Рынок, его функции и виды

3.1. Понятие рынка и его функции.

В современной экономической литературе встречают-ся различные определения рынка. Приведем основные из них:

рынок - это совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег;

рынок - это обмен, организованный по законам то-варного производства и обращения;

рынок - это система отношений по поводу обмена результатами производства и услугами, принимающими форму товара;

рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иначе отношения спроса и предложения;

рынок - это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Рынок как система представляет собой определенное сочетание двух начал - стихийного, конкурентного и организующего, монопольного. Рыночный механизм, где происходит оптимальное сочетание конкуренции и моно-полизма, обеспечивает определенное соответствие структуры производства структуре общественных по-требностей, стимулирует внедрение новой техники и технологии, поощряет лучших производителей наказыва-ет худших. Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя свои ос-новные функции.

Одна из важнейших функций рынка - регулирующая. Основными инструментами рыночного регулирования яв-ляется соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Повышение цены является сигналом к расширению производства, и наоборот. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения рынок устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономи-ке.

Стимулирующая функция рынка. Посредством цен ры-нок стимулирует внедрение в производство достижений

Рис.2. Распределение налогового бремени при эластичном (а) и неэластичном спросе (б).

Производитель постарался повысить цену товара, однако в условиях рыночной экономики он не может установить ее выше равновесной, так как под воздействием конкуренции он будет вытеснен с рынка, поэтому он может максимально поднять цену только до уровня равновесия.

На рис.2 выделенный прямоугольник P1LKPK показывает суммарную величину налога, его часть, расположенная ниже пунктирной линии – потери произ-водителя от введения налога, а выше – потери потре-бителя от введения налога. Кроме того, производитель будет вынужден сократить объем производства с Q0 до Q1, потеряв часть своей продукции за счет более высокой цены на нее. На рис.2. площадь треугольника LMK соответствует объему продукции, которая была бы произведена и куплена, если бы государство не ввело косвенный налог, так как часть потребителей хотят, но не могут купить товар по более высокой цене P1, а часть производителей хотят, но не могут произвести его. Несовпадение желаний и возможностей является прямым следствием установления налога и представляет собой потерю для общества в направлении экономичес-кого роста, причем эта потеря будет тем выше, чем выше эластичность спроса на данный товар. Кроме то-го, в

3.2. Характеристика рынка по объектам рыночных отношений.

В процессе движения товаров от производителей к потребителям большинство из них проходит сферу опто-вой торговли. Объектами оптовой торговли являются средства производства и товары потребительского ас-сортимента, продаваемые в основном партиями (оптом). Субъектами выступают специальные рыночные посред-ники, оптовые торговцы, взаимодействующие на коммер-ческой основе с производителями и потребителями продукции, а также с торговыми перекупщиками (роз-ничными торговцами).

В настоящее время в странах с рыночной экономикой сложились 3 основные формы оптовой торговли:

1. Продажа товаров через независимых оптовых торговцев.

2. Оптовая деятельность самих производителей.

3. Оптовая продажа через агентов и брокеров.

Ряд массовых товаров, характеризующихся качест-венной однородностью, реализуются оптом через яр-марки, аукционы и товарные биржи.

Ярмарка – это периодически организуемая в опреде-ленном месте и в определенное время оптовая распродажа товаров.

Аукционная торговля – это вид рыночной оптовой торговли, при которой продажа партий товаров осу-ществляется с торгов. Владельцем товара становится покупатель, предложивший наиболее высокую цену.

Торговая биржа - это особый вид рынка, на котором происходит торговля массовыми однородными товарами по образцам и стандартам. Сделки осуществляются че-рез специальных посредников - брокеров. Сделки осу-ществляются на наличные, если имеется в виду корот-кий срок (2-3 дня), арбитражные, когда покупают то-вар там, где цена на него ниже, и одновременно про-дают его там, где за него платят дороже. Срочные сделки (на начало, середину или конец месяца) осу-ществляются с учетом предполагаемого колебания цен на товары и в расчете на выигрыш.

Товарные биржи делятся на многопрофильные, имею-щие дело с широким набором товаров, и специализиро-ванные.

стичности для различных комбинаций цены и количества продукции, расположенных на прямолинейной кривой спроса. Вы обнаружите, что, хотя наклон, очевидно, остается неизменным на всем отрезке кривой, спрос является эластичным на отрезке высоких цен и неэластичен на отрезке низких цен.

Понятие перекрестной эластичности спроса используется для определения степени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого товара.

Коэффициент перекрестной эластичности Ес – это отношение процентного изменения спроса Q на товар А к процентному изменению цены P товара Б:

;

Если товары являются взаимозаменяемыми, коэффициент перекрестной эластичности Ес будет положительным, а если взаимодополняемыми (комплементарные блага) – отрицательным.

Таким образом, с помощью Ес мы можем определить являются ли товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми и, соответственно, как изменение цены на какой-то один вид продукции, производимый фирмой, может отразиться на спросе на другие виды продукции этой же фирмы. Следовательно, возникает возможность оценить решение по изменению цен на выпускаемую продукцию.

Для оценки эластичности может быть выбрана не только цена. Так эластичность спроса по доходу изменяется как отношение изменения спроса на товар к изменению доходов потребителей. Измерив эластичность по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных (когда рост дохода приводит к росту спроса) или низших (когда связь обратная).

Теория эластичности имеет важное практическое значение. Приведем несколько конкретных примеров. Так, эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Допустим, фирма построила стоквартирный дом и решает вопрос, по какой цене следует предложить квартиры съемщикам. Расходы на строительство и эксплуатацию фактически не

чески полном распаде старой системы оптового распре-деления.

Продажа товаров и услуг конечным потребителям с целью удовлетворения их личных, семейных или домаш-них коммерческих потребностей осуществляется через розничную торговлю. Розничная торговля осуществляет 4 главные функции: формирует потребительский ассор-тимент товаров, информирует непосредственных потре-бителей о наличии товаров; осуществляет сортировку, хранение товаров, устанавливает цены, проводит рас-четы с поставщиками; реализует товары потребителям и обеспечивает послеторговое обслуживание.

Розничная торговля осуществляется мелкими партия-ми или единицами товара. В настоящее время в странах

с рыночной экономикой сложились следующие формы роз-ничной торговли: крупные многофилиальные компании,

оптово-розничные объединения и мелкие торговые предприятия.

Вместе с рынком товаров и услуг развивается де-нежный рынок, или рынок капиталов, который организу-ется и контролируется банковской системой, централь-ным звеном которой выступают коммерческие банки. Банки хранят свободные денежные средства, ведут сче-та предприятий, выплачивают проценты за хранение и взимают проценты за кредит, осуществляют денежную политику в стране, поддерживают порядок выпуска и изъятия денег из обращения.

Особым видом рынка является и рынок труда, кото-рый представляет собой систему свободного найма ра-бочей силы на основе контракта между работодателем и работником об условиях труда, его оплаты, социальных гарантиях, участий в доходах предприятия. Предпола-гается действие законов спроса и предложения, а так же закона конкуренции в трудовых отношениях, возмож-ность выбора субъектов и выбора места работы в соот-ветствии с квалификацией, особенностями и интересами работника. Основу рынка труда составляет правовое равенство между работодателем и работником в опреде-лении условий найма без их личной зависимости друг от друга.

Теперь представим особые виды рынка по объектам, формам и средствам осуществления (табл. 1).

снижению цен в процентах с) или снижение спроса в процентах с) к повышению цен в процентах р), если цены повысились:

, или .

Если коэффициент эластичности спроса меньше 1, то понижение цен не обеспечит соответствующего роста денежной выручки от реализации продукции; если Кс=1, выручка от реализации продукции не изменится, а в случае, когда Кс больше 1, выручка будет возрастать опережающими темпами. В соответствии с этим при Кс, меньшим 1, речь идет о неэластичном спросе, при Кс, большем 1, - об эластичном спросе на данный товар, а при Кс равном 1 – об единичной эластичности спроса.

Не имея точных цифр, можно определить, эластичен ли спрос на товар, с помощью оценки следующих факторов:

предметы первой необходимости обладают чрезвычайно неэластичным спросом, спрос на предметы роскоши сильно эластичен;

чем больше заместителей у интересующих нас товаров, тем спрос эластичнее;

чем выше доля цены товара в доходе потребителя, тем выше и эластичность спроса;

чем больше времени требуется потребителю для принятия решения о покупке, тем больше и эластичность спроса.

Примером совершенно неэластичного спроса может служить спрос больных острой формой диабета на инсулин или спрос наркоманов на героин. Совершенно эластичный спрос имеет место в случае продажи продукции на чисто конкурентном рынке.

Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером воздействия изменения цены на величину общей выручки от продажи продукции. Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен, если же в одном и том же направлении – спрос неэластичен. В слу

ции рищества Малые и средние предприятия  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: