Правовое положение специализированных организаторов оптового товарооборота

К специальным участникам оптового товарного оборота относятся торговые посредники, которые не приобретают права собственности на товар, не извлекают прибыли, свя­занной с реализацией товара, а являются его организато­рами. Они создают условия для совершения сделок другими субъектами товарного рынка. К ним относятся: товарные биржи, оптовые ярмарки, выставки-продажи, аукционная торговля, коммерческие торги, оптовые рынки.

3.1. Товарные биржи

Первым специальным субъектом — организатором оптовой торговли является товарная биржа. Биржа (нем. borse) — организационно оформленный регулярно функ­ционирующий рынок, на котором совершается торговля ценными бумагами (фондовая биржа), иностранной валю­той (валютная биржа) или оптовая торговля товарами (то­варная биржа).

Правовое положение товарных бирж определяется Зако­ном РФ от 20.02.1992 № 2383-1 «О товарных биржах и бир­жевой торговле».

Под товарной биржей понимается организация с пра­вами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, про­водимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам (п. 1 ст. 2 Закона).

На товарной бирже осуществляется оптовая торговля массовыми товарами, преимущественно сырьевыми и сель­скохозяйственными (нефтью, углем, лесом, цветными металлами, хлопком, сахаром, зерном и др.). Как правило, товар продается и покупается без предварительного его осмотра покупателем на основе ознакомления с качествен­ными характеристиками товара по образцу, стандарту, описанию и т.п. Продается и покупается не конкретная партия, а установленное количество товара определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коно­самент на указанный товар. Биржевым товаром не могут быть недвижимое имущество и объекты интеллектуальной собственности (п. 2 ст. 6 Закона).

Товарные биржи могут иметь филиалы и другие обособ­ленные подразделения, в соответствии с антимонопольным законодательством создавать союзы, ассоциации и иные объединения для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов и организации совместных торгов.


В соответствии со ст. 3 Закона товарные биржи обла­дают специальной правоспособностью, так как вправе осу­ществлять только деятельность, непосредственно связан­ную с организацией и регулированием биржевой торговли. Она не может осуществлять торговую, торгово-посредни- ческую и иную деятельность, не связанную с организацией биржевой торговли, не вправе осуществлять вклады, приоб­ретать доли (паи), акции предприятий и организаций, если они не ставят целью осуществление биржевой торговли. Однако данное ограничение не распространяется на юри­дические и физические лица, являющиеся членами биржи.

Товарные биржи осуществляют регистрацию внебирже­вых сделок с биржевым товаром, в том числе долгосрочных договоров поставки, ведет реестр указанных сделок и обе­спечивает предоставление информации из соответствую­щего реестра.

Как видим, действующим законодательством введены ограничения, которые не позволяют биржам отвлекаться от главного дела, ради которого они созданы, ставить свои предпринимательские интересы выше интересов обслужи­ваемых ими участников биржевой торговли. На практике, к сожалению, не всегда это выполняется, особенно на тех биржах, учредительные документы которых позволяют полу­чать дивиденды и распределять их между своими членами.

Поскольку Законом прямо не установлена организаци­онно-правовая форма товарной биржи, существует мнение, что она может создаваться в одной из форм, предусмотрен­ных ГК. Главное, чтобы при этом были соблюдены требова­ния Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле». А именно, что она создается юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, число которых не может быть менее 10 и подлежит государственной реги­страции в установленном порядке. Члены биржи участвуют в формировании уставного капитала биржи либо вносят членские или иные целевые взносы в имущество биржи. Учредители биржи в течение трех лет с момента государ­ственной регистрации биржи могут иметь особые права и обязанности на бирже вне сферы биржевой торговли. Доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10%.

В настоящее время товарные биржи могут создаваться и действовать в форме некоммерческих партнерств, объ­единений юридических лиц (ассоциаций и союзов) и авто­номных некоммерческих организаций. По мнению спе­циалистов, конструкция некоммерческого партнерства по сравнению с другими названными формами более удачно восполняет пробелы законодательства о правовом статусе товарных бирж.

Членство на бирже дает право: участвовать в бирже­вой торговле; участвовать в принятии решений на общих собраниях членов биржи, а также в работе других органов управления биржей; получать дивиденды, если они преду­смотрены учредительными документами биржи.

В создании биржи не могут участвовать:

— органы государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления;

— биржи и кредитные учреждения, страховые и инвести­ционные компании и фонды, общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды;

— физические лица, которые в силу закона не могут осу­ществлять предпринимательскую деятельность.

Члены биржи делятся на следующие категории: полные члены и неполные члены. Различие между ними заклю­чается в том, что полные члены имеют право участвовать в биржевых торгах во всех секциях, отделах и отделениях биржи, а неполные члены только в определенной секции, отделе, отделении.

Порядок приема в члены биржи, приостановки и пре­кращения членства определяются уставом биржи. Членство на бирже подтверждается свидетельством, выдаваемым биржей.

Члены биржи в соответствии с Законом могут сдавать в аренду свое право на участие в биржевой торговле только одному юридическому лицу или индивидуальному пред­принимателю. Срок аренды определяется в договоре, кото­рый подлежит регистрации на бирже. Переуступка (суба­ренда) прав на участие в биржевой торговле запрещается.

Биржевая торговля может осуществляться на товарных биржах только на основании лицензии, выдаваемой в уста­новленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков (СФР России).

Учредительным документом товарной биржи является ее устав. В уставе должны быть определены:

— структура управления и органы контроля биржи, их функции, полномочия, порядок принятия решений;

— размер уставного капитала;

— перечень и порядок формирования постоянных фон­дов;

— максимальное количество членов биржи;

— порядок приема в члены биржи, приостановки и пре­кращения членства;

— права и обязанности членов биржи и других участни­ков биржевой торговли;

— порядок разрешения споров между участниками биржевой торговли по биржевым сделкам, деятельности биржи, ее филиалов и других обособленных подразделений (ст. 17 Закона).

Структура биржи выглядит следующим образом. Выс­шим органом управления биржей, как разновидности кор­поративной организации, является общее собрание членов биржи, которое обеспечивает реализацию прав и обязан­ностей биржи и ее членов. Управление биржей в периоды между общими собраниями осуществляет биржевой коми­тет (совет), возглавляемый председателем, который создает в качестве исполнительного органа правление (дирекцию) биржи во главе с управляющим или генеральным дирек­тором биржи. Общее собрание членов биржи выбирает и освобождает также членов ревизионной комиссии, арби­тражной комиссии, а также их председателей.

Основной целью создания и деятельности товарных бирж является организация биржевой торговли взаимоза­меняемыми товарами. Правила организации биржевой тор­говли принимаются общим собранием членов биржи (ст. 18 Закона). В частности, в них должны быть предусмотрены:

— порядок проведения биржевых торгов и информиро­вание участников биржевой торговли об их проведении, о биржевых сделках и их ценах на предшествующих бир­жевых торгах, о котировке биржевых цен;

— виды биржевых сделок, порядок их регистрации и учета;

— перечень структурных подразделений биржи и наиме­нований товарных секций;

— порядок взаимных расчетов членов биржи и других участников биржевой торговли при заключении биржевых сделок;

— порядок информирования членов биржи и дру­гих участников биржевой торговли о товарных рынках и рыночной конъюнктуре биржевых товаров;

— размеры отчислений, сборов, тарифов и других плате­жей и порядок их взимания биржей и т.п.

Участниками биржевой торговли являются члены биржи, постоянные и разовые посетители. Члены биржи, являющиеся брокерскими фирмами или независимыми брокерами, осуществляют биржевую торговлю непосред­ственно от своего имени и за свой счет, или от имени кли­ента и за его счет, или от своего имени за счет клиента, или от имени клиента за свой счет. На западных крупных бир­жах работают тысячи брокеров.

Если же члены биржи не являются брокерскими фир­мами или независимыми брокерами, то они участвуют в биржевой торговле в следующих формах: 1) непосред­ственно от своего имени — только при торговле реальным товаром, исключительно за свой счет, без права на бирже­вое посредничество; 2) через организуемые ими брокерские конторы; 3) на договорной основе с брокерскими фирмами, конторами и независимыми брокерами, осуществляющими свою деятельность на данной бирже. Брокерские фирмы, брокерские конторы и независимые брокеры обязаны вести учет совершаемых в биржевой торговле биржевых сделок по каждому клиенту и хранить сведения об этих сдел­ках в течение пяти лет со дня совершения сделки (ст. 24 Закона).

Постоянные посетители биржевых торгов имеют право в течение трех лет участвовать в биржевой торговле в по­рядке и на условиях, установленных Законом для членов биржи, но не участвуют в формировании уставного капи­тала и управлении биржей. Поскольку постоянные посети­тели пользуются услугами биржи, то они обязаны вносить плату за право на участие в биржевой торговле в размере, определенном органами управления биржи (ст. 21 Закона).

Разовые посетители биржевых торгов имеют право на совершение сделок только на реальный товар от своего имени и за свой счет.

Совершаемые на бирже сделки по своей юридической конструкции ничем не отличаются от сделок, заключае­мых за пределами биржи. Отличительный признак бирже­вых сделок следует искать в условиях, при которых сделка совершается, а именно: где, между кем, по поводу какого объекта, как она совершается. На бирже заключается мно­жество сделок, отличающихся как по целям их заключения, так и по характеру.

 

Поэтому необходимо отличать биржевые сделки в широ­ком смысле, под которые подпадают все сделки, заключа­емые на бирже, с участием биржи в целом. В эту группу включаются сделки, не связанные непосредственно с пере­ходом прав и обязанностей на биржевой товар. Сделки данной группы являются лишь предпосылками к заклю­чению сделок по поводу биржевого товара. В силу чего их можно назвать организационными, определяющими взаи­моотношения участников биржевой торговли, участников биржевых процессов в целом. В эту группу входят сделки, заключаемые между биржей и клиринговой организацией, биржей и депозитарием, биржей и брокерами (дилерами), где сама биржа выступает стороной договора. В качестве примера таких договоров можно указать договор о кли­ринговом обслуживании, заключаемый между брокерами и клиринговой палатой, договор комиссии или поруче­ния — между брокером и клиентом.

Под биржевые сделки в узком смысле слова подпадают исключительно сделки, заключаемые на бирже между бро­керами и дилерами по поводу биржевого товара, по поводу перехода прав и обязанностей на биржевой товар. Биржа в таких сделках выступает в качестве вспомогательного института, организующего торговлю. Обычно в цивилисти- ческой литературе под биржевыми сделками понимается именно вторая группа сделок.

Биржевой сделкой является зарегистрированный бир­жей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов (ст. 7 Закона). Исходя из этого опреде­ления основными признаками биржевых сделок являются: место заключения — биржевое собрание; субъекты — члены биржи, аккредитованные брокеры, постоянные и разовые посетители, являющиеся участниками биржевых торгов; объект — биржевые товары, допущенные к торгам; обя­зательная регистрация сделки в определенные сроки и в определенном порядке.

В ст. 8 Закона указывается, что в ходе биржевых тор­гов, организуемых товарной биржей, могут совершаться сделки купли-продажи биржевого товара, а также заклю­чаться договоры, являющиеся производными финансо­выми инструментами, базисным активом которых является биржевой товар. К договорам, являющимся производными финансовыми инструментами, заключаемым на бирже­вых торгах, применяются положения ст. 51 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг», если это не противоречит существу отношений, возникаю­щих из таких договоров.

