Продажа товаров по предварительным заказам

Продажа продовольственных товаров на основе предвари­тельных заказов покупателей способствует более полному удов­летворению потребностей определенных групп населения в про­дуктах питания, снижению затрат времени покупателей при по­купке примерно в 5—7 раз, а также уменьшению нагрузки на продовольственные магазины в часы пик после окончания смен и рабочего дня на промышленных предприятиях, в организаци­ях, учреждениях. При этой форме продажи покупатели предварительно зака­зывают необходимые товары из числа имеющихся в продаже в специализированных магазинах заказов, отделах заказов продовольственных магазинов с универсальным ассортиментом то­варов, пунктах приема и выдачи заказов на промышленных предприятиях, стройках, в учреждениях и получают их в обус­ловленное время в магазине, на дому или по месту работы. Для продажи товаров по предварительным заказам обязательными являются методы организации торгово-технологического про­цесса, приведенные в табл. 6.5.

т абл. 6.5. Методы организации торгово-технологического процесса

Розничная торговля продовольственными товарами по пред­варительным заказам может развиваться по следующим нап­равлениям.

1. Организация продажи продуктов питания на основе пред­варительных заказов в столах заказов продовольственных мага­зинов для всех трудящихся. Большие и крупные, не говоря уже

о крупнейших, магазины самообслуживания могут иметь отде­лы (столы) заказов.

2. Организация продажи продуктов питания по предвари­тельным заказам для отдельных социальных групп населения (ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, инвали­ды труда, семьи погибших в Великой Отечественной войне, пре­старелые одинокие граждане, многодетные семьи и т.п.).

3. Продажа товаров на основе предварительных заказов ра­бочих промышленных предприятий, строителей, работников учреждений и организаций.

Технологический процесс в пунктах заказов основан на по­лучении скомплектованных наборов из магазинов заказов или отделов заказов продовольственных магазинов и последующей их выдачи покупателям. При этом выполнение операций по оформлению заказов, расчету и выдаче производится в пунктах заказов, а фасовка и комплектование наборов — на базовых предприятиях.

Для доставки и реализации скомплектованных наборов при­меняется тара-оборудование. Выдачу наборов покупателям про­изводят в торговом зале пункта заказов, где устанавливаются контейнеры с наборами.

Основными типами пунктов заказов на промышленных предприятиях являются предприятия с однодневной реализа­цией 200, 300, 500, 700 и 1000 заказов (табл. 6.6).

Табл. 6.6. Примерные размеры помещений пунктов заказов, м2

Помещение Количество реализуемых наборов в день, шт.
           
Служебные и бытовые          
Приемочная (накопитель)          
Торговый зал          
Итого          
Количество продавцов          
Рабочие по перемещению груза          
Итого          

Продажа продовольственных товаров по предварительным заказам имеет больше социальное значение, чем экономичес­кое. При применении этой формы сокращаются затраты време­ни на покупку; в условиях недостаточности ресурсов по отдель­ным продуктам питания (мясо, мясопродукты, некоторые виды молочных, рыбных, бакалейных товаров) дает возможность лучше использовать ресурсы для обеспечения рабочих, служа­щих, ветеранов и т.п.

Развитие торговли по заказам сдерживается рядом факто­ров. Прежде всего необходимо отметить слабую материаль­но-техническую базу этой формы продажи. Магазины и отделы заказов в большинстве случаев не приспособлены для этой фор­мы. Особенно низкий уровень материально-технической базы на промышленных предприятиях. Помещения, предоставляемые для отделов заказов, не рассчитаны на использование типового оборудования, оснащенность торговым оборудованием крайне низкая, уровень механизации в большинстве случаев равен ну­лю. Не получили развития в республике типовые проекты мага­зинов-заказов с применением прогрессивной технологии.

Среди других факторов можно отметить нехватку транспорта для доставки товаров на дом, недостаточную обеспеченность упа­ковочными материалами, что особенно важно для этой формы продажи (коробки, бумажные и полиэтиленовые пакеты с фир­менным знаком и т.п.), небольшая пропускная способность отде­лов заказов, узкий ассортимент реализуемых товаров. В резуль­тате удельный вес этой формы продажи в реализации продоволь­ственных товаров составляет в настоящее время не более 1 %.

Отечественный и зарубежный опыт показывают, что основ­ными путями улучшения торговли по заказам являются:

централизация всей работы по приему, комплектованию и

доставке товаров;

внедрение современных технических средств приема (теле­фон, телевидение, компьютерная техника), комплектования (поточные линии) заказов;

разработка современных типов магазинов-заказов и разме­щение их вблизи промышленных предприятий, строек, учреж­дений;

расширение производства и поставка штучных и фасован­ных товаров, полуфабрикатов и кулинарной продукции;

разработка обоснованных систем наценок и тарифов за ком­плектование и доставку товаров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: