Продажа продовольственных товаров на основе предварительных заказов покупателей способствует более полному удовлетворению потребностей определенных групп населения в продуктах питания, снижению затрат времени покупателей при покупке примерно в 5—7 раз, а также уменьшению нагрузки на продовольственные магазины в часы пик после окончания смен и рабочего дня на промышленных предприятиях, в организациях, учреждениях. При этой форме продажи покупатели предварительно заказывают необходимые товары из числа имеющихся в продаже в специализированных магазинах заказов, отделах заказов продовольственных магазинов с универсальным ассортиментом товаров, пунктах приема и выдачи заказов на промышленных предприятиях, стройках, в учреждениях и получают их в обусловленное время в магазине, на дому или по месту работы. Для продажи товаров по предварительным заказам обязательными являются методы организации торгово-технологического процесса, приведенные в табл. 6.5.
т абл. 6.5. Методы организации торгово-технологического процесса
Розничная торговля продовольственными товарами по предварительным заказам может развиваться по следующим направлениям.
1. Организация продажи продуктов питания на основе предварительных заказов в столах заказов продовольственных магазинов для всех трудящихся. Большие и крупные, не говоря уже
о крупнейших, магазины самообслуживания могут иметь отделы (столы) заказов.
2. Организация продажи продуктов питания по предварительным заказам для отдельных социальных групп населения (ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды труда, семьи погибших в Великой Отечественной войне, престарелые одинокие граждане, многодетные семьи и т.п.).
3. Продажа товаров на основе предварительных заказов рабочих промышленных предприятий, строителей, работников учреждений и организаций.
Технологический процесс в пунктах заказов основан на получении скомплектованных наборов из магазинов заказов или отделов заказов продовольственных магазинов и последующей их выдачи покупателям. При этом выполнение операций по оформлению заказов, расчету и выдаче производится в пунктах заказов, а фасовка и комплектование наборов — на базовых предприятиях.
Для доставки и реализации скомплектованных наборов применяется тара-оборудование. Выдачу наборов покупателям производят в торговом зале пункта заказов, где устанавливаются контейнеры с наборами.
Основными типами пунктов заказов на промышленных предприятиях являются предприятия с однодневной реализацией 200, 300, 500, 700 и 1000 заказов (табл. 6.6).
Табл. 6.6. Примерные размеры помещений пунктов заказов, м2
Помещение | Количество реализуемых наборов в день, шт. | ||||
Служебные и бытовые | |||||
Приемочная (накопитель) | |||||
Торговый зал | |||||
Итого | |||||
Количество продавцов | |||||
Рабочие по перемещению груза | |||||
Итого |
Продажа продовольственных товаров по предварительным заказам имеет больше социальное значение, чем экономическое. При применении этой формы сокращаются затраты времени на покупку; в условиях недостаточности ресурсов по отдельным продуктам питания (мясо, мясопродукты, некоторые виды молочных, рыбных, бакалейных товаров) дает возможность лучше использовать ресурсы для обеспечения рабочих, служащих, ветеранов и т.п.
Развитие торговли по заказам сдерживается рядом факторов. Прежде всего необходимо отметить слабую материально-техническую базу этой формы продажи. Магазины и отделы заказов в большинстве случаев не приспособлены для этой формы. Особенно низкий уровень материально-технической базы на промышленных предприятиях. Помещения, предоставляемые для отделов заказов, не рассчитаны на использование типового оборудования, оснащенность торговым оборудованием крайне низкая, уровень механизации в большинстве случаев равен нулю. Не получили развития в республике типовые проекты магазинов-заказов с применением прогрессивной технологии.
Среди других факторов можно отметить нехватку транспорта для доставки товаров на дом, недостаточную обеспеченность упаковочными материалами, что особенно важно для этой формы продажи (коробки, бумажные и полиэтиленовые пакеты с фирменным знаком и т.п.), небольшая пропускная способность отделов заказов, узкий ассортимент реализуемых товаров. В результате удельный вес этой формы продажи в реализации продовольственных товаров составляет в настоящее время не более 1 %.
Отечественный и зарубежный опыт показывают, что основными путями улучшения торговли по заказам являются:
централизация всей работы по приему, комплектованию и
доставке товаров;
внедрение современных технических средств приема (телефон, телевидение, компьютерная техника), комплектования (поточные линии) заказов;
разработка современных типов магазинов-заказов и размещение их вблизи промышленных предприятий, строек, учреждений;
расширение производства и поставка штучных и фасованных товаров, полуфабрикатов и кулинарной продукции;
разработка обоснованных систем наценок и тарифов за комплектование и доставку товаров.