Второй год жизни

Дети второго года жизни проявляют ярко выраженный интерес к речи окружающих людей. Они понимают многое из того, что говорят взрослые об известных им предметах и дей­ствиях, очень любят, когда с разговором обращаются прямо к ним. И это не отличает детей второго года жизни от детей конца первого года.

Но совершенно особым образом на втором году жизни ре­бенок относится к разговору, прямо к нему не относящемуся. Бывает так, что малыш занят своим делом, но если бабушка говорит: «Никак очки не найду»,— внук срывается с места, находит очки и приносит их, хотя его никто не просил об этом. Таким образом, ребенок не только связывает слово с оп­ределенным предметом, но и отвечает на него действием, цель которого определяет самостоятельно. В этом возрасте ребенок хорошо понимает смысл обращенной к нему речи взрослого, умеет выполнять его несложные просьбы и пору­чения: «Принеси газету», «Подними игрушку» и пр.

Кроме смысла речи для детей второго года жизни часто ин­тересно само сочетание звуков, их ритм, темп и интонация, с которой произносятся слова, фразы. Это давно подмечено взрослыми, что привело к созданию своеобразной музыки ре­чи в таких прибаутках и присказках, как «сорока-ворона», «коза рогатая» и др.

Таким образом, слово приобретает самостоятельное значе­ние для ребенка второго года жизни, становится особым пред­метом, которым он овладевает в его смысловом содержании и в звучании.

На втором году жизни начинается интенсивное развитие соб­ственной речи ребенка, которую принято называть активной.

В развитии активной речи выделяются два периода. Первый — с конца первого года жизни до полутора лет; вто­рой — со второй половины второго года жизни до 2 лет. Каждый из них имеет свои особенности, качественные отли­чия.

В первом полугодии второго года темпы речевого развития замедлены, запас активных слов увеличивается незначи-


82 II- Особенности развития ребенка раннего возраста


5. Развитие речи g3



тельно; во втором — запас активных слов быстро возрастает, и ребенок начинает ими довольно широко пользоваться. Од­новременно изменяется характер слов малыша.

Первый период в развитии речи детей на втором году жиз­ни характеризуется интенсивным развитием понимания речи окружающих и возникновением первых слов. Первые слова ребенка имеют ряд специфических черт, настолько от­личающих их от речи взрослых, что они получили название автономной детской речи.

Первая особенность ее — особый звуковой состав слова. Ребенок может произносить лишь какой-либо слог слова, на­пример, «па» вместо «упал» или произносить слово полно­стью, но искажать его звучание, например, «тися» вместо «часы», «ооня» вместо «ворона». Среди первых слов много звукоподражательных, например, «ав-ав» (собака), «му-у» (корова), «ту-ту» (машина) и др.

Вторая особенность автономной детской речи — своеоб­разное значение детских слов. Обозначение ребенком предметов носит неустойчивый характер. Одним и тем же словом он называет разные предметы. Так, «кис-кис» мо­жет относиться к кошке и к меховой шапке. И наоборот — одному и тому же предмету он дает разные названия. На­пример, игрушечную утку один раз может назвать так же, как игрушечную собаку, другой — как чайник только на том основании, что все эти предметы желтого цвета. Это свидетельствует о том, что первые обобщения ребенка стро­ятся не на основе существенных признаков предметов, а на случайных, ситуативных совпадениях их отдельных ка­честв.

В этом возрасте слова ребенка могут иметь смысл целого предложения, высказывания. И этот смысл может меняться в зависимости от ситуации. Обычно такие слова сопровожда­ются мимикой и жестами. Так, слово «мама» в ситуации, в которой ребенок, произнося это слово, тянется рукой к мя­чику, обозначает: «Дай мне мячик», а в ситуации, когда он, ударившись, зовет маму, за этим словом стоит жалоба: «Мне больно, пожалей меня».

Ситуативность детской речи, ее особый звуковой состав часто затрудняют общение ребенка с окружающими, по­скольку его слова бывают понятны только тем взрослым, ко­торые постоянно общаются с ребенком.


Своеобразие речевого развития на данном возрастном эта­пе заключается еще и в том, что, вкладывая в произносимые слова свой собственный смысл, часто непонятный окружаю­щим, дети в то же время хорошо понимают речь взрослых и редко ошибаются, выполняя их инструкции.

К полутора годам малыши охотно и легко повторяют за взрослыми произносимые ими слова. Когда взрослые поют песенку или говорят маленькие стишки, дети «подговарива­ют», повторяют их концовки, если они нетрудны по звуково­му составу.

Итак, основным содержанием первого этапа речевого раз­вития является овладение ребенком называнием предхлетов, лиц, ситуаций. Речь преимущественно служит для обозначе­ния предметов на основе воспроизведения звуковых образцов взрослого (слов).

Второй период в развитии речи обычно наступает после полутора лет и характеризуется нарастанием темпа разви­тия, выдвижением на первый план самостоятельной речи. Накопленный за первое полугодие запас слов становится ак­тивным словарем малыша. Он быстро увеличивается; слова, обозначающие предметы, становятся более устойчивыми и однозначными. Кроме существительных в речи появляются глаголы и некоторые грамматические формы: прошедшее время, третье лицо. К концу второго года ребенок образует маленькие предложения из двух—трех слов.

Построение их вначале бывает своеобразным. Так, подле­жащее иногда помещается после сказуемого («убежал дя­дя»); дополнения ставится на первое место («моко дай, ма­ма»); отрицание оказывается в конце высказывания («Вита

пакать не»).

К концу второго года жизни ребенка речь становится ос­новным средством общения. Взаимоотношения со взрослым облекаются в словесную форму. Ребенок обращается к окру­жающим по разным поводам: просит, требует, указывает, на­зывает, а в дальнейшем и сообщает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: