Сущность и функции оптовой торговли в сфере товарного обращения

Промышленная и сельскохозяйственная продукция в своем движении из сферы производства в сферу потребления, как пра­вило, проходит ряд промежуточных звеньев. Посреднические операции по купле-продаже товаров на этих промежуточных звеньях могут осуществляться специализированными предпри­ятиями оптовой торговли.

Оптовая торговля представляет собой самостоятельное зве­но сферы товарного обращения, осуществляющее операции по купле-продаже товаров с целью доведения их до субъектов рын­ка.

Согласно приказу Министерства торговли Республики Бела­русь № 80 от 14.12.95 г. (ГОСТ 8218. 01— 95 "Торговля. Терми­ны и определения") к оптовой относится торговля, при которой купля-продажа товаров осуществляется партиями с целью их дальнейшей перепродажи или профессионального использова­ния. Она включает все звенья движения товаров от изготовите­лей до розничной торговой сети или предприятий-потребителей.

Оптовая торговля порождена общественным разделением труда. Отделение ее в прошлом от производства и розничной торговли способствовало прогрессу специализации произвоД-ства, росту производительных сил и в целом экономии общес­твенного труда.

К моменту перехода к рыночным отношениям оптовая тор­говля Республики Беларусь представляла собой достаточно чет­кое организационное образование, которое оказывало воздей­ствие как на развитие производства, так и на эффективную дея­тельность розничной торговли.

Наличие оптовой торговли в условиях функционирования рыночных отношений является объективной реальностью и не­обходимостью. 4.

Необходимость оптовой торговли диктуется рядом факторов, основными из них являются:

производственные факторы. К ним можно отнести специа­лизацию и размещение производства, узость вырабатываемого ассортимента. Промышленным предприятиям легче и проще продавать свою продукцию крупными партиями одному или нескольким оптовым покупателям, чем иметь дело с множес­твом мелких розничных предприятий. Освобождение промыш­ленности от функций сбыта произведенной продукции способ­ствует ускорению темпов научно-технического прогресса в от­расли, расширению ассортимента и улучшению качества про­дукции, снижению издержек производства;

транспортные факторы. Организуя межреспубликанские, внутриреспубликанские и внутриобластные поставки товаров, оптовая торговля направляет товаропотоки по наикратчайшим путям, избегая нерациональных, встречных, дальних перево­зок, и обеспечивает наиболее эффективное использование тран­спортных средств, упаковки, тары и складского хозяйства, спо­собствует снижению издержек в сфере товарного обращения;

торговые факторы. Розничная торговля в силу ее измель-ченности и многочисленности предприятий не может прини­мать товары крупными партиями и в подсортированном виде, что вызывает необходимость существования специализирован­ных предприятий оптовой торговли, организующих товароснаб-жение розничной торговой сети в нужном ассортименте, нужно­го качества и объема и в строго определенные сроки.

В условиях рыночной экономики изменяются и функции оптовой торговли, которые все более усложняются по сравне­нию с функциями опта в период административно-командной системы.

Эти функции оптовой торговли можно рассматривать на макро- и микроуровне.

Функции оптовой торговли на макроуровне:

интегрирующая (организация хозяйственных связей произ­водителей и потребителей продукции, изыскание возможностей ее сбыта);

оценочная (определение уровня и выравнивание обществен­но необходимых затрат труда в народном хозяйстве через цено­образование);

организующая и регулирующая (содействие рациональному развитию и гармонизации интересов производства и потребле­ния продукции).

На микроуровне оптовые предприятия выполняют самые разнообразные функции как по отношению к поставщикам про­дукции, так и к ее покупателям:

равномерное размещение товарной массы на территории рес­публики;

организация рационального товародвижения, его финансо­вое обеспечение;

преобразование производственного ассортимента в торго­вый;

создание товарных запасов и их хранение;

доработка товаров, их фасовка и упаковка;

совместная с розничной торговлей и промышленностью рек­лама товаров и т.д.

Развитие рыночных отношений в республике, приведшее к резкому сокращению объема оптовых операций, способствовало появлению новых функций оптовых предприятий, связанных в основном с оказанием услуг как производству, так и розничной торговле:

консультации по использованию товаров;

гарантийное обслуживание;

информационное обслуживание;

коммерческое кредитование;

финансирование производителя (аванс за часть партии това­ра) и розничных предприятий (отсрочка платежа);

страховое обслуживание;

оказание таможенных услуг;

транспортно-экспедиционное обслуживание.

Особую роль должны сыграть оптовые предприятия в акку­мулировании и передаче заказчикам информации о состоянии рынка, т.е. более активно выполнять информационную фун­кцию. Находясь в центре пересечения товарных потоков, опто­вые базы имеют полную возможность обеспечить сбор, накопле­ние, обработку и передачу коммерческой информации и покупа­телям, и поставщикам товаров.

Эта информация включает:

определение емкости рынка;

изучение возможностей выхода на внешние рынки;

изучение и определение потребности в товарах покупателей; изучение конкурентоспособности товаров разных поставщи­ков;

конъюнктурные обзоры о состоянии спроса на товары, итоги выставок, выставок-продаж;

изучение мотивации покупок, поведения покупателей на рынке, потребительских свойств товаров;

предложения по расширению ассортимента, снятию с произ­водства и повышению качества вырабатываемой продукции.

Обладая такой информацией, оптовые предприятия могут стать центрами деловой активности, привлекая к сотрудничес­тву как промышленные, так и розничные торговые предприя­тия, т.е. более активно выполнять посредническую функцию.

Перед поставщиками и покупателями товаров возникает вопрос: выполнять эти функции по продвижению самостоятель­но или поручить их выполнение посреднику — оптовой базе. Бо­лее выгоден, как правило, второй вариант, так как посредник обладает большим опытом в организации оптовых сделок, он может быстрее найти и покупателя, и поставщика, быстрее вы­полнить растаможку товаров и т.д.

Расширение и углубление функций оптовой торговли позво­лит не только создать условия для более активного внедрения рыночных реформ, но и будет способствовать укреплению ста­бильности потребительского рынка в республике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: