Условия возникновения речи

Речь возникает как средство ситуативно-делового обще­ния, в котором взрослый знакомит ребенка с разными предметами, их свойствами и помогает малышу овладеть специфическими, культурно-фиксированными действия­ми с ними. Чтобы у ребенка появилось желание загово­рить, необходима потребность в общении со взрослым и в деятельности с предметами. Если для эмоциональных кон­тактов вполне достаточно невербальных средств общения, то для осуществления ситуативно-делового общения ему нужно называть словами предметы, действия, обращаться к взрослому за помощью, задавать вопросы и т.п.

В ходе совместной деятельности взрослый предъявляет ребенку два основных элемента, необходимых для возникно­вения речи: предмет и слово, которым он обозначается. Кроме того он создает для малыша необходимость обозначить пред­мет словом, т.е. ставит перед ним «коммуникативную зада­чу». Слово «задача» в данном случае означает, что перед ребен­ком объективно возникает проблемная ситуация, которая требует от него именно вербального решения. Взрослый назы­вает предмет и побуждает малыша повторить его название, просит выполнить словесную инструкцию (например, принес­ти какой-либо предмет, показать и назвать рисунок в книжке и т.п.). Если ребенок принимает эту задачу, он старается ее ре­шить. Если взрослый не ставит речевой задачи перед ним, мо­жет образоваться разрыв между пассивной речью, т.е. ее пони­манием и активной речью самого ребенка.

Дефицит речевого общения является одной из причин задержек не только развития у ребенка речи, но и психичес­кого развития в целом. Такие факты наблюдаются в неблаго­получных семьях, где дети предоставлены сами себе, и в до­мах ребенка, где персонал мало общается с детьми.


86 II. Особенности развития ребенка раннего возраста


5. Развитие речи



В исследованиях М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, В.В. Ветро­вой, М.Г. Елагиной, были выявлены три составляющие ком­муникативного фактора, которые играют решающую роль в появлении у детей активной речи.1

Первая из нихустановление эмоциональных контак­тов взрослого с ребенком. В работе А.Г. Рузской доказано, что развитие пассивной и активной речи происходит гораздо более высокими темпами у детей, имеющих доброжелатель­ные и доверительные отношения со взрослыми.

Вторая составляющаянасыщение ребенка слышимой речью. В исследовании В.В. Ветровой были получены данные, свидетельствующие о том, что в возникновении речи важен не сам по себе фактор наличия вербальной стимуляции ребенка, но социальный контекст, в рамках которого возни­кает речь, т.е. насыщение опыта ребенка слышимой речью дает благоприятный эффект лишь в том случае, если оно включено в ситуацию общения со взрослым.

Третья составляющаяорганизация взрослым сотруд­ничества с ребенком, в ходе которого он усваивает культур­но-выработанные способы и средства общения, т.е. формиру­ется такое отношение к предметной среде, которое требует обозначения в речи (исследование М.Г. Елагиной).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: