Юношеский возраст

Основные новообразования:

формирование мировоззрения, устойчивая Я-концепция, готовность к личностному и профессиональному самоопределению, формирование жизненных планов;

построение системы ценностей и этических принципов как ориентиров собственного поведения;

развитие гипотетико-дедуктивного мышления, теоретического мышления, метапознания (познания методов познания);

расширение диапазона общения при его одновременной индивидуализации;

готовность и способность полноценно включаться в реальные сложные проекты (исследовательские, трудовые, гражданские, бизнес-проекты и так далее).

Основные формы деятельности:

общение: включение в разновозрастные коллективы единомышленников для совместной продуктивной деятельности (исследовательской, творческой, проектной); свободное выстраивание отношений на основе общности интересов и мировоззрения;

познание и учение: оформление образа мира и образа себя в мире, представления об оптимальном укладе и жизненной стратегии;

творчество: создание метафор и сюжетов, оформляющих личные установки, мировоззрение и жизненные стратегии; конструирование моделей целостных социальных и технических систем (реальных и воображаемых);

труд: усвоение позитивных установок к труду и различным продуктивным технологиям.

игра: «игра всерьёз», подразумевающая реальный риск (экстремальный спорт, экстремальный туризм); проживание игровых миров, имитирующих исторические и фантастические сюжеты; пробы профессиональной деятельности.

Основные возрастные задачи:

развитие воображения как способности творения гипотез, проектов и программ;

овладение свободой и самодеятельностью в сфере исследований, проектирования, творчества;

овладение способностью осуществлять научную проверку гипотез и практически воплощать проекты и программы.

Основные образовательные процессы: формирование картины мира; формирование культурной и социальной идентичности; ориентация в мире ценностей, жизненных стратегий, профессий; освоение статуса и самоощущения взрослого человека.

Основные образовательные формы:

Индивидуальные и групповые познавательные и исследовательские проекты. Формирование максимально разнообразной и при этом системной, целостной картины мира с необходимым обозначением собственного места и возможных траекторий в подобном мире. Интенсивные образовательные погружения, моделирующие современные практики.

Основное содержательное наполнение:

Профессиональные пробы в режиме стажировки в основных деятельностных позициях, характерных для современных и наиболее вероятных ближайших будущих трудовых коопераций.

Проекты, предполагающие реальный результат, а также преодоление реальных трудностей.

Сочетание индивидуальных образовательных программ с введением в сферу профессиональной деятельности, где профессиональная сфера рассматривается по принципу организации современных технологий мышления и деятельности.

Приложение 2. Центры интеллектуального развития и творчества детей, подростков и молодежи

Принцип организации современного музея науки и техники «научая – развлекай, развлекая – научай», способствует вовлечению детей и молодежи в мир научных открытий с его историей, проблемами и перспективами. За рубежом подобные центры (типовое название Science Museum или Музей науки) уже более 30 лет строят свои экспозиции по принципу просветительского аттракциона. Сотрудники центров в партнерстве со специалистами из других профессиональных сфер создают интерактивные инсталляции, демонстрирующие различные технические изобретения и физические законы. Широко применяются новые образовательные информационные технологии. Центры становятся образовательным пространством для занятий по физике, химии, биологии и другим научным дисциплинам, а также междисциплинарным исследованиям.

Сегодня в условиях рыночной экономики, уменьшения внимания родителей к воспитанию и развитию детей, прогрессирующего падения мотивации детей и молодежи к познанию и творчеству, а также активной виртуализации особую актуальность приобретает создание современных центров интеллектуального развития и творчества детей и молодежи
(далее – «ЦИРиТ»).

ЦИРиТ является уникальной формой:

развития у молодого поколения (в том числе и детей с ограниченными физическими возможностями) интереса к науке, технике, образованию и культуре;

развития у них инициативности, творческого мышления, способности к нестандартным решениям;

привлечения детей и подростков к занятиям научными изысканиями и творчеством;

поддержки талантливой детей и подростков;

поддержки развития отечественной науки, кадров и производства.

Создание ЦИРиТ дает возможность в интересной интерактивной форме донести до детей и подростков, школьников и студентов знания из различных областей науки, техники, культуры и искусства.

ЦИРиТ позволяет обеспечить:

рост интереса у молодежи к науке, технике, передовым технологиям и инновациям;

формирование нового поколения с активной гражданской позицией (активные, «любопытные», инициативные личности с развитым чувством воображения, способные принимать самостоятельные решения);

создание условий для обучения, всестороннего развития и семейного досуга;

привлекательность проекта для ответственных и зарубежных партнеров, осуществляющих инвестирование, представляющих инновационные разработки, работающие с детьми и их родителями.

Разработка и реализация ЦИРиТ должна вестись с учетом следующих базовых принципов:

интерес – содержание и форма подачи материалов экспозиции, лабораторные комплексы, методики, поведение персонала и прочее должны мотивировать посетителей на исследовательскую и творческую деятельность;

инновационность – сама суть центров является инновационной, что должно поддерживаться содержанием экспозиций, сценариями работы с посетителями, наполнением и качеством предоставляемого сервиса;

доступность и демократичность – возможность нахождения в центре, использование его образовательной и развивающей компоненты не должны зависеть от достатка родителей обучающегося, построение пространства должно обеспечивать комфортное пребывание посетителей различных возрастов, интересов и способностей;

качество – все представленные экспозиции центра должны быть качественно выполнены, снабжены интуитивно понятными инструкциями и сценариями исследовательских экспериментов, обеспечены необходимыми информационными материалами и пособиями;

научность – все экспонаты должны быть направлены на развитие конкретных компетентностей, знаний или навыков посетителей, на получение конкретного результата исследований, иметь научно обоснованные сценарии проведения экспериментов.

Основными посетителями ЦИРиТ будут дети дошкольного возраста, обучающиеся средних образовательных организаций, студенты, дети и подростки с ограниченными физическими возможностями, родители, а также научная и педагогическая общественность.

ЦИРиТ представляет собой образовательно-развивающую площадку, на которой находятся различные объекты (сервисы).

Ядро музея – это интерактивный научный центр, экспонаты которого позволяют в игровой, интересной форме познать основы физики, химии, математики, электроники, географии, экологии, истории и многих других наук. Интерактивный научный центр состоит из «постоянных» и «переменных» блоков (экспозиций). «Постоянные» блоки предназначены для фундаментальных наук и не меняются в течение длительного времени, напротив же, «переменные» блоки меняются каждые 1-3 месяца и представляют собой различные прикладные науки, такие как электроника, строительство, кулинария, автомобилестроение и многие другие.

Современные аудитории и актовые залы для проведения семинаров, конференций, лекций и так далее. За счет использования современных презентационных и интерактивных технологий в данных аудиториях могут проходить как серьезные научные конференции, так и творческие мероприятия для дошкольников.

Технопарк позволит школьникам и студентам проявлять инициативу в создании и разработке научных проектов. Технопарк – это школа инновационного бизнеса, в которой будут выявляться и поддерживаться талантливые управленческие, инженерные и другие кадры, необходимые стране для перехода к инновационной экономике.

Современный 3D (4D, 5D)-кинотеатр, в репертуаре которого научные и учебные фильмы, развивающие программы.

Объекты обслуживающей инфраструктуры: гостиница, кафе, детские площадки, специализированные книжные и другие магазины и прочее.

Целесообразно рассматривать организацию сети ЦИРиТ в крупных региональных центрах, учитывая особенности расположения, инфраструктуры, наличия инновационного и научного потенциала, квалифицированных кадров. Подобные проекты при поддержке государства успешно работают практически во всех западноевропейских странах, в азиатских государствах, в странах северной и южной Америки.

Основными видами занятий (мероприятий) являются изучение животного и растительного миров, исследования в планетарии, тематические выставки, лабораторные исследования и демонстрационные эксперименты, тематические образовательные программы, шоу и зрелищные демонстрации различных закономерностей, образовательно-научные и культурные мероприятия, интерактивные игры и семинары, обмен педагогическим опытом, летние лагеря и прочее.

Основными тематиками экспозиций ЦИРиТ могут являться: археология, химия, биология, математика, животный и растительный мир, искусство, медицина, космос, человеческая жизнь и так далее.

Подобные центры имеют выставочные залы, галереи, библиотеку (медиатеку), специализированные лаборатории, «залы открытий», «залы технологий», обсерватории, планетарий, кинотеатр, магазин, ресторан, средства для лиц с ограниченными физическими возможностями, парк-сад и прочее.

ЦИРиТ является перспективным мероприятием и, безусловно, должен быть реализован с привлечением частного капитала. Однако, учитывая социальную значимость проекта, на его создание необходимо выделение бюджетных средств. Это позволит существенно расширить круг пользователей проекта за счет меньшей стоимости посещения или ее отсутствия для дошкольников, школьников и студентов государственных вузов в организованных группах.

Приложение 3. Дополнительное образование как ресурс регионального развития

Позиционирование образования в целом и дополнительного образования в частности как важных факторов, инструментов и даже самостоятельных направлений социально-экономического развития и социального управления требует точного определения их места и задач в каждом из основных типов социально-экономической и социокультурной ситуации современной России. Поскольку эти ситуации привязаны не только и не столько к экономической специализации и хозяйственно-экономическим связям регионов, сколько к типам поселений, в целом обладающих сходными характеристиками и охваченных сходными тенденциями в разных частях страны, мы строим типологию исходя из различия между условиями и укладом жизни в разных видах и типах поселений.

1. Мегаполис столичного типа (Москва, Санкт-Петербург, до некоторой степени ‑ Екатеринбург, Казань, Новосибирск; при определённых условиях в обозримом будущем ‑ Красноярск, Владивосток, Воронеж, Ростов-на-Дону).

Особенности территории: высочайшая концентрация ресурсов всех типов; большой экономический потенциал; «переполненность» существующих рынков и одновременно возможность создавать новые типы экономически значимой деятельности и новые виды рынков; высокая мобильность населения, связанная при этом с высокой занятостью и в этом смысле малой гибкостью, а также с известной «пресыщенностью» разнообразием и неготовностью искать и создавать новые варианты какой бы то ни было деятельности.

Приоритетная программа: проектно-аналитическая и одновременно компетентностная игра-квест (заведомо реализующаяся не только в ходе моделирования, но в прямом действии в существующем городском пространстве), позволяющая освоить управление наличными процессами, «конфигурирование» их в связи с собственными интересами субъекта, оформление собственных намерений и приоритетов проекта и формирование на их основе как программы деятельности в существующих, экономически обеспеченных и институционализированных сферах, так и образы новых видов и типов деятельности. Для младших возрастов стоит выстраивать формы, так или иначе обеспечивающие «пропедевтику» аналитики процессов разного типа и управления ими.

2. Крупный экономический и культурный центр, обеспечивающий управление (оперирование) экономическими потоками, антропотоками, культурными процессами.

Особенности территории: наличие достаточного количества ресурсов разного типа и, как следствие, достаточно развитая материально-техническая база для какой бы то ни было деятельности; высокий уровень амбиций у значительной доли населения, в том числе связанный с «равнением на столицы»; определённый разрыв между желанием реализовать объективно возможные в поселении крупные («столичные») проекты и программы и нехватки для этого тех или иных факторов (начиная с того, что важные потоки на данный момент не ориентируются на данное поселение, хотя проходят рядом, заканчивая неполной готовностью инфраструктуры или недостаточностью человеческих ресурсов); заметная степень инерции и ориентация на «привычные», устоявшиеся ещё в советские и даже дореволюционные годы отрасли экономики, при наличии инновационных амбиций.

Приоритетная программа: система интенсивных и иных интерактивных, деятельностных и развивающих образовательных форм модульного типа, представляющих ученикам различные типы практик, сообразные их возрастам, а также, независимо от связи конкретного модуля с той или иной практикой, позволяющие освоить основные принципы региональной аналитики и организации нестандартных проектных ходов в заведомо усложнённой ситуации (в частности, в ситуации недостаточных ресурсов).

3. Городское поселение, обладающее минимально необходимой инфраструктурой, но не осуществляющее управления или оперирования сколько-нибудь значимыми процессами и обеспечивающее лишь административное управление прилежащей территорией (сюда могут быть отнесены как большинство районных центров, так и ряд региональных «столиц», особенно в Центральной России и в некоторых частях Сибири и Дальнего Востока).

Особенности территории: ограниченность возможностей большинства жителей в связи с заведомо редуцированной экономикой и с «размеченностью», «заполненностью» пространства, характерной для любого города как такового; высокая социальная пассивность, сочетающаяся со стремлениями активного меньшинства или «всё изменить», или, что чаще, переехать в другое место; предельная несамостоятельность поселения как целостности и зависимость его как от формального наделения/лишения административных функций, так и от передачи/изъятия финансово-экономических ресурсов, позволяющих фактически осуществлять данные функции.

Приоритетные программы:

тренинг социальной компетентности, совмещённый с курсами гуманитарной географии, выстроенными в деятельностном и компетентностном залоге, позволяющий либо выстроить оптимальную стратегию и план собственных действий в своём городе или наиболее выигрышно осуществить миграцию и обустройство на новом месте;

программа тренингов по самоорганизации, саморегуляции,
self-менеджменту, прежде всего обеспечивающие понимание и оформление собственных интересов, а также конструктивную адаптацию к внешней ситуации;

деятельностные лаборатории, посвящённые основным современным практикам, позволяющие школьникам освоить их «азы» и включиться в их реализацию на высоком стартовом уровне своих способностей и компетенций.

4. Городское поселение, не осуществляющее заметного влияния на хозяйственно-экономические процессы, но представляющее собой важный культурный центр и в связи с этим обеспечивающее как воспроизводство культурного пространства, так и ряд важных антропотоков (Томск в Сибири, города «золотого кольца» в Центральной России и т.п.).

Особенности территории: высокая концентрация интеллектуальных ресурсов, при этом, зачастую не ориентированных на какую бы то ни было целенаправленную капитализацию; достаточно хорошие условия для развития человеческого потенциала, по крайней мере в плане общекультурного уровня и кругозора значительной части населения; сравнительно незначительная материальная база для каких бы то ни было масштабных проектов; ориентация либо на традиции гуманитарных практик и «сохранение культуры», либо на включение (в большинстве случаев не управление!) в значительные потоки в качестве или реципиента ресурсов, отдающего взамен непринципиальные, но статусно привлекательные услуги, или источника установок и императивов (пока в незначительном проценте случаев).

Приоритетная программа: система деловых и ролевых игр, рассчитанных на разные возраста, и, соответственно, дифференцированных по форме и конкретному предметно-практическому содержанию, позволяющих осмыслить культурный материал (прежде всего своего города) как значимый ресурс для практической, экономически значимой деятельности; освоить способы использования этого ресурса в своих интересах (вместе со способностью оформлять и описывать эти интересы) и капитализировать его и собственную деятельность, связанную с ним.

5. Моногорода.

Особенности территории: высокая, а иногда почти абсолютная «определённость» хозяйственно-экономического положения и материально-финансового базиса поселения и основных процессов, происходящих в нём; абсолютная негибкость экономики поселения и невозможность переключиться в новые потоки без специально организованных проектных и управленческих действий; противоречивое состояние человеческого капитала и тем более человеческого потенциала поселения: с одной стороны, высокий уровень самосознания (в связи с прочной привязкой к определённому типу деятельности и определённому экономическому макропроцессу) и определённый, часто высокий, уровень квалификации в своём деле, с другой стороны, низкая адаптивность к изменениям и высокая степень тревожности в социально-психологическом «фоне», вызванная постоянным ощущением жителей своей зависимости от внешних, зачастую обезличенных сил.

Приоритетные программы:

культурно-образовательные программы просветительского характера, создающие у детей разного возраста представления о мире как о многообразной и при этом внутренне связной системной целостности, а также задающие широкие горизонты для собственного деятельностного, культурного и ценностного самоопределения;

тренинги социальной компетентности, ориентированные прежде всего на управление собственными стереотипами, развитие способности включаться в новые ситуации, связи и отношения, уверенность в своих силах и возможностях, независимо от «внешних» изменений;

тренинги и иные интенсивные образовательные формы, обеспечивающие развитие воображения, творческих способностей, в том числе воли к реализации собственных идей.

6. Деградирующие поселения городского типа.

Особенности территории: низкая или «нулевая» включённость в какие бы то ни было экономически или социально значимые потоки, с чем связана предельно слабая материально-техническая база для каких бы то ни было начинаний, предельно низкий уровень активности и деятельностной мотивации большинства населения; низкий уровень жизни; резкая поляризация населения, в том числе молодёжи, по интеллектуальному уровню, а также типу и уровню основных запросов и амбиций, с выделением в ряде случаев активного меньшинства, ориентированного на изменение либо своей личной, либо общегородской ситуации, даже без наличия сколько-нибудь значимого материально-технического базиса.

Приоритетные программы:

тренинги социальной компетентности, дифференцированные по форме и конкретному практическому содержанию для всех основных возрастов, прежде всего позволяющие сформировать позитивное мировосприятие, уверенность в своих силах, способность формулировать собственные интересы и подбирать инструменты для их реализации в разных типах ситуаций;

культурно-просветительские программы, рассчитанные на детей разного возраста, прежде всего реализуемые в виде системы интенсивных образовательных модулей, деятельностных лабораторий, краткосрочных погружений модульного типа;

деятельностные лаборатории, посвящённые основным современным практикам, позволяющие школьникам освоить их «азы» и включиться в их реализацию на высоком стартовом уровне своих способностей и компетенций;

система проектно-образовательных игр, посвящённых социальному творчеству и формирующих у школьников деятельностную установку на то, что окружающее тебя пространство, его экономические и, шире, деятельностные связи могут быть трансформированы и сконструированы в связи с интересами людей.

7. Поселения сельского типа, включённые в системы агропроизводства или выстраивающие такие системы, обеспечивающие высокий уровень жизни своим жителям.

Особенности территории: достаточно высокий уровень жизни как в материальном, так и в моральном, психоэмоциональном плане, при этом определённая ограниченность типов экономически значимой деятельности и возможностей использования материально-технических ресурсов (невысокая «свобода манёвра», тем более, реструктуризации производства); недостаточно разнообразная, особенно по меркам «молодёжной моды», заведомо ориентирующейся на урбанизированные пространства, культурная, досуговая и в целом деятельностная среда; высокое качество человеческого потенциала, по крайней мере, в плане прочности и определённости трудовой этики, чувства собственного достоинства, чувства ответственности за своё дело и своё жизненное пространство, в плане деловой прагматики.

Приоритетные программы:

культурно-просветительские программы, рассчитанные на детей разного возраста, прежде всего реализуемые в виде краткосрочных погружений модульного типа и в виде проектных или исследовательских практикумов в «реальной» ситуации;

проектные образовательные модули (прежде всего игры и квесты), позволяющие переосмыслить хозяйственно-экономическую деятельность родителей (и в потенциале свою собственную) с точки зрения существующих и возможных (в том числе смоделированных самими учениками) мировых стандартов хозяйствования, капитализации, обустройства жизненного пространства и культурной среды.

8. Застойные или деградирующие сельские поселения.

Особенности территории: низкая или «нулевая» включённость в какие бы то ни было экономически или социально значимые потоки, с которой связан крайне низкий уровень жизни, дополняемый объективными для сельской местности ограничениями по типам деятельности, инфраструктурным возможностям, возможностям культурного досуга; крайне низкая степень социальной и трудовой мотивации людей, крайне низкая социальная мобильность, приверженность стереотипам; крайне низкий культурный уровень; стремление большей части экономически активного населения к переезду в другие места (при этом низкий или «нулевой» уровень готовности что-либо менять в своём поселении, даже у экономически и социально активных жителей).

Приоритетные программы:

культурно-просветительские программы, позволяющие расширить горизонты и получить материал для определения собственных перспектив и стратегий вне границ своего поселения (безотносительно «мифов» о жизни в «больших городах» или «зажиточных сёлах») на основании рационального социально-экономического и социокультурного анализа;

тренинги социальных компетентностей;

деятельностные практикумы, позволяющие школьникам разного возраста сформировать трудовые навыки, адекватные их возрастной ситуации и позволяющие впоследствии быстро и эффективно освоить востребованные современные профессии и предполагаемые ими типы труда;

тренинги и модули, компенсирующие дефициты основного образования в поселениях данного типа, прежде всего формирующие у школьников способность к закреплению, структурированию и использованию знаний, а также учебную мотивацию.

Приложение 4. Описание механизма зачета программ, пройденных обучающимися в сторонних образовательных организациях

Сетевое взаимодействие образовательных организаций дополнительного образования между собой и с другими образовательными организациями, прежде всего общего, а также профессионального образования предполагает возможность зачета курсов, пройденных детьми в сторонних образовательных организациях.

Наличие механизма взаимозачетов создает условия для развития вариативности и индивидуализации системы дополнительного образования. Из избыточного числа различных образовательных программ дети смогут не только делать самостоятельный выбор, наиболее соответствующий их потребностям и интересам, но и экономить время и силы особенно при прохождении программ предпрофессионального образования и профильного обучения в средней школе. Благодаря системе взаимозачетов дети приобретут возможность осваивать программы в собственном режиме. Система сетевых зачетов позволит реализовать идею более полного, всестороннего и объективного (аутентичного) оценивания образования детей, которая достигается множественностью оценки. Благодаря системе сетевых зачетов обучающиеся смогут приобрести новый социальный опыт, необходимый для более быстрой и легкой адаптации в системах профессионального обучения, где аналогичные подходы получают все большее распространение.

С точки зрения управления качеством образования зачет освоения образовательных программ, а также их частей (тем, модулей) будет служить средством контроля и диагностики качества прохождения образовательных программ воспитанниками и учащимися в условиях сетевых форм организации образовательного процесса, механизмом распределения и закрепления ответственности за качество программ и их выполнение между организациями общего, профессионального и дополнительного образования.

За счет введения данного механизма каждая использующая ее организация приобретет большие возможности для реализации разнообразных образовательных программ при недостатке собственных ресурсов.

В зависимости от места освоения образовательных программ обучающимися и правовых отношений образовательных организаций с другими сетевыми организациями может быть два типа взаимозачетов:

Первый – зачет программ, предлагаемых образовательной организацией, пройденных обучающимся самостоятельно, в форме экстерната, с помощью очно-заочной или домашней форм обучения, что может быть актуально для детей-инвалидов, а также детей, проживающих на удаленных труднодоступных территориях; в данном случае зачет принимается непосредственно у самого обучающегося.

Второй – зачет программ, реализуемых в других образовательных организациях:

входящих в сеть, то есть имеющих договорные отношения с той организацией, которая реализует основную образовательную программу;

не включенных в сеть, то есть самостоятельно избираемых обучающимися из числа сторонних организаций.

В этом случае образовательная организация принимает программы и их результаты у других, сторонних, образовательных организаций.

На предварительном этапе проведения взаимозачетов осуществляется

оценка предложенных сторонними организациями и самими обучающимися курсов и определение принципиальной возможности проведения их зачетов по завершении освоения программ;

рассматриваются возможности засчитывания по желанию обучающихся курсов, реализуемых сетевыми и другими организациями образования вместо аутентичных, то есть предлагаемых основной организацией, в которой обучающиеся осваивает основную программу;

анализируются условия, которые имеются в сторонних организациях для проведения курсов.

На основном этапе проводится промежуточная и итоговая аттестации. Необходимость в промежуточной аттестации может возникнуть в связи с желанием обучающихся изменить избранное направление получения образования или при желании завершить программу раньше установленных сроков. В функции итоговой аттестации входят установление степени полноты и качества освоения программ и обоснование решения о выдаче соответствующих документов.

Приложение 5. Дополнительное образование детей как сфера межведомственного, государственно-частного и социального партнёрства. Механизмы консолидации и интеграции ресурсов.

Институциональная структура дополнительного образования детей включает организации различной ведомственной принадлежности (образование, культура, спорт, молодежная политика, социальная защита населения), собственности (государственные, муниципальные, некоммерческие и частные организации, а также индивидуальные предприниматели).

Различные образовательные мероприятия и инициативы для детей реализуются также институтами науки, промышленной политики и предпринимательства, корпорациями, общественными организациями и объединениями, религиозными конфессиями, профессиональными и творческими союзами, политическими партиями, волонтёрскими объединениями, энтузиастами неформальной и семейной педагогики.

Такая разнообразная институциональная структура создаёт уникальный социальный потенциал воспитания, социализации и культурного развития личности. Эффективная реализация этого потенциала требует разработки и введения в действие комплекса механизмов, обеспечивающих интеграцию деятельности и ресурсов соответствующих институтов.

Изменения в дополнительном образовании не могут быть сведены к отраслевой реформе и узковедомственным преобразованиям организаций дополнительного образования, но должны выстраивать целостную сферу дополнительного образования, формировать региональные образовательные сообщества. Выход за границы организационных структур существующей системы образования позволяет выделять новые современные субъекты образовательных процессов, открывает возможность ставить стратегические цели и принимать стратегические решения.

В такой стратегии государственная образовательная политика должна стать механизмом порождения новых форм образования посредством открытых механизмов, способствующих появлению различных образовательных инициатив, делегирует сообществам возможность действовать самостоятельно в рамках выделенных приоритетов.

Задача государства в рамках такой политики ‑ определение приоритетов и развитие инфраструктуры, в рамках которых могут действовать различные субъекты развития образования, в форме программ развития.

Стратегический приоритет программ развития ‑ консолидация усилий с социальными партнерами (государственными, муниципальными, корпоративными, общественными) для создания различных конфигураций из имеющейся в их распоряжении инфраструктуры, выстраивание моделей общественно-государственного управления системой образования.

Инновационным механизмом интеграции кадровых, информационных, материальных и других ресурсов самых различных институтов воспитания, социализации и культурного развития является организация их сетевого взаимодействия в рамках кластерных систем дополнительного и неформального образования. Институты, составляющие образовательный кластер на основе взаимной дополнительности, образуют горизонтальные взаимосвязи для реализации различных долгосрочных комплексных программ воспитания, социализации и культурного развития. При организации кластерной инфраструктуры базовыми институтами, как правило, являются организации дополнительного образования и соответствующие подразделения территориальных образовательных комплексов. Кластерные системы воспитания, социализации и культурного развития создаются для обеспечения их шаговой доступности и образуют кластерную сеть. Особое преимущество кластерной сети заключается в том, что она обладает уникальными возможностями непосредственного участия организаций и предприятий как потенциальных работодателей в проектировании и реализации программ и мероприятий. Это позволяет радикальным образом компенсировать разрыв, существующий между потенциальными работодателями и системой образования.

Важным направлением работ является создание федеральных и региональных ресурсных центров, обладающих кадровым потенциалом, имущественным комплексом и финансовыми ресурсами, осуществляющих координацию и консолидацию материальных, финансовых, кадровых и иных ресурсов для осуществления образовательных программ, поддержки и генерации инициатив.

Эффективным механизмом снижения барьеров для кооперации и интеграции является создание интегрированных (или комплексных) организаций социальной сферы, что предполагает принятие соответствующего федерального закона, определяющего порядок их создания и финансирования, направления деятельности.

Приложение 6. Дополнительное образование как основа физического воспитания детей

Вопросы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения имеют стратегическое значение и должны решаться на государственном уровне. Вовлеченность широких масс населения в физическую культуру и спорт, а также успехи на международных соревнованиях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой страны. Соответственно, одной из основополагающих задач государственной политики является создание условий для развития физической культуры и спорта, привлечения, прежде всего, детей, подростков и молодежи к активному образу жизни, к занятиям спортом.

Результаты мониторинга состояния здоровья школьников позволяют сделать вывод о том, что 53% обучающихся имеют ослабленное здоровье, две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания, лишь
10% выпускников общеобразовательных учреждений могут быть отнесены к категории здоровых, уровень физического развития свыше 40% допризывников не соответствуют требованиям, предъявляемым армейской службой.

Одним из факторов, негативно влияющих на формирование здоровья детей и рост заболеваемости, являются низкая двигательная активность и неэффективное физическое воспитание детей, в том числе с отклонениями в состоянии здоровья. К сожалению, уроки физической культуры не компенсируют недостаточность двигательной активности школьников. Низкая физическая активность, по данным исследований, выявляется у
80% школьников, показатель физической подготовленности современным школьников достигает лишь 60 % от результатов их сверстников 60-70-х годов. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, на диспансерном учете состоят 68% детей, нуждающихся в активных лечебно-оздоровительных мероприятиях.

Во многом этих негативных последствий можно избежать, если эффективно и целенаправленно осуществлять внедрение физической культуры и спорта в образ жизни детей, подростков и молодежи.

Стратегической целью реформирования физического воспитания и спорта должно стать повышение уровня здоровья и работоспособности детей и молодежи.

Проводимая в последнее время государственная политика в области физической культуры и спорта способствует постепенному восстановлению роли физической культуры и спорта в жизни нашего общества.

В условиях разграничения полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации большое значение приобретает наличие в субъектах Российской Федерации системы законодательно-правовых мер и сложившейся практики организационного, информационного и ресурсного обеспечения сферы физической культуры, детско-юношеского спорта, массового спорта, отдыха и оздоровления детей. Практически все региональные законы включают статьи о гарантированном финансировании детско-юношеского спорта, отдыха и оздоровления детей.

Вместе с тем в субъектах Российской Федерации местные власти отдают предпочтение малозатратным формам организованного отдыха и физического воспитания детей и подростков, таким как профильные передвижные и палаточные лагеря, лагеря с дневным пребыванием при образовательных учреждениях. Практически не улучшаются материально-технические условия для организации эффективной учебно-тренировочной и воспитательной работы с учащимися спортивных школ в каникулярный период, не создаются спортивно-оздоровительные лагеря для воспитанников спортивных школ.

Значимая роль в работе, проводимой с детьми разных возрастных и социальных категорий в области физической культуры и спорта, принадлежит организациями дополнительного образования и наиболее эффективно проводит модернизацию физического воспитания детей через систему дополнительного образования детей.

В настоящее время назрела ситуация о целесообразности разработки мер по поддержке детско-юношеского спорта за счет средств государственного бюджета, в том числе федерального.

В связи этим необходима разработка мер по оказанию финансовой помощи субъектам Российской Федерации на поддержку детско-юношеского спорта и учреждений, осуществляющих подготовку спортивного резерва.

Кроме того, имеются нерешенные вопросы нормативно правового и организационного характера, сдерживающие дальнейшее развитие системы детско-юношеского спорта.

Недостаточность и противоречивость имеющейся нормативно правовой базы, в том числе ведомственной, не поддерживает в должной мере социальный статус системы детско-юношеских спортивных школ, не гарантирует ее сохранение и защиту, ограничивает возможности ее развития.

К современным проблемам развития детско-юношеского спорта также следует отнести несовершенство практики диагностики уровня здоровья занимающихся; определения физических качеств, функциональной подготовки, морфофункциональных показателей, потенциальных возможностей, психологических способностей, спортивного таланта и ориентации; модельных характеристик и игровых показателей.

Сложившаяся ситуация требует усиления управленческих функций со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и координационных – со стороны федеральных органов исполнительной власти.

Принятие и реализация комплекса мер, направленных на модернизацию физического воспитания, не только позволит избежать вышеуказанного сценария развития, но и будет в перспективе способствовать развитию всей системы дополнительного образования детей.

Результатами реализации комплекса мер по модернизации физического воспитания должны стать:

обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом для всех категорий обучающихся;

увеличение числа детей, регулярно занимающихся спортом и готовых продолжить свое обучение в спортивных школах;

рост физической подготовленности детей и снижение заболеваемости;

снижение количества обучающихся, освобожденных от занятий физической культурой, и лиц, отнесенных к специальным медицинским группам;

формирование у молодого поколения гражданского патриотического мировоззрения и активной жизненной позиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: