Опыт организации оптовой торговли за рубежом

В странах с рыночной экономикой значение оптового звена в системе товарного обращения сегодня не вызывает сомнения. В настоящее время в большинстве стран существует два основных рыночных канала — производственный и потребительский.

К производственному (промышленному) потребителю това­ры, с одной стороны, могут направляться без оптового посредни­ка, с другой стороны, производитель может иметь собственное оптовое звено, использовать независимую оптовую компанию или своих агентов, или брокеров.

Потребительский канал несколько отличается от производ­ственного, так как в данном случае товар предназначен главным образом для личного потребления, поэтому он может быть про­дан производителем:

напрямую индивидуальному потребителю;

крупному розничному предприятию;

мелким розничным торговцам через оптовую фирму;

через комиссионеров.

В связи с этим в странах с рыночной экономикой существуют компании, осуществляющие оптовую торговлю, состав которых весьма разнообразен по выполняемым функциям, предлагае­мым услугам, размерам, размещению, специализации, ориента­ции на различные категории покупателей и т.п.

В оптовой торговле США выделяются три основных группы оптовых предприятий, отличающихся характером распоряже­ния и владения товаром:

независимые оптовые посредники, оборот которых составля­ет свыше 50 % оборота всей оптовой торговли;

сбытовые органы промышленных компаний (оптовые конто­ры, оптовые базы), на долю которых приходится свыше 35 % в оптовом товарообороте;

оптовики, не приобретающие права владения товаром (аген­ты, брокеры, комиссионеры, аукционные компании), получаю­щие комиссионные в виде процента от продаж и доля которых

свыше 11 %.

В оптовой торговле США имеют место и такие типы предпри­ятий оптовой торговли, как оптовые склады и закупочные фир­мы розничной торговли, оптовики-заготовители сельскохозяй­ственной продукции, нефтяные оптовые фирмы.

В США получила развитие так называемая вертикальная или "цепная" интеграция торговых предприятий в виде опто­во-розничных объединений, кооперативных ассоциаций роз­ничных фирм и т.п. Через предприятия, интегрированные в сос­тав вертикальных объединений, реализуется не менее половины оптового товарооборота, В США государство оказывает регулирующее воздействие на функционирование оптового посредника. Методы регулирования: налоговая политика; разработка законодательных актов; разработка правил обращения товаров;

установление различных форм ответственности за наруше­ния качества и т.п.

В США функционирует Национальная ассоциация оптовых посредников, которая оказывает существенную помощь в ста­новлении финансовой стабильности и организационной дея­тельности входящих в нее предприятий.

В оптовой торговле ФРГ получили развитие оптово-рознич­ные объединения, товарные биржи, бюро или отделения сбыта промышленных предприятий и др.

Среди них наибольшее распространение получили опто­во-розничные объединения, закупающие крупные партии това­ров у промышленных фирм и реализующие их своим предприя­тиям розничной торговли, оказывая при этом им услуги по кре­дитованию закупки, совместной рекламе, формированию ассор­тимента и пр. Должное место здесь занимают и товарные биржи (открытые, закрытые, смешанного типа, срочные). Открытые биржи действуют с участием посредника — брокера или дилера, в закрытых биржах покупатели и продавцы не контактируют друг с другом, срочные биржи торгуют не товаром, а контракта­ми на будущие поставки.

Оптовая торговля Японии имеет особенности, так как в этой стране практически отсутствуют прямые связи розничной тор­говли и промышленности. Основу ее составляют торговые дома, которые организуют и производство, и торговлю той или иной группой товаров, и специализированные оптовые фирмы, пред­ставляющие промышленные компании.

В оптовой торговле имеют место основные (первичные) и вто­ростепенные (вторичные) фирмы. Основные фирмы выступают представителями крупных промышленных фирм, закупают продукцию у этих фирм и реализуют ее крупным (розничным) объединениям. Вторичные фирмы, как правило, закупают това­ры у основных и снабжают имп небольшие предприятия рознич­ной торговли. В оптовой торговле Японии имеются оптово-роз­ничные и рознично-оптовые объединения.

В Великобритании и Франции существенное развитие полу­чили мелкооптовые предприятия типа "кэш энд кэрри", обеспе­чивающие товарами мелкий бизнес (предприятия массового питания, гостиничного хозяйства, мелких торговцев и т.д.). На их долю приходится свыше 60 % оптового товарооборота.

Широчайшее развитие в практике оптовой торговли зару­бежных стран получило торговое посредничество (агенты, бро­керы, комиссионеры и др.), при котором посредник не владеет товаром и не осуществляет операции купли-продажи, а только способствует установлению хозяйственных связей покупателей и продавцов, за что получает определенные комиссионные.

Изучение опыта функционирования оптовых посредников в странах с развитой рыночной экономикой свидетельствует о не­обходимости создания соответствующих торгово-посредничес-ких предприятий с различными организационно-правовыми формами и широким спектром услуг в нашей стране. В экономи­ке Республики Беларусь действуют главным образом крупные оптовые предприятия, которые не в состоянии эффективно об­служивать розничную сеть в силу объективных причин (удален­ность от розничной торговли, узкий ассортимент, неэффектив­ное использование транспорта и т.п.). Поэтому наряду с круп­ными оптовыми предприятиями экономически оправдано фун­кционирование мелких и средних оптовых предприятий, инсти­тута агентов и брокеров, комиссионеров и т.д.

Только при наличии множества типов торговых посредников может быть обеспечена конкурентная среда и исключен монопо­лизм крупных оптовых баз и объединений, что в конечном итоге будет способствовать развитию здоровой конкуренции в оптовой торговле и улучшению обслуживания конечных потребителей товаров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: