Основным строительным блоком для компании является стратегическая единица бизнеса (СЕБ). Стратегическая единица бизнеса — это конкурентная среда, где вы устанавливаете соответствие своего продукта потребительской группе или рынку. Ваши стратегические единицы бизнеса определяют бизнес. Они в прямом смысле рассказывают, где вы сталкиваетесь с конкурентами, и кто они такие. На этой стадии нашей программы ваша задача - определить свой бизнес, идентифицируя стратегические единицы бизнеса, присущие вашей компании.
Вот несколько характеристик и определений СЕБ:
• СЕБ — это основная конкурентная единица компании.
Это означает, что в пределах СЕБ вы действуете на базовом уровне корпоративной конкуренции. Здесь вы противостоите одному или большему количеству конкурентов в отношении определенных группы потребителей.
• СЕБ имеет особую группу потребителей. Идентифицированные вами ранее группы потребителей будут компонентом СЕБ.
• СЕБ имеет определенных и идентифицируемых конкурентов.
• СЕБ включает в себя определенные продукты. Идентифицированные вами ранее группировки продуктов по
сериям станут компонентом СЕБ.
• СЕБ как независимое единство может быть измерено с
точки зрения прибыли и убытков. Вы можете сфокусироваться на определенных продуктах для определенных потребителей и измерить объем своих продаж в отношении своих расходов, чтобы определить степень своей прибыльности.
Вы можете планировать в пределах одной СЕБ независимо от своего планирования с другими СЕБ.
Держа в голове эти характеристики, попробуем определить СЕБ для вашей компании. Самым простым и эффективным способом идентифицировать СЕБ будет разработка матрицы. Горизонтальная ось этой матрицы содержит группы потребителей. А вертикальная ось содержит серии продуктов. Ниже дается пример матрицы для СЕБ.
| Группа потребителей 1 | Группа потребителей 2 | Группа потребителей 2 | |
| Продукт(ы) 1 | |||
| Продукт(ы) 2 | |||
| Продукт(ы) 3 |
По горизонтали этой матрицы впишите обслуживаемые вами в настоящий момент потребительские группы. Это те группы, что вы идентифицировали на второй ступени.
По вертикали впишите наименования групп продуктов, которые вы предлагаете в текущий момент. Это опять-таки те продукты, которые вы идентифицировали на второй ступени.
Чтобы определить свои Стратегические Единицы Бизнеса, вы должны соотнести потребительские группы со своими продуктами. Это соотношение укажет на два первичных фактора для анализа вашей организации, ранее рассмотренные на второй ступени:
• Что вы предлагаете и
• Кто это покупает
Завершите этот процесс относительно каждой группы потребителей. По его завершении вы получите матрицу с блоками, отмеченными "X". Там, где вы поставите "X", вы получите Стратегическую Единицу Бизнеса (СЕБ).
| Группа потребителей 1 | Группа потребителей 2 | Группа потребителей 2 | |
| Продукт(ы) 1 | X | X | |
| Продукт(ы) 2 | X | X | |
| Продукт(ы) 3 | X | X |
Каждое соответствие между потребительской группой и предлагаемыми продуктами является конкурентной единицей вашего бизнеса. Здесь вы противостоите конкуренции за определенную группу потребителей с определенной серией продуктов в качестве орудия конкурентной борьбы.