При помощи этих шин создается фиксация (неподвижность) поврежденного участка тела. Известно несколько видов фиксационных шин.
Шина Крамера, или лестничная, изготавливается из мягкой проволоки. Достоинством лестничных шин является то, что они хорошо моделируются.
Шине можно придать любую форму, необходимую для иммобилизации того или иного участка тела.
Недостатком является то, что перед наложением их необходимо обматывать мягким материалом с целью профилактики пролежней.
Сетчатая шина, или шина Фильберга, представляет собой сетку, изготовленную из мягкой проволоки. Легко сворачивается в рулон. Применяется в основном для иммобилизации предплечья, кисти, стопы (рис. 7).
Фанерные шины изготавливаются чаще всего в виде лубка (желоба).
Лубковые шины отличаются дешевизной, портативностью, но не моделируются, удобны для иммобилизации предплечья и голени или любого другого сегмента, но только в прямом положении.
Рис. 7. Транспортная иммобилизация предплечья и кисти сетчатой шиной (этапы наложения).
а _ подготовка шины; б — наложение шины и начало бинтования; в — шина прибинтована; г — иммобилизация в законченном виде.
Правила наложения транспортных фиксационных шин:
- Транспортная иммобилизация должна быть произведена как можно раньше от момента повреждения.
- Транспортные шины должны обеспечить иммобилизацию, помимо поврежденного сегмента конечности, как минимум двух смежных суставов. Три сустава должны быть иммобилизированы при повреждении бедра (тазобедренный, коленный, голеностопный суставы) и плеча (плечевой, локтевой и лучезапястный суставы).
- При иммобилизации конечности необходимо по возможности придать ей среднефизиологическое положение, а если это невозможно, то такое, при котором конечность меньше всего травмируется.
- Транспортные шины накладываются поверх одежды или обуви. С одной стороны, это позволяет избежать дополнительной травматизации поврежденного сегмента при раздевании пострадавшего, а с другой стороны, одежда или обувь выполняют роль дополнительных прокладок между кожей и шинами.
- Шина должна быть отмоделирована до наложения. Моделировать шины на пострадавшем недопустимо, так как это приводит к грубой травматизации поврежденного сегмента, значительно усиливает болевой синдром.
- При закрытых переломах перед наложением транспортной шины необходимо произвести легкое вытяжение конечности с коррекцией оси последней. В большинстве случаев это позволяет уменьшить смещение отломков и тем самым ослабить их давление на прилегающие мягкие ткани. При открытых переломах этого делать нельзя, так как при тракции выстоящие из раны загрязненные отломки "уходят" под мягкие ткани, дополнительно инфицируя рану.
- С целью профилактики пролежней шина, если это необходимо, перед наложением должна быть обмотана мягким материалом, а на костные выступы должны быть наложены прокладки из марли или ваты.
- В зимнее время иммобилизованную конечность необходимо дополнительно утеплить.