Следовательно, участниками биржевой торговли могут совершаться сделки, связанные:

— с взаимной передачей прав и обязанностей в отноше­нии реального товара;

— взаимной передачей прав и обязанностей в отноше­нии реального товара с отсроченным сроком его поставки (форвардные сделки);

— взаимной передачей прав и обязанностей в отноше­нии стандартных контрактов на поставку биржевого товара, а также коносаментов (фьючерсные сделки). Они предпо­лагают уплату денежной суммы за товар через определен­ный срок после заключения сделки по цене, установленной в контракте. Целью этих сделок является получение раз­ницы в ценах, возникающих к сроку завершения сделки;

— уступкой прав на будущую передачу прав и обя­занностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (опционные сделки). Опцион (англ. option — выбор) означает, что уплата известной пре­мии дает право купить или продать товар по установлен­ной цене в любой день в течение определенного периода, либо вообще отказаться от сделки без возмещения убытков. Размер премии определяется с учетом риска колебания цен на товар.

Также могут совершаться другие сделки в отношении биржевого товара, контрактов или прав, установленные в правилах биржевой торговли.

Однако в данном Законе выражение «совершаемые на ней форвардные, фьючерсные и опционные сделки» заменены словами «заключаемых на ней договоров, являю­щихся производными финансовыми инструментами».

Таким образом, сделки, заключаемые на товарной бирже, подразделяются на две категории: сделки, заключа­емые в целях действительного перехода товара от продавца к покупателю (реальные), и сделки, не предусматриваю­щие действительную продажу. Реальные сделки могут быть двух видов: с немедленной оплатой и поставкой (кассовые) и с оплатой и поставкой к установленному сроку (на срок до 24 месяцев); наиболее распространенный срок — шесть месяцев.


Биржевые сделки не могут совершаться от имени и за счет биржи. Она не является участником правоотношений, возникающих в ходе биржевой торговли, и не несет ответ­ственности за неисполнение обязательств по биржевым ходом прав и обязанностей на биржевой товар. Сделки данной группы являются лишь предпосылками к заклю­чению сделок по поводу биржевого товара. В силу чего их можно назвать организационными, определяющими взаи­моотношения участников биржевой торговли, участников биржевых процессов в целом. В эту группу входят сделки, заключаемые между биржей и клиринговой организацией, биржей и депозитарием, биржей и брокерами (дилерами), где сама биржа выступает стороной договора. В качестве примера таких договоров можно указать договор о кли­ринговом обслуживании, заключаемый между брокерами и клиринговой палатой, договор комиссии или поруче­ния — между брокером и клиентом.

Под биржевые сделки в узком смысле слова подпадают исключительно сделки, заключаемые на бирже между бро­керами и дилерами по поводу биржевого товара, по поводу перехода прав и обязанностей на биржевой товар. Биржа в таких сделках выступает в качестве вспомогательного института, организующего торговлю. Обычно в цивилисти- ческой литературе под биржевыми сделками понимается именно вторая группа сделок.

Биржевой сделкой является зарегистрированный бир­жей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов (ст. 7 Закона). Исходя из этого опреде­ления основными признаками биржевых сделок являются: место заключения — биржевое собрание; субъекты — члены биржи, аккредитованные брокеры, постоянные и разовые посетители, являющиеся участниками биржевых торгов; объект — биржевые товары, допущенные к торгам; обя­зательная регистрация сделки в определенные сроки и в определенном порядке.

В ст. 8 Закона указывается, что в ходе биржевых тор­гов, организуемых товарной биржей, могут совершаться сделки купли-продажи биржевого товара, а также заклю­чаться договоры, являющиеся производными финансо­выми инструментами, базисным активом которых является биржевой товар. К договорам, являющимся производными финансовыми инструментами, заключаемым на бирже­вых торгах, применяются положения ст. 51 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг», если это не противоречит существу отношений, возникаю­щих из таких договоров.

Следовательно, участниками биржевой торговли могут совершаться сделки, связанные:

— с взаимной передачей прав и обязанностей в отноше­нии реального товара;

— взаимной передачей прав и обязанностей в отноше­нии реального товара с отсроченным сроком его поставки (форвардные сделки);

— взаимной передачей прав и обязанностей в отноше­нии стандартных контрактов на поставку биржевого товара, а также коносаментов (фьючерсные сделки). Они предпо­лагают уплату денежной суммы за товар через определен­ный срок после заключения сделки по цене, установленной в контракте. Целью этих сделок является получение раз­ницы в ценах, возникающих к сроку завершения сделки;

— уступкой прав на будущую передачу прав и обя­занностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (опционные сделки). Опцион (англ. option — выбор) означает, что уплата известной пре­мии дает право купить или продать товар по установлен­ной цене в любой день в течение определенного периода, либо вообще отказаться от сделки без возмещения убытков. Размер премии определяется с учетом риска колебания цен на товар.

Также могут совершаться другие сделки в отношении биржевого товара, контрактов или прав, установленные в правилах биржевой торговли.

Однако в данном Законе выражение «совершаемые на ней форвардные, фьючерсные и опционные сделки» заменены словами «заключаемых на ней договоров, являю­щихся производными финансовыми инструментами».

Таким образом, сделки, заключаемые на товарной бирже, подразделяются на две категории: сделки, заключа­емые в целях действительного перехода товара от продавца к покупателю (реальные), и сделки, не предусматриваю­щие действительную продажу. Реальные сделки могут быть двух видов: с немедленной оплатой и поставкой (кассовые) и с оплатой и поставкой к установленному сроку (на срок до 24 месяцев); наиболее распространенный срок — шесть месяцев.

Биржевые сделки не могут совершаться от имени и за счет биржи. Она не является участником правоотношений, возникающих в ходе биржевой торговли, и не несет ответ­ственности за неисполнение обязательств по биржевым сделкам. Вместе с тем Закон предусматривает ряд обязан­ностей биржи, направленных на установление определен­ных гарантий участникам биржевой торговли, в частности при совершении форвардных, фьючерсных и опционных сделок (ст. 28 Закона).

К сожалению, наши товарные биржи еще не вышли в необходимом объеме на совершение фьючерсных и опци­онных сделок, как в развитых рыночных странах. Современ­ная западная биржа представляет собой механизм выявле­ния соотношения спроса и предложения и формирования общественно необходимых цен на основные сырьевые товары. Там торгуются, у нас преобладают сделки с реаль­ным товаром, т.е. торгуют.

В целях обеспечения исполнения совершаемых на бирже сделок биржа организует расчетное обслуживание путем создания в установленном порядке расчетных учреждений (клиринговых центров) или заключения договора с банком об организации расчетного (клирингового) обслуживания. Это своеобразная система безналичных расчетов путем зачета взаимных требований и обязательств. Клиринговые центры могут создаваться как независимые от биржи орга­низации биржевых посредников.

Споры, связанные с заключением биржевых сделок, рас­сматриваются в биржевой арбитражной комиссии, положе­ние о которой утверждается биржей. Она создается как орган, осуществляющий примирение сторон или выпол­няющий функции третейского суда. Возникающие споры могут рассматриваться в суде общей юрисдикции и арби­тражном суде (ст. 30 Закона).

Ликвидация товарной биржи может быть осуществлена в добровольном порядке — по решению общего собра­ния членов биржи, а также в принудительном порядке — по решению суда общей юрисдикции или арбитражным судом.


К сожалению, из-за инертности участников российских бирж и отсутствия четкого законодательства до сих пор не налажена работа необходимого рыночного механизма ценообразования товаров. Участники прошедшей 25 фев­раля 2009 г. конференции «Биржевой товарный рынок России — 2009» вынуждены были констатировать, что про­изводители товаров не хотят продавать товар через систему биржевых торгов, так как сегодня им это невыгодно. Кроме того, широко обсуждаемая возможность создания единой электронной биржи также пока не получила должного развития. Эксперты считают, что причина — в отсутствии ответственной структуры за сам биржевой товарный рынок. Единого регулятора для биржевого товарного рынка пока нет.

3.2. Ярмарки по оптовой продаже товаров

Оптовые ярмарки относятся к организаторам оптового оборота и представляют собой одну из форм организован­ных рынков по оптовой продаже и закупке товаров.

В настоящее время в стране проводится ежегодно около 1500 ярмарок на различных уровнях. Примерно 100 фирм — организаторы ярмарочной деятельности — объеди­нены в Союз выставок и ярмарок СНГ, некоторые явля­ются членами Международного ярмарочного союза (UFI). Наиболее крупными из них являются «Интероптторг», «Экспоцентр», «Ленэкспо», «Нижегородская ярмарка», «Сибирская ярмарка», «Тверская ярмарка» и др. В России зарегистрировано и действовало порядка 150 специализи­рованных предприятий, профессионально занимающихся организацией и проведением выставок и ярмарок.

Дальнейшее развитие оптовых ярмарок в России тор­мозит отсутствие современного цельного нормативного правового акта в виде федерального закона, регулирую­щего их деятельность. На законодательном уровне не опре­делена даже организационно-правовая форма ярмарок. Ярмарки не являются юридическими лицами, хотя и обла­дают некоторой правосубъектностью. Это проявляется в наличии создаваемых при проведении ярмарок органов: ярмарочного комитета, дирекции, рабочей группы, которые решают, прежде всего, организационные вопросы. На прак­тике ярмарочные комитеты, создаваемые из представите­лей промышленности и торговли, сами разрабатывают и утверждают Правила деятельности оптовых ярмарок и порядок продажи и закупки на них товаров, которые гре­шат большим разнообразием и нестыковками с нормами права.

К существенным признакам оптовых ярмарок отно­сятся: их эпизодический характер, так как они проводятся 1—2 раза в год, предварительно установленные сроки и, как правило, в постоянных местах продаж; ведение торговли в форме гласного публичного торга; торговля товарами осу­ществляется по образцам, стандартам, сертификатам, ката­логам и описаниям.

По территориальному масштабу деятельности оптовые ярмарки могут проводиться как: международные, общерос­сийские, межрегиональные, региональные, местные. Так, в Москве создана широкая сеть «Ярмарок выходного дня». Они работают на 180 площадках, разбросанных по всему городу.

По отраслевой принадлежности делятся на отраслевые и межотраслевые.

По товарной специализации они могут быть универсаль­ными и специализированными и т.д.

Преимуществами оптовых ярмарок по продаже и за­купки товаров являются: быстрота заключения большого количества договоров, личные контакты представителей промышленности и торговли, разрешение возникающих споров в арбитраже ярмарочного комитета, выбор товаров по выставленным образцам, налаживание встречных про­даж, решение вопросов сбыта и снабжения.

Основными задачами оптовых ярмарок являются уси­ление влияния торговли на формирование планов произ­водства товаров, оказание воздействия на промышленность в целях расширения и обновления ассортимента товаров, внедрения в производство новых изделий, бесперебойного снабжения розничной торговли товарами в соответствии с заказами торговых организаций с учетом покупательского спроса.

Торговая ярмарка дает возможность предприятиям (экспонентам) с помощью образцов (экспонатов) ознако­мить посетителей, коммерсантов с объективным масшта­бом товаров, их качеством, одной или нескольких отраслей экономики. На оптовых ярмарках формируются связи тор­говли с производителями товаров, отрабатывается система заказов и заявок. Оптовые и розничные торговые организа­ции и индивидуальные предприниматели, заключая дого­воры на оптовых ярмарках, могут сравнить товары разных изготовителей, выбрать лучшие из них, выявить товары устаревшие, не отвечающие веяниям моды и современному дизайну, оценить работу промышленности по обновлению ассортимента и повышению качества товаров.

Развитие ярмарочной торговли является необходимым моментом формирования товарного рынка. Мировой опыт свидетельствует о жизненности этой формы. На междуна­родном рынке ярмарок первенство принадлежит Германии с известными ярмарочными комплексами в Берлине, Гам­бурге, Кельне, Лейпциге, Мюнхене и других городах. Из 44 ярмарок мира, площадь которых превышает 100 тыс. кв. м, 9 находятся в Германии. В начале каждого года (январь — март) здесь проводится до 100 международных ярма­рок. Наиболее востребованные ярмарки — строительные, мебельные, продовольственные, компьютерные, общеот­раслевые и военные.

Безусловно, главной задачей при проведении ярмарки является заключение прямых торговых договоров по образ­цам и урегулирование разногласий между сторонами, воз­никающих при заключении договора. Поскольку ярмарки не носят постоянного характера, наиболее приемлемой формой разрешения возникающих споров между сторо­нами являются третейские суды ad hoc. Они создаются самими спорящими сторонами, которые должны опреде­лить все процессуальные правила для рассмотрения кон­кретного спора.

Для успешного развития ярмарочной торговли в нашей стране необходимо правильно определить правовую форму ярмарки, установить общий порядок их организации и про­ведения, построения взаимоотношений между центром (руководящими органами) ярмарки и участниками, посе­щающими ярмарки для совершения сделок. И безусловно, необходима тесная координация данной работы со стра­нами СНГ, экономика которых тесно связана с Российской Федерацией. К сожалению, подписанное 26 мая 1995 г. Соглашение о развитии выставочно-ярмарочной деятель­ности СНГ пока не дало ожидаемого результата.

3.3. Торгово-промышленные выставки


Основными отличительными чертами между выстав­ками и торговыми ярмарками является масштаб предложе­ния и неограниченный круг посетителей, присущие выстав­кам. На выставке товар, как правило, представляется его производителем, а не посреднической или торговой органи­зацией. Выставку характеризует большое количество мар­кетинговых и рекламных мероприятий. Если ярмарки носят в основном универсальный характер, то выставки система­тизируются по научно-исследовательским темам и направ­лениям, например, машиностроительные, металлургиче­ские, экологические, ювелирные, косметические и др.

Сегодня организацией и проведением выставок в стране занимаются 253 компании, в том числе в Москве — 160, Санкт-Петербурге — 13 и в других городах Российской Федерации — 80. В 2009 г. только в Центральном выставоч­ном комплексе на Красной Пресне состоялось 111 выста­вок с участием около 30 тыс. экспонентов из 108 стран. Их посетили 2 млн. 100 тыс. человек. Индустрия выста­вок, будучи одной из важных составляющих современной экономики, служит стартовой площадкой для внедрения инновационных решений в производство, позволяет озна­комиться с последними научно-техническими достижени­ями и понять тенденции развития в обозримом будущем.

Торгово-промышленные выставки являются организато­рами оптового товарооборота, так как на них выставляются не только готовые товары, но и товары, подлежащие про­изводству. Образцы товаров на выставках предоставляют возможность ознакомиться с ними, сравнить различные образцы по качеству и цене. На выставках завязываются хозяйственные связи торговых организаций с товаропро­изводителями, создаются возможности увеличения сбыта товаров и спроса на них, открытия новых рынков, под­держки отечественных производителей.

По масштабу деятельности различают всемирные, международные и национальные выставки. Национальные проводятся на федеральном уровне, субъектов РФ, бывают местные, региональные, межрегиональные выставки.

Торгово-промышленные выставки разделяются по то­варной номенклатуре: универсальные и специализирован­ные. Универсальными являются выставки, тематика кото­рых затрагивает несколько отраслей экономики. Иногда используются термины «широкие», «многоотраслевые». Как правило, название выставки включает в себя и инфор­мацию о ее статусе: «Всемирная универсальная выстав­ка — ЭКСПО». Специализированные выставки ориентиро­ваны на посетителей специалистов в конкретной области, отражаемой тем или иным образом в названии выставки, меньше уделяется внимание непосредственному сбыту то­варов. Эти выставки призваны продемонстрировать некие тенденции развития рынков. К престижным традиционным отечественным выставкам относятся: «Продэкспо», «Кон- сумэкспо», «Связь-Экспокомм», «Агропродмаш», «Хи­мия», «Металлообработка», «Здравоохранение», «Рекла­ма», «Мир детства» и др.

Огромное значение имеет поддержание высокого ста­туса и международного авторитета выставочных проектов, что каждый год прибавляет им новых участников. К при­меру, в проходившем в ЦВК 8 февраля 2010 г. крупней­шем в СНГ и Восточной Европе международном форуме продуктов питания, напитков и сырья для их производства «Продэкспо—2010», приняло участие около 2 тыс. экспо­нентов из 57 стран со всех континентов.

Всемирная торговая выставка «ЭКСПО—2010» прохо­дила в Шанхае (Китай) в мае 2010 г., в ней приняли участие 242 страны[1]. Российский павильон — 12 башен в виде рус­ских березок вокруг серого квадрата — главного выставоч­ного зала. Под экспозиции выставки было отведено четыре башни: Роскосмосу, Росатому, нанотехнологиям и регионам России. Основная тема российской экспозиции — умный город с выходом в космос.

К числу международно-правовых актов, регулирую­щих отношения, напрямую затрагивающую проблематику осуществления всемирной и международной выставочной деятельности, относятся: Парижская конвенция о междуна­родных выставках 1928 г. (СССР ратифицировал 17 октя­бря 1935 г.); Соглашение с государствами — участниками СНГ о развитии выставочно-ярмарочной деятельности в Содружестве Независимых Государств 1995 г., а также двусторонние соглашения Российской Федерации о тор­гово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с иностранными государствами. Во мно­гих из них содержатся отдельные положения, касающиеся выставочно-ярмарочной деятельности.

Что касается нормативно-правовой базы организации и проведения торгово-промышленных выставок в рамках Российской Федерации, ее субъектов, отдельных регио­нов, то она недостаточна, находится только в состоянии формирования. Отдельные вопросы общего характера осу­ществления выставочной деятельности регулируются пра­вовыми нормами, содержащимися в ГК, НК и некоторых Федеральных законах, например от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе», от 18.07.1999 № 183-ФЭ «Об экспертном конт­роле» и др.

Как видим, в стране слабая правовая база организации и проведения ярмарок и выставок, а главное — нет единого правового акта, посвященного регулированию основных аспектов выставочно-ярмарочной деятельности. Безус­ловно, отдельные вопросы указанной сферы регулируются нормативными актами Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъек­тов РФ, но это не решает проблемы.

При проведении выставок их организаторами подго­тавливается пакет нормативных правовых актов. В каче­стве организаторов проведения выставок могут выступать федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, торгово-промыш­ленные палаты, выставочные организации, ассоциации экономического взаимодействия. Так, в Москве распоря­жением премьера Правительства Москвы от 25.01.1996 № 54-РП утверждено Положение о постоянно действую­щей выставке-ярмарке по объектам инвестиций правитель­ства Москвы и коммерческих структур.

В последние годы Торгово-промышленная палата РФ является своего рода посредником между Правительством РФ и выставочными организациями. Она подготовила ряд предложений по закону о выставочно-ярмарочной деятель­ности, по ее инициативе внесены изменения в таможенное законодательство, значительно упрощающее ввоз-вывоз выставочного оборудования.

3.4. Публичные торги

Организаторами оптового товарооборота выступают и публичные торги, проводимые в форме аукциона или кон­курса. Общие правила проведения публичных торгов опре­делены ст. 447—449 ГК, а специальные правила проведения отдельных торгов содержатся в законодательных и подза­конных актах.

В качестве организатора торгов может выступать соб­ственник вещи или обладатель иного имущественного права на нее. Организатором торгов также могут являться специализированная организация или иное лицо, кото­рые действуют на основании договора с собственником веши или обладателем иного имущественного права на нее и выступают от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом.

Аукционы и конкурсы могут быть открытыми, в кото­рых участвуют любые юридические лица и индивидуаль­ные предприниматели, и закрытыми, в которых участвуют только юридические лица и индивидуальные предпринима­тели, специально приглашенные для этой цели.

Извещение о проведении публичных торгов, если иное не предусмотрено законом, должно быть сделано органи­затором не менее чем за 30 дней до их проведения (п. 2 ст. 448 ГК). В извещении должны содержаться сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и о порядке проведения, об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. Если же предметом торгов является только право на заключение договоров, то в извещении о предстоящих торгах должен быть указан представляемый для этого срок.

По своей юридической сущности извещение о проведе­нии публичных торгов является односторонней сделкой, порождающей соответствующие последствия. Так, между лицом, получившим извещение о проведении торгов, и организатором этих торгов устанавливается обязатель­ственное правоотношение, в силу которого данное лицо, изъявившее желание участвовать в торгах, имеет право тре­бовать от организатора торгов принятие и рассмотрения его предложения.

Организатор открытых торгов, если иное не предус­мотрено в законе или в извещении о проведении торгов, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее, чем за три дня до наступления даты его про­ведения, а конкурса — не позднее, чем за 30 дней до его проведения. При отказе от проведения открытых торгов с нарушением указанных сроков организатор обязан воз­местить участникам понесенный им реальный ущерб. Орга­низатор закрытых торгов обязан возместить приглашен­ным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой срок после направления извещения последовал отказ от торгов (п. 3 ст. 448 ГК).

Участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, определенном в извещении о проведении торгов.

Эта обязанность возлагается на участников торгов с той целью, чтобы отсечь от торгов недобросовестных участ­ников оптового товарооборота и тем самым обеспечить выполнение обязательств, возникших в результате проведе­ния торгов. Задаток возвращается участникам торгов, если они не состоялись или участники торгов не выиграли их. Выигравшим торги на аукционе признается его участник, предложивший наиболее высокую цену, а по конкурсу — участник, который по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложил лучшие условия.

Торги, проводимые с нарушением правил, установ­ленных законом, могут быть признаны судом недействи­тельными по иску заинтересованного лица. Из судебной практики можно назвать следующие часто встречающиеся нарушения: необоснованное исключение из числа участ­ников конкурса или аукциона лиц, признаваемых поку­пателями; несанкционированное изменение порядка про­ведения конкурса или аукциона, которое могло привести к неправильному определению победителя; незаконный отказ в участии в конкурсе или аукционе.

3.5. Оптовые и розничные рынки

Большое значение в функционировании оптового обо­рота имеют оптовые рынки. Они создаются с целью упоря­дочить взаимоотношения между производителями товаров и оптовыми покупателями, ввести определенную систем­ность и планомерность между ними. Оптовые рынки как юридические лица организуют в определенных местах и по установленным правилам операции по купле-продаже сель­скохозяйственного сырья и продовольственных товаров.

Обстоятельного правового регулирования деятельно­сти оптовых рынков до настоящего времени не существует. На практике применяются Примерные правила торговли на оптовом, продовольственном рынке, утвержденные при­казом Минсельхозпрода России и Роскомторга России от 01.12.1994 № 292/95, и Временные правила торговли на оптовом продовольственном рынке национального значе­ния, утвержденные Минсельхозпродом России 10.02.1997.

В них фигурируют, в принципе, аналогичные правила. Разница заключается в том, что во втором документе акцентируется внимание на статусе оптового рынка наци­онального значения. Такие рынки занимаются снабжением населения продовольственными товарами: рыбой и море­продуктами, фруктами и овощами, птицеводческими и мяс­ными продуктами и т.п. На национальных оптовых рын­ках предъявляются более жесткие требования к продавцу. Он должен аккредитоваться на оптовом рынке в качестве участника оптовой торговли. Расчеты между сторонами сделки на национальном рынке должны осуществляться только через банковские учреждения. Определены права и обязанности оптового покупателя.

Примерные правила торговли распространяются на все оптовые рынки, но конкретные правила торговли, дополне­ния и изменения к ним разрабатываются администрацией каждого отдельного оптового рынка и утверждаются его руководством. В этих правилах определяются время, место и порядок проведения торгов.

К участникам торгов на оптовом рынке относятся:

— продавцы — собственники товаров (производители, оптовые предприятия, посредники) или их полномочные представители, имеющие право ведения торговых операций на рынке;

— покупатели — розничные торговые, иные предприни­мательские структуры, индивидуальные предприниматели. Они имеют доступ на оптовый рынок в качестве покупа­телей в порядке, установленном администрацией оптового рынка;

— персонал оптового рынка, участвующий в оформле­нии торговых сделок непосредственно в товарных секциях.

Соблюдение установленного порядка ведения оптовой торговли, идентификация их участников обеспечивается администрацией рынка. Время работы оптового рынка устанавливается его администрацией по согласованию с местными органами исполнительной власти.

Оптовый рынок должен предоставлять продавцам воз­можности ведения оптовой торговли на основе:

— долгосрочной аренды места в торговом зале;

— краткосрочной аренды необходимых торговых площа­дей;

— разового участия в оптовой торговле с дневной опла­той стоимости торгового места или специальной рыночной пошлины, дифференцированной по видам товара, и упла­чиваемой с оборота.

Арендаторами торговых мест на оптовых торгах могут выступать не только собственники товаров, но их агенты, комиссионеры и другие посредники. Как правило, опто­вая торговля проводится на основе частных соглашений, но могут проводиться на основе аукциона или конкурса, в порядке, предусмотренном ГК. Кроме торгового места, оптовый рынок предоставляет помещения для хранения товаров, оборудованные в соответствии с требованиями хранения отдельных видов товаров.

Оптовый рынок самостоятельно куплей-продажей товаров не занимается, его задача — предоставить поме­щения и торговое оборудование для проведения торгов коммерческим оптовым организациям. Рынок представ­ляет собой место концентрации оптовиков и розничных торговцев, что создает конкурентную среду, активно вли­яющую на качество, ассортимент и цены продаваемых на рынке товаров.

Право продажи партий товаров номенклатуры опто­вого рынка предоставляется зарегистрированным на нем оптовым продавцам при наличии у них лицензии на веде­ние торговой деятельности, в случае ее лицензирования; и на основании документов, подтверждающих качество реализуемых товаров, в том числе в соответствии с тре­бованиями действующей нормативно-технической доку­ментации. А также с учетом состояния здоровья оптовых продавцов по установленным для торговли медицинским показателям.

На территории оптового рынка функционируют вспо­могательные службы администрации, которые занимаются вопросами подвоза и выгрузки товаров в пределах рынка; тепло-, энерго- и водоснабжения; охраны территории; вывоза мусора и отходов; обеспечения весами и другими измерительными приборами, средствами связи; проведения экспертизы качества и сертификации товаров.

Это все содержится в примерных правилах торговли, обязательных для всех оптовых продовольственных рын­ков.

Временные правила определяют права и обязанности оптовых торговцев национальных рынков; порядок инфор­мирования участников оптовой торговли о состоянии спроса и предложения, о ценах, конъюнктуре рынка реа­лизуемых товаров, порядке взаиморасчетов между участ­никами оптового рынка. Они определяют общий порядок формирования и взимания тарифов, сборов и других плате­жей на оптовом рынке; предусматривают порядок контроля за качеством реализуемых товаров и гарантии оптового рынка по соблюдению установленных санитарно-гигиени- ческих норм; а также санкций за нарушение правил тор­говли на оптовом рынке и порядок их применения.

Общий контроль за соблюдением правил осуществля­ется администрацией оптового рынка. За работой оптовых рынков в пределах своей компетенции осуществляют конт­роль Минпромторг России, Минсельхоз России, Минздрав- соцразвития России, их региональные структуры, а также территориальные органы государственного регулирования торговли и потребительского рынка в составе региональ­ных администраций.

Временные правила торговли на оптовом продоволь­ственном рынке национального значения в отличие от при­мерных правил предусматривают следующие особенности:

— правила торговли на оптовом рынке национального значения разрабатываются, изменяются, дополняются и утверждаются администрацией оптового рынка по согла­сованию с органами исполнительной власти субъектов РФ;

— порядок и режим работы оптового рынка устанавли­ваются его администрацией по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ;

— товарные секции разделяются между собой, а в каж­дой секции, как правило, выделяется автономная зона про­ведения расчетов и оформления документов.

Торговля, проводимая на оптовом рынке, является публичной, в которой одной стороной всегда является про­давец, принявший на себя обязанность осуществлять про­дажу товаров каждому, кто к нему обратиться. На оптовых торгах запрещается продажа товаров ниже фиксированного минимального количества, утвержденного администрацией рынка для данной группы товаров.

В структуре оптового рынка создается маркетинговый центр, который занимается изучением конъюнктуры рынка, сбором информации о спросе и предложении по конкрет­ным видам товаров. Обобщенные информации о состоянии торговли реализуемыми на оптовом рынке товарами рас­пространяются посредством бюллетеней оптового рынка или выводятся на информационном табло. По заказам кли­ентов за дополнительную плату маркетинговый центр про­водит более глубокие исследования по отдельным видам товаров.

Цель создания системы оптовых рынков — стимулиро­вание производства и сбыта товаров отечественных про­изводителей, оптовых продавцов и потребителей, уста­новления прямых хозяйственных связей, регулирования производства и сбыта сельскохозяйственной продукции и продовольствия для удовлетворения покупательского спроса.

Какова классификация оптовых рынков? Прежде всего, их делят на городские и сельские рынки. В отличие от городского, сельский оптовый рынок, кроме сельскохо­зяйственной продукции включает торговлю специализиро­ванными средствами производства и услуги для сельских товаропроизводителей и перерабатывающей промышлен­ности.

Различают универсальные рынки и специализиро­ванные, которые ориентируются на один вид продукции и (или) однородную товарную группу, например, рынки скота, мяса, рыбных продуктов, картофеля и плодоовощной продукции.

По зоне обслуживания различают муниципальные, реги­ональные, межрегиональные и межгосударственные опто­вые рынки.

По формам собственности оптовые рынки делятся на государственные, с преобладанием государственного капитала, муниципальные и частные.

На практике оптовые рынки превратились в оптово- розничные рынки, на которых товары приобретаются как населением, для удовлетворения своих личных и семей­ных потребностей, так и мелкими оптовиками — для пред­принимательской деятельности. В Федеральном законе от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» дано понятие розничного рынка. Под которым понимается: имущественный комплекс, предназначенный для осущест­вления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имею­щий в своем составе торговые места.

Розничные рынки подразделяются на универсальные и специализированные. На универсальном рынке менее 80% торговых мест от их общего количества предназна­чено для осуществления продажи товаров одного класса; на специализированном рынке 80% и более торговых мест от их общего количества предназначено для осуществле­ния продажи товаров одного класса, определяемого в соот­ветствии с номенклатурой товаров, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осущест­вляющим функции по выработке государственной поли­тики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли.

Из специализированных рынков Законом выделяется сельскохозяйственный, на котором осуществляется про­дажа сельскохозяйственной продукции в соответствии с перечнем, определенным Правительством РФ, и сель­скохозяйственный кооперативный рынок. На последнем управление осуществляется компанией, зарегистриро­ванной в соответствии с законодательством РФ в форме сельскохозяйственного потребительского кооператива, продажа сельскохозяйственной продукции также осущест­вляется в соответствии с перечнем, определенным Прави­тельством РФ.

В ст. 15 Закона устанавливается обязанность управ­ляющей компании универсальным рынком при разра­ботке и утверждении схемы размещения торговых мест на рынке предусматривать и предоставлять также места для осуществления деятельности по продаже сельскохо­зяйственной продукции гражданам, ведущим крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающимся садоводством, огородничеством, животно­водством1.

По мнению специалистов, розничные рынки — практи­чески единственное место, где мелкие хозяйства, фермеры и владельцы дачных подсобных хозяйств могут реализовать свою продукцию. Всего в России действует около 3,5 тыс. сельскохозяйственных рынков. Однако на многие из них доступ для мелких производителей закрыт — их товаром торгуют перекупщики, которые плотно оккупировали при­лавки. Фактически на районном уровне они устанавливают монополию и занижают закупочные цены как могут. Как известно, Минсельхоз России в качестве альтернативы попытался создать сеть кооперативных сельскохозяй­ственных рынков. Но за 2008 г. удалось открыть только 15. Скромный результат аграрные чиновники объясняют тем, что рынки во многих городах фактически «крышуют» муниципальные власти. А они не заинтересованы, как ни парадоксально, ни в снижении потребительских цен, ни в развитии малого аграрного бизнеса.

В советский период в каждой области и районе были торгово-закупочные базы, которые покупали сельскохозяй­ственную продукцию, не только выращенную в колхозах и совхозах, но и на частных подворьях, а затем продавали населению или государству. К сожалению, эту систему раз­рушили, а другую не создали.

Правительство РФ постановлением от 10.03.2007 № 148 утвердило Правила выдачи разрешений на право органи­зации розничного рынка. Данные Правила устанавливают порядок выдачи юридическим лицам разрешений на право организации розничного рынка. Законодатель ограничил срок действия разрешения пятью годами. Если же объекты недвижимости, расположенные на территории рынка, нахо­дятся в аренде у этого юридического лица, срок действия разрешения не может превышать срока аренды.

Чтобы получить разрешение, фирма должна предоста­вить в местные органы самоуправления заявление, указав тип рынка, который планируется организовать, и выходные данные организации. К ним относятся: полное и сокращен­ное наименование, организационно-правовая форма юри­дического лица, место его нахождения, государственная регистрация, номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающие факт внесения све­дений о юридическом лице в ЕГРЮЛ. Указывается в заяв­лении также идентификационный номер налогоплатель­щика и данные документа о постановке юридического лица на учет в налоговом органе.

В Правилах предусмотрены три основания для отказа в предоставлении разрешения. Первое — если у претен­дента на открытие розничного рынка отсутствуют права на объекты недвижимости, расположенные в пределах тер­ритории предполагаемого розничного рынка. Второе — если расположение объекта или объектов недвижимости, при­надлежащих заявителю, не соответствует плану, утверж­денному органом исполнительной власти. Третье основа­ние — если в заявлении о выдаче разрешения организация указала недостоверные сведения.

По действующему законодательству универсальные рынки с 1 января 2010 г. должны были работать исклю­чительно в капитальных строениях. С 1 января 2012 г. такая же участь ожидала и сельскохозяйственные рынки. Однако из-за сложной финансово-экономической ситуа­ции некоторые организаторы розничных рынков не смо­гут в установленные сроки провести реконструкцию или начать капитальное строительство рынков. В связи этим рыночное новоселье в капитальных строениях откладыва­ется для универсальных и специализированных несельско­хозяйственных рынков до 1 января 2013 г. Исключение — Москва, Санкт-Петербург — 1 июля 2012 года. В городах с численностью населения свыше 500 тыс. человек — с января 2013 года. Для сельскохозяйственных и сельско­хозяйственных кооперативных рынков отсрочка продлится до 1 января 2015 г.

Рынки по-прежнему востребованы. Поэтому в плане размещения объектов рыночной торговли на террито­рии столицы сохранено 80 адресов. Они делятся на уни­версальные — таких 43 и специализированные — их 37. В число специализированных входят 26 сельхозрынков, 3 продуктовых, 6 строительных, 1 рынок радиоаппара­туры и 1 автозапчастей. По данным экспертов, популяр­ность московских рынков, во-первых, зависит от низких цен на продаваемые товары по сравнению с магазинными ценами на 15—20%. Во-вторых, региональные предприни­матели закупают на них оптом многие товары для дальней­шей перепродажи в своих городах. В-третьих, в условиях кризиса и снижения доходов населения с современных торговых комплексов на рынки переориентировалась часть среднего класса.

В числе организаторов оптового товарооборота могут быть также: склады гарантированного хранения, которые, как правило, обеспечивают срочное ответственное хране­ние товаров различных товаровладельцев; склады-отели, обеспечивающие срочное ответственное хранение товаров в местах с ограниченным числом товаровладельцев; транс- портно-экспедиционные склады — это структуры, созда­ваемые преимущественно на узловых станциях крупных магистралей.


[1] Российская газета. 2009. 27 окт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: