Конкуренция и монополия

4.1.Модели рынка в зависимости от конкуренции.

Существуют четыре различные модели рынка с учетом основных видов рыночной конкуренции и монополии: чистая конкуренция; чистая монополия; монополисти-ческая конкуренция; олигополия.

Чистая (свободная) конкуренция была характерна для начальных этапов развития капитализма, когда на рынок одновременно выходило множество независимо действующих производителей, продававших однородные товары. Государственное регулирование рынка было минимальным, поэтому использовались приемы как доб-росовестной, так и недобросовестной конкуренции. Примеров чисто конкурентных рынков можно привести немного: на микроуровне экономики - товарно-сырье-

вая, фондовая или валютная биржи, аукцион, колхозный рынок. На макроуровне говорить о чисто конкурентном рынке возможно лишь с большой долей условности, поскольку во всех странах национальный рынок в той или иной форме регулируется государством.

Рынок чистой конкуренции характеризуется такими чертами:

основным мотивом производства является прибыль;

свобода потребительского выбора, т.е. суверенитет потребителя;

производство организовано так, чтобы обеспечить вы-пуск определенного количества продукции с наименьши-ми издержками;

распределение продукции осуществляется на основе способности и желания заплатить за него существующую рыночную цену, что зависит от денежного дохода потребителя;

основным инструментом приспособления рыночной систе-мы к изменениям выступает рыночная цена.

Государственного регулирования цен на рынке свободной конкуренции нет, так как полная насыщен-ность рынка не позволяет производителям их взвинчи-вать из-за страха потерять потребителя.

«эффект замещения» выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже, так как потре-

бители склонны заменять дорогие продукты более деше-выми.

Эту обратную связь между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде нисходящей кривой на графике, показывающем величину спроса на горизонтальной оси, а цену – на вертикальной.

Кривая спроса ДД (рис.1.) построена на основе гипотетических данных рыночного спроса на яблоки.

 
 


Рис. 1. Кривая спроса яблок.

Итак, кривая спроса – это кривая, которая показывает, по каким ценам в течение выбранного промежутка времени покупатели хотели бы приобрести различные количества товара. Следует отметить три основные черты, свойственные всем кривым спроса:

1.Кривая спроса имеет отрицательный наклон, что связано с фактом: увеличение цены ведет к падению спроса, и наоборот.

2.Кривая спроса показывает отношение «цена-количество» только на определенный момент времени,

На рынке монополистической конкуренции могут действовать мелкие, средние и весьма крупные фирмы, которые обладают некоторой монопольной властью над своим товаром: могут понижать или повышать цену на товар вне зависимости от действий конкурентов, хотя эта власть и ограничена.

В современных рыночных структурах западных стран преобладают именно рынки монополистической конкурен-ции и олигополистические рынки.

4.2. Особенности олигополистического рынка.

Положение олигополии на рынке характеризуется немно-гочисленностью участников конкуренции, когда на рын-ке товаров и услуг господствует несколько фирм (от 3 до 15 в зависимости от отрасли). Например, в алюми-ниевой промышленности 3 фирмы имеют равные доли на рынке; в автомобильной промышленности США господст-вуют 3 фирмы: "Дженерал Моторз", "Форд", "Крайслер"; а на рынке нефтепродавцов в городе имеют равные доли 10-15 бензозаправочных станций. Небольшое число фирм в условиях олигополистического рынка связано с необ-

ходимостью экономии издержек и объясняется существо-ванием барьеров для вступления в отрасль и развитием процессов "слияния". Эффективность требует, чтобы производственная мощность каждой фирмы занимала большую долю данного рынка, что обеспечивает ей низ-кие издержки на единицу продукции и большую прибыль. В этом суть эффекта масштаба. Реализация эффекта масштаба некоторыми фирмами предполагает, что число конкурирующих производителей одновременно сокращает-ся вследствие банкротства или слияния.

Наличие барьеров объясняет, почему новые не всту-пают в отрасль. Эффект масштаба может быть трудно преодолим для вступления в отрасль, т.е. новые фирмы должны быть достаточно крупными производителями. Следовательно эффект масштаба рассматривается как один из барьеров. Другой барьер связан с владением патентами и наличием контроля над стратегическим сырьем (электроника, химическая и алюминиевая про-мышленность и т.п.). Серьезным барьером выступают огромные расходы на рекламу (в производстве сига-рет). Эффект слияния проявляется в следующем: объе-динение двух или нескольких фирм может существенно увеличить их долю на рынке, т.е. позволяет добиться

ции на основе полезности. Немецкий экономист Г.Госсен (1810-1858) изучал взаимодействия такой цепочки, как «полезность – потребности – спрос». Он сформулировал «первый закон Госсена»: в ходе постепенного насыщения потребностей полезность вещи падает с увеличением запасов благ, т.е. чем больше

запасы, тем ниже полезность и ценность каждой следующей единицы блага. Им же сформулирован и второй закон, смысл которого заключается в том, что рациональная комбинация благ достигается тогда, когда последние порции благ разного рода становятся одинаково полезными для человека и ему становится невыгодно как-то изменять структуру потребления, т.к. всякое изменение только ухудшит общее благосостояние. Таким образом, в этих исследованиях упор делается на анализ физиологических или психологических факторов.

Во второй половине XIX в. произошел поворот к доскональному изучению спроса. Новые экономические школы (английская, австрийская, американская) выработали ряд теорий поведения субъекта, в частности, теорию маржинализма (К.Менгер, Ф.Визер, Е.Бем-Баверк, А.Маршалл, Дж.Кларк, Л.Вальрас). само название этой теории (лат. Marginal – предельный) раскрывает ее сущность: в изучении спроса ведущая роль отводится категории предельной полезности, т.е. оценке потребителем полезных свойств каждой последующей потребляемой им единицы товара. Так, А.Маршалл исходил из того, что перед потребителем стоит двойственная задача распределения ограниченного бюджета: во-первых, между текущими покупками и накоплением, обеспечивающим в будущем отложенный спрос; во-вторых, между большим разнообразием товаров и массой желаний. И рядовой потребитель для решения этой задачи сопоставляет полезность различных статей бюджета: взвешивает потерю полезности, которая явится результатом изъятия расхода из одного назначения, с той потерей, которая образуется за счет изъятия такого же по размеру расхода из другого назначения. Все это делается с целью, чтобы совокупная потеря полезности оказалась бы минимальной.

Здесь целесообразно объяснить понятие предельной покупки и предельной полезности. Предельная покупка – это часть покупок товара, которую человека убедили сделать, поскольку он уже сомневался в целесообраз

фирмы "независимы", т.е. не занимаются заключением "тайного сговора". Существует 2 варианта предпола-гаемых действий конкурентов при изменении цены одной из фирм: выравнивать или не обращать внимания.

Наблюдения показывают, что при снижении цены, це-ны будут выровнены, т.к. конкуренты фирмы действуют таким образом, Чтобы помешать фирме, снижающей цену, отнять у них потребителей.

При повышении цены обычно ответных действий не последует, т.к. конкуренты будут иметь твердые наме-рения захватить бизнес, потерянный этой фирмой в ре-зультате повышения цен.

Однако существует опасность, что вспыхнет ценовая борьба.

Основанная на "тайном сговоре" олигополия предпо-лагает небольшое число находящихся во всеобщей зави-симости фирм.

Когда фирмы достигают непосредственного или мол-чаливого соглашения о том, чтобы зафиксировать цены, разделить или распределить рынки, обусловленный "тайным сговором" контроль над ценами позволит оли-гополистам уменьшить неопределенность, увеличить прибыли и может быть даже помешать вступлению новых конкурентов.

"Тайное соглашение" может принимать ряд форм: картель - формальное письменное соглашение о цене и доли в производстве, однако является незаконным в большинстве стран; более распространены и менее под-вержены наказанию джентльменские соглашения.

Лидерство в ценах - молчаливое тайное соглашение, при котором "господствующая" фирма (обычно крупная и наиболее эффективная в отрасли) меняет цену, а вслед за ней и другие автоматически следуют ее примеру.

Тактика лидера заключается в следующем: корректи-ровка цен происходит редко, так как имеется опас-ность того, что другие фирмы не последуют его приме-ру, о надвигающемся пересмотре цен лидер сообщает устами администратора, который дает интервью отрас-левым изданиям и т.д.; цена зачастую устанавливается ниже, чем максимизирующий прибыль уровень, чтобы по-мешать вступлению в отрасль другим фирмам.

оценки эффективности, что и для сферы частного биз-неса.

Четвертый способ - приватизация, которая приобре-тает широкие масштабы.

В жизни обычно переплетаются все четыре рассмот-ренных способа. Так, начиная приватизацию, госу-дарство одновременно поощряет малый бизнес, стимули-рует диверсификацию производства и продаж, облегчает доступ на рынки импортных товаров и создает одинако-вые условия функционирования как для государственных предприятий, так и частных фирм.

Однако магистральными направлениями разгосу-дарствления являются либерализация рынков и привати-зация. Причем то, чего не может дать приватизация в краткосрочной перспективе, достигается за счет либе-рализации, которая является мощным орудием демонопо-лизации, подрывая позиции монополий, налаживая кон-курентный режим. Приватизация вызывает лишь один эф-фект: сужает сферу государственного предпринима-тельства, ничего не меняя в структуре рынков. С дру-гой стороны, у приватизации есть свои преимущества

перед либерализацией, т.к. она дает собственности реального хозяина, а это позволяет включить рыночные механизмы, наращивать производство и предложение.

2. Демонополизация экономических структур связана с преодолением диктата министерств и ведомств, моно-полизма отдельных предприятий, предоставлением усло-вий для полноценной рыночной конкуренции. При изуче-нии антимонопольной политики следует руководство-ваться законом "О конкуренции и ограничении монопо-листической деятельности на товарных рынках", при-нятом на Сессии Верховного Совета РСФСР 22 марта 1992 г.

3. Организационное формирование рыночных струк-тур. В экономике России сложились деформированные рынки средств производства и предметов потребления. Незначителен рынок ценных бумаг, труда, научно-тех-нических новаций. Создание всех рыночных компонентов обеспечит нормальное движение товаров и услуг.

4. Жесткие методы по оздоровлению денежной, фи-нансовой, кредитной и ценовой систем.

5. Структурная перестройка экономики предполагает направление основной массы инвестиций в отрасли группы “Б”, переформирование многих предприятий ВПК

над ценой   ках ной зависи Мостью;значительный при“тайном сговоре” ный
Усло-вия вступ-ления в от-расль Очень легкие, препятствия от-сутст вуют Сравнитель-но легкие Наличие су Щественных препятст-вий.Необходимость владения Патентами и стратеги ческим сырьем, Блоки-ровано
      расходы на рекламу  
Неценовая конкуренция Отсутст-вует(ос-новная ценовая. Значитель-ный упор на рекламу, торговые. Очень ти-пична, особенно при диффе- Глав-ным обра-зом
  конкуренция) знаки, тор-говые марки и т.д. ренциации продукта рекла-ма связи фирмы с об-щест-венны-ми ор-ганизациями
Сфера распространения Сельское хозяйст-во Розничная торговля, производст-во одежды Производст-во стали, автомобилей сельско-хозяйствен-ного инвен-таря, мно-гих бытовых электропри-боров Мест-ные пред Прия-тия Общественно-го пользования
Часто-та распространения в совре-менном обществе Сравнительно ред ко(в про изводст-ве от-дельных стандартных пище вых про-дуктов и сырья) Часто Очень часто Редко, антимонополь-ная политика
Степень государствен-ного регули-рования экономики Практически от-сутству-ет Незначительная Значитель-ная От-сутст-вует

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: