Содержание
I. Современный деловой этикет …………………….……………3
II. Бизнес-этикет в Японии………………………………………….5
1. Особенности развития японского этикета……………...5
Современные правила японского делового этикета.....6
3. Проблемы японского делового этикета………………...11
III. Смысл бизнес-этикета…………………………………………...15
Список использованной литературы…………………………………16
Современный деловой этикет
Деловой этикет — сформировался в течение длительного времени как результат постоянного отбора правил и форм наиболее целесообразного делового поведения, способствующего успеху в деловых отношениях. Любым поведением руководят правила. Из-за нарушения сотрудником правил делового этикета может возникнуть замешательство. Существуют неписанные правила, нарушение которых тотчас замечается. Претворение правил бизнес-этикета в жизнь создает линию четкого функционирования предприятия, рождает взаимное уважение и хорошие межчеловеческие отношения и ограничивает неприятные ситуации, которые могут возникнуть во время выполнения ежедневных обязанностей.
«Хорошо одетый человек - тот кто
считается с собой и другими» (П. Карден.)
Деловой этикет включает в себя следующие разделы:
1.Технологии невербального общения: жесты хорошего тона, походка, как правильно сидеть, вход и выход из автомобиля, рукопожатие и пр. Кто с кем здоровается. Кто впереди кого.
2.Протокольные вопросы приема делегаций: встреча, обращение, представление, знакомство, рассадка по автомобилям, размещение в отеле. Протокол переговоров. Визитные карточки. Подарки, сувениры и цветы.
3.Манеры руководителя. Манеры подчиненного.
4.Классификация приемов. Приемы формата с рассадкой: правила для хозяев и гостей. Общение в кафе, в ресторане, а также с прислугой. «Чаевые». Приемы формата стоя. Сервировка стола. Кувертные карты. Что чем едят, включая особые блюда и десерты.
5.Деловая одежда (dress-code), обувь и аксессуары хорошего тона: для приемов, для работы (мужские и женские). Семь принципов правильной одежды.
6.Ритуалы и правила употребления алкоголя. Выбор вин и других напитков. Главные типичные ошибки.
7.Национальные особенности этикета (Россия, Латвия, Германия, Италия, Испания, Франция, Япония, Китай, Корея, Венгрия, США, арабские страны и т. д.)
8.Этикет телефонных переговоров
9.Речевой этикет
10.Сетевой этикет (нэтикет)
Этикет представляет собой единство нравственной (оценочной) и разделяющей функции: признавая значимость каждого человека, мы признаем и различие этой значимости, зависящее как от личных качеств человека, так и от возложенных на него обязанностей, а также его социального статуса, пола, возраста, званий, титулов. Философ Ф. Бэкон (Англия) еще в XVI – XVII веках рассматривал этикет как богатство, которое человек должен эффективно использовать для укрепления своей репутации, что, по мнению данного мыслителя, равносильно обладанию рекомендательными письмами. Итак, современный этикет – это система норм поведения, при помощи которых человек призван считаться с достоинством других людей и защищать собственное достоинство, создавать условия для преодоления конфликтов и достижения намеченных целей. Отмеченные нормы регламентируют стиль работы предпринимателей, управленцев, стиль общения между фирмами, внешний вид бизнесменов, последовательность и манеру ведения деловых переговоров и т. д. Несоблюдение этикета ведет не только к нравственным коллизиям, но и к серьезному психологическому дискомфорту личности, что негативно сказывается на морально-деловом микроклимате в трудовом коллективе.
В рассматриваемом дуэте «этика – социальное общение» видное место занимает профессиональная этика (особенно в профессиях, где непосредственно действует человек). Профессиональная этика является прикладной этикой, в которой сочетаются интересы общества и гарантии независимости личности как носителя определенной профессии, а также высокие требования к профессионалу, в том числе к его моральному облику. В сущности, профессиональный этикет выступает этикетом делового общения, т. е. деловым этикетом, представляющим собой важную сторону профессионального поведения специалиста. Ядром профессионально-делового этикета менеджера, предпринимателя является их «кодекс чести» – свод основных правил нравственного поведения. Указанный кодекс и этика бизнеса (деловых отношений в целом) выражаются прежде всего в следующих аспектах: глубокая порядочность партнеров, их высокая ответственность, умение и желание находить компромиссы при несовпадении мнений по деловым проблемам; профессиональное знание предлагаемых товаров и услуг, организации коммерческого дела, иностранных языков; высокая внутренняя культура; хорошая физическая подготовка, умение быть элегантно-подтянутым; хорошие манеры.
Давая более развернутую характеристику этики деловых отношений, к ней следует отнести: правила и нормы делового мышления, определяющие деловое поведение и общение людей; разумное обеспечение функционирующих норм указанного мышления с точки зрения здравого смысла, потребностей профессии, общества; обоснование либо критическую оценку апробированных, известных норм делового общения с позиции гуманизма, экономической полезности, а также норм права. Но указанная этика все более немыслима и без системы знаний специалиста о трудовой и профессиональной морали, ее истории, об отношении людей к своей работе, ее смысло-жизненном предназначении, о характере отношений сотрудников деловой команды во время работы, о ценностях и идеалах, призванных обеспечить духовную основу высокоэффективного труда.
Показательны в этом отношении три «кита» западной этики деловых отношений: преуспевание в делах, профессионализм, порядочность. В западном бизнесе максимально ценят преданных, в том числе в плане нравственной зрелости, партнеров и, напротив, с не вполне этично действующими новичками рвут деловые отношения немедленно и навсегда. Золотым правилом в деловом смысле на Западе считается принцип: заботься о коллегах и сотрудниках, а рынок позаботится о тебе. В рыночных структурах там надолго и эффективно утверждается не более 10 – 15 % претендентов на длительную предпринимательскую деятельность, продемонстрировавших не только профессионально-специальную, но и моральную закалку. Развернутое изложение важных аспектов утвердившихся на Западе этических норм деловых отношений – в следующих разделах.
Необходимо отметить несомненную заслугу в формировании теоретических основ соответствующей этики таких видных мыслителей, как М. Вебер и В. Зомбарт. М. Вебер в труде «Протестантская этика и дух капитализма» показал огромное значение в процессе утверждения капитализма его «духа» – отсутствовавшего в докапиталистический период морально-психологического явления. Оно выросло из протестантской морали, поощрявшей накопление богатства собственным трудом, развитие предприимчивости и конкурентности в экономической деятельности. В. Зомбарт охарактеризовал деловую мораль как совокупность правил и предписаний поведения делового человека по отношению к окружающим, особенно другим деловым людям. В структуру этой морали он включал два основных компонента: а) «мораль в деле» – пунктуальность в выполнении деловых обязательств, ведении документации, реализации контрактов; б) «мораль для дела», вобравшую такие добродетели, как умеренность, прилежание, скромность, упорство в достижении праведной цели делового человека как «завоевателя, организатора и торговца» одновременно.