Потребительское поведение

Представление об убывающей предельной полезности не только лежит в основе объяснения закона спроса, но и играет ключевую роль в объяснении того, каким образом потребителям следует распределять свой денежный доход между различными товарами и услугами, которые они могут купить.

Экономисты выдвинули идею, согласно которой определенная потребность может удовлетворяться следующими друг за другом единицами товара в соответствии с законом убывающей предельности. Полезность – это способность удовлетворять потребности. Две характерные черты этого понятия нельзя путать: «полезность» и «польза» ни в коем случае не синонимы. Картина Пикассо может быть бесполезной с практической точки

телей, связанных между собой общественным разделени-ем труда и обменом продукции. Разделение труда и обособление производителей как раз и образуют его общую основу. Первое свидетельствует о связи, единстве производителей, специализирующихся на вы-пуске определенных изделий, второе - о большей или меньшей независимости хозяйствования.

Разложение натурального производства, возникно-вение и укрепление товарного производства знаменуют собой продвижение в экономическом прогрессе, которое предлагает рост производительности труда, ибо только в этом случае производитель начинает создавать како-го-либо продукта больше, чем ему требуется для собственного потребления. Возникающая при этом спе-

циализация означает положительный сдвиг и в обоб-ществлении производства. Впервые наглядным образом утверждается равенство всех видов труда, что образу-ет основу для установления правового равенства всех граждан, т.е. совершается социально-политический прогресс. Основы, замыкающие экономические связи в локальные рамки, разрываются. Связи становятся все более обширными и глубокими, что порождает динамизм потребностей и мощные стимулы к наращиванию произ-водства.

Товарное производство создает действительный ме-ханизм повышения производительности труда, экономии рабочего времени. Именно благодаря этому оно обеспе-чивает себе право на существование на протяжении всей истории человечества начиная с разложения пер-вобытнообщинного строя. Товарные отношения ломают рутинную замкнутость, развивают разделение труда, способствуют разнообразию производимых продуктов и орудий производства.

История развития человеческого общества знает два типа товарного производства: простое и капиталисти-ческое. Первоначально возникло простейшее товарное производство, основанное на хозяйствах самостоятель-ных товаропроизводителей (крестьян и ремесленников), продукты которых производятся не только для личного потребления, но и на обмен. Затем проявилось крупное капиталистическое товарное производство, которое имеет общие основы и различия с простым товарным производством.

конкуренция между покупателями привела бы к росту цен, тем самым одновременно стимулируя расширение производства и вытесняя некоторых покупателей с рынка до тех пор, пока дефицит не исчезнет при равновесном уровне цены и равновесном количестве продукции (Р и Q).

Итак, ценовой потолок создает проблемы, вытекающие из рыночного равновесия. Во-первых, как распределить наличное количество продукции QS между потребителями, предъявляющими спрос на количество Qd? Так как нерегулируемый дефицит не отвечает целям справедливого распределения товара, поэтому, во избежание распределения по принципу «кто больше захватит», правительству следует установить определенную систему нормирования продукции для потребителей (в период второй мировой войны были выпущены потребительские карточки (купоны) для обеспечения справедливого распределения).

Однако использование карточной системы не снимает другой проблемы: наличие множества покупателей, стремящихся купить товар по цене, превышающей установленный потолок и желания производителя продавать его по более высокой цене. Поэтому, несмотря на значительное усиление бюрократического аппарата, сопровождавшее введение контроля за ценами во время второй мировой войны, нелегальные «черные рынки» – рынки на которых многое покупалось и продавалось по ценам, выше установленных пределов, - получили широкое распространение. Дополнительные трудности создавались обращением фальшивых потребительских карточек.

Нижний уровень цены – минимальная цена, установленная правительством и превышающая цену равновесия, - обычно применялся в таких случаях, когда обществу представлялось, что свободное функционирование рыночной системы не способно обеспечить достаточный уровень доходов определенным группам поставщикам ресурсов или производителей. Законо-дательство о минимуме заработной платы, а также под-держка цен на сельскохозяйственную продукцию – два наиболее широко известных примера установления правительством нижнего уровня цен (цены «пола»). Рассмотрим следующий пример: предположим, что теку-щая рыночная цена кукурузы составляет Р, и доходы фермеров в результате крайне низки. Правительство принимает решение ока

Всякая ли вещь является товаром? Нет, только та, что является продуктом труда. Так, рыба, плавающая в реке еще не товар, она превратится в товар лишь после того, как ее выловят, т.е. произведут опреде-ленные трудовые затраты. Помимо того, товар должен быть не только продуктом труда, не только изготовлен для других, но и продан другим людям, т.е. передан на основе эквивалентного (равноценного) возмещения. Так, подарок, хотя и произведен для других, но не является товаром, так как передается безвозмездно.

Таким образом, товар - это вещь или услуга, соз-данная трудом, обладающая общественной ценностью и служащая для обмена на другой товар (продажи на рын-ке), т.е. выступает объектом обмена между людьми. Поэтому в товаре выражены отношения между людьми по поводу обмена продуктами труда. Обмен товарами может

принимать разные формы, но всегда обмен - это дейст-вие, в ходе которого мы получаем одну вещь и отдаем другую. Следовательно, каждый товар при обмене при-обретает на рынке меновую стоимость, т.е. спо-собность обмениваться на другие вещи в определенных соотношениях, пропорциях. Чем же определяются соот-ношения обмена или меновые стоимости? Этот вопрос волновал экономическую теорию еще с древности, со времен Аристотеля и волнует до наших дней.

В экономической литературе сложилось три основных подхода при определении стоимости.

Первый основан на использовании теории трудовой стоимости К. Маркса. В соответствии с этим направле-нием производство и обмен товаров совершается на ос-нове их стоимости, которая определяется общественно-необходимыми затратами труда. К. Маркс рассматривал товар, с одной стороны, как потребительную стои-мость, т.е. способность удовлетворять какие-либо потребности людей, с другой - как стоимость. Двойственный характер товара обусловлен двойственным характером труда, воплощенного в товаре. Товар как потребительная стоимость создается трудом в опреде-ленной форме (конкретным трудом); товар как стои-мость создается трудом вообще независимо от его конкретной формы, определяется затратами физиологи-ческой энергии человека (абстрактным трудом). Стои-мость товаров определяется не индивидуальными затра-тами труда, а общественно-необходимыми, то есть тем

ключением точки А, неустойчивы. Это и есть рыночное равновесиеI.

В условиях свободной конкуренции под воздействием законов рыночного ценообразования цена выравнивается автоматически. Однако рыночное ценообразование может быть нарушено либо деятельностью монополий, либо вмешательством государства, волевым способом уста-навливающего цены выше или ниже точки равновесия. В таких случаях речь идет о ценах «пола» и «потолка».

6.5. Потолки цен и дефициты. Нижний уровень цены.

Потолок цены представляет собой законодательно установленную максимальную цену, которую продавцу разрешается запрашивать за свой товар или услугу.

Основанием для введения потолков цен на конкрет-ные продукты служит представление о том, что эти по-толки цен позволяют потребителям приобретать некото-рые товары первой необходимости или услуги, которые

они не смогли бы купить при равновесных ценах. При-мером могут служить контроль за рентными платежами и законы о ростовщичестве, определяющие максимальную норму процента, которую разрешается взимать с долж-ников. В широких масштабах потолки цен или общий контроль за ценами применялись для ограничения ин-фляционных процессов в экономике. К контролю за це-нами пришлось прибегнуть во время второй мировой войны.

ющих возможность и необходимость измерения абсолют-ных величин предельной полезности (Дж.Хикс и П.Са-муэльсон). Они разработали шкалу предпочтений потре-бителей, по Дж.Хиксу исходным пунктом такой шкалы является теория кривых безразличия. П.Самуэльсон предложил связать теорию предельной полезности с предельной полезностью денег и с доходами примени-тельно к модели экономического равновесия. На рынке наблюдаются постоянные колебания рыночных цен. В соответствии с теорией трудовой стоимости такие ко-лебания объясняются отклонением цен от стоимости то-варов. На этой основе производители товаров вынужде-ны при обмене считаться с общественной трудовой стоимостью товара, которая служит основой цены. Рав-новесное состояние достигается при совпадении спроса и предложения. По мнению представителей теории пре-

дельной полезности колебания цен происходят вокруг ценности "предельного продукта". Равновесная цена товара является результатом столкновения на рынке субъективной оценки полезности данного товара со стороны покупателей и продавцов.

В итоге можно сделать вывод, что марксова теория трудовой стоимости и теория предельной полезности не противоречат, а дополняют друг друга.

Российская экономическая наука либо принимает теорию трудовой стоимости, либо остается в рамках теории предельной полезности, либо вырабатывает тре-тий вариант, которым может быть:

- выработка совершенно иного подхода к стоимости, что маловероятно;

- разработка информационной теории стоимости, кото-рая находится в зачаточном состоянии;

- синтез трудовой теории стоимости и теории предель-ной полезности, что представляется весьма перспек-тивным как с точки зрения развития мировой экономи-ческой науки, так и с точки зрения осознания эконо-мических интересов России.

Обоснование последнего подхода находит все более

широкое распространение, в частности в учебнике Пе-зенти А. Очерки политической экономии капитализма. М.: Прогресс, 1976. С.351 - 352; в учебнике Экономи-ческая теория под. ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасеви-ча. Санкт-Петербург: Питер, 2000. С.81 - 87.

Концепция эластичности применима также и к пред-ложению. Ценовая эластичность товаров в зависимости от предложения измеряется коэффициентом эластичности предложения П). Он рассчитывается как отношение роста предложения в процентах Р) к росту цен в про-центах Р) или процентное отношение снижения предло-жения С) к снижению цен С):

, или .

Эластичность предложения зависит от трудности пе-рераспределения ресурсов между альтернативными областями их использования, а последняя зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении произ-водителей для того, чтобы приспособиться к данному изменению цены.

Чем больше времени имеется в распоряжении произ-водителей, для того чтобы отреагировать на изменение в спросе, тем сильнее будут соответствующие измене-ния в объеме производства. В пределах кратчайшего

периода производителю не хватает времени, чтобы из-менить объем производства, так что предложение ока-зывается совершенно неэластичным. В пределах ко-роткого периода производственные мощности остаются неизменными, однако объем производства может быть изменен за счет интенсивности их использования, предложение оказывается более эластичным. На продол-жении долгого периода могут быть приняты существенные меры, направленные на приспособление к изменившемуся спросу, и предложение становится еще более эластичным.

6.4. Рыночное равновесие спроса и предложения.

Итак, мы рассмотрели механизм действия спроса и предложения. Рынок представляет единство предложе-ния и спроса, поскольку и спрос и предложение оказы-вают влияние на установление рыночной цены и коли-чество продукта, которое реально покупается и про-дается на рынке. На рис.5.представлено рыночное рав-новесие рыночного спроса на яблоки на основе ги-потетических данных.

щее количество имеет предел, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможность такого же производственного использования в другой. В экономи-ческой теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов.

Таким образом, желание работника более производи-тельно использовать имеющиеся ограниченные ресурсы ведет к развитию разделения труда. Посредством раз-деления труда достигается обмен деятельностью, в ре-зультате чего представитель определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.

Основоположником научной теории разделения труда считается А. Смит. В своей работе он рассмотрел все главные типы разделения труда - в пределах одной ма-нуфактуры, между отраслями, между городом и дерев-ней, между промышленностью и торговлей, между умст-

венным и физическим трудом, между различными ре-гионами и целыми национальными хозяйствами.

Наряду с общественным разделением труда, не менее важным условием возникновения рынка является спе-циализация (форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса). В промышлен-ности различают три основные формы специализации: предметную, подетальную и технологическую.

Причиной формирования рынка является экономичес-кая обособленность товаропроизводителей, возможность свободно распоряжаться результатами своего труда.

Экономическая обособленность означает, что сам про-изводитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать произведенную продукцию.

Таким образом, общественное разделение труда, специализация, специализация позволяют постоянно расширять производственные возможности, преодолевать ограниченность экономических ресурсов для выпуска разнообразных товаров потребительского назначения. Экономика, находящаяся на кривой производственных возможностей, это такая экономика, которая организо-вана настолько рационально, что для удовлетворения потребности общества выпуск любого продукта может быть увеличен без снижения выпуска другого, поль-

налоговой политики правительства и др., влияют на предложение в разных направлениях.

Кроме того, среди ценовых факторов, влияющих на предложение на достаточно длительном отрезке време-ни, можно назвать изменение цен на товары-субституты и сопутствующие товары. Так как нас интересует, что определяет цену товара, исследуем прежде всего зави-

симость S от P, полагая, что все остальные факторы остаются неизменными, и абстрагируясь от их влияния на S.

Существует прямая зависимость между S и P. С повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. Эта связь называется законом предложе-ния. Он показывает, что производители хотят изгото-вить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это сделать по низкой цене. Предложение можно изобразить на графике в виде кривой, показывающей разные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени. Кривая предложения SS на рис.4. построена на основе гипо-тетических данных рыночного спроса на яблоки. Показатели на горизонтальной оси определяют в этом случае предложение.

Кривая предложения показывает, какую цену нужно заплатить за единицу предложенного блага для каждого количества товаров или услуг, чтобы данное количество товаров или услуг было произведено, т.е. предложено на рынок.

та, определяют цены и свои доходы с учетом конъюнк-туры рынка и маркетинговой деятельности.

5. Реально рынок невозможен без хорошо развитого информационного обеспечения.

6. Гарантия рыночных отношений достигается за счет правового обеспечения.

Рынок обеспечивает устойчивую связь между произ-водством и потреблением благ, формируя оптимальную структуру производства и обеспечивая занятость насе-ления. Самонастраивающийся рыночный механизм должен разворачивать экономику к потребностям, выраженным через спрос. Все участники рыночных процессов мате-риально заинтересованы в удовлетворении спроса. Сиг-нальной системой рыночного механизма являются цены, стимулирующие снижение затрат, рост качества, расши-рения ассортимента товаров и услуг. Рынок очищает общественное производство от экономически слабых

предприятий, создает условия для развития экономи-чески сильных предприятий - каждый, как первона-чально кажется, для себя и сам за себя. В действи-тельности же не так, поскольку "невидимая рука" рын-ка неотвратимо направлена на удовлетворение интере-сов других людей. Если этой "руке" не следовать, то произведенный товар или услугу будет некому продать и вместо роста собственного благосостояния произой-дет его крушение. Следовательно, рынок направлен на то, чтобы через экономические интересы каждого слу-жить интересам всех. Созданный коллективным разумом человечества, он используется на благо человечества в целом.

Однако рынок не обеспечивает идеального решения всех проблем. Это обусловлено хотя бы тем, что единственный метод рыночных действий - метод проб и ошибок. Отсюда не только сбои рыночного механизма, но и глубочайшие кризисы, которые поражали страны, имеющие многовековой рыночный опыт. Вместе с тем следует признать: механизм рынка допускает куда меньше ошибок, чем даже самые мудрые плановики. Причина в том, что рынок позволяет экономике гибко перестраиваться и относительно быстро выходить из тяжелых ситуаций, причем рынок в отличие от плана включает на полную мощность личные интересы каждого из его участников. Не следует забывать об эволюции рынка. В современном рыночном механизме больше по-рядка. Он менее стихи

предложении, потери общества в направлении экономического роста выше. При неэластичном предложении наблюдается обратная ситуация, и потери производителя будут выше, чем потребителя.

Примером учета факта, что величина спроса жестко ограничена в своем маневрировании объемом предложе-

ния (неэластичный спрос), которая оборачивается вы-годой для продавца, является использование приема «перевода» эластичного спроса в неэластичный (обычно ограничением объема производства) для получения гарантированного экономического выигрыша. Производитель инстинктивно чувствует, что ограниче-ние объема производства, гарантирует ему стабильный спрос при высокой цене, поэтому он является потен-циальным сторонником неэластичного спроса. Наша торговая мафия, например десятилетия использовала такой искусственный дефицит как единственный источник своих доходов. Однако, это не рыночный ме-тод получения доходов.

6.3. Предложение. Закон предложения. Изменение величины предложения.

В моделях идеального рынка, основанного на совер-шенной конкуренции, поставщик и потребитель выступа-ют как равноправные агенты. Их поведение совершенно идентично, так как оно зависит от цены. Рост цены: потребитель снижает спрос, а поставщик отвечает уве-личением предложения. Сбалансированность поведения поставщика и потребителя достигается за счет измене-ния цены, на которую не те, ни другие не в состоянии повлиять, так как их слишком много, чтобы помешать формированию цены на основе свободной конкуренции.

Однако даже в условиях идеального равновесия на рынке товаров за потребителями сохраняются некоторые преимущества, так их товаром являются деньги – всеобщий эквивалент, поэтому потребитель более сво-боден в своих действиях, именно он может выбрать поставщика, качество товара, время, место покупки. Однако, если в экономической системе нарушается рав-новесие и преобладает дефицит, то положение меняет-ся, ведущим становится поставщик. В случае же, когда предложение превышает спрос, хозяином на рынке ста-новится потребитель. Поведение на рынке поставщика определяет предложение. Однако в обоих случаях кон-

социальная ориентация регуляторов экономики, поз-воляющая амортизировать социальные противоречия кон-курирующих социальных групп.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: