Защита прав ребенка

Важное направление работы с семьей — защита прав и до­стоинства ребенка. В соответствии с действующими в настоя­щее время нормативными документами (Конвенцией ООН «О правах ребенка», Семейным кодексом РФ, Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федера­ции», Законом «Об образовании») работа по защите ребенка от всех форм насилия рассматривается как должностная обя­занность сотрудников образовательных учреждений; кон­кретизированы понятия о механизмах защиты прав и закон­ных интересов детей, введен запрет на ущемление прав ре­бенка в семье и образовательном учреждении.

Обеспечение прав детей в семье во многом зависит от уров­ня правовой культуры родителей. Проведение с ними разъяс­нительной, просветительской и коррекционной работы по со­блюдению и защите прав ребенка является важнейшим усло­вием эффективности образовательного процесса.

В многоплановой работе по защите прав ребенка должен принимать участие весь коллектив образовательного учреж­дения, но особая роль принадлежит руководителю детского учреждения, методисту, психологу и педагогу.

В задачи администрации по выявлению и предотвраще­нию жестокого обращения с детьми входят:

• принятие решения об организации работы по выявлению случаев оказания помощи детям, испытывающим наси­лие и жестокое обращение со стороны родителей;

• выяснение того, какие службы в городе (специальные службы защиты детей от жестокого обращения, телефо­ны доверия и др.) занимаются данными вопросами и как с ними можно установить контакт.

Основная задача методиста — обучение воспитателя грамот­ной и профессиональной работе по предотвращению нарушения


280 HI. Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

прав ребенка; подбор литературы по проблеме предотвращения жестокого обращения с детьми; одна из задач — информирова­ние коллектива о проблеме жестокого с ними обращения, видах такого обращения, факторах, обусловливающих его.

Психолог проводит наблюдения за поведением детей в группах, анкетирование родителей, обработку и анализ по­лученных данных; осуществляет диагностическую и коррек-ционную работу с детьми и их родителями.

Педагог — главное действующее лицо при проведении этой работы. От его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей в образовательном учреждении и защита прав детей в семье. Он осуществляет профилактическую, диагностичес­кую и коррекционную работу с детьми и родителями, ориенти­рует, просвещает, в случае необходимости, контролирует роди­телей; проводит работу по выявлению случаев нарушения прав ребенка, принимает меры по защите детей от жестокого обра­щения родителей. В целях профилактики этих положений вос­питатель должен работать в следующих направлениях:

• информирование родителей о проблеме защиты прав ре­бенка;

• трансляция родителям положительного образа ребенка;

• работа по коррекции детско-родительских отношений.
В работе по информированию родителей о проблеме защиты

прав ребенка полезно пользоваться памяткой1.

Жестокое обращение с детьми: что это такое?

Жестокое обращение с детьми включает в себя любую фор­му плохого обращения, допускаемого родителями, опекуна­ми, попечителями (другими членами семьи), педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Формы жестокого обращения с детьми Различают в основном четыре формы жестокого обраще­ния с детьми: физическое, сексуальное, психическое наси­лие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

1 См. кн. Григорович И.Н., Павлова Н.Г. Синдром жестокого обращения с детьми: Памятка. — Петрозаводск, 1998. Цит. по кн.: Доронова Т.Н., ЖичкинаА.Е., Голубева Л.Г. и др. Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада. Пособие для работ­ников дошкольных образовательных учреждений. М., 2003.


10. Организация совместной работы 281
_______________________________________ педагогов и семьи ________

1. Физическое насилие — это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

2. Сексуальное насилие (или развращение) — это вовле­чение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексу­альный контакт не дает оснований считать его ненасильст­венным, поскольку он не обладает свободой воли и не мо­жет предвидеть негативные для себя последствия.

3. Психическое (эмоциональное) насилие — это периоди­ческое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психологической форме насилия относятся:

• открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

• угрозы в его адрес в словесной форме;

• замечания в оскорбительной форме, унижающие досто­инство ребенка;

• преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

• ложь и невыполнение взрослым своих обещаний;

• однократное грубое физическое воздействие, вызываю­щее у ребенка психическую травму.

4. Пренебрежение нуждами ребенка — это отсутствие эле­
ментарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается
его эмоциональное состояние, появляется угроза его здоро­
вью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребенка отно­сятся:

• отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка пи­тания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

• отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Недостаток заботы о ребенке может быть непредумыш­ленным, например, в вследствие болезни, безработицы, хро­нической бедности, неопытности родителей, их невежества, следствием стихийных бедствий, социальных потрясений.

Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику на­рушения прав ребенка в семье, прежде всего сам должен быть для родителей образцом уважительного и доброжелательно­го поведения с ребенком.


282 III. Содержание и методы педагогической

_______________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА


10. Организация совместной работы 283
___________ педагогов и семьи ________

Итоги



ереход к личностно-оринтированной педагогике, основан­ной на признании самоценности каждого периода детства,

Характерные черты гуманного стиля общения воспитате­ля с детьми:

• признание в качестве основной цели взаимодействия с ребенком обеспечение чувства психологической защи­щенности, доверия к миру и радости существования;

• индивидуальный подход, т.е. координация своих требо­ваний с задачей наиболее полного развития имеющихся у ребенка способностей;

• использование в качестве основных способов общения понимания, признания и принятия личности ребенка, основанных на умении встать на точку зрения ребенка, не игнорировать его чувства и эмоции;

• определенная личностная позиция воспитателя, а имен­но стремление исходить из интересов ребенка и перспек­тив его дальнейшего развития.

Для изучения воспитателем, психологом семейного климата рекомендуются традиционные методы: наблюдение, опросы, беседы, анкетирование, интервью, тестирование, проективные методики, изучение продуктов детской деятельности и др.

В процессе наблюдения педагогу необходимо обратить особое внимание на содержание обращений, вопросов родителей к де­тям, их форму (мягкая, жесткая), употребление уменьшитель­но-ласкательных или грубых слов, реакции родителей на прось­бы, рассказы детей, их шалости, капризы. Следует также оце­нить эмоциональную окраску общения: силу голоса родителей, его тон (спокойный, резкий, ироничный и др.), мимику, кон­такт глаз, телесные контакты — касания, ласковые поглажива­ния или жесткие толчки. Особое внимание надо обратить на реакцию детей (их настроение, содержание обращений и др.).

Педагог должен вести работу по своевременному выявле­нию нарушения прав детей, принятию мер по защите их от жестокого обращения. При выявлении таких случаев следу­ет обращаться за помощью в различные инстанции: в мили­цию, юридические консультации, службы здравоохранения, медико-социально-психологические центры, телефоны дове­рия, специальные службы защиты от насилия.

Необходимо иметь в виду, что работа по защите прав ре­бенка возможна лишь тогда, когда педагогу удается устано­вить партнерские отношения с семьей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в интересы друг друга.


Цель совместной работы педагогов и родителей — обеспе­чение преемственности между воспитанием ребенка в дет­ском учреждении и в семье. Перед педагогами стоят следую­щие задачи: обеспечение родителей полной информацией о работе детского учреждения; получение информации о запросах родителей, условиях жизни ребенка в семье и его индивидуальных особенностях; наличие свободного доступа родителей к образовательному процессу; просвещение роди­телей; вовлечение семьи в совместную работу с педагогами. Особой задачей является защита прав и достоинства маленького ребенка. Педагог должен вести работу по свое­временному выявлению нарушения прав детей и принятию мер по защите детей от жестокого обращения.

В основе возможных разногласий в подходах к воспита­нию детей у педагогов и родителей чаще всего лежат разные ценности воспитания и неосведомленность о закономернос­тях развития ребенка. Поэтому очень важно выявить разли­чия в точках зрения педагогов и родителей, достигнуть взаи­мопонимания.

Совместная работа с родителями может осуществляться в разных формах: беседы, консультирование, родительские со­брания, тренинги, кружки, родительские клубы, семейные вечера, совместные праздники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: