Современные программы воспитания детей раннего возраста

п


284 HI. Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА ________________________________

выдвижении на первый план воспитание активной, творческой личности ребенка с учетом индивидуальных темпов развития, вызывает необходимость создания программ нового поколения. Если до реформы образования все дошкольные учреждения страны работали по единой типовой программе, то в соответст­вии с принципом вариативности, провозглашенным в новой концепции дошкольного образования, открылась возможность свободного выбора педагогами образовательных программ.

В настоящее время разработано большое количество про­грамм нового поколения, предназначенных для образования детей дошкольного возраста, как комплексных (направлен­ных на всесторонне развитие ребенка), так и парциальных (направленных на развитие отдельных видов детской дея­тельности). Несколько иное положение долгое время сохра­нялось в педагогике раннего возраста, которая в значительно большей мере, чем дошкольная, и до сих пор во многом бази­руется на устаревших принципах учебно-дисциплинарной модели воспитания. В рамках этой модели ребенок выступа­ет в качестве объекта воздействий взрослого, а основной це­лью воспитания является передача ребенку знаний, умений и навыков, заданных и жестко ограниченных требованиями и возрастными нормативами типовой программы.

Одной из причин такого отставания стало практически полное уничтожение в 90-х годах прошлого века ясельной си­стемы воспитания. Обеспечение матерей денежными пособи­ями на воспитание детей в домашних условиях, безусловно, имело позитивные следствия; известно, что наиболее благо­приятными для полноценного психического развития ма­леньких детей являются условия семейного воспитания. И хотя потребность в яслях оказалась на первый взгляд неак­туальной, социально-экономические изменения в жизни со­временной семьи возродили общественную потребность в них. В детских садах стали появляться ясельные группы и сразу же встал вопрос об обновлении содержания образова­ния детей раннего возраста. Действующая ранее «Типовая программа воспитания и обучения детей от 1 года до 3 лет» во многом устарела и по своим исходным принципам и методам не соответствовала современным представлениям о целях и задачах образования. Однако отсутствие альтернативных программ вынуждало педагогов работать в рамках устарев­шей модели.


11. Современные программы воспитания 285
_______________ детей раннего возраста ______

Острая потребность в современных программах для самых маленьких послужила стимулом для коррекции ранее обяза­тельной типовой программы и создания новых программ. В данной главе описываются наиболее известные из них.

Программа воспитания и обучения в детском саду1 базируется на «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду», является ее адаптированным вариантом, и в 80—90-е годы была обязательным документом для всех воспитателей и педагогов дошкольных учреждений России.

Программа воспитания и обучения детей раннего возраста является составной частью данной программы по воспитанию, развитию и обучению детей от 1 года до 7 лет. В ней ранний воз­раст делится на два периода: от 1 года до 2 лет и от 2 до 3 лет. В соответствии с этим в каждом разделе программы в качестве общих задач воспитания детей раннего возраста выступают:

• укрепление здоровья, закаливание, развитие навыков опрятности;

• сенсорное воспитание (зрительное, слуховое осязатель­ное восприятие), развитие представлений об окружаю­щем;

• развитие внимания, памяти, познавательной деятель­ности;

• развитие речи, потребности в речевом общении;

• развитие культуры поведения: доброжелательности, со­чувствия, отзывчивости по отношению к людям;

• формирование умения подражать взрослым, выполнять трудовые поручения, заботиться о животных и растениях;

• развитие эстетического восприятия;

• развитие интереса к музыке, подражание пению взрос­лого, ритмические движения под музыку.

На третьем году эти задачи дополняются следующими:

• формирование наряду с наглядно-действенным мышле­нием элементов наглядно-образного мышления и про­стейших видов суждений;

• воспитание интереса к трудовым действиям взрослых, желание помогать им;

• формирование умения играть и заниматься рядом со сверстником;

1Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Василье­вой. М., 1987.


286 14. Содержание и методы педагогической

__________ работы с детьми раннего возраста _______________________.

• формирование элементов сюжетно-ролевой игры;

• формирование практического опыта правильного пове­дения со сверстниками, любви к родителям и близким, послушания.

Содержание всех разделов программы жестко приурочено к возрасту детей. Занятия с детьми второго года жизни пред­ставлены по полугодиям. Основная направленность их — формирование у детей навыков самообслуживания, послу­шания, умения выполнять инструкции взрослых, бережного обращения с игрушками, умения играть рядом с другими де­тьми, обучение совместным играм.

Преобладающей формой обучения детей являются заня­тия. Рекомендуется проводить по 2 занятия в день с подгруп­пами по 5—6 детей до полутора лет и по 8—12 детей от полу­тора до трех. Длительность занятий 8—15 минут.

В программе заложены достаточно подробные и жесткие требования к содержанию занятий по ознакомлению с окру­жающим, сенсорному развитию, развитию речи, движений, сюжетных и дидактических игр в соответствии с возрастным этапом жизни детей. Эти требования опираются на представ­ления авторов о возрастных нормативах развития детей. Так, дети от полутора до двух лет должны уметь складывать пира­мидку из 2—3 колец, различать 4 цвета, к трем годам — знать 6 цветов, уметь правильно держать карандаш, кисть, пользоваться ими; уметь скатывать комок глины прямыми и круговыми движениями и т.д. Подробно прописаны требова­ния к развитию речи детей по полугодиям.

В целом программа имеет регламентированное содержа­ние, ориентирует воспитателей и педагогов на формирование у детей определенных знаний, умений и навыков, является образцом учебно-дисциплинарной модели воспитания и обу­чения.

Программа «Радуга»1 первой комплексной программой воспитания и развития детей дошкольного возраста. Она под­готовлена в целях реализации новой концепции образова­ния, основанной на принципах педагогики развития с точки зрения гуманистической педагогики, обеспечения в группе дошкольного учреждения атмосферы эмоционального ком­форта. Авторами разработаны нетрадиционные формы орга­низации жизни детей в группе, предусматривающие ориен­тацию на личность ребенка, отказ от жесткой регламентации


11. Современные программы воспитания 287
________________ детей раннего возраста ______

деятельности как ребенка, так и воспитателя. Программа включает методические руководства для каждой возрастной группы детского сада.

Ранний возраст охватывает период от 2 до 3 лет. Содержание программы изложено в «Руководстве для воспитателей дет­ских садов, работающих с детьми двух—трех лет» (М., 1991).

В программе дается психологическая характеристика ре­бенка третьего года жизни, специальное внимание уделяется проблеме адаптации ребенка к яслям, предлагаются советы, облегчающие вхождение малыша в группу сверстников. Сформулированы следующие задачи работы с детьми:

• охранять и укреплять здоровье детей (соблюдать санитар­ные нормы и правила охраны жизни и здоровья детей);

• формировать у детей привычки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию (организация рационального режима дня, формирова­ние навыков самообслуживания, объяснение детям смысла режимных моментов, учет возрастных и индиви­дуальных особенностей детей);

• закладывать основы будущей личности (развивать уверен­ность в себе и своих возможностях, активность, инициа­тивность, самостоятельность; формировать доброжела­тельные отношения с воспитателями и сверстниками; поддерживать познавательную активность по отношению к окружающему миру; пробуждать эмоциональную от­зывчивость к эстетической стороне действительности);

• развивать целенаправленность деятельности (способство­вать обогащению игрового опыта ребенка, знакомить с це­лями человеческой деятельности, поддерживать интерес к разным видам детской деятельности, поощрять стремле­ние действовать по замыслу и добиваться результата);

• способствовать развитию сознания детей в процессе раз­вития речи и познавательной деятельности.

Поставленные задачи реализуются в следующих конкрет­ных направлениях работы воспитателя:

• формирование у детей привычки здорового образа жизни;

• развитие двигательной активности детей;

1Радуга. Руководство для воспитателей детских садов, работающих с детьми двух-трех лет/Авт. Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, С.Г. Якобсон и др. М., 1993.


288 И'- Содержание и методы педагогической

________________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА _____________________________________________

• формирование у детей познавательного отношения к миру;

• развитие речи;

• приобщение ребенка к книге;

• развитие игры в раннем возрасте;

• музыкальное воспитание детей;

• рисование и лепка;

• конструирование;

В программе делается постоянный акцент на поддержа­нии эмоционального благополучия ребенка, развитии его творческого потенциала, предъявляются особые требования к личности воспитателя. Здесь воспитатель — не только об­разец для подражания, но прежде всего — творческая лич­ность. Он стремится передать ребенку свой интерес к той или иной деятельности, вносить в нее элементы новизны, неожи­данности, умеет удивляться и радоваться обыденным вещам, гибко перестраивает свое поведение в зависимости от интере­сов и потребностей каждого ребенка, старается сделать жизнь детей в группе радостной, наполненной положитель­ными переживаниями. С этой целью в программе разработа­ны такие оригинальные методические приемы, как введение ритуалов в режимные моменты, «подарки и сюрпризы», «занятия-путешествия», разнообразные праздники, которые сопровождаются изготовлением новых игрушек, украшени­ем группы и пр.

Планирование работы воспитателя строится с учетом рит­мов активности и утомляемости детей. Опираясь на рекомен­дации врачей, занятия проводятся по вторникам и средам, четверг посвящается прогулкам и играм.

Программа «Детство»1 представляет собой комплексную образовательную программу, построенную на принципах гуманистической педагогики и нетрадиционной для отечест­венной психологии периодизации развития детей. В ней выде­ляются три основные ступени дошкольного детства — млад­шего, среднего и старшего. Третий год жизни включен в млад­ший дошкольный возраст, который охватывает период от 2 до 4 лет. Для этого возраста определяются общие образователь­ные цели, а их реализация осуществляется с учетом возраст­ных возможностей детей, т.е. имеет место дифференциация содержания разделов программы для детей третьего и четвер­того годов жизни. Второй год программой не охватывается.


11. Современные программы воспитания 289
_________________________________________ детей раннего возраста ______

I

В качестве общей задачи воспитания выдвигается созда­ние условий для раскрытия возрастных возможностей и спо­собностей каждого. Ребенок здесь предстает не как объект воспитательных воздействий взрослых, а как субъект до­школьных видов деятельности.

Авторы программы предостерегают воспитателей и педа­гогов от искусственной акселерации детей и выдвигают в ка­честве приоритетных в процессе воспитания и обучения наи­более близкие ребенку виды деятельности — игру, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, пред­метную, изобразительную, художественно-театральную дея­тельность, детский труд. В этих видах деятельности происхо­дит интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и вызревание таких новообразований, как произвольность поведения, самоконтроль, творческое воображение, состав­ляющие основу личностного развития и будущего успешного обучения в школе.

Девиз программы: «Чувствовать—Познавать—Творить». Этими словами определяются три взаимосвязанные линии развития ребенка и целостность самой программы, обеспечива­емая связью трех ее магистральных линий — развитие эмоцио­нальной сферы, познавательной и практической деятельности. Работа по каждому разделу программы включает формирова­ние у детей представлений в определенной сфере, познаватель­ных и практических умений. При этом формирование познава­тельных умений подразумевает развитие у детей потребности и способности самим исследовать ту или иную область предмет­ного и социального мира (например, различными способами изучать свойства предметов и веществ, экспериментировать с красками, звуками, словами, движениями и пр.).

Содержание программы центрировано на ребенке, обеспе­чении его эмоционального благополучия, создании благо­приятных условий для развития индивидуальности, пози­тивных личностных качеств.

В программе ставятся следующие задачи воспитания и обучения детей от 2 до 4 лет:

• адаптация к дошкольному учреждению: установление добрых отношений с воспитателями и детьми, создание

1 Детство. Программа развития и воспитания детей в детском са­ду/Авт. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. СПб., 1997.


290 "I. Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА ________________________________

I

условий для эмоционально-положительного самочувст­вия и активности ребенка;

• полноценное физическое развитие, формирование основ 1 двигательной культуры и гигиенических навыков;

• развитие познавательной активности детей, обогащение их представлений об окружающем;

• развитие самостоятельности в предметной деятельности, в игре и общении с окружающими, овладение навыками самообслуживания;;

• развитие доброжелательного отношения к окружающе­му, эмоциональной отзывчивости ко всему живому;

• формирование интереса детей к сотрудничеству, навы­ков речевого и деятельностного общения со взрослыми и сверстниками, обогащение игрового опыта;

• развитие воображения и творческих проявлений в раз­ных видах художественно-эстетической деятельности, создание условий для переживания детьми радости от реализации замыслов и желаний.

Программа составлена с учетом дифференцированного освоения содержания образования (высокий, средний, низкий уровни) по каждому разделу, которое является ориентиром для педагога в конструировании «образовательного маршру­та» ребенка. Она включает следующие разделы, в которых описываются направления развития детей и детских видов деятельности, определяются соответствующие им педагоги­ческие задачи, даются методические рекомендации для вос­питателей.

1. Здоровье (задачи: формирование основ гигиенической культуры и двигательной культуры).

2. В игре ребенок развивается, познает мир, общается (задачи: развитие игрового опыта детей, поощрение творчес­ких проявлений в игре, игрового общения со сверстниками).

3. Мир социальных отношений (задачи: развитие добро­желательных взаимоотношений детей со взрослыми и свер­стниками, формирование у ребенка положительного образа самого себя).

4. Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду, (задачи: формирование представлений о предметах ближай­шего окружения, умения выделять их качества и свойства,, использовать их в разнообразных видах детской деятельнос­ти; воспитание бережного отношения к предметам; знаком-


11. Современные программы воспитания 291
___________________________________ детей раннего возраста ________

ство с простейшими трудовыми действиями взрослых, их ре­зультатами, овладение навыками самообслуживания).

5. Ребенок открывает мир природы (задачи: обогащение представлений ребенка об объектах живой и неживой приро­ды, поддержка интереса детей к миру животных, растений, формирование добрых чувств ко всему живому, выполнение посильных действий по уходу за растениями и животными).

6. Развитие речи (задача: помощь детям в освоении разговор­ной речи — развитие понимания речи, умения вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления).

7. Художественная литература, изобразительное искусст­во и музыка (задачи в области художественного воспитания: открыть ребенку мир словесного искусства, воспитывать ин­терес и любовь к книге, умение слушать и понимать события, сопереживать героям; задачи в области приобщения к изоб­разительному искусству: развивать интерес к рассматрива­нию иллюстраций, эмоциональный отклик на эстетические свойства и качества предметов и явлений; формировать уме­ние рассматривать картинки, узнавать знакомые образы, по­нимать сюжет, сопереживать героям; знакомить с произведе­ниями прикладного искусства; развивать интерес к рисова­нию, способности к изобразительной деятельности; задачи в области приобщения ребенка к музыке: воспитывать интерес к музыке, желание ее слушать, эмоционально откликаться на нее; развивать музыкальные способности).

8. Первые шаги в математику (задачи: привлечение внима­
ния детей к свойствам и соотношениям предметов, называнию
их свойств, расположения, размеров, назначения и количества,
уменьшения или увеличения с чисто практической, игровой це­
лью; организация деятельности по сенсорному развитию).

Организационные принципы работы воспитателей и педа­гогов строятся в программе с учетом возрастных и индивиду­альных особенностей детей. В качестве основных принципов организации деятельности воспитателя и педагога выступают:

• отказ от занятий как основного, ведущего средства рабо­ты с детьми;

• отказ от жесткой регламентации продолжительности за­нятий;

• предоставление воспитателям и педагогам самим опреде­лять необходимость занятий, способ их организации и место в режиме дня;


292 HI- Содержание и методы педагогической

_______________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА _____________________________________________

• проблемно-игровой способ обучения;

• организация занятий с подгруппами детей;

• интегративный характер занятий.

Программа «Истоки»1 — это комплексная региональная программа, ее целью является разностороннее, полноценное развитие ребенка от рождения до 7 лет, формирование у него универсальных, в том числе творческих способностей до уров­ня, соответствующего возрастным возможностям и требовани­ям современного общества. Программа предусматривает обо­гащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон.

В качестве основных линий развития ребенка (в том числе раннего возраста) выделяются:

• социальное развитие,

• познавательное развитие,

• эстетическое развитие,

• физическое развитие.

Каждая линия развития представлена в программе через описание четырех базисных компонентов:

1. Характеристика соответствующих возрасту возможнос­тей психического развития ребенка и его личности.

2. Задачи развития.

3. Показатели развития.

4. Базисные характеристики личности.

Программа имеет не только базисную, но и вариативную со­ставляющую. Это программа открытого типа, предполагающая использование самых разнообразных педагогических технологий.

В ней ставятся задачи воспитания и обучения детей от 1 года до 3 лет.

Задачи социального развития:

• формирование доброжелательных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, ситуативно-делового обще­ния со взрослыми, этических норм и правил поведения;

• поддержка уверенности ребенка в своих силах, его стремления к самостоятельности;

• развитие речи как средства общения.
Задачи познавательного развития:

• развитие сенсорной культуры (посредством формирова­
ния элементарных представлений о величине, форме,

гИстоки. Базисная программа развития ребенка-дошкольника/Авт. Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, А.Н. Давидчук и др. М., 1997.


11. Современные программы воспитания 293
_____________ детей раннего возраста ________

цвете, развитию умений узнавать предметы по наиболее характерным признакам); • развитие культуры мышления (посредством практичес­кого экспериментирования, формирования орудийных способов решения практических задач, стимулирования и поддержки поисков новых способов их решения, раз­витие символической функции мышления);

• формирование представлений об окружающем социаль­ном и предметном мире, мире природы, бережного отно­шения ко всему живому;

• развитие конструирования (через формирование интере­са к созданию построек, знакомство с разнообразными строительными материалами и их свойствами, развитие пространственной ориентировки).

Задачи эстетического развития:

• формирование предпосылок эстетического отношения
детей к окружающему и элементарных видов художест­
венной деятельности: музыкальной, изобразительной,

художественно-речевой;

• ознакомление детей с произведениями народного творче­
ства.

Задачи физического развития:

• формирование у детей здорового образа жизни;

• поддержка потребности детей в двигательной активнос­ти, развитие движений.

В каждом разделе программы представлены содержание и условия педагогической работы воспитателя с детьми. Пока­затели развития ребенка по каждому направлению даны в виде описания мотивационного, когнитивного и поведенчес­кого компонентов развития.

Базисные характеристики личности включают в себя опи­сание тех личностных качеств, которые формируются у де­тей к концу раннего возраста: компетентность в разных сфе­рах развития (социальной, интеллектуальной, физической), инициативность, креативность и самостоятельность.

К базисным относится и раздел «Общие условия реализа­ции программы»— рекомендации по организации жизнедея­тельности детей в детском саду; принципы создания развива­ющей предметной среды; содержание и формы сотрудничест­ва педагога с семьей; работа психолога в дошкольном учреж­дении.


294 HI. Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА


11. Современные программы воспитания 295
_____________ детей раннего. возраста ________



Вариант реализации базиса представлен в разделе про­граммы «Содержание и условия педагогической работы».

Программа «Кроха»1 — это программа воспитания и раз­вития детей до 3 лет в условиях семьи, она представляет со­бой модель развивающего обучения детей раннего возраста, охватывая все периоды развития ребенка от рождения до 3 лет, включая подготовку матери к рождению малыша и адаптацию детей к поступлению в ясли.

Программа адресована родителям, может быть использо­вана в группах раннего возраста дошкольного учреждения. Она разработана в духе идей гуманизации семейного и обще­ственного воспитания. В основу систематизации программ­ного содержания положена проблема развития личности ре­бенка, что находит свое отражение в формулировках задач, конкретизации целей, отборе адекватных по содержанию ме­тодов воспитания и обучения. Не менее важным является принцип деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей, который реализуется через выделение в качестве при­оритетных целей образования:

• развитие у детей предметной деятельности и общения, как ведущих в раннем детстве;

• построение субъект-субъектных отношений взрослых с детьми в разных видах взаимодействия;

• установление взаимосвязи между различными видами детской деятельности для решения общих задач воспита­ния детей раннего возраста.

Особое внимание авторы программы уделяют развитию у детей таких личностных качеств, как активность, инициа­тивность, любознательность, самостоятельность, творческие способности.

В программу воспитания детей 2—3 лет включены разде­лы, в которых описываются методические приемы по следу­ющим направлениям работы взрослых:

— организация режимных моментов;

— воспитание самостоятельности детей при решении бы­товых задач (еда, одевание, туалет и пр.);

— развитие предметной деятельности детей;

1Кроха. Программа воспитания и развития детей до 3 лет в условиях семьи/Авт. Г.Г. Григорьева, Д.В. Сергеева, Н.П. Кочетова и др. Н.Нов­город, 1998. •


— развитие игровой деятельности;

— организация совместной деятельности взрослого с ребен­ком (совместные бытовые занятия, игры с предметами);

— развитие движений;

— развитие речи;

— развитие изобразительной деятельности;

— развитие театрализованной деятельности;

— приобщение детей к музыке;

— основы экологического воспитания детей;

— адаптация ребенка к дошкольному учреждению. В качестве приложения предлагаются:

— методика обучения ребенка плаванию;

— подборка сказок и детских стихотворений, которые мо­гут использоваться при организации игр, выполнении режимных моментов и пр.;

— сценарии семейных праздников;

— описание игр-забав с детьми;

— таблицы показателей физического и нервно-психичес­кого развития ребенка;

— разнообразные способы оказания первой доврачебной помощи ребенку.

В целом это программа нового поколения, хотя некоторые ее разделы все еще тяготеют к типовой программе с установ­кой на формирование у детей умений и навыков, жестко при­уроченных к определенному возрасту ребенка. Об этом свиде­тельствует и предлагаемая авторами диагностика психичес­кого развития детей раннего возраста, не соответствующая методологическим установкам программы и слабо увязанная с ее содержанием.

Программа «Сообщество»1 — это методическое руковод­ство по работе с детьми от рождения до 3 лет созданное в ре­зультате совместной работы по внедрению в России методов воспитания и обучения, ориентированных на ребенка, инсти­тутом Открытое Общество, фондом Сороса и Центром между­народных детских программ. Ее целью является формирова­ние у детей умения критически мыслить, делать выбор, ставить и решать проблемы, заботиться о людях и окружаю­щей среде, развивать творческие способности.

«Сообщество» является программой рамочного типа, т.е. не содержит развернутого содержания, включающего тема­тику, календарный план, конспекты занятий и пр. В ней


296 HI- Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА ________________________________

представлены общие принципы организации и содержания образовательного процесса и ряд образцов конкретных при­емов личностно-ориентированного взаимодействия педаго­гов с детьми, которые носят рекомендательный характер.

В программе даны следующие основные разделы:

—■ общая философия программы;

— теоретические основы методики;

— описание направлений развития ребенка от рождения до 3 лет: эмоционального, социального, когнитивного, развития языка и речи, физического развития;

— организация режимных процедур как элементов обу­чения;

— способы наблюдения за развитием ребенка;

— принципы организации совместной работы родителей и воспитателей;

— принципы организации среды развития ребенка;

— организация правильного питания;

— принципы отбора и подготовки персонала для работы с детьми.

Программа основывается на естественном интересе и вле­чении детей к познанию, на их потребности в тесном и глубо­ком контакте с окружающими взрослыми; направлена на фи­зическое, эмоциональное, социальное и когнитивное разви­тие ребенка; создание безопасной, здоровой, стимулирующей познание среды; организацию благоприятной эмоциональ­ной атмосферы развития, координацию с этой целью взаимо­действия педагогов с родителями.

Ведущим принципом программы является индивидуализа­ция подхода к воспитанию и обучению: учет темперамента, ин­дивидуальных особенностей, вкусов и предпочтений ребенка, стиля воспитания в семье. Предполагается, что воспитатель при­думывает интересные виды деятельности для каждого ребенка, внимательно наблюдет за ним, при необходимости заменяет или адаптирует материалы и задания, создает условия для развития его любознательности и переживания успеха в деятельности.

Важное место в программе уделяется отбору и подготовке персонала, работающего с маленькими детьми. Помимо спе-

1Сообщество. Методическое руководство по работе с детьми от рожде­ния до 3 лет/Под ред. Элеонор Стоукс Зантон.— Институт Открытое Общество.


11. Современные программы воспитания 297
________________ детей раннего возраста ______

циального педагогического образования, воспитатель дол­жен обладать особыми личностными качествами — умением общаться и играть с малышами, испытывая при этом ра­дость, удовольствие, проявляя чуткость и изобретатель­ность, следуя за их интересами. Залогом высокого качества программы является умение персонала вести систематичес­кое наблюдение за развитием, эмоциональным состоянием, поведением детей. В помощь воспитателям предлагаются ме­тоды ведения наблюдений, способы их фиксации, использо­вания в работе с детьми и родителями.

Необходимыми условиями реализации программы яв­ляются наличие постоянного воспитателя, работающего с детьми от рождения до 3 лет; небольшое количество детей в группах и требование, чтобы на одного взрослого прихо­дилось не более трех детей. Только при этих условиях мо­жет быть осуществлен подлинно индивидуальный подход к развитию ребенка раннего возраста и реализовано личност-но-ориентированное взаимодействие персонала с детьми. Важным принципом, соответствующим гуманистическим установкам программы, является участие семьи в ее реализа­ции. С точки зрения психологии развития ребенка раннего возраста, недопустимо отрывать ребенка от матери и поме­щать его в непривычные условия. Поэтому уделяется особое внимание периоду адаптации ребенка к детскому учрежде­нию, вовлечению родителей в жизнь группы, налаживанию взаимопонимания и взаимодействия между родителями и пе­дагогами с целью сохранения привязанностей, обеспечения преемственности в методах воспитания, создания безопас­ной, эмоционально благоприятной среды развития.

Помимо комплексных разработан ряд парциальных про­грамм для детей раннего возраста, нацеленных на развитие отдельных видов детской деятельности. Приводим ряд наи­более распространенных парциальных программ.

Программа «Гармония»1 — главная идея которой — це­лостное развитие личности ребенка 2—5 лет, его интеллекту­ально-художественного и творческого потенциала. Основной принцип здесь — многоступенчатая интеграция образова­тельных и воспитательных задач.и различных по содержа­нию видов деятельности с акцентом на продуктивную деятельность детей (изобразительную, конструктивную, художественно-речевую, театрализованную). Программа


298 HI. Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

предусматривает работу по двум взаимосвязанным направле­ниям: накопление у детей социального опыта познания себя и окружающего мира и реализация его в условиях самостоя­тельной деятельности малышей; содержит новые оригиналь­ные технологии, в основе которых лежит поисковая деятель­ность ребенка, обеспечивающая ему субъектную позицию в познавательно-творческом процессе. Составной частью этого документа является подпрограмма развития ритмической пластики ребенка «Ритмическая мозаика»2, которая содер­жит методические рекомендации и разнообразный практиче­ский материал. К ней разработан «Комплект видеофильмов» (Воробьева Д. И.СПб., 1993—1996), где раскрываются осо­бенности организации педагогического процесса, характер взаимоотношения детей и педагога в ходе мини-занятий, иг­ровой и практической деятельности детей.

Программа «Малыш»2 нацелена на развитие музыкаль­ных способностей у детей третьего года жизни в разных видах музыкальной деятельности. Основу ее составляют произведе­ния классического репертуара; разработан ряд новых музы­кальных игр. В программу развития музыкальности у детей раннего возраста входят пособия для педагогов и для детей. Пособие для педагогов включает музыкальный репертуар, ме­тодические рекомендации по организации работы с детьми, материал для праздничных утренников и кукольных спек­таклей. Богатый выбор его позволяет педагогам проводить за­нятия с учетом уровня развития каждого ребенка. Пособия для детей включают «Хрестоматию музыкального репертуара к программе «Малыш» (М., 1995), которая содержит реперту­ар произведений для прослушивания, движения под музыку, соответствующие методические рекомендации, аудиокассету с записями классической музыки, и пособие «Мы танцуем и поем» (М., 1998). В это пособие включены детские песенки с повторяющимися словами, звукоподражаниями и простой мелодией, которые дают возможность малышам с полутора лет при участии взрослого подпевать их. Пение песенок со­провождается танцевальными движениями и рассматривани-


11. Современные программы воспитания 299
________________ детей раннего возраста ______

ем красочных картинок в книге. Пособие содержит методиче­ские советы для родителей и педагогов.

Программа «Юный эколог»1 направлена на формирова­ние начал экологической культуры у детей, начиная с 2 лет. Экологическая культура рассматривается как осознанное от­ношение детей к природным явлениям и объектам, к себе и своему здоровью. Экологическое воспитание основывается на чувственном восприятии детьми природы, эмоциональном взаимодействии с ней, элементарных знаниях о жизни, росте и развитии живых существ. Экологический подход в озна- ' комлении детей с природой и содержание разделов програм­мы строится на главной закономерности природы — взаимо­связи всего живого со средой обитания.

Итоги

Переход к личностно-оринтированной педагогике, осно­ванной на.признании самоценности каждого периода детст­ва, выдвижении на первый план воспитание активной, твор­ческой личности с учетом индивидуальных темпов развития ребенка, повлек за собой необходимость создания программ нового поколения. Если до реформы образования все до­школьные учреждения страны работали по единой типовой программе, то в соответствии с принципом вариативности, провозглашенным в новой концепции дошкольного образо­вания, открылась возможность свободного выбора педагога­ми образовательных программ. В настоящее время разрабо­тано большое количество программ нового поколения, пред­назначенных для образования детей дошкольного возраста, как комплексных (направленных на всесторонне развитие ребенка), так и парциальных (направленных на развитие от­дельных видов детской деятельности).

Среди программ нового поколения в практике образова­ния детей раннего возраста используются комплексные про­граммы — «Программа воспитания и обучения в детском са­ду», «Радуга», «Развитие», «Истоки» и парциальные — «Гармония», «Малыш», «Юный эколог».



1 Воробьева Д.И. Гармония. Программа. СПб., 1996.

2 Буренина AM. Ритмическая мозаика. СПб., 1997.

3 Петрова ВЛ. Малыш. Программа развития музыкальности у детей
раннего возраста. М., 1998.


1 Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспита­ния дошкольников. М., 1999.


300 IN. Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА


Вопросы изадания

1. Обоснуйте необходимость создания разных образова­тельных программ для детей раннего возраста.

2. Что такое комплексная и парциальная образователь­ная программа?

3. Какие принципы должны лежать в основе создания программ нового поколения?

4. Проанализируйте описанные образовательные про­граммы с точки зрения их соответствия принципу лич-ностно-ориентированной педагогики.


ЛИТЕРАТУРА

Амонашвили ША. Размышления о гуманной педагогике. — М., 1995.

Бениаминова М.В. Воспитнаие детей. — М., 1985.

Воспитание малыша в семье. От рождения до трех лет. — М., 2004.

Выготский Л.С. Собр. соч. Т.4. — М., 1984.

Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком. От года до шести лет. — М., 2004.

Галигузова Л.Н., Ермолаева Т.В., Мещерякова С.Ю., Смирнова Е.О. Диа­гностика психического развития детей от рождения до трех лет. — СПб., 2005.

Давыдов В.В. Последние выступления. — М., 1998.

Детская практическая психология/ Под ред. Т.Д. Марцинковской. — М., 2000.

Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т.1. — М., 1986.

Защита прав и достоинства маленького ребенка: Координация усилий семьи и детского сада. Пособие для работников дошкольных образовательных уч­реждений/ Т.Н.Доронова, А.Е.Жичкина, Л.Г.Голубева и др. — М., 2003.

История дошкольной педагогики в России. Хрестоматия. — М., 1976.

Корнетов Г.Б. Педагогика. — М., 2003.

Корнетов Г.Б. История педагогики. — М., 2003.

Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании. — М., 1990.

Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрас­те. — Прага, 1984.

Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — Москва-Воро­неж, 1997.

Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда — М., 1995.

Основы дошкольной педагогики/Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марко­вой. — М., 1980.

Петровский ВА., Кларина Л.М., Смыеина Л А, Стрелкова Л.П. Построе­ние развивающей среды в дошкольном учреждении/В кн.: Дошколь­ное образование в России. — М., 1996.

Психолого-педагогическая диагностика в образовании. Опыт гумани­тарной экспертизы. — М., 2003.

Развивающие игры с малышами до трех лет. — Ярославль, 1997.

Стеркина Р.В., Князева ОЛ., Маханева МД. Организационно-методиче­ские основы развития новых форм дошкольного образования// Дошкольное воспитание, 2002, №2.

Стревелева ЕА. Методические рекомендации к психолого-ледагогичес-кому изучению детей (2—3 лет). — М., 1994.

Хансен К А., Кауфманн РЖ., Сайфер С. Образование и культура демокра­тии: педагогическая методика для младшего возраста. — М., 1999.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 1989.

Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 1978.

Ямбург ЕА. Школа для всех. Адаптивная школа (теоретические основы и практика реализации). — М.,1996;


Учебное издание


Уважаемые коллеги! ГУМАНИТАРНЫЙ ГВОАТЕЛЬСКПП UEHTP ВЛАДОС

предлагает вашему вниманию следующие книги:



Галигузова Людмила Николаевна Мещерякова Софья Юрьевна

ПЕДАГОГИКА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальностям

«Дошкольная педагогика и психология»,

«Педагогика и методика дошкольного образования»


Курочкина И.Н,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: