Исходя из диспозиционной концепции В. А. Ядова, можно описать структуру этнических диспозиций личности. Начнем с того, что окружающая среда, в которой живет этническая общность, включает в себя два основных вида условий:
1) географические условия (например, равнина или горы, пустыня или берег моря, степь или леса)
2) плотность окружения данной этнической общности другими этносами.
Предположим, что этническая общность имеет три уровня потребностей:
— потребность в выживании;
— потребность в общении и взаимодействии с другими этносами;
— потребность в создании социума.
Как уже отмечалось, этническое дано человеку в отношении, в частности в отношении к людям своей и других общностей. Этносоциальные установки формируют стереотипы чувствования, стереотипы поведенческих реакций, стереотипы познания окружающих людей. Воспитываясь в этнической среде, человек усваивает сложившиеся там ранее этносоциальные установки и стереотипы и руководствуется ими при взаимодействии со своим и чужими этносами. Оценивать этнические установки как плохие или хорошие неправомерно. Они существуют в реальности длительное время и способствуют выживанию этносов в окружающем этническом и социальном мире.
Гипотетически можно выделить четыре варианта базовых этнических установок:
1) поведенческие реакции, дозволенные в своей, но не дозволенные в чужой этнической общности;
2) поведенческие реакции, дозволенные и в своей и в чужой этнической среде;
3) поведенческие реакции, не дозволенные ни в своей, ни в чужой этнической среде;
4) поведенческие реакции, не дозволенные в своей, но дозволенные в чужой этнической среде
Наиболее ярко этнические установки проявляются в невербальных формах общения (позы, движения, жесты, мимика, дистанция, интонации и пр.), типичных для различных этнических групп.
Базовые этнические установки создают предпосылки для формирования более сложной диспозиционной системы.
Этнические установки на восприятие своего и других народов основываются не только на знании традиций этих народов, в которых наиболее ярко представлены стереотипы поведения, и истории межнациональных отношений, в которой проявляются стереотипы восприятия друг друга, – в них обязательно содержатся эмоциональный и оценочный компоненты. То, что в отношении собственного народа называется экономностью, применительно к другому народу может именоваться скупостью.
Одно и то же поведение в зависимости от отношения к его субъекту может интерпретироваться полярно: «наглость—внимательность», «безответственность – очень большая занятость», «небрежность – творческое отношение к делу».
Таким образом, этнические установки формируют:
1) этнические стереотипы восприятия друг друга;
2) этнические стереотипы интерпретации и оценки поведения друг друга;
3) этнические стереотипы поведения в окружении своего и чужого этносов.
Этнические стереотипы довольно жестко закрепляются в этно- и онтогенезе. Поступая определенным образом по отношению к представителю своего или чужого этноса, человек не задумывается о мотивах своего поступка. Поступать подобным образом принято, стереотипизировано.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать ряд выводов о системе этнических диспозиций:
1. Этническое в личности—это целостная система диспозиций, выработанная в процессе исторического развития этнической общности и актуализирующаяся в данное историческое время в данной социальной среде.
2. В этногенезе при взаимодействии людей, принадлежащих к одной этнической общности, в диспозиционной структуре их личностей постепенно утверждаются базовые, основополагающие установки, регулирующие этническое поведение.
3. Структура базовых этнических установок и диспозиций определяется природными и социальными условиями жизнедеятельности этнической общности и ее основными потребностями.
4. Базовые этнические установки регулируют стереотипы восприятия и интерпретации личностных качеств представителей своей и чужих этнических общностей, стереотипы их поведения и деятельности в ситуациях межэтнического взаимодействия.
5. Представители разных этносов различаются не набором личностных качеств, а спецификой базовых этнических установок на приемлемость либо неприемлемость того или иного стереотипа поведения в своей и чужих этнических общностях.
ГЛАВА 9. ЭТНИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ.
(аксиология этнического)
В современной социально-психологической науке под ценностью понимают предельно обобщенный социальный опыт, получаемый в фило- и онтогенезе.
Процесс иерархизации ценностей, выделения высших из них, осуществляется в группе, в том числе этнической, при совместной деятельности и общении. Существует горизонтальная (внутри группы, этноса) и вертикальная (межпоколенная) передача ценностей. Индивид, принявший присущую группе систему ценностей, становится носителем группового сознания. Если же речь идет об этнических ценностях, то употребляется термин «этнофор», обозначающий индивида как носителя этнического сознания. Поэтому этнические ценности всегда двойственны по своей структуре, так как психологичны по локусу существования и социальны по функции.
В этнической психологии существует несколько классификаций этнических ценностей. Одна из последних предложена А. О. Бороноевым и П. И. Смирновым, на примере русского этноса выделившими 5 групп ценностей:
1) модусы социальной значимости, включающие в себя целевые ценности субъекта деятельности: духовность, знания, слава, мастерство, дело, власть, богатство;
2) инструментальные ценности социального происхождения:
право, справедливость, свобода, солидарность, милосердие;
3) инструментальные ценности природного происхождения:
жизнь, ум, здоровье, ловкость, сила, красота;
4) целевые ценности субъекта, содержащие в себе характеристики природной среды: вещество, энергия, пространство;
5) высшие общечеловеческие ценности: бог, общество, родной народ, человек (как «ближний»).
Присущий этническим ценностям аффективный элемент реализуется через индивидуальные и коллективные ценностные отношения к действительности. Эти ценностные отношения фиксируются в идейно-психологических формах: мнениях, образах, персонификациях общественных отношений. В них отражены представления о действительности, желаемом, должном, справедливом.
В этнической психологии выделяются различные стороны отражения этнического в структуре личности. Наиболее проработанные в теоретическом плане концепции этнического предлагают многоуровневую структуру этого социально-психологического образования.
Национальная идеология, вырабатываемая государством и обществом в виде социальных институтов. Это теоретически оформленная система взглядов этнофора на:
1) национальные проблемы,
2) национальные интересы,
3) национальные (этнические) ценности.
Это высший уровень национального. Здесь сильны когнитивные элементы, а аффективные элементы слабее. Последние могут вноситься в национальную идеологию осознанно, и история человечества знает национальные идеологии, где аффективное, неадекватное отражение действительности служило ядром и как бы ценностным стержнем. Такие идеологии всегда строятся при обильном использовании мифов, стереотипов, предрассудков, «образа врага».
Такое понимание этнического фактически воспроизводит структуру стереотипа, в том числе этнического стереотипа, где принято выделять когнитивную, аффективную и поведенческую составляющие.
Процесс формирования и становления у индивида этнического проходит ряд стадий, соответствующих уровням диспозиционной регуляции социального поведения личности. Базирующаяся на ценностных ориентациях личности система диспозиций в качестве регуляторов социального поведения личности впервые была предложена В. А. Ядовым.
Первому уровню этнических диспозиций соответствуют национальные чувства. Индивид на начальном этапе онтогенеза в процессе социализации (этнизации) вырабатывает комплекс стойких поведенческих реакций на представителей своего этноса.
По мере взросления индивид все чаще и чаще становится сначала зрителем, а затем и участником ритуалов, вытекающих из национальных традиций. Это второй уровень этнических диспозиций, соответствующий национальной психологии. Национальные чувства при этом укрепляются.
На третьем уровне этнических диспозиций—уровне национального самосознания—уже можно говорить о примате когнитивных компонентов над аффективными.
И, наконец, четвертому, высшему, уровню этнических диспозиций в структуре личности соответствует национальная идеология. На этом уровне происходит усвоение (интериоризация, по Л. С. Выготскому) выработанных как обществом, так и государством концепций этнического, схем межэтнических отношений, представлений об этносах, норм поведения в полиэтническом социуме, идеалов «желаемого будущего», «справедливого будущего», «базовой для конкретного этноса личности» и других идеально-ценностных конструкций, призванных выполнять регулирующую функцию в обществе. Этот уровень этнического в определенной мере зависит от политики государства в национальном вопросе, он подвержен воздействию государственных институтов, средств массовой информации как прямо, так и косвенно.
Диспозиционный подход к пониманию этнического как ценности, проявляющейся в поведении, выводит нас на проблему усвоения индивидом как человеком конкретного этноса определенных матриц поведения, вырастающих из этнических стереотипов. Общество через систему санкций и поощрений способствует полному и адекватному в случае благоприятной социальной ситуации усвоению этнического стереотипа поведения. Он поддерживает индивида в реализации данного стереотипа поведения, облегчает его становление и развитие. Окраска в ценностные тона стереотипов поведения, вырастающих из этнических традиций, обычаев, норм, играет социально-регулирующую роль.
В заключение сделаем несколько общих выводов.
Этническое как ценность имеет двойственную структуру: оно психологично по локусу существования и социально по функциям.
2. Этническое как ценность существует в форме диспозиций и может быть представлено на четырех уровнях (от нижнего к верхнему):
— национальные чувства,
— национальная психология,
— национальное самосознание,
— национальная идеология.
Перемещение от нижнего уровня к верхнему сопровождается двумя изменениями: нарастанием доли когнитивных элементов и уменьшением (но не исчезновением!) доли аффективных элементов. Только на уровне национальной идеологии возможно теоретическое отражение действительности, тогда как предшествующие уровни связаны с обыденным сознанием. Набор поведенческих матриц индивида как представителя этноса определяется этническими диспозициями всех четырех уровней.
3. Глубина и размах межэтнических конфликтов на межличностном уровне зависят от характера коммуникативного поведения партнеров. Обращение к партнеру в межэтническом общении должно исключать пересекающиеся коммуникации— следствие общения с разных уровней этнических диспозиций.
4. Этнопсихологическая маргинальность, существующая в формах объективной этнопсихологической маргинальности и этнопсихологической двойственности, может обострять переживания этнического как ценности и выступать фактором дестабилизации межэтнических отношений.
5. Наряду с традиционными средствами этнической консолидации (флаг, греб, гимн) существуют и более современные: этническая элита и истеблишмент, баланс между которыми влияет на стабильность государства и общества. Национальная идеология вырабатывается элитой, однако ее реализация осуществляется истеблишментом.
ГЛАВА 10. ЭТНИЧЕСКИЕ ЭКСПЕКТАЦИИ И НОРМАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
В отечественной этносоциологической и этнопсихологической литературе большинство авторов ставят вопрос об «объективной властности этнических норм», т. е. о том, насколько нормы обусловливают социальное поведение «человека этнического», независимо от каких бы то ни было типов «конвенций» или «авторитетности», субъективных воль, желаний и предпочтений индивидов и общностей. Основное назначение и действие этнических норм, равно как и мотивация согласия личности с этими нормами, состоят в обеспечении существования и функционирования этноса в качестве организованного целого, а ее участников в качестве членов организационной системы, занимающих определенное положение в ее функциональной, операциональной и статусной структурах и обеспечивающих существование этноса как единого целого.
Социальное взаимодействие людей обусловлено множеством факторов, среди которых этнические экспектации (или ожидания) имеют особое значение. Выступая в определенной роли, каждый человек обладает правами по отношению к другим участникам взаимодействия. Его права образуют ожидания, обращенные к другим участникам и побуждающие их что-то делать ради него. Поскольку роли взаимосвязаны, то зкспектации обязательно взаимодополнительны. Что составляет право для одного партнера—является обязанностью для другого. Суть социальных ролей заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которые налагаются определеной ролью, и осуществлять свои права по отношению к другим.
В этнической психологии такой подход находит самое широкое применение. Ведь идентификация субъекта с определенным этносом и осознание себя как представителя этноса, этнической группы начинается прежде всего с принятия роли представителя данной этнической группы.
Множественность обусловливающих реальный процесс этнического взаимодействия объективных и субъективных факторов предопределяет то, что функционально-ролевая структура группы «стремится» к социальной адекватности, к соответствию объективным требованиям более мощных социальных систем. Это предполагает наличие в разной степени осознанной критической оценки членами этнической группы как собственной функциональной роли в структуре взаимодействия, так и самой структуры в целом. Поскольку функционалыно-ролевая структура группы в значительной степени мобильна, то степень ее полноты, адекватность персонификации ролей возможностям и способам действий исполнителей закономерно продуцируют определенную степень напряженности и конфликтогенности межличностных и межэтнических отношений, особенно когда этнофоры не адекватны в своем поведении существующим этническим экспектациям и ролям. Таким образом, кооперация может протекать без помех в том случае, если ясно определены роли, и эти определения в достаточной степени разделяются всеми участниками и обязательны в организованном взаимодействии.
При анализе социального взаимодействия индивидов норма выступает как эталон, образец, регулирующий психологические механизмы деятельности, как организационно-структурный «параметр», компонент «планов» поведения, как образ, регулирующий процесс деятельности. К механизмам такой регуляции относятся: сопоставление реального поведения и образца, оценка отклонения, выбор альтернативных вариантов поведения с учетом заданной нормы, выбор самого образца (нормы), сопоставление результатов деятельности с заданными образцами.
Воздействие на поведение человека через сознание путем прямого представления нормы в словесной формулировке – один из важнейших каналов социализации индивида и приобретения им знаний о нормах. Но и этот путь, и структурные преобразования внутреннего мира личности под влиянием социальных норм наиболее эффективны при организации условий, форм, способов поведения, в которых заложены, объективированы необходимые социальные нормы, в частности нормы этнические. Таковыми обычно являются как стихийно складывающиеся так и исторически детерминированные этнические нормы поведения. С учетом этнических норм могут быть специально организованы конкретные условия деятельности и поведения человека, а в более широком контексте—этнической группы и общности. Ведь формирование личности и ее субъективного мира протекает в конкретных, частных условиях, в непосредственном окружении и главным образом в прямом контакте и во взаимоотношениях с членами реальных групп.
Каждый член этнической группы выполняет множество обязанностей. Одни из них четко нормированы предписаниями (например, должностными инструкциями); другие регулируются распоряжениями, приказами руководителей, референтных лидеров; третьи обусловлены определенным социально-психологическим статусом каждого члена группы. Выполнение обязанностей контролируется, и если они не выполняются, применяются соответствующие санкции. При этом мера исполнения членом группы ролевых предписаний может зависеть и от того, в какой степени этим предписаниям следуют другие члены социальной или этнической группы.
Принятие роли—это сложный процесс, включающий в себя прежде всего идентификацию с другим человеком. Только вообразив себя на месте другого, человек может представить его внутреннее состояние. Однако способность человека постигать поведение других, ограничена его культурой и личным опытом.
Изучение же психологических механизмов функционирования этнических обычаев и норм может осуществляться по двум направлениям: как анализ механизмов социальной нормативной регуляции индивидуального поведения и как исследование механизмов трансформации индивидуального поведения в элементы совместной деятельности членов этнической группы. Проблема психологических механизмов достаточно детально разработана социальными психологами. Особое внимание обращено на регуляцию поведения индивида посредством выработанных в обществе и группе норм, образцов, стереотипов и пр.
Большинство положений о природе социальных норм тяготеет к одному из двух полюсов: конвенциальному или авторитарному. При «конвенциальной» трактовке социальные нормы сводятся к правилам, результатам договора, соглашения, сделки. При, «авторитарной» трактовке они считаются навязанными авторитетом, обычно речь идет о «надгрупповой» сущности, «надчеловеческом» содержания норм, о привнесении их извне, об их априорности, стабильности. Если в одних общностях вырабатываются и действуют нормы, опирающиеся на всевозможные формы авторитета (от группового лидера до абсолюта),. а в других—конвенциальные нормы (нормы-соглашения, нормы-сделки, нормы-правила), то истоки этого следует искать в объективных условиях. Содержание норм во многом определяется не только характером группового взаимодействия, но и социальными этническими факторами.
Социальные психологи, конфликтологи, юристы уделяют большое внимание разработке средств такого согласования и анализу причин, вызывающих аномальное, отклоняющееся, противонормное поведение. Противоречие между функциональными влечениями, мотивами человека и функциональными требованиями общества неизбежно вызывает конфликт при социализации личности. Низкая мотивация превращает человека в автомат, повинующийся внешним импульсам и стимулам. Взаимосвязь мотивации и нормативной регуляции в конфликтной ситуации возможна в двух случаях: 1) когда выполнение ролей и следование нормам направлены на достижение личного статуса и 2) когда общество представляет лицам, занимающим определенный статус, социальные награды.
Существуют ситуации, когда мотивация к несогласию с нормами несравненно сильнее, чем мотивация к согласию с ними. В этих случаях исследователи обращаются к теории социального контроля. Оказывается, что наличия высокой мотивации личности недостаточно для обеспечения следования нормам, необходимо привлечение вырабатываемых обществом средств внешнего принуждения и побуждения. Стремление к «согласию с нормами» может привести к возникновению глубоких конфликтов личности с нормативными требованиями социума, если имеет место фрустрация влечений, которая в итоге разрушает побудительную мотивацию и приводит к несогласию с социальными нормами, в том числе этническими. Фрустрация побуждений и влечений может стать базисом для мотивации поведения, идущего вразрез с предписанными, запрещающими нормами. Для предотвращения открытого выражения личностью противонормного поведения и предлагается использовать средства и методы социального контроля.
Проблему защиты общества от фрустрированных (конфликтогенных) влечений личности сторонники психоанализа связывают с возможностью использования в этих целях механизмов, разрабатываемых в психоаналитической персонологии как механизмы защиты «эго» от «страдания», т. е. механизмов замещения, сублимации. Следует отметить, что при известной односторонности психоаналитического подхода к субъективному миру личности в работах психоаналитиков делаются попытки анализа таких нравственных образований личности, как моральная тревожность, стыд, вина, переживание социальных санкций и др., имеющих и этническую окраску. Защитные механизмы должны освободить личность от внутреннего конфликта с нормами, дать ей возможность каким-то образом реализовать побуждение и мотивацию. В ряде случаев предлагаются технологические процедуры, которые могут быть использованы как частные средства психологической помощи и терапии. В работах этого направления идет активный поиск средств защиты как социума, так и личности в целях обеспечения и упрочения стабильности существующей нормативной системы. Вопрос же о преобразовании, переструктурировании, изменении мотивационной сферы личности в ходе ее социализации не ставится.
Среди институциональных способов регулирования нормативного поведения наиболее популярны и эффективны две группы: требовательности и стимулирования.
Наиболее популярным способом проявления требовательности к этнофорам или всей этнической общности является приказание. Приказание—это категорическая форма требования. Категоричность – высокая степень волевого побуждения – может быть выдержана в общей деперсонифицированной форме, но может формулироваться и в отношении к конкретному лицу (лицам), которое проявляет тенденцию к девиантному этническому поведению.
Требовательность как способ регулирования предполагает строгое и четкое регламентирование поведения и деятельности, при этом важное значение приобретают последовательность и систематичность социального контроля общности над конкретным субъектом.
К популярным способам нормативного регулирования через стимулирование относятся такие, как доверие и одобрение.
В заключение сформулируем основные принципы регулирования нормативного поведения.
Принцип определенности состоит в том, что лидер или сама этническая общность должны определить, насколько выбранный способ воздействия может стимулировать нормативное поведение. Так, поощрение в виде одобрения в разных формах должно побуждать к проявлению добросовестности, ответственности и дисциплинированности, но возможна ситуация, когда этот способ воздействия не будет эффективным.
Принцип адекватности предполагает, что система применяемых способов воздействия должна быть понятна всем членам этнической группы или общности и расцениваться как справедливая. Это необходимо для соблюдения меры объективности и соразмерности одобрения. Только на основании такого подхода можно оценить достижения субъекта и определить справедливую меру поощрения или наказания. Ведь наказание в нормативной регуляции не только мера ущемления субъекта, но и основание для раздумий и переоценки поведения и деятельности. А для этого необходимо, чтобы субъект понимал смысл воздействия и считал его объективным. Объективность и соразмерность коррегирующего воздействия—важные аспекты принципа адекватности регулирования нормативного поведения, Но они должны быть таковыми не только по содержанию, но и по форме. В разнообразии форм и заложена возможность индивидуального подхода к личности этнофора.
Принцип своевременности применения социальных санкций, казалось бы, не вызывает сомнения. Однако на практике он не всегда соблюдается. Обычно отклонение от норм, не исполнение в должной мере социальной роли карается группой или общностью, но важно, чтобы как поощрение, так и наказание наступали вслед за совершенным поступком. При стимулировании своевременность является одной из форм проявления объективности и быстроты оценки выполнения существующих норм, положений или распоряжений.
Принцип наглядности означает предметное выражение того, что нужно познать и как лучше сделать, помогает активизировать воздействие. Формы наглядности весьма разнообразны и зависят от возможностей этнической группы (общности). Наиболее эффективны те, которые используются в средствах массовой информации. Этот принцип должен обязательно соблюдаться лидерами.
Названные принципы нормативного регулирования безусловно должны применяться комплексно. Ни один из них не может быть назван хорошим или плохим, адекватным или неадекватным без учета конкретной социальной ситуации.
Социальные условия в обществе изменчивы. Меняются и системы норм. Человек может быть полноценным и активным участником социального, в том числе этнического, взаимодействия, не только усваивая жестко фиксированные, конкретные по содержанию и направленности нормы, но и гибко приспосабливаясь к ним. Следует иметь в виду, что системы норм, особенно норм трудовых, политических, используемые при регуляции частных, конкретных актов этнического поведения и взаимоотношений, достаточно мобильны. Поэтому нормативная регуляция служит принципом организации реальной динамической системы поведения и деятельности личности или целой общности.
ГЛАВА 11. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
Анализ специфики взаимодействия этнических сообществ и групп ставит проблему изучения этносоциальных отношений. Выделение этноса в качестве субъекта коллективного действия или социального взаимодействия является методологически определенным, так как субъект деятельности, ее предмет и средства составляют единое целое. Рассмотрение понятий «этническое сообщество», «этнический коллектив», «этническая группа» как рядоположенных позволяет использовать инструментарий, применяемый в социальной психологии малых групп и коллективов.
Проблема изучения социально-психологических характеристик групп (коллективов) как факторов результативного социального взаимодействуя стала интенсивно изучаться в отечественной социальной психологии в 1960—1970-х гг.
Одним из первых к этой проблеме обратился Л. И. Уманский. Выделяя социально-психологические характеристики группового субъекта, он подчеркивал, что психологическая структура контактной группы актуализируется и реализуется только в социальном взаимодействии, именно в нем, группа реально и динамично функционирует. Психологическая структура группового субъекта, с его точки зрения, может быть представлена тремя блоками характеристик. Первый—»общественный» блок—включает в себя социальную направленность, организованность и подготовленность субъекта деятельности, отражая соответственно идеологическую, управленческую и профессионально – деловую сферы групповой жизнедеятельности. Второй – «личностный» блок—объединяет интеллектуальную, эмоциональную и волевую коммуникативность и отражает три стороны сознания и соответствующие сферы жизнедеятельности входящих в группу личностей. В третий блок – «блок общих качеств» – вошли такие социально-психологические характеристики контактного группового субъекта, как интегративность, микроклимат, референтность, лидерство, интро- и интергрупповая активность.
Выделенные социально-психологические феномены, возникающие в процессе межличностного взаимодействия, могут найти применение при изучении этнических групп и сообществ. Так, «социальная направленность» может характеризовать социальную ценность принятых этнической группой целей, мотивов взаимодействия, ценностных ориентации и групповых норм, т. е. идеологическую сферу группового сознания. «Организованность» этнической группы раскрывает ее способность к самоуправлению, к оптимальным функционально-ролевым взаимоотношениям. «Подготовленность» может рассматриваться как готовность членов этнической группы к тому или иному взаимодействию на основе необходимых для этого знаний, умений и навыков. «Интеллектуальная коммуникативность» может характеризовать межличностное восприятие и установление взаимопонимания между участниками взаимодействуя в процессе общения. «Эмоциональная коммуникативность» определяет эмоциональность межличностных связей членов группы, динамику эмоционального настроя и его потенциалы. «Волевая коммуникативность» рассматривается как способность этнической группы противостоять трудностям и препятствиям, как своеобразная стрессоустойчивость, надежность в экстремальных ситуациях. «Интегративность» выступает мерой единства, слитности, общности членов этнической группы. «Микроклимат» определяет самочувствие каждого этнофора в группе, его удовлетворенность группой, комфортность в ней. «Референтность» означает степень принятия членами группы группового эталона, их идентификацию с эталоном групповых этнических ценностей. «Лидерство»—влияние наиболее авторитетного этнофора на группу. «Интрогрупповая активность» выступает мерой активности этнофоров. «Интергрупповая активность» означает влияние одной этнической группы на другие.
Другое направление исследований характеристик коллективного субъекта деятельности базируется на концепции деятельностного опосредования групповой активности, предложенной А. В. Петровским. Коллективный субъект, согласно этой концепции, выступает как иерархически организованная, многоуровневая система активиости, состоящая из различных по степени опосредованности процессом совместной деятельности элементов. В качестве ведущего фактора становления и развития всех форм внутригрупповой активности выделяется социально значимая совместная деятельность.
Социально-психологический анализ эффективной групповой деятельности показал, что влияние на ее успешность оказывают, главным образом, те изменения, которые происходят в специфических отношениях, возникающих при совместной деятельности. Межэтническое взаимодействие в этом аспекте может быть представлено в виде активного и координированного сотрудничества, предполагающего ведущие занятия и цели доминирующей этнической группы в данном сообществе. На успешность деятельности группы должны оказывать влияние те изменения, которые происходят не только в ее структурно-формальных параметрах, но и в специфических для нее отношениях, возникающих в процессе совместной коллективной деятельности.
Решая вопрос о соответствии системы критериев (показателей, признаков) эффективности группы, необходимо различать два уровня такого соответствия: нормативный и сверхнормативный, т. е. соответствие поведения и результатов деятельности членов группы только правовым нормам и соответствие не только им, но и высшим морально-нравственным ожиданиям, не ставшим еще нормами для всех. Понятию «сверхнормативная активность группы», с нашей точки зрения, созвучен термин, введенный в употребление Л. Н. Гумилевым, —»пассионарность этноса» (или образно—»локомотив этногенеза») как способность и стремление к изменению окружения. Импульс пассионарности бывает столь силен, что носители этого признака – пассионарии – не могут рассчитать себя в плане последствий своих поступков. Степени пассионарности различны, но для того чтобы она имела видимые и фиксируемые историей проявления, необходимо много пассионариев, т. е. это признак не только индивидуальный, но и популяционный. Исходя из этого можно сформулировать и закон этногенеза: работа, выполняемая этническим коллективом, прямо пропорциональна уровню «пассионарного напряжения», т. е. количеству имеющейся в этнической системе пассионарности в зависимости от количества персон, составляющих этнос. В терминах социальной психологии пассионарность можно рассматривать как уровень активности этнического коллектива (сообщества), этнос в данном случае выступает субъектом коллективной жизнедеятельности со своим набором характеристик.
В качестве основных характеристик субъекта совместной деятельности, раскрывающих ее динамический (процессуальный) характер, исследователями, в частности А. Л. Журавлевым, выделяются: целенаправленность, мотивированковать, структурированность, согласованность, интегративность, орга-низованность, результативность, пространственные и временные особенности жизнедеятельности коллективного субъекта.
Целенаправленность как ведущая социально-психологическая характеристика коллективного субъекта деятельности раскрывает такое состояние коллектива, при котором цель оказывает главное влияние на совместную деятельность, подчиняет ее себе. Целенаправленность характеризуется групповыми интересами, социальными установками, убеждениями, идеалами.
Следующая характеристика коллективного субъекта—организованность, т. е. упорядоченность, подчиненность членов коллектива определенному порядку выполнения совместной деятельности. Жизнедеятельность традиционных этнических сообществ достаточно жестко регламентирована этническими нормами и предписаниями, при этом основными параметрами организованности коллективного субъекта выступают уровни исполнительности и самоуправляемости в совместной деятельности.
Завершая рассмотрение наиболее известных подходов к выделению социально-психологических характеристик группового субъекта социального взаимодействия, необходимо подчеркнуть их разнообразие, которое связано с неоднозначностью концептуальных критериев, выбираемых разными авторами для такого выделения. Тем не менее в качестве ведущей характеристики группового субъекта взаимодействия, в том числе и этнического, большинством исследователей предлагается использовать его направленность. Это ставит перед этнической психологией задачу раскрыть понятие направленности этноса как интегрального фактора регуляции этносоциального взаимодействия.
Как известно, регуляция социального поведения детерминирована социальными потребностями, что можно конкретизировать и применительно к этносу. Традиционно принято выделять следующие группы социогенных потребностей:
1) потребность в сотрудничестве, кооперации, совместных коллективных действиях, взаимопомощи;
2) потребность в лидерстве, руководстве;
3) потребность в передаче информации, обмене информацией, мнениями, знаниями;
4) потребность в самовыражении, самоутверждении, самореализации и тесно связанная с ней потребность в уважении, престиже, успехе.
Соотношение уровней диспозиционной регуляции и форм этнического взаимодействия не является однозначным, поскольку существует определенная зависимость между уровнем социального развития этнического субъекта и формой организации его взаимодействия с другими субъектами. Это позволяет нам пред положить наличие опосредующего психологического фактора, который может стать интегратором межличностных отношений в процессе этнического взаимодействия. Таким интегрирующим фактором в этническом коллективном взаимодействии, по нашему мнению, является социальная направленность этнического субъекта как социально-психологическая основа его активности. Она имеет сложную трехко-мпонентную структуру, включающую в себя когнитивный (осознание объекта социальной активности), аффективный (эмоциональная оценка объекта, проявление симпатий и антипатий к нему) и праксический (последовательное поведение по отношению к объекту) компоненты. Каждый из них отличается собственным набором психологических характеристик этнического субъекта социального взаимодействия. Когнитивный компонент раскрывается через целенаправленность и мотивированность, аффективный компонент— через эмоциональность и стрессоустойчивость, праксический компонент—через интегративность, организованность и коллективность.
Рассмотрим более подробно выделенные структурные элементы.
Целенаправленность может быть рассмотрена как характеристика этнического субъекта, отражающая его готовность к достижению групповых целей этносоциального взаимодействия. Цель взаимодействия является исходным пунктом развертывания всех форм внутригрупповой активности, это организующее и системообразующее начало взаимодействия. Цель взаимодействия можно рассматривать как феномен опережающего отражения, как идеальное представление будущего результата, которое определяет характер и способы этносоциального взаимодействия.
Мотивированность как характеристика этнического субъекта раскрывает особенности активного, заинтересованного отношения к этносоциальному взаимодействию. Она представляет собой особую сопряженность мотивов в конкретной социальной ситуации, процесс осознания субъектом потребности в достижении этносоциальных групповых целей.
Эмоциональность проявляется в отношениях к взаимодействию и формируется 'под влиянием сложившихся обстоятельств, которые приобретают эмоциональную значимость для этнической группы (сообщества, коллектива) и избирательно вызывают позитивное или негативное отношение членов такой группы к различным сторонам взаимодействия. Эмоциональность субъекта выражается прежде всего в удовлетворенности членов группы реализацией этносоциальных целей.
Стрессоустойчивость как характеристика этнического субъекта и как фактор взаимодействия обусловлена способностью субъекта согласованно и быстро мобилизовывать эмоционально-волевой потенциал для противодействия различного рода деструктивным силам. Она обеспечивается степенью включенности членов этнической группы в социальное взаимодействие, содержанием взаимодействия, адекватным отражением причин эмоциональной напряженности, уровнем социально-психологического развития и организованности этнической группы, степенью принятия членами группы своих функционально-ролевых обязанностей по нейтрализации дисфункций, подавлению деструктивных проявлений.
Интегративность раскрывает генезис интегративных процессов в этнических группах, коллективах, собществах и представляет несомненный теоретический и практический интерес, так как в социальном взаимодействии этнических субъектов наблюдается наличие двух социально-психологических процессов: интеграции и дифференциации. Интеграционные процессы обеспечивают необходимые для этноса монолитность, структурированность, согласованность, позволяющие рассматривать его как единое целое. Значительная часть социальных психологов имеют тенденцию выводить особенности интеграционных процессов из группового общения и взаимодействия, в которых они видят сущность групповых явлений. Общение как способ организации внутригруппового взаимодействия способствует проявлению интегративных феноменов этнического субъекта, таких как психологический климат, межличностные отношения и т. д.
Выделение этих факторов в качестве показателей социальной направлености этнического субъекта и фактора взаимодействия обусловлено особенностями процессов самоуправления и самоорганизации группы, коллектива, сообщества на всех этапах их жизнедеятельности. При этом необходимо отметить, что, например, организованность этнического субъекта связана прежде всего с функционально-ролевыми взаимодействиями, поскольку каждый член этнической группы занимает определенное место в ее иерархической структуре. Групповой этнический субъект, как и любой другой, наряду с официальной имеет и неофициальную структуру, наличие которой во многом обусловлено лидерскими процессами, а само лидерство выступает как фактор организованности этнической группы.
Наконец, коллективность характеризуется рядом показателей, внутренне присущих деятельности этнического коллектива, но имеющих разную степень выраженности. «Инициативность» предполагает выход членов этнического коллектива за определенные нормативные ограничения, неизбежные в любом виде деятельности. «Заинтересованность» позволяет определить степень мотивировации каждого этнофора в совместной деятельности. «Дисциплинированность» проявляется в отношении этнофора к нормативным ограничениям, к целесообразности и справедливости требований, к соблюдению правопорядка как ценности. «Ответственность» раскрывается через совпадение интересов и стремлений членов этнического коллектива в принятии ответственности за результаты совместной деятельности. «Добросовестность» отражает соответствие реального поведения этнофора его функционально-ролевым обязанностям, соответствие поведения и деятельности нормативным предписаниям, которые функционируют в виде традиций, обычаев, групповых мнений и составляют наряду с другими характеристиками образ жизни этнического коллектива. «Требовательность» означает степень должного отношения этнофора к этническим и социальным нормам, регулирующим поведение и деятельность. «Бережливость» («экономность») раскрывает органическое единство социальной и хозяйственной сторон жизнедеятельности этнического коллективного субъекта, опосредуется отношением членов этнического коллектива к процессу и результатам своей деятельности и является показателем их экономической воспитанности. «Критичность» характеризует отношение к 'недостаткам и способствует коррекции отклонений, возникающих как в организации совместной деятельности, так и в межличностных отношениях. «Соревновательная активность» оценивает степень включенности участников в совместную деятельность для достижения целей, поставленных перед этнической группой, коллективом, причем ценность целей определяется этнической группой а сравнении с результатами аналогичной деятельности других групп.
В заключение отметим, что степень проявления выделенных нами характеристик обусловлена следующими психологическими факторами:
— устойчивость основных интересов членов этнического коллектива в совместной и социальной деятельности;
— наличие развитых межличностных отношений;
— причастность к этническому коллективу, активное участие в совместной и социальной деятельности;
— наличие в этническом коллективе достаточно развитой системы самоуправления и самоорганизации;
— наличие реальных соревновательных отношений, имеющих тенденцию охватывать не только совместную деятельность, но и многие другие сферы жизнедеятельности этнической группы (коллектива).
ГЛАВА 12. ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИИ АСПЕКТ В ПЕДАГОГИКЕ.
Целостное описание этнической общности предполагает изучение особенностей ее системы воспитания как института передачи поколениями своего культурно-исторического опыта. В современном мире личность выступает членом нескольких сообществ: этноса, государства, мирового сообщества, но исторически всего прочнее – ее этническое окружение. Этнографические и этнопсихологические исследования образа жизни различных народов фиксируют устойчивую этническую специфику поведения, которая в ряде случаев носит доминантный характер. Является ли этот феномен производной унаследованного, прирожденного или он обусловлен процессами социального научения? Этот вопрос в виде антитезы «природы» и «воспитания» был сформулирован еще в 1874 г. английским психологом и антропологом Ф. Гальтоном.
В его понимании воспитание выступает как процесс социализации, протекающий в форме последовательного и постепенного усвоения индивидуумом и группой социально выработанных норм, ценностей, способов деятельности.
Как явление, присущее любым этносоциальным сообществам, воспитание имеет некоторые общие признаки (передача накопленного опыта, овладение знаниями, забота о здоровье и физическом развитии, формирование мировоззрения и т. д.), но по своим целям, содержанию, организации и методам существенно зависит от истории развития социальных отношений в конкретном этническом сообществе.
Ядром направленного воспитания является образование – процесс передачи накопленных прошлыми поколениями знаний и культурных ценностей. Образование, в свою очередь, включает в себя целенаправленное, специализированное и формализованное по своим методам обучение, а также просвещение как процесс распространения национальной культуры, предполагающий относительно самостоятельный и свободный выбор индивидами сообщаемой информации. Поскольку образование, и особенно обучение, ассоциируется преимущественно с передачей интеллектуальной информации, воспитание можно рассматривать как систему эмоциональных воздействий, формирующих нравственный, эстетический, т. е. ценностно-ориентационный мир личности и ее социализацию.
Термин «социализация» многозначен, и его интерпретации разными авторами не совпадают. В самом общем виде социализацию определяют как влияние среды в целом, которое приобщает индивида к общественной жизни, учит его восприятию культуры, поведению в коллективах, самоутверждению и выполнению различных социальных ролей.
Эволюция содержания и методов социализации неразрывно связана с историческим изменением социально-экономической структуры общества. По мере усложнения и обогащения культуры объем передаваемых из поколения в поколение знаний, умений и навыков увеличивается, а сами формы их передачи дифференцируются и специализируются. Дифференциация процессов и институтов социализации тесно связана с усложнением социальной структуры и организации общества на макроуровне. По мере урбанизации и индустриализации значение общественных институтов и средств социализации неуклонно возрастает. Воспитание становится непосредственно общественным, государственным делом, требующим планирования и систематической координации усилий отдельных институтов. Однако эти общие тенденции не являются линейными и реализуются сложным и противоречивым образом. Сравнительно-историческое изучение стиля социализации у разных народов показывает, что в различных типах этнических культур выстраиваются собственные модели воспитания.
Согласно принципу культурного детерминизма, конкретный этнокультурный тип личности формируется исключительно воспитанием через процессы самоопределения личности. Ключевой единицей самоопределения с общепсихологической точки зрения являются «конфликтные смыслы „Я»«, т. е. представления личности о своей социальной ценности. В качестве критерия для самооценки выступает «референтная группа», состоящая из реальных или воображаемых лиц. Формирование референтной группы как основного компонента личностной определенности – процесс универсальный, общечеловеческий, однако в каждой этнической культуре он подчиняется различным принципам.
В качестве образца для формирования референтной группы может выступать реальная социальная группа (например, родовая, семейно-родственная, иногда персонифицированная в легендарных или реальных предках и т. д.). Очевидным признаком культур, где распространен такой вариант формирования референтной группы, являются разного рода генеалогии, имеющие большое значение для коллективной памяти этнического сообщества.
Референтной может быть и условная социальная группа, выделяемая на основе общности целей деятельности (например, общественный слой, сословие, конфессиональная группа и. т. д.).
Статистический анализ данных по этой группе и многим другим показал, что национальная принадлежность и социально-классовое положение как вместе, так и порознь сильно влияют на педагогические взгляды и эмоциональные реакции родителей. Однако картина далеко не единообразна. Во всех этнических группах родители из более низких социально-экономических слоев склонны к большей строгости и требовательности, чем представители средних слоев. Но у разных народов это проявляется по-разному, в зависимости от конкретной шкалы (типа поведения), связанной с различным отношением к тем или иным поступкам (так как терпимость в одном отношении часто сочетается с повышенной строгостью в другом).
Стиль воспитания обусловлен наличием в данной культуре тех или иных мотивационных синдромов (потребность в достижениях потребность в аффилиации, ориентация на других). Родители, в этнической культуре которых сильно выражена потребность в достижениях, больше, склонны опекать своих детей, незамедлительно откликаясь на их просьбы о внимании.
А установка на воспитание в детях послушания, даже в ущерб их инициативе и самостоятельности, может социально детерминироваться потребностью поддерживать стабильность существующего общественного строя, что характерно для консервативных, традиционных систем.
С этих позиций педагогика различных народов выглядит очень похожей, выступая одновременно и как теоретическая, и как прикладная. Наследование и преемственность социально-этнического опыта осуществляются на основе традиций семейного воспитания, раскрывающих народные педагогические воззрения. Традиции и обычаи—это две взаимосвязанные формы институциональных воздействий на подрастающее поколение. Если обычаи передают конкретные образцы конкретных поступков, действий, то традиции формируют социально значимые качества члена этнической группы. На традициях основывается трудовое, физическое, эстетическое и религиозное воспитание. Определенные педагогические функции выполняют и средства воспитания, в том числе такие, как колыбельные песни, приговоры, сказки, легенды и предания. Традиции включают в свой состав обычаи, обряды, ритуалы как нравственные и другие стереотипизированные формы социального поведения. Обычаи строго регламентируют поступки членов этноса в конкретных ситуациях, регулируют поведение личности в той или иной сфере жизни и деятельности, в том числе и в межличностных отношениях, требуя проявления нравственных, а также трудовых качеств, типичных для данного этноса.
Педагогический аспект обычаев, таким образом, состоит в выработке у детей определенных привычек и стандартов поведения. Дидактическое начало в этом случае проявляется прежде всего в виде правил для подражания.
Нравственное обучение в этнопедагогике выступает в форме устного народного творчества, которое сохраняет в памяти поколений преимущественно идеальные нормы и правила поведения, высоконравственные требования и постулаты. Сила эмоционального воздействия нравственных идеалов позволяет регулировать эмоциональные состояния и корректировать нравственный опыт детей.
Одним из важнейших индикаторов направленного развития этнокультурных процессов является установка обследуемого населения на язык школьного обучения, определяемая по степени осознания необходимости преподавания детям языка своей национальности и по выбору типа школы и языка обучения своих детей.
В современном обществе индивид может одновременно относиться ко многим социальным группам, но чтобы стать членом этнической группы, он должен знать ее символы, нормы поведения, стандарты коммуникации, которые задаются обществом, культурой. Шаблоны поведения, характерные для той или иной этнической общности, обнаруживают различия главным образом в вербальных и. невербальных средствах коммуникации.
Причастность каждого отдельного человека к национальной истории предопределяется не биологической наследственностью, а степенью сознательного приобщения к тем ценностям, которые образуют духовную культуру этноса. Национальность – это не просто дар природы, она порождается актом выбора, человек сам духовно определяет себя, относя к конкретному народу. Он может даже «переменить» народ, но не произвольно, а путем долгого и упорного пересоздания детерминирующей его системы ценностей.
Этнокультурные ориентации индивидов складываются, таким образом, под воздействием многих факторов и определяются социально-этническими макросредой (моно- или иноэтнической) и микросредой (система воспитания, время проживания в иной этнической среде), а также социально-демографическими характеристиками самой личности. Индивид считается взрослым, если закончился процесс его воспроизводства как полноценного члена этнической общности, т. е. если он соответствует всем требованиям, предъявляемым ее взрослым членам.
ГЛАВА 13. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЭТНОСА.
Как известно, понятие культуры имеет несколько значений. Два из них являются основными:
1) культура как результат материальной и духовной деятельности людей;
2) культура как уровень развития, степень совершенствования различных сфер жизни и деятельности.
Психологическая культура – это совокупность имеющихся у индивида, группы или этноса представлений о психике, используемые формы регулирования и развития психики. Носителями, обладателями психологической культуры могут быть разные субъекты: личность, группа (возрастная, профессиональная и др.), этнос, социум. Соответственно психологическая культура этноса—это характерные для данного этноса представления о психике, формы регулирования и развития психики.
Психологическая культура включает в себя осознание существования психики и ее регулирующей роли в деятельности, поведении и во всех проявлениях активности личности. Психологическая культура личности формируется при достаточно развитом уровне сознания и самосознания, но не тождественна самосознанию личности, хотя это связанные и пересекающиеся понятия. В самосознание входят представления не только о собственной психике и ее особенностях, но и о ролях, статусе личности и многих других характеристиках человека: социальных, демографических, физических и пр. В психологическую культуру личности также входят представления не только о собственной психике, но и о психике вообще, о психических особенностях своего этноса и людей из близкого окружения.
Что касается психологической культуры этноса, то она в основном определяется обыденными представлениями о психике. Успешность внедрения научных психологических знаний зависит не только от наличного уровня психологической компетентности людей, которым адресованы знания, не только от потребности и готовности воспринять предлагаемые психологические подходы, методы, приемы, но и от состояния психологической культуры как общества в целом, так и тех групп, к которым они обращены. Эффективное внедрение психологических разработок возможно на основе учета и изучения состояния, уровня психологической культуры, отдельных ее характеристик. Освоение любой технологии обычно происходит путем замены или модификации старой. Как и в любой другой сфере жизни новое здесь сталкивается с противодействием привычного, испытанного, просто давно знакомого.
Психологическая культура представляет собой предмет психокульторологии – междисциплинарной науки, наиболее тесно связанной с культурологией, психологией, этнологией, антропологией, социологией. В психокультурологии могут быть выделены разделы: психологическая культура чувств и эмоций; психологическая культура познания и интеллекта; психологическая культура воли и саморегуляции; психологическая культура сознания и самосознания; психологическая культура самосовершенствования и саморазвития личности. Главным предметом психокультурологических исследований должно быть описание и объяснение форм использования представлений о психике (донаучных и научных), способов ее практического изучения, регулирования и развития. Такое описание не обязательно происходит в психологических терминах. Более того, определенные виды воздействий вообще могут не относиться к сфере психики. Разумеется, и познание, и регулирование, и развитие психики – все, что входит в сферу психологической культуры, детерминировано не только психологическими факторами и не может быть объяснено с помощью одних психологических закономерностей. Познание, регулирование и развитие психики невозможны лишь на основе психологических подходов и методов. Необходим учет и использование социальных, биологических, этнологических, антропологических и многих других законов, подходов и методов.
Рассмотрим основные компоненты психологической культуры.
Презентативный компонент образован комплексом представлений о природе психики, ее возможностях, закономерностях функционирования и стереотипами восприятия, понимания, интерпретации психических феноменов, в том числе индивидуальных особенностей психики. Он включает в себя также представления о влиянии на личность социума, группы, семьи, представления о психическом здоровье, психических расстройствах и заболеваниях. Презентативный компонент является одной из важнейших составляющих этнической картины мира, существующей в данной этнической общности, – целостного представления о мире и способах поведения, учитывающего раличные силы этого мира (природные, социальные, сверхъестественные). В качестве составляющих презентативного компонента могут быть рассмотрены:
а) представления о психике вообще, о ее универсалиях, природе, половых и возрастных различиях;
б) представления о групповых особенностях психики: этнических, профессиональных, свойственных референтной группе и т. д.;
в) представления о собственной психической индивидуальности.
Источниками наполнения презентативного компонента являются: собственный опыт, обыденные знания, полученные из общения, научные знания, усвоенные организованно и неорганизованно. В него входят также мифологические представления о психических явлениях, индивидуальных особенностях психики, иллюзии, предрассудки.
Регулятивный компонент включает в себя способы контроля за психическими состояниями, процессами, функциями, способы психической регуляции поведения, деятельности, познания, общения, приемы восстановления уровня функционирования психических процессов, методы коррекции личности, отдельных психических качеств, профилактики и устранения психических расстройств, лечения психических заболеваний, методы сохранения психического здоровья. Регулятивный компонент психологической культуры этноса представлен эталонами и нормами, которым придается статус обязательных. Отклонение от норм контролируется с разной степенью жесткости. Это в первую очередь относится к эталонам психологической саморегуляции. У субъекта, принадлежащего к тому или иному этносу, складываются собственные эталоны психологической культуры, культуральные установки. Они формируются под влиянием эталонов, принятых в этносе, но содержат индивидуальные модификации, возникающие под влиянием микросоциума и личного опыта, личностных и индивидуальных особенностей.
Формирующий компонент образован целями, принципами и методами развития психики, традициями ее развития и совершенствования. В формирующем компоненте важнейшее значение имеют ценностные ориентации на совершенствование психики, выбор предпочтительной модели строения и функционирования психики. Ценностные ориентации, оценки, ожидания, модели могут быть осознаны и не осознаны. Они исторически и этнически обусловлены. Каждый этнос имеет свои доминанты в этом компоненте психологической культуры, например, европейские этносы – интеллектуальное развитие, Индия, Китай, Япония—совершенствование саморегуляции, арабский Восток – коммуникативная компетентность, искусство общения, Древняя Греция—гармонизация психики в целом.
Психологическая культура этноса неоднородна, в ней обычно можно выделить различные психологические субкультуры. В любом этносе особую субкультуру составляют люди, осуществляющие психологическое воздействие как основной вид своей деятельности. И каждой этнической психологической культуре видное место занимают формы и методы укрепления психического здоровья. Социокультурные факторы влияют на определение вида расстройства и оценку его глубины. Различные психологические и психиатрические симптомы получают разную степень одобрения социумом. Социокультурные факторы могут оказать и искажающее влияние на постановку диагноза. На объяснение причин и особенностей возникновения психических нарушений влияют национальные, религиозные традиции и установки, мифология, фольклор, распространенные эпические произведения. Существуют этнические психозы, в основе которых – механизм самовнушения, связанный с бытующим в данном этносе мифом. Так, у китайцев юго-восточной Азии (чаще у мужчин) встречается синдром Коро: резкое нарастание страха, ведущее к панике, в связи с ощущением, что половые органы как бы втягиваются в брюшную полость, полное же втягивание ведет к смерти. Такие субъективные ощущения – следствие определенных убеждений, рожденных культурой: если в организме нарушено равновесие между Ян и Инь—Инь больше Ян, то это отрицательно влияет на мужские особенности тела.
В заключение приведем основные для изложенного материала выводы.
1. Психологическая культура каждого этноса является неотъемлемой частью его духовной культуры. Она определяется обыденными представлениями о психике, формируется под влиянием культурно-исторических традиций и комплекса социально-экономических факторов.
2. Истоки психологической культуры этноса – в мифологических представлениях о природе человека и его души, в связанных с этими представлениями архетипах.
3. В психологической культуре могут быть выделены три основных компонента: презентативный, регулятивный и формирующий.
4. Психологическая культура этноса выполняет этнообразующую функцию и входит важной частью в картину мира этноса, в его самосознание.
ГЛАВА 14. РУССКИЕ И СУДЬБА РОССИИ.
(опыт этнопсихологического исследования)
Россию (а также ее «наследника»—СССР) со времен Ивана Грозного отличает от стран Запада неравномерность исторического развития, «рваный ритм». История России примечательна и поучительна прежде всего тем, что все попытки русских приблизиться к Европе по уровню цивилизованности оплачивались чрезвычайно дорого, однако в целом были малоуспешны. Кратковременные (иногда, впрочем, блестящие) успехи достигались в отдельных сферах деятельности, но были непрочны. И во все времена явно отставало хозяйство по уровню технологии, качеству продукта, экономичности.
Параллельно с указанными особенностями исторического развития России существует еще одно любопытное явление, а именно стереотип, отражающий русский характер. Попробуем разобраться, существует ли взаимосвязь между особенностями развития России и чертами русского этнического характера и каков ее механизм? Какие факторы сильнее всего повлияли на формирование русского этнического характера и на российскую историю? Почему «историческая судьба русского народа была несчастной и страдальческой и развивался он катастрофическим темпом, через прерывность и изменение типа цивилизации» (Н. Бердяев)? Действительно ли, «умом Россию не понять, аршином общим не измерить» (Ф. Тютчев)?
Эти вопросы с особой остротой встают перед русским народом сегодня, при переходе к рыночной цивилизации. Возможно, наша версия исторического развития России окажется не бесспорной. Но ясно одно, что если на эти (или подобные) вопросы не будут получены адекватные ответы, будущее России останется весьма туманным, а такая неопределенность таит в себе угрозу не только для русских людей, но, может быть, и для всего мира. Вкратце нашу позицию можно представить несколькими положениями.
Во-первых, мы убеждены, что существует взаимосвязь между особенностями развития России и русским этническим характером. И в этом убеждении мы следуем за такими выдающимися деятелями русской науки и культуры, как П. Чаадаев, С. Соловьев, С. Булгаков, Д. Лихачев.
Во-вторых, опираясь на высказывания П. Чаадаева и Э. Фромма, полагавших каждый в свое время, что существует общий западноевропейский социальный характер (который Фромм назвал «рыночным»), мы выдвигаем следующую гипотезу: русский характер является особым социальным характером, сформировавшимся в специфических условиях российского общества; в противоположность западноевропейскому характеру его можно назвать «нерыночным».
В-третьих, следует отказаться от описания русского этнического характера с помощью нравственно-психологических черт типа «добрый—злой», «храбрый—трусливый», «трудолюбивый – ленивый», «щедрый – скупой» и т. д. до бесконечности. Такое описание малопродуктивно, ибо нелегко достоверно установить наличие подобных черт у какого-либо народа. А если даже попытаться сделать это останется неясным генезис этих черт. Следовательно, непонятно, можно ли на них воздействовать и способствуют они или препятствуют движению России к рыночной цивилизации.
Для понимания сущности этнического русского характера очень важно также то, как узакониваются притязания индивидов на ту или иную ценность. Существуют два основных способа, с помощью которых человек признается законным обладателем какой-либо из них (можно назвать их «способами получения социального признания»). Первый – «личный» – через экспертов или судей (каковыми могут быть все члены данного сообщества), признающих право именно этого конкретного индивида на обладание властью, богатством, почестями, мастерством и т. д. Примерами такой процедуры могут быть: выборы президента, присуждение ученой степени, оглашение завещания и т. п. Второй – «безличный» – через рынок, когда притязания субъекта узако