Товаров

Мелкорозничная торговля — это активная форма предло­жения товаров повседневного и наиболее частого спроса и оказа­ния услуг вне магазина. Развитие этой формы продажи товаров, особенно в последние годы, способствует росту товарооборота, ускорению торгового обслуживания, экономии времени покупа­телей, улучшению удовлетворения их потребностей. Высокая подвижность мелкорозничной торговой сети, возможность ее быстрого развертывания и перемещения представляют большие удобства для организации сезонной торговли овощами и фрук­тами, безалкогольными напитками, мороженым, табачными из­делиями, сувенирами, печатными изданиями, цветами и т.п.

Продажа товаров через автоматы — одно из важнейших направлений технического прогресса в торговле. Оно должно ус­коренно развиваться, дополняя процесс обслуживания населе­ния в магазинах и предприятиях общественного питания.

Торговые автоматы в подавляющем большинстве случаев да­ют не экономический, а социальный эффект, проявляющийся в экономии времени покупателей, облегчении условий работы, устранении трудоемких процессов. Реализация товаров через автоматы в корне изменяет характер труда работников торгов­ли, так как при этом полностью устраняются функции по оказа­нию услуг покупателям. В то же время получают развитие фун­кции организационно-технического обслуживания автоматов. Заметно повышается производительность труда при одновре­менном снижении его затрат.

Несмотря на неоспоримые преимущества, торговля через ав­томаты развивается в республике крайне медленно, а в послед­ние годы из-за исчезновения из оборота мелкой разменной моне­ты она практически находится на нулевом уровне.

Основной причиной, сдерживающей развитие этой формы продажи товаров, является низкая экономическая эффектив­ность применения автоматов. Именно поэтому они используют­ся в основном для продажи газированной воды, в редких случа­ях — для продажи кваса и соков.

. ~ Посылочная торговля представляет собой одну из форм реа­лизации населению товаров народного потребления на основе предварительных заказов покупателей и доставки заказанных изделий, как правило, средствами почтовой связи. Как и торгов­ля через автоматы, посылочная торговля не получила сущес­твенного развития в республике из-за ограниченности товарных ресурсов, слабости материально-технической базы, несовершен­ства технической оснащенности предприятий, высоких тарифов на услуги почтовой связи и т.п.

В настоящее время посылочную торговлю в республике осу­ществляют в незначительных объемах Белкоопсоюз (продажа мото- и велотоваров, запчастей), объединения "Белкнига" и "Белсортсемовощ", отдельные магазины. Эти предприятия об­служивают в основном сельское население республики.

Перспективность развития посылочной торговли определя­ется ее социальными и экономическими преимуществами.

Социальный эффект посылочной торговли характеризуется возможностями более полного удовлетворения спроса населе­ния при экономном использовании его свободного времени, зна­чительная часть которого в настоящее время расходуется на приобретение товаров.

Экономический эффект может быть достигнут при условии высокого организационно-технического уровня посылочной торговли на основе концентрации в этой сфере деятельности со­ответствующих основных фондов, товарных запасов и трудовых ресурсов торговли. В связи с этим необходима коренная перестройка посылочной торговли. Главное направление такой перес­тройки — ускоренное развитие и совершенствование матери­ально-технической базы на основе создания высокомеханизиро­ванных и частично автоматизированных предприятий, осна­щенных необходимыми техническими средствами, внедрения прогрессивных форм обслуживания населения и упорядочения системы их товароснабжения.

Электронная торговля - метод внемагазинной продажи, при котором покупатель с помощью компьютера и сети Тп^егпе'Ь вы­бирает по каталогам или образцам нужный товар и оплачивает его с помощью специальной кредитной карточки.

Продажа товаров организациям и учреждениям мелкооп­товыми партиями может осуществляться сетью специальных баз розничной торговли и магазинов по безналичному расчету. В этом случае оплата стоимости товара осуществляется путем пе­речисления бухгалтерией покупателя через банк денежных сумм на расчетный счет магазина. Продажа по безналичному расчету производится по разрешению городских и областных управлений торговли по определенному перечню.

Согласно правилам мелкооптовой торговли техника отпуска товаров по безналичному расчету следующая: организация или учреждение представляют магазину письмо-заявку (требова­ние) с просьбой продажи нужных товаров, подписанное руково­дителем и главным бухгалтером. Магазин выдает покупателю счета-фактуры, служащие основанием для перечисления требу­емых сумм. После оплаты через банк магазин по доверенности организации или учреждения выдает проданный товар.

Предприятия, организации и учреждения могут приобре­тать товары как за безналичный, так и за наличный расчет.

Продажа товаров в кредит осуществляется по ограниченно­му кругу товаров, перечень которых определяется самим мага­зином. Б кредит могут продаваться в основном товары длитель­ного пользования — мебель, телевизоры, мотоциклы, швейные изделия и т.п.

Порядок продажи товаров в кредит регулируется специаль­ными правилами Министерства торговли, согласно которым пе­редача товаров покупателям с рассрочкой платежа осуществля­ется при условии, что покупатель оплачивает, кроме стоимости товара, и процент за банковский кредит в течение определенно­го срока (обычно 1 год).

Продажа товаров, принятых от населения, кооперативов, лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, осуществляется сетью комиссионных или коммерческих магазинов, основная задача которых — оказание помощи в продаже ненужных вещей, за что лица, сдавшие вещи на комиссию (ко­митенты), оплачивают стоимость услуг, связанных с продажей товаров.

Одним из основных правил комиссионной торговли является то, что цена здесь определяется по соглашению между комитен­том и комиссионером или самим комитентом. Если вещь в тече­ние определенного срока не продана, она может быть уценена магазином до продажной стоимости или возвращена комитенту. За хранение товаров в магазине с комитента может взыскивать­ся сбор.

Комиссионная торговля продовольственными товарами по ценам согласно договоренности организуется потребительской кооперацией.

Потребительская кооперация постоянно увеличивает закуп­ки у колхозов и особенно у колхозников излишков сельскохо­зяйственных продуктов с тем, чтобы продавать их как на мес­тном рынке, так и в других районах по ценам, сложившимся на этих рынках.

Для торговли закупаемыми сельхозпродуктами в городах, рабочих поселках и райцентрах организованы городские коопе­ративные торги. Они создают материально-техническую базу для торговли сельхозпродуктами, организуют их закупку и про­дажу.

Продажа товаров на рынках осуществляется на городских продовольственных и вещевых рынках по свободным договор­ным ценам при условии оплаты за предоставленные торговое место и оказанные услуги.

Рынок — специально отведенное место, с созданными на нем надлежащими условиями для реализации сельскохозяйствен­ной продукции, дикорастущих плодов и ягод и других товаров.

Рыночная торговля осуществляется в соответствии с "Прави­лами торговли на рынках Республики Беларусь". Согласно Пра­вилам на территории рынка могут быть расположены пункты розничной торговли (магазины, палатки, ларьки и т.п.), общес­твенного питания, бытового обслуживания, гостиницы и т.п.

Для торговли непродовольственными товарами на рынках отводятся специальные места или организуются специализиро­ванные вещевые рынки,

Режим работы рынка, размер оплаты за место устанавлива­ются администрацией по согласованию с органами власти.

Юридические лица и предприниматели должны иметь ли­цензию на право деятельности.

Торгующим на рынке оказывается ряд услуг: разруб мяса, выдача весоизмерительного оборудования, хранение, перевозка и т.д. Большинство услуг — платные.

Продовольственные товары реализуют только при наличии документов, удостоверяющих качество. Контроль качества ор­ганизуется через лабораторию ветеринарно-санитарной экспер­тизы.

Все торгующие на рынках несут ответственность за наруше­ния правил торговли в соответствии с законодательством Рес­публики Беларусь.

Продажа по подписке осуществляется преимущественно при торговле книгами. В этом случае покупатель вносит денеж­ный аванс как гарантию выкупа всего комплекта подписки. При подписке, после внесения аванса, покупателю выдают кви­танцию или абонемент, при предъявлении которых ему выдают на почте или в магазине подписных изданий оплаченные экзем­пляры комплекта.

Сезонные базары и ярмарки имеют целью расширение про­дажи товаров в определенные периоды года (елочные базары — перед новогодними праздниками, школьные — перед началом учебного года и т.п.). Для их организации в магазинах увеличи­вается число рабочих мест, привлекается дополнительный штат продавцов, производится предварительное накопление сезон­ных товаров.

В отличие от сезонных базаров ярмарки организуются для продажи широкого ассортимента товаров. Они могут быть крат­ковременными и постоянно действующими и размещаются на стадионах, площадях, рынках.

Аукционы получили развитие в последние годы. Эта форма продажи характеризуется тем, что устанавливается минималь­ная цена товара, максимальная же на конкурсной основе уста­навливается самими покупателями в зависимости от спроса на тот или иной товар и применяется при продаже антикварных ве­щей, картин, скульптур, драгоценностей, товаров культур­но-бытового назначения.

В соответствии с состоянием рынка на те или иные товары могут возникать и исчезать и другие активные формы продажи: лотереи, выставки-продажи, выставки-дегустации, продажа то­варов в поездах, на самолетах, выездная и выносная торговля, продажа на дому, распродажи, продажа по телефону.

Эти формы достаточно активно используются в зарубежной торговле для расширения объема продаж.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: