представьте, что вы уже идете в это самое ваше прекрасное будущее, как бы даже освоенное вами (ведь вы же в нем хоть как-то побывали?). А теперь внимание: скажите, а не ощущаете ли вы, пребывая в вашем настоящем, некоего торможения за вашей спиной: как бы какого-то сопротивления, мешающего вам продвигаться в это самое будущее. Если да (а почти всего — да)» то сейчас вы можете приступить к редактированию своей личной истории. Как минимум, тремя возможными вариантами, первый из которых мы сейчас и рассмотрим. Заключается он в том, что мы прямо сейчас представим, что за вашей неуверенностью в будущем стоит какая-то более юная часть вашей же личности, по тем или иным причинам решившая, что и ей, и, соответственно, вам, не стоит в это самое будущее идти. Пожалуйста, сойдите с Обобщенной Линии Жизни, станьте сбоку нее примерно посередине между моментом рождения и настоящим, после чего определите, куда именно вам хочется поместить ваш маркер — в место, где, по вашему смутному внутреннему чувству, родилась и существует эта самая юная часть. Определившись с местом ее нахождения, войдите в свой результат (а точнее — в новую часть самого себя) и с позиции этой части (стоя лицом к будущему) спросите: как эта новая часть относится к той юной, но тоже части, которая ее тормозит? Она ее любит (скорее всего, нет)? Презирает (возможно, да)? А определившись с этим самым чувством (как правило — неприятия), повернитесь лицом к дан- ной юной части и опять-таки спросите самого себя: а каково теперь ваше/новой части отношение к ней. Ско- рее всего, новая часть почувствует жалость к этому не- счастному и, в общем-то, забитому существу.

Опять-таки сойдите с ОЛЖ и, проходя вне ее, вой-дате в юную часть, повернувшись лицом к будущему. А что эта часть думает по поводу будущей части? Она ей нравится? Не очень? Часть (юная) считает эту вашу но- вую идентичность выскочкой? Что ж, ежели части ни-как не демонстрируют привязанности и миролюбия в отношении друг друга, снова сойдите с Обобщенной Ли- нии Жизни и задайте вопрос новой части: чего ты хочешь? Скорее всего, ответ у вас не вызовет особого за- труднения, так как вы его уже хорошо знаете: совершенства в некоей области. Тогда, не останавливаясь, задавайте вопрос вновь и вновь: а чего ты хочешь, доби- ваясь этого совершенства? Что придет и войдет в мою жизнь, если данное совершенство в ней появится? По- лучив в результате высокообобщенный ответ (я обычно «привязываясь» к счастью и удовлетворению), задайте. эти же вопросы юной части. Ведь все, чего вам нужно добиться на этом этапе, так это чтобы части обнаружили, что в плане этаких, как мы их называем, мета-целей, между ними нет никаких существенных расхождений! Например, будущая часть утверждает, что ежели вы обретете уверенность в себе, то тогда вы станете бо- лее эффективным; став эффективным, вы быстрее будете добиваться любых результатов, а (наконец) добившись этих результатов, вы станете более счастливым. В то же время юная часть утверждает, что будучи неуверенным в себе (делать эту самую неуверенность — ее основная функция), вы будете проявлять осторожность в сложных ситуациях, а проявляя эту осторожность, не вляпаетесь в сомнительную ситуацию, благодаря чему станете более счастливым. Ну что, поняли наконец? Да, мы сознательно подводим наши бессознательные части к мысли о том, что, в плане мета-целей, они стремятся к одному и тому же, хотя, возможно, и по-разному. И теперь, открыв этот единый мета-результат, вы можете опять войти и в будущую, и в «прошлую» часть, и задать им — разумеется, по очереди — все тот же вопрос относительно их отношений друг к другу. И если отношения эти изменились к лучшему, предложить частям сделать следующий шаг: оценить и определить ресурсы друг друга.

Сделать это довольно-таки несложно. Из той самой мета (вне линии) — позиции посмотрите на каждую из идентичностей и ответьте на вопрос, какими-такими специфическими ресурсами — отличающими их друг от друга — они обладают. Какими ресурсами обладает новая идентичность, каких нет у юной идентичности? Предположим (только предположим), что вы видите в ней уверенность, активность и целеустремленность. А какими-такими ресурсами владеет юная идентичность, которых нет у новой идентичности? Опять-таки предположим, что осмотрительностью, осторожностью и даже мудростью (как правило, одна идентичность всегда обладает тем, чего не хватает у другой). Что ж, войдите в новую идентичность (ассоциируйтесь с ней) и задайте этой части себя вопрос: насколько лучше, чище и экологичней могла бы она проявлять уверенность, активность и целеустремленность, если бы все это базировалось на прочном фундаменте осмотрительности, осторожности и мудрости? Получив ответ из серии «намного» или «существенно», покиньте эту новую идентичность, вне линии пройдите к юной идентичности, войдите в нее и спросите, насколько ей было бы легче демонстрировать осмотрительность, осторожность и мудрость, если бы все эти прекрасные качества подкреплялись бы уверенностью, активностью и целеустремленностью? Получив утвердительный ответ, сойдите с Обобщенной Линии Жизни и приступайте к интеграции идентичностей. Для этого войдите в новую часть и как можно глубже проникнитесь ощущениями уверенности, активности и целеустремленности, ей присущими. Испытайте их настолько полно и совершенно, насколько это возможно (и заякорите, если надо). А после, захватив с собой все эти ощущения, вне ОЛЖ, медленно пройдите в прошлое, встаньте на линию прямо за юной идентичностью (т. е. как бы даже и до того момента, когда она создалась) и, мысленно прикоснувшись к этой идентичности (положа руки на ее плечи или даже просто обняв), передайте ей ресурсы уверенности, активности и целеустремленно- сти — любым способом, например, представляя, что вы, как Ангел-Хранитель, пропитываете все тело юной идентичности этими ресурсами. Ощутив, что процесс передачи завершен, войдите в эту идентичность и ощу-гите, каково ей теперь там: с новыми ресурсами и ощу- щением Ангела-Хранителя за спиной? Что лучше или просто хорошо, я даже не сомневаюсь, и потому предла- гаю сразу перейти к завершающей фазе интеграции. В коей вы сначала преисполнитесь ресурсами юной идеи- тичности, а после, захватите их с собой, дабы передать все это новой идентичности (разумеется, двигаясь вне Обобщенной Линии Жизни по направлению к этой идентичности, чтобы потом войти в нее, растворив или разместив там осмотрительность, осторожность и мудрость),

А теперь действительно последнее. Вернитесь в мета-позицию, мысленно возьмите обе идентичности за руки и как бы соедините их, одновременно сводя руки вместе. Когда процесс слияния будет завершен, войдите на ОЛЖ в точке настоящего и идите (чисто физически) к своему будущему — новой идентичности. Скорее всего, теперь вас уже ничто не будет останавливать, а новая идентичность, когда вы в нее войдете, станет ощущаться как нечто естественное: свое, родное и близкое...

Теперь дам небольшое теоретические — точнее, метафорические — объяснения того, чем мы только что занимались. Наверное, из школьных уроков по биологии вы помните, что любое дерево нарастает так называемыми годовыми кольцами. И что кольца эти очень хорошо отражают и/или показывают то, насколько удачным был этот самый год для данного конкретного дерева. Состояние предшествующих годовых колец влияет на то, какими именно будут последующие кольца.

И несколько следующих подряд друг за другом прошлых неудачных лет способны резко замедлить будущий рост дерева или даже просто засушить его на корню. А теперь представьте, что дерево — это вы, а годовые кольца — различные, последовательно возникающие ваши идентичности. Причем упоминаемая нами юная идентичность соответствует явно подпорченному, если не вообще трухлявому «колечку», не дающему в полной мере возникнуть и встать во весь рост новой вашей идентичности — будущему годовому кольну. Правда, когда видишь это на срезе дерева, все ясно и наглядно. А вот в реальной жизни человек, представляющий из себя как бы матрешку идентичностей, часто даже не подозревает о существовании в самом себе внутреннего надлома — этакой маленькой, напуганной, съежившейся, пассивной и едва ли не самой первой «куклы», которая, однако, пропитывает собственным бессилием все остальные (последующие) идентичности-матрешки...

И еще одно — главное. Совершенствуясь, вы приступите как бы к достройке своего собственного Я. Но в этом случае все ваше прошлое является основой для того, что вы достраиваете, а детский опыт так и вообще служит фундаментом для всего строения! И если он слаб или ослаблен, если в нем есть пустоты, трещины и каверны, то все, что вы с таким пылом возводите, может в одночасье рухнуть, похоронив под обломками уже почти-почти возведенного сооружения все ваши мечты о лучшей жизни...

Скажу, пожалуй, и нечто большее. Психотехнология интеграции конфликтующих идентичностей — это реальная возможность перейти край — в той трактовке этого слова, который дал «отец» процессуально-ориентированной терапии А. Минделл (По: А. Минделл, Э. Мин-делл. «Вскачь, задом наперед»). «Край, — пишут данные авторы, — является фильтром наших восприятий. Он устанавливает границы того, что мы есть и на что мы, в собственном представлении, способны... Задайте себе вопрос, существует ли что-нибудь такое, что вам хотелось сделать, но почему-то не получается. Не торо- питесь. Подумайте, есть ли в вашей жизни что-то такое, чем бы вы могли заниматься, но толком не занимаетесь. Посмотрите, сможете ли вы это прочувствовать? Поду- майте о чем-то в своей жизни, что вы почти что способ- ны делать, могли бы делать, имеете силы делать, даже иногда делаете или делали. Постарайтесь представить себе, как вы совершаете это, хотя это может оказаться непростой задачей. Вам кажется, что сделать это будет трудно, что-то в вас противится.этому... Ну как, полу- чается это вообразить? Всем ли удалось почувствовать такого рода край? Возможно, нам поможет.следующая диаграмма. Здесь — край...»

'

Краткий алгоритм использования данной техники слияния конфликтующих идентичностей выглядит так (по материалам мастерского курса X. Бремера и X. Кос-бах — ИГИСП. С изменениями).

1. Установите на полу Обобщенную Линию Жизни, обозначив ее чем угодно.

2. Определите свое будущее «я» и связанные с этим убеждения («Каким я хочу быть и во что я тогда буду верить?»)

Войдите в это самое будущее «я» (встав на линию жизни в соответствующее — любое понравившееся вамместо будущего) и немного помечтайте о том, как хорошо вам будет, когда вы таким станете.

3. Найдите в себе часть, которая имеет убеждения, мешающие вам достичь этого состояния. Буквально спросите себя: «А согласен ли я стать таким?» Обнаружив несогласие (а оно обязательно найдется), поместите выражающего его свою более «юную» часть себя в прошлое по ОЛЖ — во время, когда она образовалась (в любое место прошлого, в которой, как вам покажется, и находится «ее место»). Ассоциируйтесь е этой «юной» частью (войдите на линию в это место) и вы- ясните, что вы (она) думаете (думает) о будущей части и какие ресурсы в ней можно обнаружить.

4. Снова перейдите в будущее «я», стоя спиной к прошлому. Что вы (она — будущая часть) думаете (думает) о более «юной» части? Она вам не нравится? Тогда повернитесь, так, чтобы вы могли увидеть эту частькакие чувства теперь появляются у вас по отношению к ней? И какие такие ресурсы есть у нее (а они у нее обязательно есть)?

5. Перейдите в мета-позицию и найдите намерения обеих частей (т. е. то, чего хочет каждая из них) Укрупните эти намерения до выяснения общей цели (ведь и та и другая желают вам не зла, а пользы) и назовите (опять) ресурсы этих частей.

6. Теперь перейдите в будущее состояние и ощутите ресурсы «юной» части так, как они видны оттуда — как такие ресурсы могут обогатить все ваше существо?

7. Поставьте якорь на свое будущее «я» (заякорите себя в будущем) и перенесите это состояние назад так, чтобы вы как бы встали непосредственно за «юной» частью как ее «ангел-хранитель». Окажите ей поддержку, а после вступите в это «юное существо» и, став им, ощутите как это здоровоиметь за спиной ангела-хранителя. Как это изменяет ваши убеждения?

8. Затем, захватив с собой ресурсы «юной» части, перейдите в будущее и почувствуйте изменения. Закончите все это, вернувшись в настоящее..

Психотерапия личной истории. Разобравшись с конфликтующими частями (идентичностями), можно уже пойти дальше и познакомиться с обещанными мною вторым и третьим вариантом работы с «торможением», каковые вкупе можно торжественно окрестить психотерапией личной истории. Основаны они опять-таки на поиске причин, мешающих вам двигаться вперед. Однако в качестве таковых здесь будут уже выступать не юные части, но вполне конкретные психотравматиче-ские инциденты, заимпринтировавшие вас на неэколо-гические, препятствующие совершенству способы поведения и действий, состояния души и тела, а также ка-чества личности (способности). В чисто практическом плане подобная работа основывается на так называемой модели SCORE, где эта самая английская аббревиатура расшифровывается следующим образом:

S (symptom) — симптом

С (cause) — причина

О (outcome) —результат

R (resource) —ресурс и

Е (effect) — эффект

и графически может быть представлена так РЕСУРСЫ

Согласно модели SCORE, в настоящее время, работая с каким-то вашим торможением, мы имеем дело с симптомом (symptom), который рассматривается не сам по себе, а как следствие какой-то имевшейся в прошлом причины (cause). Целью нашей работы выступает получение в будущем некоего желаемого состояния или результата (outcome), каковое, буде оно станет вашим достоянием, немедленно приведет к весьма позитивным эффектам (effect) — исходно или по условиям экологичным изменением в вашей же последующей жизнедеятельности (вы просто пойдете вперед). Добиваемся мы этого за счет ресурсов (resource), в каковые, как вам уже известно, в НЛП включается все, что может быть задействовано для достижения результата, но в основном физиологию, состояния, мысли, чувства, переживания наряду с конкретными психотехнологиями их предоставления. В качестве причины любого симптома в модели SCORE как раз и рассматривается некое событие, которое в силу своей психотравматичности или значимости было как бы импринтировано в психику (бессознательное) человека и в результате породило нарушение комплекса реакций в данной конкретной области поведения.

При этом то, прошлое и не переработанное происшествие, случившееся Там и Тогда, но проявляющееся Здесь и Теперь, может быть как минимум двух видов. Первый условно можно назвать психотравмой, а второй — собственно импринтом. Разница тут небольшая, но весьма существенная. В случае психотравмы вы, как правило, были главным (если не единственным) субъектом ужас как неприятного действа: сами тонули, сами обжигались, сами разбивались и т. п. В варианте же импринта вы скорее всего выступали лицом подчиненным, а главное действие совершалось некими Негативными Значимыми Другими. То есть в данном варианте критического инцидента вас бросали, вас били, вас насиловали—и т. д., и т. п. Такая вот вроде бы даже весьма незначительная разница определяет, однако, то, по какой технике вы будете работать с прошлыми происшествиями: изменения личной истории в случае индивидуальных психотравм или реимпринтирования в варианте собственно импринта. Хотя вся разница в алгоритмах этих техник заключается в том, что при изменении личной истории вы даете такие необходимые Там и Тогда (но присутствующие только Здесь и Теперь) ресурсы себе и только себе. А при реимпринтировании в первую очередь ресурсируете Негативных Значимых Других (даря им нечто разумное, доброе и вечное), и только потом— себя любимого.

Впрочем, скоро вы все это поймете, так сказать, детально и на практике.

Итак, представим, например, что вы работаете с таким пресловутым, необходимым 90% людей качеством, как уверенность в своих силах. Воссоздав Обобщенную Линию Жизни, вы вначале можете (точнее — должны) как бы даже замотивировать себя на эту самую уверенность. Для чего, вставши на ОЛЖ в точке настоящего, в полном соответствии с логикой модели SCORE, пред-ставляете, что в недалеком будущем вы получите иско- мый результат — сиречь, уверенность в своих силах. После чего, примерно определив и отмаркировав точку этого получения, встаете на нее, ассоциируетесь с буду-щей уверенностью и даже как бы купаетесь в ней. А далее представляете, что, несколько позже, этот резуль-тат— уверенность — приведет к весьма позитивному эффекту: экологичным и радостным изменениям в ва-шей жизни. Примерно определив и отмаркировав месть, где эти эффекты проявятся, вы вступаете в них и позво-ляете себе помечтать о том, как здорово изменится ваша жизнь, отношения и взаимоотношения.

Теперь вне Обобщенной Линии Жизни вернитесь в настоящее, станьте лицом к будущему и буквально спросите себя, адресовав вопрос внутрь и вглубь: ну что я тебя убедил? Могу я теперь быть уверенным или что- то все-таки еще мешает? И если вместо четкого и радостного «Да» вы, представляя будущую уверенность, внезапно ощутите какое-то неприятное физическое ощущение или чувство (не пытайтесь его классифицировать!), то можете быть уверены (каков каламбур!): есть нечто в вашем прошлом, что помешает вам обрести вожделенную уверенность в своих силах.

Что ж, тогда давайте приступим к основной фазе ра- боты (предыдущую энэлперы часто опускают, но вообще-то это можно делать только при наличии должной моти- вации — так, если человек пришел с, например, мучав-шим его много лет чувством страха темноты, его можно не особенно мотивировать на избавление от этого страха; правда, в случае наличия так называемых вторичных выгод — некой пользы от неприятности — делать это просто необходимо). Для чего, стоя в точке настоящего (лицом к будущему и спиной к прошлому), ощутите это самое неприятное и физическое полно и совершенно. А теперь, очень-очень медленно, начните пятиться назад, в прошлое (именно спиной, ибо в этом случае включается и используется периферийное зрение бессознательного, а не фовиальное — сознательного), чутко вслушиваясь в себя и оценивая интенсивность базового неприятного ощущения. Следить вам нужно за двумя вещами: неожиданными «всплесками» этого самого ощущения (что соответствует дополнительным критическим инцидентам), и, главное, за тем, когда именно оно внезапно исчезнет (что будет соответствовать моменту базового происшествия). И дополнительные критические инциденты, и базовое происшествие, вам, конечно же, следует отмар-кировать.

Теперь, то диссоциируясь от базового происшествия, то ассоциируясь с ним, попробуйте вспомнить, что же именно случилось Там и Тогда. Позвольте как бы всплыть этому воспоминанию. И не удивляйтесь, если это самое всплывшее покажется вам сущим пустяком (не случайно же кто-то сказал, что детство — это возраст, когда крупные трагедии воспринимаются как мелкие неприятности, а мелкие неприятности достигают уровня и масштаба крупных трагедий) — хотя это, наоборот, может как раз оказаться амнезированной (намеренно забытой вами) трагедией. Если «сразу и враз» вспомнить базовое происшествие не получается, попробуйте поработать через, так сказать, систему наводящих вопросов, ответы на которые вы, однако, ищете не логически, а интуитивно. На какой период вашего детства или отрочества падает это происшествие? Сколько вам тогда было лет? Данное происшествие пришлось на лето, осень, зиму или весну? Произошло оно дома, в школе, на улице или в каком-то другом месте? В какое время дня все это случилось? Подобные вопросы позволяют как бы распечатать или раскрыть запертые подвалы нашей памяти и буквально вынести на свет все то, что хранилось в темных глубинах нашей психики.

Десенсибилизация посредством движения глаз. Теперь, после того, как вы нашли базовое происшествие, его надлежит проработать. Как именно? Да как угодно — но это самое «как угодно» определяется уровнем и глубиной происшествия. Ежели оно теперь представляется не очень существенным, то вы можете просто несколько раз быстро пересмотреть все то, что происходило там и тогда, но в конце обязательно диссоциирование (т. е. видя все это как бы со стороны).

Однако один лишь перепросмотр базового происшествия (его лучше всего делать с разных позиций восприятия, например, себя, другого и «третейского судьи»; различных перспектив, например, «с птичьего полета» и с точки зрения сидящей рядом лягушки; а также с точки зрения различных реальных и вымышленных людей: отца, матери, старшего брата, Супермена, духовного учителя, мастера единоборств etc) далеко не всегда позволяет его разрешить (лучше всего он работает с дополнительными критическими инцидентами). Поэтому позволю себе познакомить вас с буквально универсальным способом разрешения любых неприятностей и пакостей. Способ, который вам уже, отчасти, знаком, и который торжественно именуется десенсибилизация посредством движения глаз (ДПДГ).

Суть его довольно-таки проста, и заключается в том, что за счет использования этих самых движений глаз, организованным определенным образом, тот самый непе-режеванный, непроглоченный и непереваренный кусок, о котором упоминал Ф. Перлз, легко и непринужденно усваивается нашей психикой. Кстати, вы уже пользовались немного «усеченным» и упрощенным вариантом этой техники когда внедряли в себя новые убеждения. А это значит, что ее использование, скорее всего, не вызовет у вас особых затруднений...

Полная схема использования техники десенсибилизации посредством движения глаз в виде прямой инструкции выглядит следующим образом (описание ее я делаю по книге Ф. Шапиро «Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз»).

1. Подумайте о своей неприятности и сосредоточьтесь на образе, который представляет либо всю ее, либо наиболее травмирующую вас ее часть.

Определите или сформулируйте утверждения, характерные для вашего отрицательного самоопреде- ления — т. е. той негативной мысли-самооценки, которая сопровождает эту неприятность (или которую вы из нее вынесли), например

Я бессилен(на)

Я ничего не могу предпринять

Я ничтожество

Я не могу преуспеть

Я не достоин(на) успеха

3. Создайте суждение, которое будет отражать ваше положительное самоопределение по поводу данной неприятности — т. е. то, что должно присутствовать в вашем сознании и бессознательном вместо негативной самооценки, в которой вы застряли. Например,

Я обладаю необходимыми ресурсами

Я могу многое сделать

Ячеловек, достойный уважения

Я вполне могу преуспеть

Я достоин(на) успеха.

4. Оцените собственную веру в это новое положительное самоопределение по семибалльной шкале, где 1 — «полностью не верю», а 7«полностью верю». Не удивляйтесь тому, что оценка ваша находится в пределах 1—2 баллов — так, увы, и должно пока быть.

5. Теперь, уже по десятибалльной шкале, оцените уровень своего собственного беспокойства поп поводу исходной неприятности. Здесь 10 баллов будет соответствовать максимальному беспокойству, а 1 — минимальному. Опять-таки не удивляйтесь оценке в 8-9—10 балловиначе и быть не должно, ведь эта самая неприятность намертво застряла в вас и никуда не хочет уходить без посторонней помощи. А вот уровень оценок в 3—4 балла говорит о том, что вы занимаетесь ерундой — с этим вполне можно справиться и без всякого НЛП и ДПДГ.

6. Теперь сделайте последнее в плане подготовки к десенсибилизации посредством движения глаз. Определите оптимальную скорость, и амплитуду движения ваших глаз с помощью собственной (но лучше — чьейнибудь) руки, в коей «точкой фиксации взгляда» будут выступать два сомкнутых пальца — указательный и средний. Проделайте это оценочное определение для

горизонтальных движений

вертикальных движений

«крестообразных» движений

движений по кругу

«большой восьмерки»

— вертикальной (8) и

— горизонтальной (°°), а также • «диагональных» движений

Выберите то из этих движений, которое вам больше всего понравилось. С него и начните.

7. Вспомните VAKD своей неприятности и, думая о ней и следя за рукой, проделайте серию из 24 движений глаз — например, начните с горизонтальных. Окончив серию, выбросьте все из головы и сделайте глубокий вдох и выдох. После чего вернитесь к образу и исследуйте:

то, что вы сейчас испытываете по поводу этого образа

то, что вы теперь думаете о своей неприятности.

А затем оцените уровень вашего беспокойства по десятибалльной шкале. И повторяйте все вышеописанное до тех пор, пока уровень вашего беспокойства по поводу неприятности не снизится до приемлемого для вас (точных норм здесь нет, хотя достижение 2—3 баллов близко в достаточному).

8. Теперь сосредоточьтесь на представлении выбранного вами положительного самоопределения (просто думайте о нем) наряду (одновременно) с воспоминанием о вашей неприятности (ее образе) и продолжите серию сопровождающих руку движений глаз до тех пор, пока вера в это самое положительное представление не достигнет приемлемого для вас уровня (обычно 5 и выше).

И, наконец, после того, как положительное самоопределение достаточно утвердится, удерживая и его, и образ неприятности, исследуйте, не осталось ли у вас где-то в теле неприятных ощущений или напряжений. Если таковые обнаружатся, сфокусируйтесь на них и осуществите необходимое количество серий движений глаздо тех пор; пока все не уйдет: и эти ощущения, и то, что «всплывет», пока вы будете их прорабатывать...

ДПДГ — это воистину универсальный метод, с помощью которого можно работать с чем угодно неприятным: психтравмами, навязчивыми воспоминаниями, фобиями и т. п. Однако в контексте психотерапии личной истории вы ну никак не должны останавливаться на том, что в десенсибилизации посредством движения глаз является финалом. Нет, с обретенным вами новыми спокойствием и пониманием (и с новым убеждением относительно себя или ситуации) вы должны еще раз вернуться в момент, предшествующий базовому происшествию, войти в него, убедиться в том, что вам теперь Там и Тогда хорошо и покойно, после чего медленно пройти из прошлого в настоящее, как бы наделяя этими самыми спокойствием, а еще новыми пониманием и убеждениями весь последующий период вашей жизни. А придя в настоящее, проверьте, присутствует ли в нем при, например, мысли о все той же уверенности, прежнее неприятное ощущение. И если нет, просто завершайте работу. Если же он все-таки проявляется, еще раз проверьте базовое происшествие, и ежели там все «чисто», аналогичным образом проработайте каждый из дополнительных критических инцидентов. Алгоритм данного варианта техники проработки импринтирующих происшествий выглядит так (По: Ф. Фанч. «Пути преобразования. Общие модули процессинга»).

1. Начните с ощущения, которое сейчас нежелательно.

2. Точно опишите ощущение: где оно находится и какие у него особенности восприятия (визуальные, ау-диальные и кинестетические).

3. Почувствуйте ощущение прямо сейчас.

4. Попросите свое бессознательное, чтобы оно дало появиться самому существенному происшествию, в котором есть это ощущение.

5. Если нужно, соберите происшествие из разроз-ненных «осколков» восприятий.

6. Легко и отстранено переживите (пройдите) про- исшествие от начала до конца.

7. Сделайте это еще раз, если появляется новый материал.

8. Если это оказывается не центральное происшествие, найдите точный момент включения реакции, остановите на нем кадр, исследуйте, что происходит, удержите ощущение и найдите более существенное происшествие. Начните работать с появившимся происшествием.

9. Если это оказывается центральное происшествие (травматическое происшествие, в котором есть жизненная ситуация, соответствующая ощущению, а не просто вторичные эффекты), то продолжайте работать с ним..

10. Спросите себя, какие еще точки зрения есть в этом происшествии.

11. Рассмотрите и осуществите переживание происшествия со всех важных точек зрения, особенно причиняющих, а не только точек зрения следствия.

12. Подумайте о решениях, принятых в этом происшествии.

13. Обдумайте какие уроки можно извлечь из этого происшествия (нужно найти какой-то положительный урок).

15. 14. Если после такой проработки происшествие не превратилось в положительное «учебное» переживание, можно добавить в него ресурсы или при необходимости переписать сценарий. Выясните, какие ресурсы улучшили бы ход происшествия, если бы были в нем. Найдите в себе эти ресурсы и переживите происшествие так, будто в нем они у вас были. Пусть происшествие произойдет по-другому, более положительно. Вообразите, как бы обстояли дела после этого момента, если бы произошел или осуществился именно положительный исход: как бы вы развивались по-другому, каким бы вы были сегодня, как изменилось бы ваше будущее. Вернитесь в настоящее время, если вы еще не в

16. Заземлитесь в настоящем, чтобы ваше внимание было обращено наружу и вы хорошо осознавали происходящее.

17. Проверьте, как теперь он чувствует исходную область ощущения.

18. Если ощущение изменилось, но все еще неприятно, проследите это новое ощущение до центрального происшествия и проясните его.

19. Повторяйте этот цикл, пока ощущение не исчезнет или не преобразуется во что-то более полезное.

20. Закончив, обратите внимание на внешний мир, заземлите себя и оцените теперь свое будущее.

Ресурсирование психотравматического опыта. Однако то, что я вам рассказал, отнюдь не относится к «классике жанра» психотерапии личной истории. Ибо она (эта самая классика), более всего (и прежде всего) заключается в ресурсировании психотравматического опыта, начиная с базового происшествия. Здесь давайте-ка вернемся к выявленному атому самому происшествию и для начала определимся: вы были там главным действующим лицом (или просто одни) или. «статистом» и жертвой действий или бездействия других? Если обнаруживается первый вариант (например, в базовом происшествии вы целиком и полностью самостоятельно залезли на дерево, а потом поняли, что не можете слезть, и испытали совершенно жуткий букет эмоций, закрепившийся в виде того самого «путеводного» неприятного физического ощущения), то работать мы сейчас будем по технике изменения личной истории. И все, что вам нужно Здесь и Сейчас, глядя на судорожно цепляющегося Там и Тогда за ветки малыша, так это решить, какого именно ресурса — качества личности, свойства психики, эмоционального состояния или просто изменения обстановки — ему не хватило, чтобы все для него окончилось благополучно (только, ради бога, не тащите в контексте изменения ситуации воображаемую лестницу, ибо это не поможет: вы/он Там и Тогда уже не уверен, так что данный тип помощи как бы уже запоздал). Спокойствия? Смелости? Спортивной злости? Ощущения могущества? Выберите-ка что-нибудь одно, Здесь и Теперь вспомните, где и когда у вас было это со-стояние, ассоциируйтесь с собой в том самом где и когда, ощутите данное состояние полно и совершенно, после чего любым образом перешлите или передайте этот ресурс ма-лышу на дереве — например, в виде луча света и энергии (цвет и консистенцию вам подскажет ваше бессознатель-ное). А теперь оцените результат: как теперь чувствуете себя вы/он Там и Тогда? Что, уже спокойнее? Мало! То, чего вы должны, добиться в результате — так это чтобы малыш, цепляющийся за ветви, обрел полное спокойствие и уверенность в себе и сознательно, а не в горячечном беспамятстве, так же спокойно и уверенно спустился с дерева. Так что добавляйте аналогично вышеописанному лю-. бые другие ресурсы, пока не случится то самое обыкновенное чудо — полного разрешения и перео


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow