Обожение как высшее, хотя и беспредельное бытие человека, бытие в Боге и с Богом - тема не только антропологическая, но мы должны ее коснуться, так как проблема духовного обожения не всегда разрешается на телесном, плотском уровне. Антитеза телесному обожению исходит из послания к коринфским христианам святого апостола Павла:
1Кор.15:50: Но то скажу [вам], братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.
Этот стих понимается Церковью, во-первых, как утверждение примата духа над плотью, а во-вторых, "плоть и кровь" как синоним греховного. Плоть и кровь - как источник плотских побуждений и грехов. "Не наследует" Царства Небесного непреображенное тело, не очищенная от тления плоть.
"Тело наше, в том виде, как оно теперь есть, - грубое... негоже для Царствия Божия. Если предназначено ему участвовать в сем царствии, то оно наследовать его иначе не может, как претворено будучи... Надобно облещись в нетленное тело, и тогда войти в царство, если достоин того" [86], - так, выражая святоотеческую точку зрения, толкует это место апостольской проповеди святитель Феофан Затворник.
|
|
Под Воскресением Христовым Церковь понимает, как мы видели, Воскресение Его Тела и Его Плоти. К этому преподобный Иоанн Дамаскин прибавляет:
"Так мыслим и происшедшее (вследствие воплощения Слова - А.Л.) обожение плоти" [87].
"Говорим об обожении плоти и [ее] соединении с [Божиим] Словом..." [88].
Через Христа человек может достигнуть обожения своего с телом и плотью. И это уже открыто нам в телах святых:
"Святые и при жизни были исполнены Духа Святого, а по их кончине благодать Духа Святого неизменно присуща и душам, и телам в гробницах" [89] (Преподобный Иоанн Дамаскин)
И даже при жизни в телах святых совершается обожение, хотя и временное. Это мы можем увидеть из беседы Мотовилова с преподобным Серафимом. То же встречаем и в житиях других святых. В "Отечнике" рассказывается об авве Силуане, у которого "однажды лицо и тело озарились светом, как у ангела" [90]. Свет, сияющий в теле, в плоти святых, является видимым действием божественной силы, благодати Святого Духа.
"Земное тело, сияющее божественным блеском, смертное тело, источающее славу Божества... (которая) прибывает к телу, но изнутри, благодаря превосходящему ум неизменному обожению человеческой плоти..." [91] (Преподобный Иоанн Дамаскин)
О сиянии световидности обоженного тела пишет и преподобный Макарий Египетский:
"В воскресении все члены будут воскрешены: и все сделается световидным, все погрузится и преложится в свет и в огонь, но не разрешится" [92].
|
|
Таким пламенным утверждением о теле и плоти человека, силою Бога очищенных, преображенных в нетленную природу, обоженную, приближенную, насколько это возможно человеку, к Божеству, можно завершить (в первом приближении) тему догматического учения о теле.
Антропологический анализ требует от нас рассмотрения еще двух тем: духовно-аскетическое значение телесности человека; психофизиологический и гносеологический аспекты телесности.
4.5. Понятия "тело" и "плоть" в аскетике
В теме телесности в аскетике, конечно, нет однозначности. Тело и плоть, во-первых, противостоят душе и противятся обладанию всем естеством; а во-вторых, помогают им овладеть. Тело и "друг" и "враг", как писал святитель Григорий Богослов:
"Плоть - мой враг и друг; приятная война... неукротимый зверь... Это ласковый враг и коварный друг" [93].
И это не эмоциональный возглас изнемогающего в труднейшей борьбе аскета, а резюме общего опыта, восходящего к Священному Писанию:
Гал.5:17: Ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся...