Тема 1. Стандартные автоматизированные системы продаж автотранспортных средств и запасных частей

В современной торговле автомобилями информация приобрела электронную форму и поэтому для совершения операций используются информационные технологии. К ним относятся: специальные программы, сайты, интернет-магазины автомобилей и оригинальных запасных частей, образовательные порталы с ограниченными правами доступа, оболочки информационных терминалов. Таким образом, складывается единая информационная среда дилерского центра. В результате пользователь информационных технологий находится на электронном рабочем месте.

Одним из отраслевых решений является«Альфа-Авто: Автосалон + Автосервис + Автозапчасти» – служит для комплексной автоматизации оперативного учета автосалонов и других организаций, основным видом деятельности которых является торговля автомобилями, а также оптово-розничная торговля широкой номенклатурой автомобильных запасных частей и шин [19]. Основные возможности программы в сфере торговли автомобилями:

1) Учет:

· движения закупленных автомобилей, принятых на реализацию;

· новых статей издержек, связанных с поставкой автомобилей, выполнением на нем предпродажной подготовки;

· номерных агрегатов (типовое решение позволяет покупать и продавать номерные агрегаты и сопровождать эту деятельность выпиской соответствующих документов);

· взаиморасчетов и движения денежных средств (многовалютный учет, учет движения денежных средств в кассах и на расчетных счетах компании, взаиморасчеты с подотчетными лицами и филиалами). Все процессы и записи, имеющие отношение к автомобилям, участвуют в расчете прибыли по каждому автомобилю;

· дополнительных расходов, связанных с поставкой автомобиля: автоматически выполняет калькуляцию издержек по фактическим данным, вводимым в документ «Дополнительные расходы».

2) Статистика по автомобилям, начиная с момента поставки, до продажи и последующего обслуживания. Используя отчетную базу, формируются статистические данные по отдельно взятому автомобилю или по группе автомобилей, выбранных с заданными фильтрами. При этом отображаются все сопутствующие расходы, связанные с приобретением и хранением автомобиля. Например, можно провести анализ по интересующему сегменту рынка или по категории транспортного средства, проверить наличие модели в компании в текущий момент.

3) Оформление необходимых документов при продаже автомобиля (справка-счет, паспорт транспортного средства, договор).

4) Вариативность схем торговли: обычная схема оптово-розничной торговли; торговля по заказам покупателей; торговля товарами, принятыми на реализацию; передача товаров на реализацию; прием автомобилей на реализацию; передача автомобилей на реализацию.

Краткое описание основных подсистем:

1. Взаиморасчеты: ведение взаиморасчетов в разрезах (контрагент, договор, сделка), индивидуальная стратегия отгрузки или оплаты для каждого контрагента или группы контрагентов.

2. Ценообразование: неограниченное количество отпускных цен, возможность задания и хранения цены в любой валюте, формирование наценок и скидок, различные методы округления цены, хранение цен поставщиков.

3. Управление продажами: разделение оптового и розничного документооборота, учет оказываемых услуг, проведение переоценки.

Рис.10. Фронт кассира

4. Розничная торговля: оформление розничных продаж товаров с учетом скидок (скидка на сумму чека, скидка на накопленную сумму, скидка на дисконтную карту, скидка на отдельные виды или группы товаров), различные операции в Типовом решении могут выполняться при помощи карт.

«Альфа-Авто 4» включает в себя следующие основные модули:

1) Запасные части: планирование и закупки, оптовая и розничная торговля, работа по заказам, организация внутрифирменного товародвижения, передача в сервисный центр, включение в ремонт.

2) Автосалон: складские заказы (все автомобили, находящиеся на складе, могут быть забронированы для клиентов), клиентские заказы. Модуль упрощает работу с заказами на автомобили и расчеты при проведении закупок. Программа позволяет создавать клиентские заказы и заказы на закупку из ценовых листов определенных поставщиков.

3) Работа с автомобилями:

­ ценообразование по автомобилям и дополнительным опциям: правила, используемые при расчете цены, могут быть определены в индивидуальном порядке для каждой модели, при этом учитываются стоимость базовой конфигурации и дополнительные опции производителя;

­ продажи автомобилей;

­ счета: существует возможность выписки счета на конкретный VIN код, на модель в выбранном варианте комплектации;

­ trade-in: автоматически формируется цепочка взаимосвязанных операций и представление ее для просмотра;

­ отслеживание цепочек продаж;

­ ответственное хранение автомобилей.

Система позволяет вести прайс-лист на автомобили с развернутой комплектацией.

Решение для автоматизации реализации автомобилей, сопутствующих товаров и услуг СТО, крупных и средних дилерских центров – программный комплекс «АВТОрешение» [21]. В комплексе «АВТОрешение» все бизнес-решения систематизированы:

– система первичных документов (товарных и платежных) в рамках товарных и сервисных подразделений: подсистема автосалон и подсистема СТО;

– справочно-информационная система: подсистема ведения справочников, модуль «Оповещение склада», права доступа, электронная доска записи;

– аналитическая система: создание отчетов, модуль учета рабочего времени.

Счет на оплату предназначен для выписки в отношении товаров, ведения истории оплат, реализации, выдачи, создания связанных документов на всех стадиях документооборота. Счет на оплату позволяет охватить все этапы оформления и продажи товаров:

1. создание предварительного счета на оплату для реализации товаров;

2. подбор и закрепление автомобиля за соответствующей позицией созданного документа (автомобиль в этом случае резервируется на указанного покупателя);

3. оформление заказа на поставку автомобиля при его отсутствии автоматической привязкой к счету на оплату;

4. печать пакета первичных документов, в том числе и договоров, как из самого документа, так и из связанных с ним документов;

5. создание заявки на дополнительное оборудование для модуля СТО с автоматическим заполнением списка товаров и работ из данных счета на оплату. Автоматическое внесение данных привязанного автомобиля в заявку;

6. автоматическая фильтрация по выбору автомобилей;

7. создание дифференцированных скидок на различные категории товаров и услуг в обращении дисконтных карт;

8. ведение истории продаж по продавцам-консультантам, торговым фирмам, контрагентам, позициям прайс-листа.

Для автоматизации продажи автомобилейпредназначенапрограмма АвтоСалон 2004 [19]. Возможности, предоставляемые этой программой:

­ оптовые продажи автомобилей – можно оформить документы (в том числе и бланки) сразу на несколько автомобилей, проданных вместе. Если при продаже автомобилей поставить признак «оптовая продажа», то в дальнейшем, в дилерском отчете будет возможность различить автомобили, проданные для дальнейшей реализации;

­ ведение и учет статистики фонда рабочего времени, фактически потребленного исполнителем – продавцом автомобиля;

­ внесение исполнительских характеристик;

­ ведение баланса по покупателям и бизнес-партнерам с учетом способа расчета (при приходе, продаже, отсрочка на заданный период);

­ установление для контрагента вида и срока оплаты – из этой информации рассчитывается задолженность (перерасход) по контрагенту как с учетом отсрочки, так и без;

­ доступность всей введенной информации по автомобилю и его продаже;

­ создание и печать из программы типовых документов посредством Microsoft Word, Microsoft Excel и FastReport, например, заявление в ГИБДД на постановку на учет или счет-фактура на несколько автомобилей, перечень комплектаций автомобиля, отчеты;

­ учет бланков строгой отчетности (справок-счетов и транзитных номеров), акты на списание использованных и испорченных бланков, отчет по реализации справок-счетов.

Решение компании Columbus IT для автомобильных дистрибуторов автоматизирует [28]:

· планирование закупок автомобилей;

· формирование заявки от дилера со сроками заказа, контроль над процессом доставки автомобилей дилерам и учет продаж дилеров;

· ведение расчетов с дилерами и заводом-поставщиком и отражение накладных расходов;

· управление отношениями с клиентами (СRM – это новые проактивные технологии продаж на основе IT-системы).

· учет гарантийной регистрации и гарантийных требований;

· построение ключевых показателей эффективности реализации запасных частей;

· резервирование автомобиля на конкретного дилера;

· отгрузку дилеру;

· отслеживание статусов доставки автомобилей в дилерские салоны.

Решение «Autoline» автоматизирует ключевые бизнес-процессы автомобильных дилеров. В основе «Автолайн» лежит модуль CRM (Управление взаимоотношениями с клиентами), который обеспечивает обратную связь с клиентами, обработку жалоб и рекламаций. «Autoline» формирует единую базу данных по всем клиентам и автомобилям. Каждый пользователь имеет доступ к систематизированной информации об истории деятельности каждого клиента. Для сбора и обработки данных о существующих и потенциальных клиентах используется представление «Мой рабочий стол», отображающее список ежедневных операций, включая общение с клиентами, деловые встречи, задачи и контроль их выполнения. Сведения о предпочтительных способах связи хранятся в карточке каждого клиента. «Autoline» автоматически формирует задачи и действия, например, напоминает связаться с клиентом после отправки коммерческого предложения [36].

Отраслевое CRM-решение «НОРБИТ: Microsoft Dynamics CRM для автодилеров и центров технического обслуживания» охватывает бизнес-процессы по продаже автотехники автодилерами [34]:

1. Х ранение информации по автотехнике с возможностью проверки ее наличия на складе.

2. Информация по потенциальным клиентам: проверка наличия бюджета на приобретение автотехники и источника финансирования, контактные данные.

Рис.11. Окно «Карточка потенциального клиента»

3. Управление идентификационными номерами продукции и резервирование товарных позиций. Это позволяет исключить вторичные продажи одних и тех же номенклатурных единиц. Резервирование автотехники доступно только при выполнении условия: клиентом внесена предоплата по договору. По каждому автомобилю система позволяет фиксировать VIN код, бренд и модель, а также срок его резерва.

Рис.12. Окно «Резервирование автомобиля»

4. Мониторинг специалистами по продажам расчетов клиентов: общие суммы договоров купли-продажи автомобилей, денежные поступления и величины остатков по оплате договоров, расчет которых в системе осуществляется автоматически в абсолютных и относительных значениях.

Рис.13. Окно «Договор»

Система хранит информацию по оплатам в привязке к клиентскому договору: дата поступления денежных средств, сумма и валюта поступления, номер платежного поручения.

Рис.14. Окно «Оплата»

5. Ф ормирование коммерческих предложений и договоров купли-продажи (печатный вариант).

6. Анализ эффективности корпоративной торговой деятельности по специализированным отчетам.

6. Отчет по контрактам: позволяет отслеживать состояние оплаты и остаток по текущим договорам, контролировать работу специалистов по продажам.

7. Отчет по поступлениям: отражает информацию по текущим поступлениям денежных средств в привязке к клиентам и договорам.

Рис.15. Окно «Мониторинг по договорам»

В отраслевое решение включены отчеты для анализа фактической рабочей активности каждого специалиста отдела продаж. В отчет попадает информация на текущую дату [34].

Отраслевое решение для автомобильных дистрибьюторов incadea.engine IMS [35]:

Рис.16. Компоненты решения

Решение incadea.engine IMS предлагает дистрибьюторским компаниям следующие группы возможностей:

· Дистрибуция автомобилей: регистрация заявок на продажу или закупку автомобилей, отпуск автомобилей дилерам, формирование полного пакета документов на отпуск автомобиля, информация о клиенте, ценообразование при покупке и продаже автомобилей,конфигурирование автомобиля,регистрация поставщика, компоновка автовозов, логистика и отслеживание цепочки поставок автомобилей, приемка автомобилей, регистрация квоты покупки и продажи по автомобилям, отгрузки автомобиля,регистрация издержек.

· Дистрибуция запасных частей: учет заявок от дилеров и формирование сводных заявок, учет складских запасов, интеграция с электронными каталогами запасных частей, расчет потребностей, планирование закупок, приемка запасных частей на склад, контроль исполнения заказов продажи и покупки,формирование пакета документов на отгрузку запасных частей,отпуск товара,регистрация издержек на запасные части.

· Гарантийный учет: интеграция с гарантийной системой завода, автоматизированная обработка возмещений дилеров, импорт данных о созданных дилерами гарантийных заявках или интерфейс для создания гарантийных заявок и их статус, преобразование и занесение в базу данных заводского файла с информацией об оплате гарантийных заявок, автоматическое формирование документов (счетов-проформ) на оплату гарантийных заявок для каждого дилера из базы данных,формирование по гарантийным заявкам аналитических отчетов. [35].

· Взаимодействие с дилерами: регистрация заявок на запчасти и автомобили без участия менеджеров дистрибутора, регистрация продажи автомобилей конечным клиентам.

Конфигурация «1C:Розница 8. Магазин автозапчастей» предназначена для комплексной автоматизации в розничной торговле автомобильными запасными частями, шинами, дисками и сопутствующими товарами [26].

В «1C:Розница 8. Магазин автозапчастей» реализован механизм [26]:

­ применяемости автозапчастей по их принадлежности к маркам автомобилей (механизм может быть использован при печати этикеток и ценников, взаимодействии с различными автомобильными каталогами, при подборе номенклатурных позиций в различных документах);

­ создания макетов ценников и этикеток и их печати из любых видов «товарных» документов;

­ учета взаимозаменяемости номенклатурных позиций (для сопоставления аналогичных взаимозаменяемых позиций и возможности выбора или подбора аналогов в случае, если оригинальной выбираемой позиция отсутствует в наличии);

­ взаимодействия с автомобильными каталогами, реализованный в конфигурации «Розница 8. Магазин автозапчастей», предоставляет возможность поиска деталей в базе данных каталога и импорта данных из каталога в номенклатурный справочник конфигурации.

В «1C:Розница 8. Магазин автозапчастей» оформляются:

­ приход товаров от контрагента на склады предприятия, в том числе в двухфазовом (ордерном) режиме;

­ реализация товаров и услуг контрагенту, в том числе в двухфазовом (ордерном) режиме;

­ перемещение товаров между магазинами, внутренними складами магазинов, магазинами и складами предприятия, в том числе в двухфазовом (ордерном) режиме;

­ торговля комплектами товаров, созданными как в момент продажи товара, так и с подготовкой комплекта (операция «комплектация»);

­ возвраты товаров от покупателей (реализованы механизмы автоматического создания необходимых документов при возврате «Не День в День» в режиме «Рабочее место кассира»);

­ документы инвентаризации товаров («Инвентаризация товаров», «Списание товаров», «Оприходование товаров»);

­ приходные и расходные кассовые ордера в магазинах;

­ документы перемещения денежных средств между магазинами, внутренними кассами магазинов, магазинами и кассами предприятия;

­ чеки продажи, и по окончании смены сводный отчет по контрольно-кассовой машине, с учетом возвращенных товаров в смену.

Другие возможности «1C:Розница 8. Магазин автозапчастей» [26]:

­ работа с эквайринговыми системами;

­ учет оплат: товаров кредитами и по платежным картам, договоров эквайринга и условия возвращения (не возвращения) торговой уступки эквайрером при возврате товаров;

­ использование скидок: процентных (накопительных) по дисконтным картам, с разделением по магазинам, контрагентам, на сумму чека, по времени действия, по количеству товара, по виду оплаты;

­ поддержка торгового оборудования: фискальные регистраторы, терминалы сбора данных, сканеры штрихкодов, дисплеи покупателя, платежные терминалы, ридеры магнитных карт;

­ многофирменный учет (каждый склад или торговый зал может быть отнесен к определенной организации) и многомагазинный учет;

­ использование ордерных схем перемещения, реализации и поступления товаров на склады предприятия и в магазины;

­ контроль установки цен на товары для каждого магазина в отдельности;

­ учет шин и дисков в разрезе дополнительных свойств: для шин – ширина шины, профиль шины, посадочный диаметр, индекс нагрузки, индекс скорости; для дисков – вылет диска, ширина диска, диаметр диска, посадочный размер, посадочный диаметр;

­ работа с типами цен номенклатуры, которые в случае использования управляющей системы могут выступать в роли рекомендованных цен к розничной торговле, но быть скорректированными для розничной продажи в зависимости от географического положения розничной точки.

Решение для автомобильного бизнеса, разработанное компанией BrightAuto на базе системы управления взаимоотношениями с клиентами Microsoft Dynamics CRM – автоматизирует процессы работы с потенциальными покупателями автотранспорта, а также анализ продаж [27]:

· создание единой точки доступа к полной информации о потенциальных и действующих клиентах;

· интеграция CRM системы с Call Centre;

· сегментирования клиентов по предпочтения, ценностям, географии и прочим признакам;

· формирование индивидуальных маркетинговых акций для наиболее прибыльных клиентов;

· управление договорами по кредитам, лизингу и страховке транспортных средств;

· создание портала для клиентов;

· определение наиболее эффективного источника клиентов и соответствующее распределение бюджета на будущие периоды.

Решения включает [27]:

· Модуль конфигурирования транспортного средства: марки, модели, конфигурации. Есть возможность добавления опций и аксессуаров, при этом можно указать аксессуары, которые будут добавлять по умолчанию к конфигурации.

· Модуль сети: список дилерских центров, база ресурсов в разрезах дилерских центров. Модуль позволят управлять распределенной сетью ДЦ.

· Модуль управления продажами транспортных средств. Модуль позволяет конфигурировать различный модификации транспортного средства, вести складской учет транспортных средств и учет проданных транспортных средств, контролировать место нахождения транспортных средств в различных точках пути.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: