Французский уголовно-процессуальный кодекс 1808 года

Система уголовных судов Франции XIX - начала XX веков

Система уголовных судов. Несменяемость судей

Старая судебная система была реорганизована Учредительным собранием в 1790 г. Окончательное новая судебная система Франции была создана Наполеоном в начале XIX в. Согласно тройственному делению преступных деяний устанавливалось три вида судов:

1. Низшую инстанцию, существующую в каждой коммуне, составляет мировой судья, которому подсудны мелкие гражданские (с ценой иска до 500 фр.) и уголовные дела (нарушения).

2. Второе звено в административных округах составляют административные суды - суд исправительной полиции от 3 до 10 судей, разбиравший более значительные гражданские дела и проступки средней тяжести без участия присяжных заседателей.

3. Третье звено в департаменте - апелляционный суд, который состоял из двух отделений: по уголовным и гражданским делам. Одно из его отделений образует апелляционную инстанцию для уголовных дел. разрешенных судами исправительной полиции. Они по жалобам сторон вновь пересматривают обстоятельства дела по существу и постановляют новый приговор, повторяя судебную процедуру, какую уже проделал по этому поводу суд первой инстанции (т. е. производит снова допросы подсудимого и свидетелей, проверку доказательств и т. п.). При нем же образуется особый суд ассизов, состоящий из трех судей и 12 присяжных заседателей, для рассмотрения дел о тяжких уголовных преступлениях.

Всю судебную систему возглавлял Кассационный суд. пересматривающий решения и приговоры с точки зрения соответствия их закону и его правильному истолкованию, а также с точки зрения соблюдения всех установленных форм судебного производства. При этом происходит проверка, законно ли судил суд (например, выясняется незаконный состав присяжных, отсутствие гласности разбирательства), и поэтому в его компетенцию не входит проверка и установление фактических обстоятельств дела. Дело передается для нового рассмотрения в ту же инстанцию, приговор которой отменен (кассационный суд не может вносить в приговор какие -либо изменения), но в другой суд, или в тот же суд в другом составе.

При судах, начиная с окружных, состояла прокуратура, которая поддерживала обвинение и осуществляла надзор за законностью действий должностных лиц судебного аппарата. Низшим его звеном является имперский прокурор (затем прокурор республики). который непосредственно подчинен генеральному прокурору при апелляционном суде, являющемуся вторым звеном прокуратуры. Во главе всей системы находится министр юстиции -член правительства. Ему был также подчинен генеральный прокурор при суде. Прокуроры перемещаются приказами министра юстиции.

Все судьи назначаются правительством. Судебная власть представляет собой особую отрасль государственной деятельности, обособленную от других функций государства. Независимость судебной власти выражается в том, что:1) органы суда отличны от органов администрации; 2) судебные решения не нуждаются в чьем-либо утверждении или санкции; 3) общий надзор за деятельностью судов принадлежит высшим судебным органом, а не органам администрации; 4) судьи не могут быть смещены с должности администрацией, однако все сменявшиеся во Франции режимы нарушали несменяемость судей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: